Должна ли ходьба малыша на цыпочках насторожить родителей?
Содержание:
- Расстройство аутистического спектра
- Массаж относится к разряду спа-процедур
- Профилактика ходьбы на цыпочках
- Почему ребенок ходит на цыпочках
- Дисплазия, лечение положением
- Почему ребенок ходит на носочках?
- Профилактика в домашних условиях
- Ребенок начал ходить на носочках: причины отклонения
- Причины возникновения диспраксии
- Как ЗПР переходит в УО
- Причины
- Нужен ли массаж
- Профилактика и подбор правильной обуви
- Когда ходьба на носочках у детей — норма?
- Что делать вначале
- Что делать и как лечить?
Расстройство аутистического спектра
Аутизм — это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В дополнение к этим специфическим диагностическим признакам, часто встречается ряд других неспецифических проблем, таких как фобии, нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия, которые следует определять как сопутствующие для РАС состояния. Это заболевание выявляется уже в возрасте 1,5 -2 лет, когда ребенок должен активно разговаривать и познавать окружающий мир. Исследования показывают, что среди детей с аутизмом до 41% могут передвигаться на носках.
Массаж относится к разряду спа-процедур
– Есть ли смысл в массаже до года, в три-шесть месяцев?
– В России все – и взрослые, и дети, и здоровые, и больные – абсолютно убеждены в целебной силе массажа. Во всем цивилизованном мире массаж давно перешел в разряд спа-процедур, то есть это процедура, доставляющая человеку положительные эмоции. Есть раздел спортивного массажа, который относится исключительно к подготовке мышцы к стрессовым нагрузкам.
Что касается массажа для детей первого года жизни: головной мозг человека развивается под действием стимулов извне. У нас есть органы чувств – зрение, обоняние, слух, вкус и тактильные ощущения. Так вот, ни на зрение, ни на слух, ни на обоняние ребенка первого года жизни невозможно повлиять активно. Если мы будем ставить перед трехмесячным ребенком картины Рафаэля или давать ему слушать Моцарта или Гайдна, то, может быть, мы можем как-то положительно повлиять на его развитие, но это довольно дискутабельно.
Самой развитой системой ощущений, помимо вкусовой, является тактильная. Стимуляция тактильных рецепторов – это дополнительный положительный поток импульсов, который может положительно влиять на развитие головного мозга ребенка. Это опять-таки в значительной степени умозрительные, эмпирические рассуждения, то есть до определенной степени, теоретически, массаж может быть полезен для ребенка первого года жизни в плане оптимизации его развития.
При этом массаж у детей первого года жизни не имеет никаких особых хитростей. По определению, это должно быть поглаживание с небольшим давлением для стимуляции тактильных рецепторов и глубоких рецепторов кожи. Сделать это может, в принципе, мама своими любящими руками, или папа, или бабушка – совершенно нет необходимости тащить полуторамесячного ребенка в ноябре месяце на двадцатиминутный сеанс массажа на общественном транспорте в поликлинику, где чихающие и кашляющие дети с ОРЗ.
И еще: если ребенок негативно реагирует на массаж, если он кричит и сопротивляется, такой массаж не нужен ни при каких обстоятельствах. Он не приведет ни к чему хорошему точно, а может быть, приведет к чему-нибудь плохому, потому что известно, как российские дети реагируют на чужих и особенно на чужих, имеющих отношение к медицине.
– Понятно. Подушки, тоже важный момент.
– Опять-таки, как и по отношению ко многим вышесказанным моментам: медицинских данных, касающихся влияния высоты или качества подушки, матраса на здоровье человека, особенно ребенка, нет. С точки зрения здравого смысла: есть кошечки, которые любят спать на полу, а есть кошечки, которые предпочтут выбрать себе подушечку помягче, в любом случае это выбирает само существо. Существо выбирает себе максимально удобную позу для сна.
Ни малейших данных об отрицательном влиянии жесткости или высоты подушек и матрасов на опорно-двигательный аппарат человека не существует. Все утверждения о том, что нужна такая-то подушка или такой-то матрас, абсолютно голословны с научной точки зрения.
Опять-таки, возвращаясь к внутриутробному положению ребенка.
Что может быть плохо? Это качество сна. Если условия сна человека не соответствуют его биологическим требованиям, которые практически невозможно описать, они сугубо индивидуальны, тогда качество сна ухудшается, качество жизни, соответственно, тоже страдает. Чистый здравый смысл. Если вы подкладываете ребенку подушку, условно, рекомендованной высоты, а он с нее сползает и упорно спит без подушки, то оставьте его в покое. Если вы подкладываете ребенку подушку этой же условной высоты, а он сбивает ее, чтобы спать повыше, так дайте ему подушку повыше и оставьте его в покое!
Профилактика ходьбы на цыпочках
Нормой считается, если ребёнок с 10 месяцев ходит на стопе, на носочки поднимаясь при реальной необходимости. Искривления позвоночника, косолапости и дефектов развития ног можно избежать, следуя грамотным рекомендациям специалистов клиники «Доктор Позвонков»:
- точно подбирайте первую и последующую обувь, где есть ортопедическая стелька и задник, корректно удерживающий ножку при любых движениях;
- дома и в летний период разрешайте деткам шагать босиком: камешки, песок и трава естественно массажируют стопу, отчего она формируется правильно;
- на прогулке ребенку в год, когда он иногда ходит на носочках, нужно совершать разные движения: предложите походить как медвежонок или гуси, пройтись на пяточках или забраться на горку;
- посетите курсы лечебного массажа или ЛФК — это стимулирует кровообращение, снимет мышечное напряжение и укрепит связки и суставы.
Еще остались вопросы, почему ребенок в 1,5-2 года начал ходить на носочках — наш профессиональный подход к диагностике и лечению поможет определить причины и подобрать оптимальные методы восстановления здоровой походки.
Почему ребенок ходит на цыпочках
Все факторы, побуждающие ребенка до 3 лет ходить на носочках, можно разделить на две группы: опасные, на которые нужно обратить внимание, и неопасные. Рассмотрим каждую в отдельности
Опасные причины
Виновниками ходьбы на носочках становятся не выявленные патологические состояния и напряжение ЦНС:
- дисплазия, гипертонус мышц ножек;
- деформация ступни;
- проблемы с развитием опорно-двигательного аппарата;
- перенапряжение спинных мышц;
- психические заболевания (аутизм);
- ДЦП;
- привычка выработалась из-за использования ходунков;
- задержки в психическом и физическом развитии;
- регулярные стрессы, истерики, психологическая нестабильность.
Патология и измененное состояние психики самостоятельно не пройдет, ситуация с возрастом будет только усугубляться
Родителям нужно обратить внимание на здоровье ребенка, обстановку дома, на отношения в семье
Безопасные факторы
Ребенок поднимается на носочки периодически по следующим причинам:
- играет;
- изображает героев мультика, фильма;
- крадется, чтобы испугать братика, сестру;
- хочет быстрее вырасти, стать похожим на папу;
- холодный, мокрый, грязный пол мешает поставить стопу целиком;
- ему так легче дотягиваться до предметов, расставленных на высоких полках, столах;
-
это вредная привычка.
Если на цыпочках ходит ребенок до 3 лет, родителям вообще не нужно обращать на этот факт внимания. Это считается нормой. Если маленький непоседа продолжает неправильно ставить стопу при ходьбе после 4–5 лет, покажитесь доктору.
Дисплазия, лечение положением
– Очень много вопросов про дисплазию.
– Это гораздо более серьезная тема, так как недолеченная или пропущенная дисплазия может привести к инвалидизирующим последствиям. Тут нужно говорить конкретно.
– Можно ли при дисплазии первой степени носить ребенка в слинге или эргорюкзаке, ребенок при этом находится в подушке Фрейки.
– Во-первых, у малышей сейчас уже не принято говорить о степенях дисплазии, а есть классификация типов развития тазобедренного сустава по Графу. Эти типы определяются на УЗИ. Нередко врачи УЗИ, особенно не занимающиеся напрямую ортопедией, не находят у детей первых 6-8 месяцев жизни ядра окостенения головки бедра и ставят диагноз дисплазии. Это принципиально неправильный подход. Дисплазия может сопровождаться задержкой появления ядер окостенения, но сама по себе эта задержка не является основанием для диагноза дисплазии. К примеру, пневмония, как правило, сопровождается кашлем, но это вовсе не значит, что у каждого кашляющего ребенка пневмония.
Если диагноз дисплазии тазобедренных суставов установлен, то основное лечение – это лечение положением. Независимо от того, что придает бедрам по отношению к тазу правильное положение, при котором головка бедра центрирована в вертлужной впадине, этот принцип работает, если соблюдается это положение. Подушка Фрейки придает ногам это правильное положение. Если вы ребенка с дисплазией тазобедренных суставов, на которого надета подушка Фрейки, дополнительно поместите в любую позу, в любое состояние, в любую конструкцию, но при этом бедренная кость будет сохранять правильное положение по отношению к тазу, то можете носить его как угодно и в чем угодно. Принцип лечения дисплазии – это длительная центрация головки бедра в вертлужной впадине.
– То есть могут быть и шины, и стремена, и подушка Фрейки?
– Есть масса конструкций, большинство их авторов или организаций, продающих каждую конкретную конструкцию, утверждает, что именно их модель самая лучшая. На сегодняшний день нет консенсуса, касающегося того, какая конструкция все-таки лучше. Поэтому разные клиники, разные школы используют разные изделия с довольно сопоставимыми результатами. Конечно, если диагноз поставлен правильно, если лечение начато вовремя и если ноги ребенка занимают в этой конструкции оптимальное положение – ноги не болтаются, если это все подобрано по размеру, по возрасту, если соблюдены все правила. То есть это все лечение положением. Ни подушки, ни стремена не излучают никаких целительных лучей, которые лечат от дисплазии тазобедренного сустава. При дисплазии тазобедренного сустава основное лечение – это правильное положение бедра по отношению к тазу.
Почему ребенок ходит на носочках?
Родители должны относиться к изменениям в походке и поведении малыша со вниманием. Почему ребенок ходит на носочках, можно узнать, наблюдая за ним
Самые распространенные причины — это желание выглядеть выше ростом или попытки заглянуть в некий высоко расположенный объект, дотянуться до него. Стремление выглядеть старше присуще почти всем детям, поэтому волноваться не стоит. Иногда для малыша это способ привлечь внимание взрослого человека. Бывает, что ребенок, увидев по телевизору женщин на каблуках или балерин, начинает пробовать двигаться, как они, и встает на носочки.
Стоит проверить нет ли объективных причин в окружающей ребенка среде, вследствие которых ему удобнее ходить на цыпочках.Например, причиной может стать холодный или грязный пол, а также рассыпанные по полу мелкие частицы (сахар, крошки черствого хлеба), которые причиняют боль, если малыш на них наступит.
Если сын или дочка учились ходить с использованием ходунков, то часто они тянулись к полу носочками, и, вспоминая этот опыт, вновь встают на пальцы ног.
В любом из этих случаев, ребенок ходит на носочках периодически. Когда хождение ребенком на цыпочках носит постоянный характер, причиной может стать гипертонус мышц — хождение, при котором малыш касается пола носочками, является признаком чрезмерной нервной возбудимости.
Профилактика в домашних условиях
Если родители заметили, что малыш предпочитает ходить на носочках, то следует обратить внимание из-за чего он так себя ведет. Если это случается нерегулярно, то бить тревогу не стоит
Но если это происходит постоянно, то здесь нужно уделить внимание на здоровье своего малыша.
Конечно, в первую очередь следует посетить врача, который назначит соответствующее лечение. А также в комплексе с основной терапией с ребенком можно заниматься дома.
Для того, чтобы избавиться от этого неприятного недуга малышу можно предложить несколько упражнений в виде игры.
- Прыжки. Например, определить дистанцию и допрыгать до финиша.
- Лазание по канату.
- Хождение по неровным поверхностям. Для этого можно использовать различные предметы и пробовать ходить по ним босиком.
- Мишка косолапый. Ребенку следует пройтись ступнями вовнутрь.
- Высоко и низко. Ребенок должен попеременно потянуться вверх, поднимаясь на носочки и вернуться в исходное положение. Таким образом у малыша укрепляется икроножная мышца.
Однако следует внимательно следить за поведением ребенка. Если он проявляет нежелание к той или иной игре, то следует изменить правила или попробовать позже.
Всегда занятия должны проводиться в хорошем настроении и желательно со старшими. Ребенок будет брать пример и с удовольствием выполнять свои упражнения каждый день.
Ребенок начал ходить на носочках: причины отклонения
Почему дети ходят на носочках без явной на то причины? Им просто нравится это! Ребенок освоил новый навык и втянулся, а если при этом он замечает к себе повышенное внимание взрослых, то и практиковать будет еще чаще.
Для случаев, когда причина того, почему маленький ребенок ходит на цыпочках, не ясна, есть термин идиопатическая ходьба. Часто она наблюдается у детей, чьи родители или родственники также в детстве ходили на носках, то есть вполне передаётся по наследству. Особенной коррекции и лечения не требует, проходит самостоятельно с возрастом без лечения, если, конечно, не будут выявлены другие отклонения.
Да и в целом это такой момент подражания: например, ребенок чувствует себя большим, как папа, или изображает маму, которая так ходит на каблуках. Поэтому прежде, чем устраивать панику из разряда «почему маленький ребенок ходит на носочках, а не как положено?», дайте малышу спокойно изучить возможности своего тела и походки, направляйте, но не пугайте и не ругайте его.
Бывает, что ребенок ходит на цыпочках, причины для этого, на первый взгляд нет, но позже выясняется, что всё просто — малышу некомфортно. Катализатором может стать слишком холодный пол, либо грязный и липкий. Бывает, что ребенок помнит о том, как больно встал на что-то или слегка травмировал ступню и поэтому машинально приподнимается на носки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Причины
Чаще всего хождение на цыпочках не является признаком какой-либо патологии, утверждает Евгений Комаровский. Для детей в возрасте до 2 лет эпизодические попытки ходить на носочках являются абсолютной нормой, которая не должна ни в коей мере волновать маму и папу.
Анатомически это явление можно объяснить тем, что у детей, даже тех, кто еще не начал ходить вообще, довольно развита икроножная мышца. И когда малыш встает на ножки и пытается делать первые самостоятельные шаги, именно тонус в этой икроножной области легко может поставить ребенка на цыпочки. В этом нет ничего страшного, ведь по мере развития остальных мышц икры будут менее мускулистыми, и стопа при ходьбе примет правильное положение.
Достаточно часто родители бывают сами виноваты в том, что малыш ходит на носочках. Это может следствием того, что с самого раннего возраста, порой еще до 6 месяцев, начинают использовать такие устройства, как ходунки. О вреде этих приспособлений с точки зрения нагрузки на незрелый позвоночник доктор Комаровский рассказывал неоднократно.
Но когда одно из этих заболеваний у ребенка имеется, хождение на носочках будет явно далеко не единственным симптомом. К тому же, скорее, всего, родители узнают о заболевании значительно раньше, чем малыш начнет ходить. А потому, если в 2-3 года ребенок чувствует себя хорошо, у него ничего не болит, его ничего не беспокоит, и единственное, на что родители жалуются – это ходьба на носочках, то причин для волнения нет, утверждает Евгений Комаровский.
Есть у малышей для ходьбы на носочках и причины иного свойства — психологические. Карапуз видит, что его хвалят за то, что он подрос, что он уже большой. Естественно, ему хочется быть еще больше и выше, а потому и он время от времени и поднимается на носочки. Часто такая походка бывает свойственна деткам любознательным, очень подвижным, торопливым, впечатлительным, которые всегда куда-то спешат и бегут.
Нужен ли массаж
Делать массаж новорожденному, грудничку и уже бегающему крохе можно и нужно
Это важно для профилактики косолапости и исправления походки. Если у малыша не обнаружены заболевания, связанные с ходьбой на цыпочках, делайте дома упражнения сами. Для терапии по рекомендациям невролога лучше пригласить профессионала узкой специализации или ходить на процедуры в поликлинику
Для терапии по рекомендациям невролога лучше пригласить профессионала узкой специализации или ходить на процедуры в поликлинику.
Массаж дома делайте сами по следующим рекомендациям:
- Мягко поглаживайте ногу, стопу, бедра ребенка сверху вниз.
- Разминайте пальчики круговыми движениями.
- Подгибайте колени.
- Массируйте щиколотку.
-
На стопе рисуйте восьмерки, несильно щекочите.
- Стучите по стопе пальцами.
- Разминайте икроножные мышцы ладонью.
- Тяните носочек на себя.
- Грудничков учите стоять на ровной поверхности, поддерживая за подмышки, подпрыгивать.
Лечебный массаж делается аккуратно, чтобы малышу не было больно, страшно, неприятно. Нельзя сильно махать ножками, выворачивать голеностоп, суставы, сгибать стопу до максимального положения
Соблюдайте меры предосторожности, чтобы вылечивать недостатки походки без дополнительных травм
Еще один вариант лечения гипертонуса мышц — акупунктура. Показана детям при ДЦП. Иглоукалывание, так называется акупунктура в народе, сопровождается подачей тока слабого напряжения. Физиопроцедура считается официально разрешенной методикой терапии, но довольно специфической. Для детей применяется после 7-летнего возраста.
Одновременно с массажем любителям ходить на цыпочках будет полезно заниматься гимнастикой, ЛФК. Родителям нужно делать зарядку с малышами каждый день. Включите в список заданий следующие упражнения:
- ходьба на внешней стороне стопы;
- утиный шаг;
- бег по наклонной плоскости, например по горке;
- ходьба вприсядку;
- прыжки;
- ходьба босиком по специальной массажной дорожке;
- упражнения на фитболе для расслабления мышц спины;
- игры с мячом (футбол);
- катание на велосипеде;
-
ходьба по голой земле, камешкам, песку.
Исправлять недостатки походки, конечно, сложно, затратно по деньгам и времени. Лечение занимает один месяц или полгода
После курса процедур важно контролировать ребенка, одергивать и делать замечания, если он вдруг опять стал ходить неправильно
Профилактика и подбор правильной обуви
Правильно подобранная обувь – залог успешного исправления формы ступни. Чем раньше родители приобретут специальную обувь, тем быстрее малыш освоит классические способы передвижения.
Выберите модель, которая будет сопутствовать следующим рекомендациям:
- Имеет плотный задник и подушку-супинатор.
- Модель с закрытым носиком.
- Обувь фиксируется при помощи нескольких застёжек-липучек.
Покупать ботинки для лечения не обязательно, подойдёт ортопедическая профилактическая обувь.
В специализированных магазинах можно изготовить пару на заказ по индивидуальным параметрам. Перед покупкой проконсультируйтесь с ортопедом.
Когда ходьба на носочках у детей — норма?
Возраст
Если годовалый ребенок ходит на носочках — это не повод бежать к неврологу за лекарствами и ортопеду за «специальной» обувью. Становление походки формируется у детей до 2-х лет, поэтому обращаться за консультацией к врачу ранее этого возраста нецелесообразно.
В промежутке с 2 до 3 лет такое проявление также считается допустимым, если нет других отклонений, и ваш педиатр не видит причин для беспокойства. Вот когда трехлетний ребенок ходит на носках, то обращение к специалисту будет уже не лишним, чтобы вовремя выяснить причину и начать коррекцию, если это потребуется.
Единственная жалоба
Если ваш малыш ходит на носочках, и больше никаких других отклонений у него не замечено — выдыхайте. Серьезные заболевания, которых мы все внутренне боимся, имеют ряд дополнительных симптомов, помимо этого.
Обе ноги заодно
Нормой считается, если ребёнок ходит на цыпочках (причина при этом может быть не определена) и при этом всегда в процессе задействует обе ноги одинаково. То есть вы не видите в походке явных перекосов и разного подъема стопы.
Не влияет на координацию
Неопасная для здоровья форма ходьбы на носочках не будет сказываться на координации движений ребенка. Прихрамывания и другие явные отклонения, которые делают походку странной — повод показаться врачу.
Эпизодичность
Когда ребенок начинает ходить на носочках, что делать родителям? Правильный ответ: наблюдать. Если малыш так делает временно, эпизодически и при этом сохраняет возможность ходить с опорой на всю стопу, то это также вариант нормы.
Что делать вначале
Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей
Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:
Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:
- Он потерял сознание
- Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
- Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
- Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
- Рвота
- Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
- Сильный плач
- Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).
Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения
Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место
Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете
Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае
К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача
Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.
Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.
Что делать и как лечить?
Понятно, что не всегда требуется комплексное лечение. Необходимо учитывать симптомы и то, сколько ребенку лет. Основные лечебные меры состоят из разных процедур:
- Физиотерапия. Любые процедуры для детей должен назначать специалист после консультаций и тщательного осмотра.
- Электрофорез. Данную процедуру используют вместе с физиотерапией, она помогает справиться с проблемой гипертонуса мышц.
- Расслабляющие ванночки. В них добавляют разнообразные травяные настои лаванды, череды, пустырника, ромашки.
- Массаж. Он очень прост, каждый родитель может, изучив азы детского массажа, делать его.
Парафиновые сапожки. Для этого марлевые повязки пропитывают озокеритом либо парафином. Такая процедура считается очень серьезной и ее выполняют только после назначения врача. Она противопоказана детям, находящимся в группе риска со стороны сердечно-сосудистых заболеваний и страдающим сахарным диабетом. Гимнастика. С ребенком необходимо постоянно заниматься лечебной гимнастикой, разрабатывая при этом голеностоп и растягивая мышцы.
Родителям стоит внимательно относиться ко всем изменениям поведения или походки малыша.
https://youtube.com/watch?v=Rifz8BlEvgk
Таким образом, будут задействованы икроножные мышцы, ахиллово сухожилие и голеностоп. При наличии возможности стоит записать малыша на плавание. Необходимо приобрести ортопедическую обувь
Для младенца, у которого только начинает формироваться стопа и мышцы, очень важной считается правильная обувь
Специальные ботиночки будут стоить достаточно много, но это отличный вклад в будущее ребенка.
Делая массаж, нужно:
- выписывать на подошве малыша пальцем восьмерку;
- разминать указательным и большим пальцем икроножные мышцы;
- двигать детскую стопу от себя и на себя.
Таким образом, малыш начнет шагать по мячу. Пройдет немного времени и ребенок сам опустится на пятки, начнет использовать их в качестве опоры и станет ходить нормально. Главное вовремя обратиться к специалисту.