Основные моменты воспитания детей от 0 до 3 лет
Содержание:
- Направления воспитания ребёнка до года
- Шестой месяц
- На втором году жизни в малыше нужно воспитывать самостоятельность
- 3 недели
- Как воспитать личность
- Ключевые моменты в воспитании ребенка
- Воспитание ребенка от девяти месяцев до года
- Физические параметры
- Сложности приучения к горшку
- Советы по воспитанию малышей до года
- Какие бывают методики воспитания детей до года
- Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям
- Как развивать ребёнка в 1 месяц?
- При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил
- Как облегчить «свою ношу»
- Двенадцатый месяц
- 1 месяц малышу – развитие
- Этап II: воспитание детей с 3-х месяцев до полугода
Направления воспитания ребёнка до года
Направления воспитания ребёнка до года
Воспитание ребёнка до года — не такой сложный и многогранный процесс, как во последующие периоды его жизни. Оно включает в себя такие направления, как:
- соблюдение режима дня;
- отношение малыша к родителям;
- его самостоятельность;
- познание окружающего мира.
Ребёнок, который будет по своему первому требованию получать еду, не дожидаясь положенного времени, и оказываться на руках родителей в любое время дня и ночи, вскоре превратится в маленького тирана твоего бедного семейства. А избалованный ребёнок — это очень большая проблема, которую нужно решать уже до года, а иначе это засядет в его характере на многие-многие годы.
Шестой месяц
Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.
Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит
Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.
На втором году жизни в малыше нужно воспитывать самостоятельность
Конечно же, тотальный контроль за ребенком в таком возрасте нужен, но не стоит переходить в крайности. Ребенок должен постепенно самостоятельно познавать окружающий мир и родители обязаны ему в этом всячески способствовать. Знакомясь с предметами, явлениями и вещами, ребенок должен постепенно учиться. Желательно проговаривать вслух названия различных вещей и предметов, которые трогает малыш. У него должны возникать хотя бы примерные взаимосвязи, ребенок должен постепенно запоминать различные вещи и расширять свои познания ежедневно.
Важную роль в воспитании годовалого ребенка является поощрение активности. Чем более подвижным будет малыш в этом возрасте, тем более любознательным и активным будет его характер в дальнейшей жизни.
Ожидать от годовалого ребенка небывалых успехов в понимании окружающего мира будет не очень разумно, поэтому проявите терпение и упорно, раз за разом объясняйте малышу одно и то же, пока он окончательно это для себя не поймет.
Правильное воспитание ребенка от года заключается еще и в том, что вы должны начинать подавать ребенку правильный пример своим собственным поведением. От того, насколько правильно и грамотно вы будете себя вести не только с малышом, но и с окружающим миром, зависит то, как ребенок будет впитывать в себя различную информацию и то, какие модели поведения станут для него нормальными и привычными.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Фестиваль-показ «Памятные даты военной истории Отечества»
Перевоспитать ребенка в более старшем возрасте будет уже куда сложнее, поэтому сразу же приложите максимум усилий к тому, чтобы малыш с самого раннего возраста впитывал в себя всё самое положительное.
3 недели
К трем неделям вы начнете угадывать потребности малыша и сможете подобрать некий ритм или режим сна и кормления.
На этом этапе развития новорожденный:
-
Чаще просыпается, может даже бодрствовать в течение часа. Вы замечаете, что он изучает ваше лицо, наблюдает за вами, когда вы говорите, и успокаивается, когда слышит ваш голос.
-
Издает короткие звуки, показывая, как он рад, когда вы с ним общаетесь. Это гуление — начало развития речи. Не забывайте вступать с ним в небольшую беседу.
-
Чуть больше капризничает в конце дня. Капризы могут расстраивать, но помните, что это признаки созревания нервной системы и неизбежное следствие развития новорожденного. В течение дня ребенок получает большое количество информации, и к вечеру он нуждается в отдыхе.
-
Увереннее держит голову. Он уже не кажется столь хрупким, как раньше, но головка по-прежнему требует поддержки, когда вы берете его на руки.
-
Руки и спина тоже заметно окрепли. Сейчас малыш в состоянии приподнять голову, когда вы кладете его на животик, но спать по-прежнему должен на спине.
-
Наблюдает за движениями своих рук. Несмотря на то, что малыш не слишком хорошо контролирует руки, он с интересом наблюдает за ними и уже может изучать объекты вокруг себя.
-
Спит три-четыре часа подряд. Если он спит дольше, нужно разбудить его для кормления.
Как воспитать личность
Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет
Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте
Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.
Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.
Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.
Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными
Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения
Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:
- Доверие;
- Совместное времяпровождение;
- Близкое дружественное общение;
- Личное пространство;
- Свобода выбора;
- Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
- Рассудительные беседы;
- Радость и похвала за достижения и успехи.
Ключевые моменты в воспитании ребенка
При воспитании ребенка важно помнить об основах, без которых воспитывать ребенка будет крайне сложно:
Основа воспитания детей любого возраста – систематичность. Только каждодневная практика приносит свои плоды. Начинать что-либо и бросать — не даст никаких результатов.
Режим – прежде всего лучший способ научить ребенка соблюдать порядок и выработать систематичность. Пользу жизни по режиму сложно преувеличить.
Спокойная мама – залог правильного воспитания и отличный пример ребенку
Всегда недовольная, повышающая голос мать не сможет вырастить спокойного, послушного ребенка с уравновешенной психикой.
Близость мамы, конечно, важно, но не лишайте ребенка возможности иногда находится одному. Так вы развиваете и укрепляете его самостоятельность.
Современные специалисты предлагают нашему вниманию различные рекомендации по воспитанию детей до года, однако мама сама принимает решение, как она будет растить свое дитя. Ведь ни один человек не знает малыша лучше матери. И это знание является основой для воспитания ребенка.
Воспитание ребенка от девяти месяцев до года
Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.
Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.
Малыш 11 месяцев может длительное время играть один
В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им
Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной
Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.
Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир
Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.
Физические параметры
Сколько должен весить, рост
В возрасте одного месяца наблюдаются множество изменений в физическом развитии младенца. Согласно нормам Всемирной Организации Здравоохранения малыш должен набрать 100-900 гр, рост на 3 см, а окружность головы на 1,2-1,5 см.
Рассчитать конкретный вес и рост можно с помощью калькулятора.
Калькулятор роста и веса малыша
Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)
Мальчик
Девочка
Выберите возраст
месяцев
Рассчитать
Вес
Низкий кг
Средний кг
Высокий кг
Рост
Низкий см
Средний см
Высокий см
Рефлексы новорожденных
- Подошвенный – при проведении пальцем по стопе малыш отдергивает ножку.
- Сосательный – прикосновение к губам крохи заставляет его складывать губы трубочкой.
- Хватательный – малыш сжимает в плотный кулачек, вложенный в ладошку палец.
- Рефлекс поиска – поворот головы при касании или поглаживании щечки свидетельствует об инстинктивном поиске источника питания.
- Мора – разведение и сведение рук и ног при громком внезапном звуке.
- Бабинского – проведение пальцем по краю стопы с внешней стороны пальчики ноги расходятся, а стопа разворачивается.
- Бабкина – надавливание на ладошки вызывает открытие рта и поворот головы.
- Рефлекс ходьбы – движения, имитирующие шаги при вертикальном положении тела малыша с опорой на твердую поверхность.
Зрение
Зрение младенца улучшается – он способен удерживать в поле зрения зафиксированный предмет на расстоянии 25-30 см. Цвета еще по-прежнему не распознаются, но очертания ребенок уже различает и может проследить взглядом движение яркого, крупного предмета. Взгляд при этом слегка запаздывает, а движение глазных яблок толчкообразное.
У крохи в 1 месяц появляется реакция на громкий внезапный звук в виде вздрагивания. В положении лежа на животике малыш пытается поднимать голову, удерживать ее и поворачивать в стороны и к источнику света.
Также для развития зрения можно использовать черно-белые картинки. Их крепят к кроватке. В первый месяц лучше показывать простые геометрические фигуры.
Для гармоничного физического развития необходимо:
- Периодически менять положение его тела – переворачивать на спинку, живот, бочок. Манипуляции проводить плавно и внимательно следить за реакцией младенца. Если какое-либо положение вызывает ухудшение настроения его лучше отложить на следующий раз.
- Проводить гимнастику для глаз с помощью большого красного предмета – рисовать в воздухе линии и круги. Движения совершать медленно, на расстоянии 30 см от глаз ребенка и периодически фиксировать положение. Это предотвратит появление проблем со зрением и укрепить глазные мышцы.
У ребенка в возрасте одного месяца наблюдается чистая кожа светло-розового цвета, снижается гипертонус рук и ног, увеличиваются периоды бодрствования от 10-15 минут до 1 часа в интервалах между сном и кормлением, появляется возможность наблюдать за перемещением взрослого, возникает способность различать свет и темноту.
Сложности приучения к горшку
Когда ребенку исполняется два годика, горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.
Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года
Советы для родителей, приучающих детей к горшку:
- Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
- Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
- Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
- Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
- В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный к унитазу.
Горшок трансформер 3 в 1
Советы по воспитанию малышей до года
Часто случается, что до той поры, пока ребенок не научится хорошо ходить и немного говорить, взрослые озабочены только уходом за малышом, не уделяя никакого внимания его воспитанию.
Таким образом мы оказываем себе медвежью услугу, сталкиваясь в дальнейшем с бойкотированием запретов, неспособностью малыша находится в одиночестве, тотальным непослушанием, закатыванием истерик в магазине и других общественных местах и т. д. Не стоит в таком случае винить ребенка — он исполняет ту модель поведения, которую «унаследовал», копируя поведение своих родителей и манеру их общения. При воспитании ребенка необходимо помнить, что кричать или выказывать малышу злость и недовольство крайне нежелательно — малыш вскоре будет поступать также. Дети всегда копируют поведение родителей. Это заложено в человеке многие тысячелетия назад, и копирование происходит на подсознательном уровне.
Вот некоторые советы, призванные помочь родителям в воспитании крохи:
- Уверенность матери в своих действия, а также в том, что с ее ребенком все хорошо (он не болен и нормален) всегда действует успокаивающе на малыша.
- Научитесь проявлять любовь, ласкайте больше своего малыша, ведь вы таким образом обучаете ребенка относится к вам соответствующе. Что же касается сыновей, то проявлением ласки мать еще и вырабатывает у сына нежное и внимательное отношение к женщинам в целом.
- Папа и мама должны сделать все возможное, чтобы малыш не знал и не видел ссор взрослых, грубостей, неуважительного отношения друг к другу.
- Если вы живете с родителями или же получаете от них помощь и заботу о вас и малыше, старайтесь все же не взваливать много на бабушек и дедушек. Так вы сможете избежать конфликтов между вами и старшим поколением. В любом случае, вы единственные, кто несет ответственность за то, что происходит с вашим ребенком.
- Не бойтесь приучить ребенка к рукам, ведь, чем больше внимания и времени вы уделите новорожденному сразу после рождения, тем более самодостаточным и самостоятельным он будет расти.
- В воспитании ребенка до года ключевым фактором является участие и мамы и папы. Старайтесь узнавать больше о жизни малыша, как развивать его, как качественнее и лучше проводить с ним время, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, как правильно общаться с ребенком и т. д.
Какие бывают методики воспитания детей до года
В ХХ веке сформировалось два пути воспитания малышей в первые 12 месяцев:
Ранняя социализация
Подобный подход был популярен в начале века. Идеология заключается в приучении к самостоятельности с самого рождения. Данный метод воспитания еще практикуется в некоторых семьях и имеет следующие принципы:
- Контакт с мамой сведен к минимуму.
- Искусственное вскармливание.
- Жесткий режим.
- Сон ребенка вместе с матерью исключен.
Методика «Сближение»
В 90-е годы прошлого века Уильям и Марта Серз основали методику воспитания детей, основанную на гораздо более тесном контакте мамы и папы с малышом.
Главными аспектами методики «сближения» являются:
- Контакт с мамой доведен до максимума, особенно в первые 12 месяцев жизни.
- Кормление грудью, продолжающееся как можно дольше.
- Родители спят вместе с малышом, если им это удобно.
- Отсутствие жесткого режима.
- Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.
Эти методики противоположны друг другу. У каждой есть свои приверженцы и противники. Есть и плюсы и минусы.
Современная методика воспитания детей до года сочетает в себе некоторые принципы из обоих подходов прошлого века. Близкий и постоянный контакт с мамой очень важен, но и способность к самостоятельности оказывает не меньшую пользу для нормального психологического и эмоционального развития малыша.
Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям
Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов
Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.
Как развивать ребёнка в 1 месяц?
- обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
- включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.
Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.
Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.
При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил
Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:
Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
Вовремя установите ограничения
Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет»
При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу
Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира
То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.
Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.
Как облегчить «свою ношу»
Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей.
Подробно о них читайте в замечательных статьях ю-мамы Ray:
Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 1 О приспособлениях, призванных облегчить жизнь маме. Все ли они удобны и полезны для малыша?
Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 2 О том, какой вид держателя удобнее для мамы (или папы), в каком меньше всего устает спина, что быстрее освоить и в чем модно носить.
Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор.
Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе.
Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже — вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи
Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша — вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках
Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.
В год малыш чаще всего начинает ходить.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.
Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
- Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
- Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
- Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
- Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
- Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.
Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.
Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше
Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.
На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.
1 месяц малышу – развитие
Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами
Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет
Что умеет ребенок в 1 месяц?
Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:
- Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
- Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
- Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
- Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
- Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
- Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.
Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.
Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:
- удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
- реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
- узнавать мамин голос;
- во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
- различать яркие однотонные цвета;
- осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
- пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
- произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.
Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» — лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.
Игрушки для детей в 1 месяц
Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:
- механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
- погремушки, которые можно удерживать в ручке;
- мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
- игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).
В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения
Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы
Этап II: воспитание детей с 3-х месяцев до полугода
На этом этапе необходимо продолжать начатое и стремиться привить навыки социального общения и заложить основы эстетического воспитания.
Ребенок уже понемногу способен общаться с мамой при помощи интонации и различных звуков. К трем месяцам малыш уже активно выражает эмоции и чувства.
- Развитие речи. Наша задача в это время помогать ему развивать свою речь. Продолжайте как можно чаще говорить с малышом, рассказывать ему все, что вы сейчас делаете, чем занимаетесь, что видите вокруг. Говорите ребенку, как вы любите его и как хотите скорее научить его общаться с вами. Колыбельные песни должны быть неотъемлемой частью в жизни малютки. Можно практиковать чтение коротких сказок, прослушивание музыки, особенно классической. Танцуйте с малышом и пойте ему.
- Игры. При наступлении второго этапа можно добавить к уже имеющимся новые игрушки. Большим спросом пользуются мягкие кубики, мячи, резиновые игрушки для купания. Одни дети в этом возрасте любят разрывать листы бумаги, другим нравятся шумные и звонкие игрушки, некоторые уже пытаются садится или ползать. Поэтому новыми игрушками может стать и газета и шумящий радиоприемник.