Во сколько дети начинают учиться разговаривать?

Что такое первое слово?

Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?

Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.

Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.

Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.

Первые осознанные слова

Спустя девять месяцев после своего рождения дети начинают разбираться в смысле произносимых ранее звуков и слогов. В этот период они начинают говорить свои первые слова, так как уже понимают их значение. Произнесенные, к великой радости родителей, первые слова становятся маленьким кирпичиком в фундаменте будущей речи. Из этого следует, что ответом на вопрос: «Во сколько начинает говорить ребенок?», будет следующий: «Приблизительный возраст — 9-10 месяцев».

К концу первого года у каждого малыша уже сформирован запас из некоторых распространенных слов. Если ребенок не говорит в год полных различимых слогов, это еще не повод для переживания. Для оценки речевого развития следует обратиться к специалисту, который после осмотра расскажет о способностях своего пациента. Многие крохи в годик произносят только отдельные слоги, им не под силу произносить длинные слова. В такой ситуации не стоит бить тревогу, нужно понаблюдать за малышом дальше.

Если малыш начал ходить рано – надо ли радоваться?

Родители, ребенок которых пошел до 9 месяцев часто очень гордятся, что их малыш опередил сверстников. Так ли это хорошо на самом деле?

Если подвижный и активный ребенок без какой-либо помощи встал и начал ходить в 7-8 месяцев, то значит он уже к этому готов. Но не стоит позволять ему длительно находится в таком положении.

Настолько раннее хождение может негативно отразиться на неокрепшем позвоночнике и костях ног малыша, вызвать их искривление.

Тем более не должно быть действий со стороны родителей, направленных на то, чтобы ребенок так рано пошел. Гимнастика, массаж, упражнения с ребенком важны, но должны соответствовать возрасту ребенка.

Лучше направить старания малыша на овладение ползаньем, оно на этом этапе более полезно для здоровья.

Пять главных советов по развитию речи ребенка

Речь нельзя унаследовать по генам и то, когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит только от людей, которые его окружают (в особенности от родителей). Поэтому старайтесь, чтобы он дома, на прогулке слышал четкую, осмысленную речь.

            Советы родителям

  1. Когда гуляете с крохой, говорите все что видите, показывайте ему важные объекты (школа, библиотека, магазин, детский сад). Объясняйте ребенку, что значит то или иное заведение и зачем оно нужно;
  2. Чаще ходите гулять в парк, сквер или на пруд при этом показывайте и рассказывайте малышу как вокруг красиво. Пусть он послушает, как поют птички, крякают уточки, как красиво посажены цветы и деревья;
  3. Никогда не отмахивайтесь от вопросов, которые задает кроха, а наоборот подробно и ясно отвечайте на них. Знакомя его с названием неизвестных ему предметов, говорите сразу правильное их название и объясняйте, для чего они нужны. Предложите тщательно рассмотреть, охарактеризовать его, выделить свойства. Этим вы будете учить малыша наблюдать, находить отличия;
  4. Знакомьте кроху с музыкой, читайте книги, сказки, учите стихи, пойте песенки. Они формируют хорошие качества такие как: честность, доброта, забота к другим людям, также приобщают к национальной культуре.
  5. Попросите малыша, пусть он расскажет дедушке или бабушке любимый стих, сказку. Так начинает развиваться монологическая речь.
  • До скольки ребенка кормить ночью?
  • Адаптация к детскому саду
  • Как правильно гулять с ребенком?

Изучение этого вопроса подробнее

Изучая такой вопрос (в каком возрасте дети начинают говорить), необходимо учитывать многие моменты. Например, половую принадлежность ребенка, особенности малыша и так далее. Но есть моменты, когда родителям советуют насторожиться. Это когда в ребенке не проявляются указанные формы речи, которые сейчас будут приведены ниже.

1. Когда ребенку исполняется два месяца, в его плаче уже должны слышаться интонации. Родители уже должны спокойно различать, что малыш хочет своим криком выразить: радость или какое-то недовольство.

2. В три месяца ребенок начинает «гугукать». Он пытается повторять за мамой звуки.

3. В пять месяцев малыш начинает лепетать, повторять звуки, которые походят на слова.

4. В годовалом возрасте ребенок уже может говорить слова с открытыми слогами: «тата», «кака» и так далее.

5. В два годика ваше чадо может связать между собой два слова. Его уже проще понять.

6. В два с половиной года ребеночек начинает задавать вопросы о том, что его интересует.

7. В возрасте трех лет маленький человечек уже может ставить слова в правильный падеж.

8. В три с половиной года дети, играя, способны комментировать свои действия.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное “созревание” речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос “Где мама?”;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии

Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру

Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся

Этапы развития речи у ребенка

В данном пункте я приведу приблизительные сроки. Это не значит, что ваш малыш четко будет придерживаться именно этого графика. Ведь на развитие речи влияет несколько факторов, таких как темперамент, пол, перенесенные болезни. Очень многое зависит в первую очередь от родителей, как они занимались с ребенком для развития речи и занимались ли вообще, как часто с ним говорили.

У грудничков даже есть своя терминология развития речи и, в зависимости от периода, они могут агукать, гулить, лепетать и только потом научатся говорить отдельные слова

  1. В первые пару месяцев жизни вы особо никаких звуков, которые будут относиться именно к речи ребенка не услышите. Он будет плакать, кряхтеть, сопеть, но эти звуки ни коем образом к речи не относятся. Лишь в середине второго месяца можно будет услышать несколько согласных букв типа «а», «у», потом «э», «о». Именно с этого момента и будет считаться, что ребенок агукает, потому что произносит подряд буквы «а» и «у», которое может послышаться из-за гортанного произношения «агу».
  2. Далее на третьем или четвертом месяце малыш уже начинает гулить, ведь в его словарный запас добавляются согласные буквы «г» и «к». Он уже может произносить слоги «гу» и «ки», а также «кхи».
  3. В районе пятого месяца в произношения малыша добавляются буквы «б», «п», «м». Он уже может начать произносить слоги «Ба» или «Па», или «Ма». И к полугоду ребенок может уже достаточно хорошо и быстро говорить «папа» или «баба». Только эта речь будет неосознанной, он просто сложил вместе два слога «ба+ба» или «па+па» вот и все. Он не ассоциирует эти слова с определенными людьми и вообще еще не знает, что это слова, ему нравится их произносить.
  4. Постепенно произносимых слогов становиться больше, вы даже можете услышать какие-то непонятные слова в исполнении своего ребенка. Все это называется детским лепетом или лепетанием. Это как раз и есть тот зародыш полноценной речи ребенка.
  5. Лепетать ребенок может до года, а потом в его обиходе появятся полноценные отдельные слова, а чуть позже, где-то к полутора годам малыш научится связывать слова вместе.
  6. После двух лет дети начинают расширять свой кругозор и словарный запас, начинают интересоваться «А что это?», «А что то?».
  7. Трехлетний ребенок уже должен спокойно разговаривать с другими людьми и строить нормальные предложения, а не отдельные слова или словосочетания.

Формирование речи ребенка

В последние годы отмечается стабильная тенденция – дети начинают позже говорить. Это связано с плохой экологией, наличием хронических заболеваний у матери, экстренными или затяжными родами. Многие детки уже рождаются с неврологической патологией, незрелой нервной системой – а ведь именно в головном мозге находятся речевые центры, недоразвитие которых вызывает различные нарушения речи, а также полное ее отсутствие.

Овладение речью – довольно сложный процесс. Он включает не только сами фразы, но также понимание речи, обращенных слов, предложений, разговорный язык, выражение собственных мыслей и эмоций. Как правило, девочки начинают говорить быстрее мальчиков.

Признаки задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько причин, провоцирующих задержку речевого развития:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей с запозданием начал говорить, то ребенку вероятнее всего передастся такая особенность.
  2. Неврологические нарушения. В первую очередь задержка речи может стать следствием гипоксии, которая развивается при тяжелых родах.
  3. Индивидуальные особенности. Активные и эмоциональные дети намного быстрее начинают произносить слова, чем флегматичные.
  4. Проблемы в семье. Дети интуитивно ощущают напряженность, царящую между родителями. Они замыкаются в себе и плохо идут на контакт.

Существует несколько признаков, которые указывают на проблему с речью:

  • годовалый малыш не произнес ни единого слова, отсутствует звукоподражание;
  • в 1,5 года не реагирует на собственное имя и игнорирует просьбы показать (принести) что-нибудь;
  • при достижении двух лет не повторяет слова, сказанные старшими, не составляет словосочетания;
  • в 2,5 года не может идентифицировать цвета или части тела;
  • к 3 годам не в состоянии составить простое предложение, не улавливает суть простого рассказа.


При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком  ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите  интернет-курс

“Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года”

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом “задержка психического развития”.

Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

На заметку! Чаще всего “взрыв” речи происходит в районе 1-1,2 лет. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, родительскому счастью нет предела. Приготовьтесь к тому, что первое слово не обязательно будет «мама», это может быть и «дай» и «на», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и главное в жизни слово.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно  слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово “мама” ребенок начинает в районе  10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом – пятом годах жизни.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш — непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов — не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, — около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие — 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Выбираем первую обувь

Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты:

  • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
  • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
  • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
  • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
  • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по размеру.

Вторая стадия – гуление

Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

Фото: mimagephotography / freepik.com

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”

Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.

Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.

1. Создание благоприятной речевой среды

Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.

2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря

Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.

Пример проговаривания на прогулке

«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».

Пример проговаривания во время игры

«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».

Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:

  • следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
  • разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
  • указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
  • исключайте сюсюкание;
  • объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
  • задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
  • используйте мимику и жесты;
  • рассказывайте истории;
  • разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
  • предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».

Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.

Как помочь ребенку?

В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, который в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, например, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга

Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог

В таком юном возрасте, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие приёмы можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.

Как могут помочь родители

Когда ребенок начнет говорить первые слова во многом определяется родителями

Взрослые должны уделять своему малышу достаточно внимание, заниматься с ним. Малыш овладевает речью и учиться говорить только тогда, когда слышит слова и речь взрослых

Во время прогулок, нужно рассказывать, что видите вокруг себя, подробно это описывать (деревья, кусты, дома, машины и т.д). Желательно менять маршрут прогулок, выбирать тихие места, где нет громких раздражающих звуков. Для этого прекрасно подойдут парки, скверы.

Когда ребенок задает вопрос, нельзя их игнорировать. Необходимо постараться дать развернутый ответ на него. Когда малыш сталкивается с не знакомым ему предметом, нужно подробным образом объяснить ему что это такое и для чего он нужен.

Родители должны включать музыку, читать стишки. Рекомендуется читать сказки, заниматься с книгами. Это также будет полезным для изучения букв и умения читать.

Малыш может узнать буквы прежде, чем начнет хорошо говорить. Периодически стоит просить его описать что он делал, где гулял, что видел.

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителейдоктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития

Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности.

Несмотря на то, что развитие детей индивидуально, существуют нормы появления и развития речи. Если ребёнок не говорит в 2,5 года, некоторые «специалисты» рекомендую подождать до 3 или даже 4 лет. Это прекрасный шанс для малыша не попасть в школу со сверстниками, а идти в специализированную речевую. «Чтобы вы понимали, в 2,5 года дети с нормальным развитием уже рассказывают небольшие простые стихотворения, — говоритлогопед Буйнова Надежда Валерьевна. Основная проблема неговорящего ребёнка в том, что родители не занимаются его развитием, а чего-то ждут.»

Помните и обатмосфере, в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово «мама», однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы.

Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменитьэмоциональный фон семьи, но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первыезависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышуначать общение. Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев», или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к логопеду.

ВАЖНО!Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя специалиста, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так. Логопед проведёт тестирование развития речи «логопедическую диагностику» и вы будете понимать текущее состояние развития ребёнка, узнаете что нужно делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector