Что должен уметь грудничок в пять месяцев
Содержание:
- Иммуномодуляторы
- Как растет малыш: физиологические изменения
- Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Ходьба
- Уход за пятимесячным ребёнком
- Что умеет делать малыш?
- Обычный день
- Слух, зрение, реакция на звуки
- Способы и направления развития двухмесячных детей
- Какие препараты запрещены
- Часто задаваемые вопросы
- Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка
- Режим дня и питание
- Заключение
Иммуномодуляторы
Насморк грудного ребенка часто развивается на фоне сниженного иммунитета. Определив это, врач назначит иммуномодулирующие капли. Меняя количество иммунных клеток в сторону увеличения, они повышают иммунитет, положительно влияют на процесс выздоровления и гарантируют отсутствие осложнений. Эти капли бывают растительного и искусственного происхождения.
Для грудничков такие препараты перед применением необходимо разводить.
В группу иммуномодуляторов входят иммуностимуляторы. Они активируют иммунную защиту организма. Такие препараты с противовирусным или антибактериальным действием восстановят слизистую и помогут быстро вылечить ее повреждения.
Как растет малыш: физиологические изменения
Когда малышу исполняется 3 месяца, можно заметить определенные физиологические изменения, развитие и навыки совершенствуются. Подробнее, что умеет ребенок в 3 месяца и как развивать его навыки будет рассказано далее.
Нормы роста, веса, окружности головы
Педиатры утверждают, что вес ребенка в 3 месяца увеличивается примерно на 0,7 кг веса. Рост ребенка в 3 месяца увеличивается на 2-3 см.
Также нужно контролировать, как именно увеличивается окружность головы. В среднем, в течение месяца, она должна увеличиться на 1,5 см.
Дети имеют такие показатели:
- Девочки – рост – 55-65 см. Вес мальчика в 3 месяца – 4,5-7,5 кг. Окружность головы – 37-42 см.
- Мальчики – рост – 57-67 см. Вес девочки в 3 месяца – 4,9-8 кг. Окружность головы – 38-43 см.
Зрение
В трехмесячном возрасте у ребенка развивается бинокулярное зрение. Это приводит к тому, что теперь малыш может фокусировать свой взгляд двумя глазами. Он начинает внимательно следить за предметами, которые движутся
Также он может концентрировать свое внимание на неподвижных вещах
Ребенок в возрасте 3 месяцев начинает долго рассматривать предметы, и уже умеет поворачивать голову.
Малыш начинает интересоваться лицами, особенно маминым. Малыша в 3 месяца привлекают подвесные игрушки, которые висят над кроватью.
Слух
Когда младенцу исполняется 3 месяца, у него улучшается слух. Малыш определяет направление, откуда идет звук. Теперь ребенок будет поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит источник звука.
Речь
В трехмесячном возрасте от малыша родители уже могут услышать гласные и согласные звуки. Сейчас начинает развиваться детский лепет.
Если включить интересную песню или же поговорить с малышом, он ответит разными интересными звуками.
Рефлексы
Когда ребенку исполняется 3 месяца, происходит развитие мелкой моторики. Теперь он будет все время пытаться схватиться за игрушки, которые висят над кроваткой. Неизменными остаются рефлексы, приобретенные при рождении (сосание и ползание).
В 3 месяца у ребенка проявляется рефлекс Моро. Если родители хлопнут ладошками над головой малыша, он будет разводить ручки в стороны, и разгибать кулачки. После все возвращается в исходное положение.
Также есть и другие, новоприобретенные рефлексы:
- Поисковый. Если малыша пощекотать за щеку, он будет тянуться к человеку, который к нему прикоснулся.
- Хоботковый. Если постучать немного губами, ребенок будет вытягивать их в трубочку.
- Бабкина. Если захватить кисть ребенка и надавить на центр, малыш будет открывать рот.
Двигательная активность
Когда ребенку исполняется 3 месяца, он начинает контролировать свои движения. Если родители будут брать его на руки, малыш будет наклонять голову вперед.
Теперь родителям намного сложнее и веселее будет надевать на малыша подгузник. Учитывая, что ребенок приобрел новый навык – брыкаться ножками, смена подгузника будет долгой. В таком возрасте малыш будет бить ручками предметы, находящиеся вокруг.
Учитывая, что он уже умеет раскачиваться в разные стороны, повышается вероятность падений с кровати или пеленального столика. Лучше, если мебель будет с бортиками.
Общение и эмоции
В этот период крошка становится необычайно улыбчивой. Теперь ребенок все больше нуждается в общении. Если он долго не видит маму, то начинает искать ее глазами. Детки в таком возрасте довольно улыбчивые. Несмотря на то, что они различают «чужих» и «своих», улыбаются они всем одинаково.
Активно начинают общаться со взрослыми. Если перестать играть с ребенком, он начинает плакать.
Трехмесячные детки все больше стараются отвечать взрослым. Они это делают по-своему: с помощью бульканья и новых звуков. В таком возрасте повышается чувствительность ребенка.
Теперь он все больше внимания уделяет окружающим вещам. Если его что-либо заинтересует, он начинает тянуться к таким предметам. Несмотря на то, что малышам еще сложно контролировать свои руки, они пытаются положить себе в рот игрушку или любой другой предмет.
Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
- Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
- Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
- Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
- Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
- Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
- Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
- Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
- Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
- Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.
Ходьба
Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!
ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами
Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.
Подвижные игры
Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».
Уход за пятимесячным ребёнком
Ребёнок в 5 месяцев нуждается в том же уходе, что и раньше. После пробуждения его надо умывать, протирать ему глаза, очищать нос и уши, если они запачканы. Несколько раз в неделю крохе надо обрезать ногти специальными ножницами. Делать это лучше после купания, когда ногтевые пластины немного размягчились.
Купать ребёнка надо хотя бы через день. Но если у вас есть желание, а малютка любит этот процесс, то можно делать это чаще. Можно пользоваться различными горками, матрасами и шапочками. Если малыш сидит сам, то обзаведитесь специальным сиденьем для купания. Это сделает процесс намного веселее. Вы сможете брать с собой различные игрушки, и карапуз с удовольствием будет ими играть.
Помните, что вода должна быть такой же, как температура тела человека. А если у малыша наблюдаются проблемы со сном, то добавляйте в неё травы. Это может быть ромашка, лаванда или череда. Они успокоят карапуза, и ему будет проще заснуть. Кроме того, не забывайте про гимнастику и массаж
Это очень важно, поскольку совсем скоро кроха начнёт ходить, и ему нужны крепкие мышцы
Что умеет делать малыш?
Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:
- Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
- Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
- Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
- Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
- Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
- Убирать за собой игрушки.
- Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).
Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.
Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.
Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.
В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.
Обычный день
С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:
6:30 |
Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры. |
8:00 |
Первый дневной сон. |
10:00 |
Пробуждение для второго кормления (малышам-искусственникам дают кашу), период бодрствования. |
11:30 |
Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе. |
13:30 |
Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления (кроха-искусственник получает овощное пюре с растительным маслом). |
14:00 |
Период бодрствования, развивающие игры. |
15:30 |
Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе. |
17:00 |
Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления (у деток-искусственников оно включает фруктовое пюре и смесь). |
17:30 |
Период бодрствования. |
20:00 |
Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон. |
Ночное время |
Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники могут дополнительно получать порцию смеси около 00:00. |
Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.
Слух, зрение, реакция на звуки
Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.
Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.
Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.
Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.
Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.
Способы и направления развития двухмесячных детей
Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.
Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.
Лежание на животике
Это сенсорная деятельность – важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.
Чтение
Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.
Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:
- привыкал к голосу родителей;
- слышал правильную речь;
- учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
- получал задатки языкового развития;
- развивал память;
- укреплял связь с мамой и папой.
Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь – груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать
Достаточно буквально пяти минут.
Прикосновение
Также следует относиться к сенсорной деятельности.
Какими должны быть прикосновения:
- кожа касается кожи – не через одежду;
- медленные покачивания и объятия;
- поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
- массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).
Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.
Движения с ребенком
Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.
Пальчиковые игры
Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант – кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».
Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца – трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.
Наблюдение за объектом
В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать
Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.
Не забывайте развивать и свой навык наблюдения – если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.
Какие препараты запрещены
Категорически запрещены:
- Сосудосуживающие средства, которые не подходят по возрасту. На лекарстве для новорожденных обязательна должна стоять пометка о допустимом возрасте применения.
- Непроверенные препараты по совету знакомых или работников аптеки, не согласованные с лечащим врачом.
- Капли на основе масел. Это может вызвать воспаление из-за склеивания ресничек внутреннего эпителия.
- Закапывания простой водой.
- Препараты со стрептомицином.
- Народные средства для закапывания носа – отвары трав, соки овощей (алоэ, прополис, сок моркови и свеклы). Они проявляются болезненной реакцией слизистой или вызывают аллергию.
- Спреи и промывания носовых ходов под давлением.
Часто задаваемые вопросы
Как помочь ребенку начать самостоятельно сидеть?
Многие дети начинают сидеть в возрасте около 6 месяцев или чуть позже. Малышу нужны сильные мышцы для опоры, поэтому лучшей помощью от вас будет класть его на животик. Затем попробуйте поднять его и посадить. Постепенно он начнет опираться на ручки, а потом будет и сидеть без опоры.
В каком возрасте дети переворачиваются?
Развитие малышей протекает индивидуально, но многие дети уже умеют переворачиваться к 5 месяцам или чуть позже. Не оставляйте ребенка без присмотра на поверхностях, расположенных высоко от пола, например на кровати или на пеленальном столике, ведь он может перевернуться в самый неподходящий момент.
Почему ребенок просыпается по ночам?
Иногда дети просыпаются по ночам, потому что хотят есть или им нужно поменять подгузник. Если малыш не голоден и ему не нужно менять подгузник, просто подождите, пока он снова не заснет.
Нужно ли делать ребенку прививки?
Вакцинация – один из наиболее безопасных и предпочтительных способов защиты малыша от опасных инфекционных заболеваний. Благодаря этому вы защитите также других детей и членов вашей семьи. Если у вас есть опасения насчет прививок, обсудите их с врачом.
Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка
В среднем вес мальчика на 5 месяце колеблется от 7,0 кг. до 7,3 кг., а рост от 62 до 65 см.
Вес девочек — от 6 кг. до 6,6 кг., рост колеблется от 60 см — 64 см.
Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра, и прибавляет в весе около 650-700 грамм.
Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.
Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.
Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.
Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.
В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.
Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».
У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки, поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.
Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.
Режим дня и питание
Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.
Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.
Доктор Комаровский к этим признакам добавляет наличие зубов. Но сроки их прорезывания у детей различны. Некоторые обзаводятся ими далеко за рекомендуемый возраст введения прикорма (4 — 6 месяцев).
В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре или каша. Если ребёнок мало весит, имеет проблемы со стулом, начинать надо с каш. При наличии избыточного веса или запоров предпочтительнее овощи.
Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно вводить овощное пюре в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:
Критерии | Достижения |
---|---|
Вес, рост | По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см. |
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев |
|
Питание |
|
Уход и гигиена | Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье |