Ребенок в 5 месяцев

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Что умеет делать малыш?

Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:

  1. Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
  2. Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
  3. Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
  4. Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
  5. Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
  6. Убирать за собой игрушки.
  7. Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).

Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.

Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.

Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.

В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.

Развиваемся и развлекаемся

Как развивать в 5 месяцев ребенка и при этом развлечь его, заставить улыбаться и заливисто смеяться? Огромную радость доставят крохе легкие подбрасывания вверх, громкое чмокание, щекотка. Старайтесь не перевозбудить дитя такими занятиями, в противном случае его будет сложно уложить спать вовремя. Помогайте младенцу исследовать его тело. Наденьте ему на ножку или ручку яркую пинетку с колокольчиком. Сначала малыш посмотрит на интересную вещицу, потом дернет ножкой, услышит звон, попытается схватить свою нижнюю конечность.

Из картонной коробки сделайте подобие горки. Покажите, как по наклонной поверхности сказывается машинка или другая игрушка на колесиках. Это станет отличным первым примером причинно-следственной связи между явлениями. Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за их плавным полетом. Чтобы кроха учился принимать свои первые в жизни решения, положите ему в каждую ручку по пищащей игрушке. Посмотрите, будет ли он глядеть на ту руку, которая «пищит». Когда младенец станет чуть постарше, он научится сжимать оба предмета одновременно.

Наблюдаем за малышом

Если вы повесили двигающуюся музыкальную игрушку в кроватку так, что до нее дотянуться нельзя, дитя расстраивается. Ему очень хочется ударить по вещи, схватить ее и, конечно же, засунуть в ротик, чтобы посмотреть, что из этого получится. А вдруг вкусно?

Продолжая наблюдать, как ребенок играет с движущимися игрушками, вы обнаружите, что он делает это в соответствии со своим определенным порядком – схватывание, тщательный осмотр и снова схватывание. Точно также младенец поступает и с другими предметами. Занимаясь с чем-то, что находится в непосредственной близости от него, малыш как бы задает сам себе вопрос: «Что держат мои ручки, что я могу с этим сделать?»

В развитии ребенка на 5 месяце жизни четко прослеживается еще одна любопытная тенденция. Он не только активно изучает окружающую его обстановку, но и одновременно пытается проявлять инициативу в общении с членами семьи и даже домашними животными

Вместо того, чтобы как раньше ждать, что кто-нибудь обратит на него внимание, кроха, завидев приближающегося человека, первым начинает лепетать, «гулить» и улыбаться. И кто же сможет устоять перед такими чудесами коммуникабельности? Вы непременно улыбнетесь в ответ, чем вызовете неподдельный детской восторг

Всему свое время

Для каждого возраста имеются свои показатели. Достижения пятимесячного малыша на порядок серьезнее в сравнении с тем, что должен уметь ребенок в 1,5 месяца или, скажем, в 3. К этому возрасту он уже набрал неплохой вес, округлился, стал вполне разумным маленьким человечком. Если все, что умеет ребенок в 1,5 месяца, – это держать головку, лежа на животике, и улыбаться физиологической (не слишком осмысленной) улыбкой, то с пятимесячным малышом уже можно по-настоящему общаться.

Возраст около 5 месяцев относится к одному из важных этапов детского развития

Именно потому родителям важно вовремя проконтролировать малейшую вероятность отклонения от нормы. Делается это для того, чтобы вовремя выявить возможные нарушения либо скрытые заболевания, результатом которых могут стать замедленный рост и отставание в развитии ребёнка

Чтобы иметь возможность дать самостоятельную оценку развитию грудничка, требуется иметь представление о тех навыках и умениях, которые ему полагается иметь в данном возрасте.

Советы родителям

Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он этого не хочет, старайтесь мягко переключать его внимание на действия, которые необходимы в данный момент.
Применяйте только игровую форму обучения, не давите на малыша.
Всеми силами предотвращайте плач и истерики.
Уделяйте малышу максимум внимания, но ни когда не вмешивайтесь в его занятия, если он сам не попросит об этом.
Если нужно проявите твердость, это очень полезно для крохи. Твердость, строгий режим, привычная обстановка создают у малыша ощущение безопасности

Такой подход наиболее благоприятен для формирования здоровой психики.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

В первый месяц развитие ребенка происходит достаточно стремительно: рост ребенка увеличивается в среднем на 2-3 см, а вес на 600 г. Однако, это усредненные показатели, и развитие каждого малыша индивидуально. Но всё-таки есть границы нормы, при выходе за которые, следует обратиться к врачу.

Для отслеживания изменений в развитии новорожденного используется расчет нормы веса и роста ребенка по месяцам согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). Эти показатели характеризуют здоровье и уровень физического развития малыша.

Ниже представлены нормы физического развития для месячного малыша в зависимости от пола. Насторожить должны сильные отклонения от данных показателей.

Физические показатели развития месячного ребенка приведены в следующей таблице.

Показатель Мальчики в 1-2 месяца Девочки в 1-2 месяца Среднее значение в 1 месяц
Вес 3400-5800 г 3200-5500 г 4200-4500 г
Рост 50,8-58,5 см 49,8-57,6 см 53,7-54,7 см
Окружность головы 34,9-39,6 см 34,2-38,9 см 36,5-37,3 см
Окружность грудной клетки 34,1-38,9 см 34-38,1 см 36,1-36,5 см

Вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и рассчитывает значения нормы физического развития для пятимесячного ребенка.

Эмоции и общение

Психическое развитие ребенка позволяет ему испытывать и воспроизводить широкий спектр эмоций.

Кроха умеет:

  1. хохотать;
  2. требовать;
  3. сердиться, радоваться;
  4. малыш может выразить свое хорошее настроение или недовольство не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.

Социальное, семейное развитие ребенка выражается в том, что в 5 месяцев жизни он охотно проводит время с близкими людьми, узнает их, радуется им. Но если его попытается взять незнакомый человек – может насторожиться и даже заплакать.

В пять месяцев ребенка психическое развитие не различается у девочек и мальчиков: что должен уметь мальчик, то могут и девочки.

В это возрасте наступает переломный момент в психоэмоциональном развитии недоношенных деток. Именно тогда большинство из них начинает гулить, брать игрушку, переворачиваться, активно контактировать со взрослыми.

Развитие недоношенного ребенка на пятом месяце жизни должно проходить в атмосфере физического и эмоционального комфорта. На первом месте у таких деток должен стоять сон, а уже затем различные виды физической активности.

Как развивать ребенка в 5 месяцев – видео

В этом видеоролике молодая мама (и по совместительству психолог) рассказывает, что должен уметь малыш в возрасте пяти месяцев, и как развивать кроху. Она подробно рассказывает и показывает, какие игрушки станут полезными в развивающих играх, притом не только сейчас – такие игрушки пригодятся и в будущем.

Многие родители задаются вопросом того, что должен делать ребенок в 5 месяцев. Это показатель его полноценности, здоровья и нормального развития. А еще это показатель «качества» родителей. Помните: малыш никому и ничего не должен, он развивается собственным темпом. Что-то получится у него раньше, что-то позже, не стоит судить о своем карапузе по чужим детям.

Ребенок в возрасте 5 месяцев переживает многие изменения в его жизни. У него появляется более четкое зрение, совершенствуется слух, появляется подвижность. А вокруг так много интересного, столько всего нужно узнать! Ловите момент, играйте с крохой, говорите, читайте

Малышу как никогда нужны вы и ваше внимание. Только так он быстро научится чему-то новому, не переставая удивлять вас на своем пути во взрослую жизнь

Подгузники для вашего карапуза

На протяжении первых четырех месяцев неопытные мамы уже научились выбирать необходимые средства гигиены для своих малышей. Но есть необходимость еще раз проговорить, какие лучше выбирать подгузники. Ведь их правильный выбор хоть и не влияет на развитие ребенка в 5 месяцев, но оградит кроху от многих болезней и неприятностей.

  1. Во-первых, нужно определить правильный размер подгузников, только тогда они не сдавливают тело и не протекают.
  2. Выбирая более дешевые подгузники, будьте готовы к худшему впитыванию, неэластичному пояску и отсутствию резинок на липучках. С этим, естественно, можно смириться. Главное, чтобы ваши ожидания оправдались. Лучшим выбором будут подгузники премиум-класса, но все зависит от ваших возможностей.
  3. Каким бы хорошим ни был подгузник, лучшего крема от опрелостей, кроме как воздушные ванны, еще не придумали. Поэтому не стоит злоупотреблять этими средствами.
  4. Не стоит покупать большое количество непроверенных подгузников, так как они могут не понравиться вам по впитыванию, запаху, а также на них может отреагировать ваш малыш.
  5. Самым главным критерием при выборе подгузников является удобство и комфорт вашего карапуза, а все остальное решает каждая мама решает индивидуально.

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Много полезных советов по развитию можно узнать на приеме у педиатра или от других родителей. Также советуем сделать вместе с четырехмесячным ребенком следующие упражнения.

На развитие зрения:

  • Повесьте яркую цветную игрушку над детской кроваткой, но так, чтобы малыш не мог до нее дотянуться.

  • Дайте ему зеркальце – пусть смотрит на свое отражение и наблюдает за своими движениями.

  • Игра «Кто там?» или «Ку-ку» отлично помогает малышу сформировать представление о постоянстве предметов и их свойств. Он будет в восторге от того, как лицо мамы то появляется, то исчезает!

На развитие моторики и координации:

  • Кладите ребенка на животик. Пусть малыш лежит на животике и поднимает головку и грудь (только надо внимательно за ним наблюдать). Это укрепляет мышцы, с помощью которых он потом будет переворачиваться и садиться.

  • Попробуйте садиться. Пусть малыш сядет с опорой на вас. Так ему будет удобнее тянуться к предметам и хватать их. Но это должно быть секундное действие, малышам не рекомендовано сидеть, пока они сами не научатся садиться

  • Учимся стоять. Поднимите малыша под мышки и поставьте его ножками на опору – это развивает мышцы ножек.

На развитие речи:

  • Читайте ребенку вслух и пойте ему песни.

  • Повторяйте звуки, которые он издает.

  • Реагируйте с радостью и одобрением, когда он будет повторять ваши звуки.

Почему возникает дисбактериоз?

Начиная прикармливать кроху, вы не можете понять причины беспокойства, частых срыгиваний, вздутия животика, поносов и запоров, плохого аппетита и маленькой прибавки в весе? Причина одна — отсутствие необходимой флоры в кишечнике. Этому есть несколько объяснений:

  • рождаясь с помощью кесарева сечения, малыш не получает в родовых путях необходимые бактерии;
  • поздний старт грудного вскармливания, спустя 2-3 часа после родов;
  • раннее прикармливание смесями приводит к дефициту бактерий;
  • применение антибиотиков в первые месяцы жизни;
  • перенесенные заболевания ЖКТ и кишечные инфекции.

Моторика ребёнка

В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:

  1. Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
  2. Ребёнок научился с живота переворачиваться на спину. Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.

Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться, и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. «Что делать, если ребенок упал с кровати»

  1. Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
  2. Научился сам держать бутылочку, чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
  3. Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
  4. Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.

Малыш осваивает новые движения

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.

В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».

Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».

Узнайте, когда ребенок начинает сидеть?>>>

В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек. Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.

  • Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
  • Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать?>>>

Как вы можете помочь малышу ползать?

  1. Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
  2. Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
  3. Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.

Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.

Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати. Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике

Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее

Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.

Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.

На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это – возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.

Чтобы помочь малышу крепко и сладко спать, посмотрите интернет-курс “Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний” >>>

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.

Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?», — малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!- Где были?- У бабушки.- Что ели?- Кашку.- Что пили?- Бражку.- Что на закуску?- Кислую капустку!Попили, поели,Шу-у-у! Полетели!На головку сели,Ладушки запели.

Доктор Комаровский о развитии пятимесячного малыша

Известный педиатр во многом согласен с изложенной выше информацией о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Комаровский Е. О. считает, что в норме малыш в этом возрасте должен выполнять следующие действия:

  • отличать близких людей от чужих по внешнему виду;
  • узнавать голос матери или близкого человека;
  • различать строгую и ласковую интонацию в голосе при обращении к нему, по-разному реагировать на них;
  • радоваться любому ребенку, с удовольствием брать у него игрушку из рук, гулить;
  • брать заинтересовавший его предмет из рук взрослого;
  • удерживать игрушку в руке не менее 1-2 минут;
  • долго лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • переворачиваться со спины на живот;
  • ровно и устойчиво стоять при поддержке под мышки;
  • подолгу певуче гулить;
  • в случае раннего введения прикорма может самостоятельно есть с ложки густую пищу.

В 5 месяцев ребенок должен быть окружен заботой и вниманием со всех сторон. Он способен чувствовать настроение мамы и бурно реагирует на его смену

А еще в этот период жизни неразрывно связан с падениями с дивана, пеленального столика и т. д

Важно не оставлять ребенка одного в комнате без присмотра, чтобы избежать физических травм

Физиологическое развитие

Физиологические параметры являются основой здоровья малыша и в пять месяцев должны выглядеть примерно так:

  • Телосложение становится более пропорциональным, мускулатура намного крепче;
  • Зрение продолжает развиваться. Малыш уже фиксирует свой взгляд, как на неподвижных, так и на быстро перемещающихся предметах. Также может подолгу рассматривать яркие картинки;
  • У пятимесячного ребенка очень сильно выделяется слюна. Причины – предстоящее прорезывание зубов и очищение ротовой полости, так как младенец тянет в рот практически все предметы, которые попадаются в его ручки;
  • Дефекация у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, может быть как частой (5-6 раз в сутки), так и редкой (раз в 2-5 дней), это будет продолжаться до тех пор, пока ребенку исполнится 1 год. Малыши, которые едят только искусственное питание или начали получать первый прикорм, как правило, испражняются по 1-2 раза в день, их каловые массы имеют более плотную консистенцию и очень резкий запах;
  • Мочеиспускание у пятимесячного ребенка бывает до 12-15 раз в сутки.

Дополнительная информация. Еще одним не менее важным показателем того, что карапуз подрос, является полное отсутствие гипертонуса. Как правило, он исчезает к концу пятого месяца.

Физические параметры

В течение пятого месяца жизни грудничок прибавляет около 700-750 г. веса, его рост увеличивается на 2-3 см. Объем грудной клетки малыша становится больше, чем окружность головы, это свидетельствует о том, что младенец растет с каждым днем

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается совершенно индивидуально, и не нужно его сравнивать с другими детками, опытные педиатры все же советуют обращать внимание на общепризнанные показатели норм, которым должен соответствовать пятимесячный младенец

Таблица физических параметров мальчиков и девочек в пять месяцев

Показатель Мальчики Девочки Среднее значение
Вес, кг 6000-9300 5400-8800 6900-7500
Рост, см 61,7-70,1 59,6-68,5 64-65,9
Окружность головы, см 40,1-45 38,9-44 41,5-42,6
Окружность грудной клетки, см 40,1-45,7 40,3-44,5 42,4-42,9

Новые возможности для игры

В этом этапе развития время бодрствования малыша должно проходить в игре. В пятимесячном возрасте ребенка начинают интересовать новые предметы и игрушки, он пытается дотянуться до них и удержать в руке. Но это вовсе не означает, что он непременно начнет играть с ними. Скорее, все свои находки он будет отправлять прямо в рот.

Ниже рассмотрим, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев:

  1. С интересом наблюдает за мамой и слушает, что она говорит, одновременно выполняя пальчиковую гимнастику и рассказывая потешку «Сорока-белобока».
  2. Проявляет эмоции, когда ему удается дотянуться до заинтересовавшего его предмета.
  3. Пытается найти маму, которая ненадолго прячется, играя с ним в «ку-ку», и радуется тогда, когда находит ее.
  4. Любит купаться и играть в воде. Для этого ему рекомендуется приобрести специальные игрушки для ванной. Также можно выполнять в воде элементарные гимнастические упражнения, например, «велосипед».
  5. Разглядывает в зеркале свое отражение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector