Особенности коррекции слуха у маленьких детей

Содержание:

Мир звуков: чем раньше в него попадешь, тем лучше

Еще пару-тройку десятилетий назад объективно диагностировать нарушение слуха у младенца было сложно. Просто не существовало точного оборудования для этого. Врачи большей частью субъективно оценивали реакции малыша на звук, движение и т. п. Только к двух-четырехлетнему возрасту во многих случаях становилось понятно: слабослышащий ребенок или нет.

А ведь растущему организму важен каждый день, если в раннем возрасте оказывается лишена звуковой информации слуховая кора головного мозга, она не развивается как надо, и это влияет на всю дальнейшую жизнь.

В наши дни возможностей понять, есть ли проблемы со слухом, намного больше. Но и опыт прошлых лет не стоит сбрасывать со счетов, полагаясь только на диагностику в больничных условиях

Важно все. Иногда родители «бьют тревогу», что малыш плохо слышит

А порой лишь специалист, к которому обратились по совсем другому поводу направляет к сурдологу. Например, при задержке речевого развития у ребенка грамотный невролог или психолог посоветует в первую очередь проверить слух.

Не хочу слышать… Или не могу?

Сверяемся со сроками

Уже в роддоме, как правило, на 2-3-ий день жизни всем малышам в РФ должны проводить аудиологический скрининг.

Ребенок, ты хорошо слышишь?

Что должно насторожить взрослых

С рождения:

  • Низкая оценка новорожденного по шкале Апгар.
  • Недостаточная масса тела ребенка.
  • Любые патологии, не связанные напрямую со слухом.
  • Проведенное агрессивное лечение в раннем возрасте (назначение сильных антибиотиков).

Это, разумеется, не означает, что при наличии вышеуказанных обстоятельств малыш будет плохо слышать

Просто повод тщательнее обратить внимание на все факторы развития, в том числе – слух

Дети до 3 лет:

  • Ребенок не реагирует или плохо понимает сказанное тихим голосом.
  • Воспринимает говорящего, только если видит того.
  • Малыш все время старается приблизиться ухом к источнику звука.
  • Громко и / или нечетко (не по возрасту) разговаривает.

С 3 лет:

  • Малыш неправильно говорит слова, пропускает часть букв и окончаний.
  • Часто переспрашивает. Всматривается в лицо собеседника, как бы пытаясь того понять.
  • Плохо воспринимает информацию на слух.
  • Повышает громкость гаджетов: телевизора, планшета и проч.

Дети старшего возраста:

  • Сами жалуются, что стали хуже слышать.
  • Начинают делать ошибки в словах, чего раньше не замечалось.
  • Учителя жалуются, что ребенок их не понимает. Письменные работы лучше, чем устные ответы, общение у доски.

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г
    .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г
    . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки
    , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см,
    и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий
    , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня
    формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании
    запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула
    (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий
    составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока.

    Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки

    (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию.

    Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Мир глазами малыша

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

«Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

Что нужно знать про слух?

Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!

Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Полная диагностика слуха. Лечение слуха у специалистов.

В наших центрах слуха АудиоСлух врачи-сурдологи проведут вам диагностику органа слуха, которая заключается в визуальном осмотре уха, а также в определении параметров слуха и диагностике состояния внутреннего и среднего уха с помощью специального оборудования. С учетом всех признаков заболевания и факторов, повлиявших на него, врач назначит соответствующее лечение и направит на коррекцию потери слуха.

Помните, что самостоятельно устанавливать какой-либо диагноз и определять – слышит ваше ухо или же нет – является недопустимым. 

В случае необратимой потери слуха, необходимо будет прибегнуть к слухопротезированию. Ношение слуховых аппаратов нужно начинать уже с первой степени снижения слуха. Подбор слуховых аппаратов осуществляется с учетом индивидуальных особенностей человека, а также показаний врача-сурдолога или слухопротезиста. Модели слуховых аппаратов вам поможет выбрать наш специалист с использованием специальной компьютерной программы. Наши специалисты успешно работают в таких крупных городах как: Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Чита, Якутск, Уссурийск и Находка. Не затягивайте с визитом к врачу.

Во Владивостоке в нашем центре слухопротезирования «АудиоСлух» проводится расширенное аудиологическое исследование слуха и ранняя диагностика нарушений слуха детей первого года жизни, в том числе и НОВОРОЖДЕННЫХ, 0+

— тональная пороговая аудиометрия (цель в определении порогов слуха, то есть звуков наименьшей интенсивности, которые человек способен услышать на разных частотах. Результат обследования — аудиограмма – графическое изображение порогов слуха)

— импедансометрия: тимпанометрия + акустическая рефлексометрия (цель в детальном обследование состояния среднего уха, выявление информации о наличии хронических заболеваний, например, таких как средний отит, перфорация барабанной перепонки, нахождение жидкости в слуховом проходе, нарушение цепи слуховых косточек.)

— отоакустическая эмиссия (ОАЭ) (цель получить информацию о состоянии структур внутреннего уха человека (наружных волосковых клеток улитки), возможном уровне снижения слуха. Используется методика вызванной задержанной отоакустической эмиссии (TEOAE) и вызванной отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (DPOAE))

— регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) (диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни (КСВП) – один из методов объективной аудиометрии. Данный метод предназначен для выявления места поражения слуховой системы у детей и взрослых.)

 ASSR тест объективная аудиометрия путем регистрации стационарных ответов мозга на модулированный тон)

Так же:

— Отоскопия — простой и безболезненный метод исследования органов слуха (цель обследовать наружное ухо — от начала слухового прохода до барабанной перепонки)

— ETF тест (EustachianTubeFunction) — тест функции или оценки слуховой трубы (проводится при подозрении на наличие дисфункции слуховой (евстахиевой) трубы. В тест входит проведение тимпанометрии с дополнительными нагрузочными тестами.)

Хотелось бы отметить, что после обследования детей, при выявлении показаний к слухопротезированию, в нашем центре мы проводим  слухопротезирование и маленьких пациентов. Прием ведет опытный врач-сурдолог слухопротезист.

Для наших клиентов:

  • Консультация врача сурдолога!

  • Лучшие слухопротезисты города!

  • Самое современное и профессиональное оборудование!

Причины для тревоги

Если у родителей появилась тревога, что у ребёнка что-то не так со зрением или слухом, им следует проконсультироваться с педиатром. Достаточно узнать, с какого возраста у малыша должны начинаться изменения. Возможно, для того или иного проявления грудничок ещё не дорос. Не нужно впадать в панику, лучше действовать обдуманно, ведь зачастую неоправданное волнение передаётся ребёнку. Вот несколько примеров, когда посетить детского врача всё-таки стоит:

  • глазки ребёнка, достигшего шести месяцев, косят постоянно или часто;
  • малыш в возрасте трёх месяцев не реагирует на предметы, не смотрит на лица;
  • грудничок на третьем месяце жизни не реагирует на голос матери или других членов семьи.

«Если явно заметен один из этих признаков, тогда следует обратиться к врачу. Своевременная медицинская помощь способна устранить множество проблем со здоровьем.»

Благодаря дополнительным знаниям можно адекватно оценивать способности грудного ребёнка. Необходимо знать, когда грудничок начинает слышать и видеть, а также как и с какими темпами у него это происходит. Нельзя забывать о том, что для маленького человечка одним из важных факторов является тесный контакт с матерью

Важно разговаривать с ним, смотреть ему в глаза и улыбаться. Очень скоро личико младенца ответит благодарностью, принимая счастливое выражение при появлении любимых родителей

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Возраст, в котором дети начинают слышать

Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.

Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.

Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.

Особенности слуха у новорожденных

Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

На самом деле малыш начинает слышать, находясь в животе у мамы, поэтому рекомендуется с ним разговаривать ещё до рождения. Появившись на свет, кроха уже знает голос мамы. В первый месяц жизни многие родители переживают, что у их ребёнка плохой слух, поскольку он может спокойно спать при включенном телевизоре, его не будят разговоры или громкая музыка. Из-за этого мамы и папы нередко интересуются у врачей, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

В природе настолько всё рассчитано, что порой происходят необъяснимые вещи. Маленький человечек, находясь в утробе, за 9 месяцев так привыкает к окружающей его среде, что если бы он после рождения слышал и видел всё наравне со взрослыми, у него случился бы стресс. Из-за этого всё происходит медленно: на протяжении первых недель жизни у малыша постепенно улучшаются слух и зрение.

Видимую реакцию в первые дни после рождения малыш проявляет на громкие звуки. Если пошуметь рядом с ним погремушкой, он обязательно покажет свою заинтересованность.

  • может притихнуть и глазками смотреть в сторону, откуда исходит шум;
  • иногда малыш вздрагивает или, наоборот, замирает, как будто прислушивается к звукам;
  • часто детки весело двигают ножками при появлении громкого звука, им он может даже нравиться.

Всё это указывает на то, что с ребёнком всё в порядке, слышит он хорошо. Слух, как правило, проверяется в первые дни после рождения в родильном доме, поэтому молодые мамочки могут спать спокойно и не волноваться. Если новорожденный отреагировал на посторонний звук плачем, тоже не стоит впадать в панику. Скорее всего, он испугался, поскольку очень чувствителен к громким или резким звукам.

Очень важно разговаривать с крохой и петь ему песенки. Не стоит оставлять его в комнате с включенным телевизором, так как постоянный шум вызывает переутомление у ребёнка

Разговаривать необходимо спокойным голосом и избегать криков вблизи малыша. Это очень важно, ведь когда грудничок начинает слышать и видеть, вокруг него должна быть спокойная и умиротворённая обстановка.

«Полностью воспринимать сторонние звуки нормально малыш начинает в трехмесячном возрасте. Он осознанно поворачивает голову в сторону шума и внимательно следит за обстановкой, пытаясь уловить всё, что вокруг него происходит. На этом этапе грудничок полностью распознаёт голос своей мамы.»

Виды

Аномалии развития уха. Ухо состоит из нескольких отделов:

  • Наружное – сюда входит часть, видимая невооруженным глазом (ушная раковина и наружный слуховой проход).
  • Среднее – барабанная полость и три слуховые косточки, передающие вибрации воздуха из наружного уха во внутреннее. Среднее ухо скрыто от невооруженного глаза.
  • Внутреннее – расположено в височной кости. Это самая сложная часть, состоящая из перепончатого лабиринта.

Деформации могут возникнуть в любом отделе. Большинство аномалий развивается в наружном и среднем отделах. На 10.000 населения приходится два-три случая врожденных аномалий наружного и среднего уха, приводящих к тугоухости.

Тугоухость бывает трех видов

  • Кондуктивная – даже сильный звук не проходит из-за нарушений строения ушной раковины;
  • Сенсоневральная – звук не проходит из-за проблем с нервными окончаниями;
  • Смешанная.

Пороки развития, приводящие к тугоухости:

  • микротия – меняется форма наружного уха;
  • аномалии развития уха в виде анотии, когда раковина полностью отсутствует;
  • оттопыреность раковин – в норме угол отхождения должен быть 30 градусов;
  • придатки раковины – перед раковиной размещаются кожно-хрящевые образования в виде валиков;
  • свищи;
  • аномальные особенности костного или перепончато-хрящевого отдела раковины;
  • недоформирование слуховых косточек.

Одни патологии строения слухового аппарата встречаются чаще других. Очень редкий дефект болезнь Меньера. Она развивается во внутреннем ухе. Патология Меньер – это увеличение объема жидкости, которая приводит к повышению давления внутри лабиринта. Открыл ее французский врач Проспер Меньер в XVIII веке. По статистике она диагностируется всего в нескольких десятках случаев на 100.000 населения. Патология, которую открыл Меньер – удел представителей европеоидной расы. У остальных болезнь встречается крайне редко.

Аномалии развития уха. Причины

Врожденные пороки развития уха возникают с частотой 1: 700-15.000 новорожденных. Чаще они формируются с правой стороны. У мальчиков они встречаются в два раза чаще, чем у девочек. В 15% случаев имеют наследственный характер, 85% – результат нарушения внутриутробного развития.

Возможная причина:

  • радиация;
  • медикаменты принимаемые матери во время беременности;
  • авитаминоз (особенно опасен недостаток витамина А);
  • перенесенная матерью во время беременности болезнь – краснуха, корь, ветрянка, грипп (особенно опасно в первом триместре).
Симптомы

Диагностировать врожденные пороки развития наружной части ушей не составляет никакого труда. Такие дефекты видны невооруженным глазом. Оттопыренность раковин, их увеличение, деформация, уменьшение или полное отсутствие невозможно не заметить.

Единственным заметным симптомом дефектов развития среднего и внутреннего уха является тугоухость, то есть нарушение слуха. Со временем становится понятно, что ребенок не реагирует на звуки.

Родители должны знать признаки нормального развития:

  • В 30 дней малыш вздрагивает при резком звуке,
  • В 16 недель смотрит в сторону доносящегося шума.

Если таких действий нет, малыша нужно принести к врачу для сурдологической инспекции.

Методы диагностики

Острый или нет слух у новорожденных проверяют еще в роддоме. В нашей стране этой процедуре подвергаются все новорожденные с 2008 года. Аудиометрия в роддоме выявляет детей, которым требуется более тщательное обследование слуховой системы. Повторный аудиоскрининг проводят в возрасте 3 месяца. Если есть подозрение на болезнь, ребенка необходимо направить к сурдологу.

Для обнаружения патологий слуховой системы у детей новорожденного и грудного возраста используют аппаратные методы. Основной – КСВП или Короткие слуховые вызванные потенциалы. Данный способ диагностики безболезненный и безвредный. Прибор для регистрации КСВП имеет датчики, которые накладывают на лоб ребенка. На экран монитора выводится информация, дающая возможность врачу выразить мнение, и сделать заключение.

Кроме КСВП изменения в среднем и внутреннем ухе выявляются с помощью рентгенография височных костей.

Аномалии развития уха. Методы лечения

Лечение новорожденных нужно начинать как можно раньше. Ребенок получает массу информации в первые недели и месяцы жизни. Отсутствие звуковых сигналов мешает правильному формированию мозга, что приводит к задержке психического развития.

Для лечения врожденных аномалий органов слуха используют преимущественно хирургический метод или ношение слухового аппарата. В тяжелых случаях применяется сурдопедагогическая коррекция. При болезни Меньер возможен медикаментозный метод.

ПРОСМОТРОВ:
363

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Развитие ребенка 1 месяца жизни

Первый месяц отличителен тем, что малыш уже пытается отрывать голову от поверхности, находясь в положении, лежа на животе. В это время подняты только шея и голова.

В качестве обращения к взрослым малыш использует крик, благодаря которому можно понять, что ему некомфортно, и что-либо доставляет неприятные ощущения. Уже в это время появляются интонации, по которым можно распознать, что именно заставляет кроху кричать.

К самым основным причинам крика ребенка относятся:

  • голод;
  • холод;
  • мокрые пеленки или переполненный памперс, доставляющий дискомфорт;
  • потребность во внимании взрослых.

Что помогает малышу в первый месяц жизни знакомиться с новым и таким незнакомым миром? Это безусловные рефлексы.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

В первый месяц ребенок активно адаптируется к жизни вне утробы матери. В этом ему помогают врожденные рефлексы. Некоторые из них постепенно исчезают, другие (чихание, вздрагивание, зевота, моргание) переходят в приобретенные навыки и остаются с человеком надолго или даже на всю жизнь.

На первом месяце жизни у малыша выделяют 7 основных рефлексов:

  • хватательный – возникает при поглаживании ладошки;
  • поисковый – при поглаживании щечки малыш поворачивает голову;
  • рефлекс Мора – при внезапном резком звуке малыш разводит или сводит ноги, руки;
  • рефлекс Бабинского – проявляется при касании внешнего края стопы, при нем она поворачивается, пальчики расходятся в разные стороны;
  • рефлекс ходьбы – ребенком производится имитация ходьбы при поддерживании его над поверхностью, касающейся стоп;
  • рефлекс Бабкина – надавив на ладошку, можно наблюдать, как кроха открывает ротик и разворачивает голову;
  • плавательный – в положении, лежа на животе, малыш выполняет движения, подобные плаванию в воде.

Поисковый рефлекс месячного ребенка

Важно! Наиболее ответственным периодом в адаптации ребенка к окружающему миру являются первые 5 дней. В это время он привыкает к условиям внешней среды

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Второй аудиоскрининг

Где проверить слух ребенка повторно? Второй аудиоскрининг проводится в стенах детской поликлиники через некоторое время после выписки. Повторное обследование проводится в том случае, если во время первого скрининга прибор не смог уловить колебания. Помимо этого, второй этап необходим, когда не было первого обследования (по медицинским показаниям). Как правило, аудиоскрининг проводится в первый месяц жизни малыша.

Новоиспеченные мама и папа очень тщательно должны подготовить своего кроху к повторному обследованию слухового анализатора. Ребенок должен быть накормлен. При себе следует иметь пеленку, пустышку и погремушку (на всякий случай). Очень хорошо, если малыш во время проведения скрининга будет спать. Задача родителей — обеспечить спокойное состояние новорожденного.

Как проверить, слышит ли новорожденный

В первую очередь, определитесь, а нужно ли проверять вообще, либо вы сами заметите, как ребенок среагирует на очередной стук двери либо громкий голос родителей. Если ждать вообще невтерпеж, то возьмите самую громкую погремушку и погремите ей поочередно возле ушей новорожденного. Если погремушки нет, то можно просто попробовать пощёлкать пальцами возле уха.

Кстати, проверка слуха прямо в роддоме в современном мире имеет место быть, поэтому, можно попросить это сделать и там. Если вы уже выписались из роддома, никто не запрещает вам обратится к педиатру в детской больнице с просьбой проверить слух.

В принципе все, мы с вами разобрались с вопросом и выяснили, когда новорожденные малыши начинают слышать.

3-6 месяцев

Зная, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, можно правильно строить свои занятия. Так, в три месяца малыш способен отличить красный и желтый цвета. Поэтому показывайте погремушки с преобладанием именно этих оттенков.

В три-четыре месяца можно вешать разноцветный мобиль. Помимо тихого звукового сопровождения, на которое уже реагирует малыш, такая игрушка привлечет его яркими узорами. Очень интересуют ребенка в этом возрасте различные росписи вроде жестовской или хохломы.

Оттенки глаз еще не способен отличить. Да и в более старшем возрасте этому необходимо учить. Ведь многие взрослые, особенно мужчины, мало ориентируются в таких цветах, как бирюзовый, лиловый или салатовый.

Что нужно знать о развитии слуха у младенцев

Слышат ли новорожденные? Слух у плода появляется еще до его появления на свет. Происходит это приблизительно на 16-17 неделе внутриутробного развития. Научно подтвержден у малышей феномен «Узнавания». Если крошке в утробе регулярно включать музыку, то после рождения он сможет узнать ее. Узнавание проявляется в оживлении младенца, он машет ручками и ножками, часто улыбается.

Особенности слуховой системы новорожденного заключаются в том, что он слышит только громкие звуки. Именно поэтому его может не тревожить шумящий пылесос или работающий телевизор. Родители всегда могут проверить слух малютки в домашних условиях. Для этого следует похлопать в ладоши возле левого, а затем правого ушка. Можно также использовать музыкальные игрушки, которые издают не слишком тихие звуки.

Реакция карапуза, услышавшего ваш разговор или музыку, должна быть следующей:

  • Замирание или вздрагивание.
  • Поворот головки и движение глазками в поисках источника звука.
  • Изменение мимики.
  • Движение ножками и ручками.

Проверяя слух младенца, главное не перестараться. Вы можете легко напугать ребенка. При этом вы будете наблюдать судорожные движения, плач. Если кроха чего-то испугался и закатил истерику, не волнуйтесь, ведь это вполне нормальная реакция.

Все чувства у маленького человечка обострены. Чтобы предотвратить такую ситуацию разговаривайте с младенцем спокойно, не кричите. Это крайне необходимо хотя бы в первые месяцы жизни. Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, включайте спокойную музыку, читайте стихи и сказки. Кроме развития слуха, это поспособствует формированию речи в будущем.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками). Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector