mailto:razmik@narodonaselenie.ru

27/10/2013 18:43

Летопись трамвая

Автор: Журнал Народонаселение Распечатать страницу |

Рассказать друзьям - Bookmark and Share

27.10.2013, Россия 12:00:00 К 115-летию в Нижнем Новгороде вышла книга об истории этого транспорта.

УГЖД. Знакомое сокращение? Оказывается, оно было в большом ходу у нижегородцев в начале ХХ века. Его писали на борту трамваев. И означало оно нечто иное, чем сейчас – «Управление городской железной дороги». Именно городской железной дорогой называли в России на первых порах трамвай.

Железная дорога собственно стала и местом его появления. Русский инженер Федор Пироцкий в 1876 году испытал его прототип в окрестностях Петербурга на станции Сестрорецк. Карл Сименс, основатель знаменитой немецкой машиностроительной фирмы, работники которой используют строительную технику, прочитав публикацию Пироцкого в русском «Инженерном журнале», приехал вскоре к создателю необычной техники. И… в мае 1881 года первый в мире трамвай начал ходить по маршруту в Гросс-Лихтерфельде – пригороде Берлина.

Первый в России трамвай пущен был в Нижнем Новгороде. 8(20) мая 1896 года между вокзалом и окским мостом прошел первый трамвай, построенный фирмой все того же Сименса и Гальске. Это было рождение в стране современного городского общественного транспорта. Вообще-то он существовал и раньше: с 1847 года в Москве ходили «линейки», то есть большие конные экипажи, пущенные по определенным линиям. В 1863 году Петербург обзавелся конкой.

Все эти факты почерпнуты из новой книги Юрия Коссого «Нижегородский наш трамвай», выпущенной в издательстве «Растр-НН». Автор ее – личность знаменитая. Он почетный работник транспорта РСФСР, инженер-железнодорожник, который долгие годы был одним из руководителей транспортного хозяйства ГАЗа, а потом четверть века – начальником трамвайно-троллейбусного управления в Горьком. Сейчас несмотря на почтенный возраст работает профессором в Нижегородском архитектурно-строительном университете… Представьте себе: Юрий Маркович сидел в школе за одной партой с космонавтом Владимиром Шаталовым, учился железнодорожной профессии вместе с писателем Вилем Липатовым, слушал лекции знаменитых ученых-железнодорожников.

История нижегородского трамвая полна необычных событий.

Предупреждение: 12+ «Запрещено для детей».
Перепечатывание материалов портала возможно только c указанием активной ссылки на сайт.
Служба новостей: rizorajuzuh@yandex.ru.
Именно здесь впервые в России трамвай стал ходить зимой по льду замерзшей Оки, а летом по разводному мосту. Здесь в одной системе с ним начали работать первые в стране фуникулеры, а один – даже с тоннелем. Здесь в 1924 году трамвай смог подняться в 100-метровую гору. В некоторые вещи даже и поверить как-то непросто: вот представьте себе – около 70 лет в кремле был трамвайный парк!

Книга проиллюстрирована уникальными снимками. Некоторые из них никогда не публиковались. Они дают нам возможность заглянуть и в конец позапрошлого века, и в совсем недавние десятилетия, которые хорошо помнят те, кто постарше. Их можно разглядывать бесконечно: пытаешься понять, где сделана фотография, ведь город изменился, как реально выглядели старые вагоны.

К сожалению, как у большинства сегодняшних книг по истории транспорта, у нее есть один серьезный минус – слишком маленький тираж.

Рассказать друзьям - Bookmark and Share 

© 2013