Графики роста, веса и других важных показателей развития детей по данным воз

Нормы физического развития ребенка до года

Данные детей до года контролируются ежемесячно с точным учетом указанного интервала. У малышей от года до двух прибавка в весе отслеживается раз в 8 недель, что и считается эталонным показателем.

Наибольший темп увеличения массы тела ребенка характерен для первых трех месяцев его жизни. Сколько должен набирать массы новорожденный, можно посмотреть ниже.

Чтобы воспользоваться таблицей, стоит знать, как взвешивать новорожденного правильно. Перед включением весов нужно убрать с чаши все посторонние предметы, иначе вы получите искаженные данные.

Хотя вы можете оставить на ней пеленку и затем нажать кнопку «Тара», чтобы обнулить результат. Укладывать младенца в чашу весов надо в состоянии покоя, чтобы зафиксировать точные цифры, которые затем можно сравнить с «идеалом».

Набор веса — процесс, требующий учета множества факторов: условий, в которых протекало формирование организма ребенка во внутриутробном периоде, условий, в которых проходили роды.

Так, например, недоношенные дети, как правило, растут быстрее доношенных, активно добирая то, что не успели получить в утробе матери.

Как набор веса оценивают педиатры? Специалисты производят оценку увеличения показателей массы в соответствии с ростовыми параметрами по специальным центильным таблицам набора веса новорожденного, учитывающим множество параметров.

Суть такой оценки заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели ребенка (рост, вес, окружность головы, а также грудной клетки) сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях детей.

Сами центильные таблицы представляют собой некую математическую фотографию распределения большого количества детей по соответствующим возрастающим показателям.

Подобное исследование гармоничности физического развития малыша несложное, поскольку в нем исключены расчеты, но сами таблицы довольно громоздкие и для выбора цифр необходимо затратить большое количество времени.

Но есть и противники центильных таблиц, считающие данный метод оценки устаревшим.

Так или иначе грамотно оценить развитие ребенка может только педиатр, который ведет за ним регулярное наблюдение, а метод оценки остается на его усмотрение.

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

4,300

4,100

0,750

0,550

2

5,100

4,800

0,900

0,650

3

5,800

5,400

1,000

0,750

4

6,600

6,000

1,000

0,800

5

7,200

6,700

1,100

0,900

6

7,900

7,400

1,200

1,000

7

8,400

8,000

1,200

1,050

8

8,800

8,500

1,250

1,050

9

9,200

8,900

1,300

1,100

10

9,700

9,300

1,300

1,100

11

10,200

9,600

1,300

1,100

12

10,400

9,800

1,350

1,150

Таблица 2 – Рост детей до года

Правильно измеряется рост ребёнка до года горизонтальным ростомером, когда педиатр придерживает ножки малыша, прижав легонько на колени, и придвинув планку ростомера к стопам, согнутым под углом 90˚.

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

54

53

2,7

2,9

2

57

57

2,8

3,0

3

59

59

2,8

2,8

4

62

61

2,9

2,8

5

64

64

3,0

2,6

6

66

66

3,0

3,2

7

68

68

3,0

3,2

8

70

69

3,2

3,3

9

72

71

3,5

3,3

10

73

72

3,9

3,2

11

74

73

3,4

3,2

12

76

74

3,7

3,3

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

37

37

1,9

2

2

39,2

38,6

1,8

2,2

3

40,6

39,9

1,9

2,3

4

41,9

41,1

1,8

2,2

5

43

42,1

1,9

2,3

6

44

42,9

2

2,3

7

44,9

43,9

2,1

2,3

8

45,5

44,6

2,1

2,3

9

46,1

45,2

2,2

2,4

10

46,7

45,8

2,2

2,4

11

47,3

46,3

2,2

2,4

12

47,7

46,6

2,3

2,5

График до года

В рекомендациях Министерства здравоохранения России предлагается график прикорма детей до года, требующий уже к семи месяцам использовать в их рационе овощи, каши, творог и мясо, соки, фруктовые пюре. Этот график не соответствует рекомендациям ВОЗ, где отмечается, что коррекция рациона осуществляется в шестимесячном возрасте. И только в отдельных случаях и по индивидуальным показаниям, к которым относится критическое отставание в наборе веса и развитии, есть смысл в более раннем изменении рациона ребенка.

Согласно ВОЗ, прикорм представляет собой пищу, призванную обеспечить возрастающие энергетические потребности малыша, более активного и подвижного чем раньше. И позволяющую познакомить его с разнообразной едой. Исходя из этого, определяются основные принципы коррекции рациона малыша.

  • Пища дополняющая. Именно таковой является прикорм. Основу питания ребенка составляет грудное молоко, а в случае невозможности грудного вскармливания — адаптированная смесь.
  • Пища разнообразная. Мамы восьмимесячных малышей обычно с ужасом смотрят в таблицу прикорма по месяцам. И понимают, что из рекомендованных продуктов, среди которых и мясо, и кефир, и желток, и несколько видов овощей, им удалось приучить ребенка от силы к паре овощных блюд и крупяным кашам. Но это разнообразие — лишь попытка показать, какие именно грани вкусов и типы продуктов ребенок может потреблять в силу своего физиологического развития. Это рекомендация о том, с блюдами какой консистенции, вкуса, аромата ребенок может начать знакомиться. Воспринимать цифры в табличке обязательным руководством к действию не следует, так как достичь многих из них путем безопасного введения продуктов просто невозможно.
  • Пища с высокой энергетической плотностью. Исходя из того, что прикорм должен восполнить недостающую малышу энергию для активности и роста, необходимо выбирать энергетически ценные продукты. К таковым не относятся соки, рекомендованные ранее для первого прикорма, фрукты. В небольшом количестве каши или овощей содержится куда больше значимых для крохи калорий.

Энергетически ценная пища — не значит, жирная, отмечают эксперты ВОЗ. Ребенку не следует давать животный жир, в том числе молоко с содержанием жира, до двух лет. Нельзя добавлять в пищу соль и сахар. Последний насыщает организм «пустыми» калориями и угнетает аппетит.

Все продукты, которые включает схема введения прикорма по месяцам до годовалого возраста, носят название переходных. Они адаптированы потребностям ребенка по консистенции и плотности. Целью процесса является переход малыша на традиционную пищу семейного стола. Поэтому разумно использовать для кормления не специально подобранные продукты, а именно те злаки, овощи, сорта мяса и рыбы, которые принято есть в вашей семье.

Таблица — Прикорм ребенка по месяцам (рекомендованный график ВОЗ)

Продукты 6 мес. 7 мес. 8 мес. 9 мес. 10 мес. 11-12 мес.
Овощное пюре, г 120 140 150 170 180 200
Зерновая каша, г 120 150 180 200 200 200
Растительное масло, мл 1 3 5 5 5
Фруктовое пюре, г 60 60 60 17 80 80
Мясо, г 50 60 70 80
Желток 1/4 1/4 1/2
Творог, г 30 40 50
Сухари, г 3 5 5 10 10
Хлеб пшеничный, г 5 5 5 10
Сливочное масло, г 1 3 5 5
Рыба, г 30 50-60
Фруктовый сок, мл 30 50 60 80-100
Кефир, мл 30 50 100

Таблица определяет виды прикорма по месяцам и дозировку. Она носит ознакомительный характер. При сохранении грудного вскармливания превышать указанные нормы не рекомендуется. При искусственном вскармливании основным источником питания в рационе остается смесь. Смешанный режим позволяет вытеснить смесь, заменив ее продуктами прикорма.

Консистенция блюд должна соответствовать уровню развития ребенка и сложившимся у него навыкам. В возрасте до семи месяцев у малышей происходит смещение рвотного рефлекса от середины языка к его корню, растет сила жевательных движений. Они могут кушать пищу в виде пюре из овощей, фруктов и зерновых культур, не содержащих клейковины.

В возрасте от семи месяцев до года навыки жевания совершенствуются. Малыш учится кусать, перемещать пищу языком к зубам, снимать ее с ложки губами. В этот период рекомендуется менять консистенцию блюд. Они подаются размятыми, рублеными, а также в виде, удобном для еды руками.

Только после года формируется стабильность работы челюстей, а жевательные движения приобретают взрослый, вращательный характер. В это время ребенок может быть переведен на пищу семейного стола.

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Общение и развитие

Новорожденному очень важен частый и длительный контакт с мамой. Старайтесь проводить с ним больше времени, сопровождайте водные и гигиенические процедуры песенками-потешками, разговаривайте с крохой, рассказывайте ему стихи и сказки. Хотя смысла слов не понимает, он прекрасно слышит и чувствует интонацию и тембр голоса. Уже с первых месяцев у детей начинает формироваться речевой аппарат, а прослушивание речи положительно сказывается на процессе.

Для развития младенцу достаточно самых простых упражнений, к примеру:

В возрасте двух недель ребенок уже может фокусировать взгляд и следить за предметами. Возьмите яркую игрушку и держите ее на расстоянии 30-40 см от крохи

Дождитесь, когда он сосредоточит на ней внимание, и начинайте медленно перемещать ее из стороны в сторону. Малыш будет внимательно наблюдать за процессом.
С 2-3 недель кроха начинает реагировать на звуки

Попробуйте назвать его по имени, находясь сначала в одной части комнаты, затем в другой. Ребенок будет сосредоточенно прислушиваться, может поворачивать голову в сторону источника звука. Такое упражнение развивает слух и ориентацию в пространстве.
Можно делать крохе массаж – это положительно скажется на физическом развитии. Он заключается в нежном поглаживании спины, ягодиц, ног и рук. Можно делать его после купания с использованием детского масла.

Хотя малыш уже родился, мама по-прежнему целая вселенная для него. Она должна уметь ухаживать за крохой, внимательно отслеживать его состояние, быть проводником в новый и незнакомый мир. Правильное обращение и уход в первый месяц жизни будут способствовать всестороннему развитию ребенка, его крепкой эмоциональной связи с мамой, отсутствию страхов и проблем со здоровьем.

Третий месяц

При правильном развитии в этот период наблюдаются следующие изменения:

  • удлиняются периоды бодрствования между сном до 1,5 часов, дневной сон укорачивается, а ночной увеличивается;
  • активно переворачивается со спины на бочок, делает попытки приподняться на локтях, долго удерживает голову, а в вертикальном положении поворачивает ее в разные стороны, в зависимости от положения интересного предмета, источника света или звука;
  • активно общается с окружающими с помощью звукопроизношения и мимики, криком и плачем дает понять о дискомфорте;
  • расправленными ладошками захватывает предмет и тянет его в рот для исследования.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Показатель

Среднее значение в 5 месяцев

Мальчики в 5-6 месяцев

Девочки в 5-6 месяцев

Вес

6900-7500 г

6000-9300 г

5400-8800 г

Рост

64-65,9 см

61,7-70,1 см

59,6-68,5 см

Окружность головы

41,5-42,6 см

40,1-45 см

38,9-44 см

Окружность грудной клетки

42,4-42,9 см

40,1-45,7 см

40,3-44,5 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами

Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» — лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.

Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения

Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • Ходить с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Грудное вскармливание

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне.

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.

Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:

    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации;
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Фото: dusanpetkovic / freepik.com

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector