Ребенку 4 месяца
Содержание:
- Занятия для развития
- Не забываем закаляться
- Физическое развитие ребенка в 14 месяцев
- Физическое развитие ребенка в 1 месяц
- Пять секретов хорошего сна для грудничка
- Как меняется психологическое развитие ребеночка?
- Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни
- Молодые родители: Семейные узы
- Физические навыки четырехмесячного малыша
- Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно
- Занятия с ребенком 4 месяцев
- Психоэмоциональное развитие
- Что должен уметь ребенок в 4 месяца: физические умения
- Режим дня новорожденного в 4 месяца
- Здоровье малыша: Самые распространенные инфекции
- Познавательное развитие ребенка 4 месяца жизни
Занятия для развития
Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.
В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок
Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам
Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные .
Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.
Потешки сделают массаж веселее.
Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.
Не забываем закаляться
Чтобы ребенок как можно меньше болел, не стоит его сильно кутать. Следует поддерживать температуру в комнате малыша не выше 22 °С. При более высокой кроха начинает потеть, появляется потничка.
Необходимо часто проветривать помещение. Так в комнате уничтожаются бактерии и вирусы, и поступает кислород.
Гулять с малышом можно при температуре не ниже –10 °С и отсутствии сильного ветра. Летом лучше гулять в утренние и вечерние часы, избегая полуденного зноя.
Полезны влажные обтирания (постепенно следует уменьшать температуру воды на 1 °С, дойдя до 25 °С). Массаж и гимнастку мама может и должна проводить самостоятельно. Если есть показания к профессиональной помощи, врач выпишет соответствующее направление.
Физическое развитие ребенка в 14 месяцев
Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.
Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.
Зрение
Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.
Слух
Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.
Речь
Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.
Моторика
В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.
Эмоции
Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот
Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления
Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
В первый месяц развитие ребенка происходит достаточно стремительно: рост ребенка увеличивается в среднем на 2-3 см, а вес на 600 г. Однако, это усредненные показатели, и развитие каждого малыша индивидуально. Но всё-таки есть границы нормы, при выходе за которые, следует обратиться к врачу.
Для отслеживания изменений в развитии новорожденного используется расчет нормы веса и роста ребенка по месяцам согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). Эти показатели характеризуют здоровье и уровень физического развития малыша.
Ниже представлены нормы физического развития для месячного малыша в зависимости от пола. Насторожить должны сильные отклонения от данных показателей.
Физические показатели развития месячного ребенка приведены в следующей таблице.
Показатель | Мальчики в 1-2 месяца | Девочки в 1-2 месяца | Среднее значение в 1 месяц |
Вес | 3400-5800 г | 3200-5500 г | 4200-4500 г |
Рост | 50,8-58,5 см | 49,8-57,6 см | 53,7-54,7 см |
Окружность головы | 34,9-39,6 см | 34,2-38,9 см | 36,5-37,3 см |
Окружность грудной клетки | 34,1-38,9 см | 34-38,1 см | 36,1-36,5 см |
Вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и рассчитывает значения нормы физического развития для пятимесячного ребенка.
Пять секретов хорошего сна для грудничка
Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.
1. Ежедневные прогулки
Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.
2. Активные игры
Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.
3. Купание перед сном
На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.
4. «Одновременное дыхание»
Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.
5. Эмоциональное состояние
Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну
И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.
На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы
Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.
Как меняется психологическое развитие ребеночка?
Важнейшим этапом в жизни малыша становится речь. Он начинает произносить отдельные слова, которые узнает от родителей. Кроме того, просьбы ребенка и его рассказы становятся более понятными, так как он начинает использовать звукосочетания, которыми обозначает определенные действия. Таким образом, общение между ребенком и его родителями становится более осмысленным и конструктивным. В одиннадцать месяцев сообразительные крохи понимают, что мамочкой можно манипулировать, поэтому начинают кричать и плакать без слез, когда хотят чего-то добиться. Но как только понимают, что капризничать бесполезно, то моментально стихают.
Также дети фактически всегда выполняют просьбы родителей и откликаются на их зов. Уже в этом возрасте им можно объяснить, почему определенные действия нельзя совершать. Крохи становятся целенаправленными и настойчиво пытаются чему-либо научиться. Если малыш нарисовал даже самые непонятные для родителей каракули, то его нужно обязательно похвалить, так как именно этого он и ждет.
Меняется и восприятие игр. Появляются такие действия, как покормить куклу, усадить мягкого медведя за стол или уложить спать. Ребенок уже понимает, что такое прятки, и с удовольствием балуется с родителями или сверстниками. Также кроха становится очень сообразительным и находит простые решения своих детских проблем. То есть если ему нужно добраться до стоящей на столе игрушки, то он сбросит ее на пол палочкой или взберется на стул.
Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни
Речь
Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.
Слух
В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.
Зрение
Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением
Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.
Эмоции
Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно
Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.
Движения
В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.
Моторика
Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.
Игра
Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.
Молодые родители: Семейные узы
Появление малыша влечет за собой много перемен для семьи. Все дяди, тети, двоюродные братья, сестры, бабушки, дедушки хотят поучаствовать в жизни нового члена семьи. Сейчас идеальный момент привлечь родственников к уходу за ребенком. Поручите им помочь вам с кормлением или купанием. Попросите их поиграть с малышом. Возможно, ваши родители, родители партнера и другие родственники смогут помочь вам с уборкой по дому, походом в магазин или присмотреть за другими детьми. Вы сможете отдохнуть, а им это даст возможность почувствовать свою причастность.
Часто молодых родителей донимают непрошеными советами родственники, друзья и даже совершенно посторонние люди. Иногда это очень раздражает. Напоминайте себе, что нет единственно правильного способа воспитания. Лучше следите за сигналами, которые вам подает ребенок, и все решения принимайте исходя из его характера, ваших обстоятельств и ваших представлений о воспитании. А если у вас есть вопросы или повод для беспокойства, обратитесь за советом к квалифицированному специалисту или поделитесь с самыми близкими людьми.
Физические навыки четырехмесячного малыша
Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:
- Уверенно держит головку;
- Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
- С живота переворачивается на спину;
- Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
- Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
- Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
- Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.
Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.
Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек>>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.
Сажать детей рекомендуется тогда, когда они сами осваивают этот навык. Узнайте, когда ребенок начинает сидеть>>>
Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно
Вот что можно попробовать делать вместе с малышом:
-
Обнимашки. Почаще берите малыша на ручки – так вы только укрепите вашу с ним связь! Специалисты утверждают, что чем быстрее и чаще мама берет плачущего малыша на руки в первые 6 месяцев, тем самостоятельнее он будет в более старшем возрасте.
-
Визуальная стимуляция. На этом этапе ребенку нравится смотреть на предметы с узором из прямых линий, например с полосками или клеткой. Подарите ему несколько игрушек ярких контрастных цветов или с узорами – малыш не сможет оторвать глаз от такого визуального развлечения!
-
Тактильные игрушки. Осязание – это еще один важный канал познания мира. Выбирайте игрушки с различной текстурой, разной формы и размеров.
-
Беседа с ребенком. Чаще говорите с ребенком. Пусть он скажет вам что-то гулением или улыбкой, а вы в ответ произносите слова, звуки и меняйте выражение лица. Со временем малыш сможет имитировать вас, поэтому эти ранние «беседы» так важны для его развития.
-
Физические игры. Аккуратно двигайте ручки малыша влево-вправо, будто хлопая в ладоши. Играйте с ножками ребенка в «велосипедик» и чаще кладите его на животик. Все эти занятия укрепляют мышцы и способствуют двигательной активности.
-
Укрепление привязанности. Чувство безопасности и доверия крайне важны для здорового развития ребенка.
Есть много вариантов, как вы можете поиграть с малышом. Но учтите, что маленькие дети не могут воспринимать большие объемы информации. Следите за состоянием ребенка. Когда он устал, он отворачивается или плачет. В этом случае дайте ему отдохнуть.
Занятия с ребенком 4 месяцев
Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.
Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее
Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»
Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.
Психоэмоциональное развитие
- Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
- Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
- Улыбается своему отражению.
- Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
- Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
- Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
- Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
- Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
- Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
- Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.
Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца: физические умения
Постепенно у ребенка уменьшается разница в размере головы и грудной клетки, а конечности удлиняются. Все дальше пропорции тела малыша, становятся больше похожи на пропорции взрослого человека. Уже к 4 месяцам появляются красивые пухлые розовые щечки, которые изначально не очень заметно. Т.к. малыш хоть и старается двигаться много, но активность его все-таки низкая, по сравнению со старшими детками, также ручки и ножки становятся более пухленькими.
Малыш
Малыш спит 3 раза в день, а ночной сон может длиться до 10 часов. Поэтому родителям уже в такой период стоит приучать кроху спать самостоятельно и без перерывов на еду. Также, не рекомендовано «баловать» ребенка укачиванием, и дать возможность засыпать самостоятельно.
В силу невысокой активности, к 4 месяцам малыш значительно набирает вес, и это не особо удивительно.
Малыш приобретает новые навыки, знакомится с внешним миром и взаимодействует с ним, например:
- Хватательный рефлекс уже произвольный. Если раньше малыш сжимал в кулачке руку тогда, когда ему подносили какой-то предмет, то уже в в 4 месяца, он может сам взять, что ему захочется. И наоборот, если игрушка, к примеру, ему не понравится, он может отказаться ее брать.
- Малыш уже не просто держит предмет, а пытается проводить с ним различные манипуляции. Например, рассматривает или тянет в рот. Удержать предмет долго малыш еще не может, т.к. мышцы еще неокрепшие и моторика рук не разработана, но ему обязательно нужно трогать различные детали данного предмета и пытаться хотя бы стучать предметом. Это позволит развить координацию движений.
- Легко переворачивается с живота и наоборот, также лежа на спинке, может высоко поднять ножки и удерживать их несколько секунд. А если лежит на животике опирается на ручки.
- Приподнимает вперед головку и плечики, показывая свое желание сесть. Но не стоит торопить кроху, многие ортопеды утверждают, что сесть ребенок должен самостоятельно, а в 4 месяца это слишком рано.
- Уже просматриваются задатки к ползанию. Если малыша положить на животик, он будет отпираться ножками и пытаться поднимать попу. К концу месяца малыш смело ее удерживает. Некоторые детки в таком возрасте могут ползать по-пластунски. Также, иногда дети могут ползать назад, а не вперед. Многое зависит от активности крохи, есть малыши которые в 4 месяца активно стараются передвигаться по комнате любыми способами, ползают по-пластунски, перекатываются.
- Уже к 4 месяцу жизни крохи у родителей устанавливается график, становится намного проще понять желания малыша, его настроение и эмоции. Между родителями и ребенком устанавливается более тесная связь, чем раньше, за счет этого контакта малыш чувствует себя в безопасности и ведет себя намного спокойней.
- Берет игрушку, может потрясти ею и положить. Целенаправленно хватает игрушку и удерживает ее некоторое время (до 1 мин). Если кроха проявляет такое желание, это говорит о быстром развитии мелкой моторики рук.
- Ближе к концу 4 месяца, если проводить пальцем по позвоночнику крохи, то он начинает напрягать и выгибать спинку.
- Во время питания удерживает грудь самостоятельно.
- Можно придержать малыша за подмышки, и он начнет отталкиваться от поверхности, что говорит о желании стать на ножки.
Развиваемся
Уже малыш в 4 месяца заметно реже нуждается в груди и не так часто нужно ее давать, в основном в процессе засыпания, пробуждения и промежутками в период ночного и дневного сна. Во время кормления малыш может часто отвлекаться и поворачиваться, особенно если кто-то отвлекает его, но считать что малыш наелся – это заблуждение, не стоит забирать в таком случае грудь, а просто ждать, пока он не повернется снова.
Режим дня новорожденного в 4 месяца
Помимо физических упражнений малютке необходим контакт с матерью. Не забывайте разговаривать с ребенком, можно приступать к умственному развитию, читать стишки, потешки, заинтересовывать ребенка интересными цветными картинками и рассказывать, что они обозначают.
В это время отмечается снижение продолжительности сна у грудничка. Теперь грудничок спит в сутки не более 15 часов. Ребенок уже способен отдыхать без перерыва до 8 часов в ночное время, иногда даже обходится без кормления.
В этот период родителям интересно, сколько должен съедать новорожденный в 4 месяца. Комаровский утверждает, что правильно развитый и доношенный ребенок теперь обходиться пятью кормлениями, если месяц назад ему предлагали грудь 6-7 раз.
Для детей, находящихся на грудном вскармливании предлагать прикорм еще слишком рано, так как мамино молоко еще содержит большое количество питательных веществ. Рекомендуем для подробного ознакомления изучить режим дня новорожденного в 4 месяца по таблице ниже.
Здоровье малыша: Самые распространенные инфекции
Если ребенок начал кашлять или у него высокая температура, нужно знать о том, какие типичные заболевания встречаются на этом этапе и когда следует обращаться к врачу:
Высокая температура
Высокая температура – признак заболевания. Для маленьких детей повышенной температурой обычно считается 38 оС (при измерении ректальным термометром). Это означает, что организм малыша борется с той или иной инфекцией. Инфекции могут быть самыми разными: от простуды или гриппа до воспаления уха или даже пневмонии, поэтому лучше всего обратиться к врачу и следить за проявлением других симптомов.
Чтобы точно измерить температуру, воспользуйтесь цифровым ректальным термометром. Введите термометр на 1-2,5 сантиметра и держите до звукового или светового сигнала. Также для измерений можно использовать инфракрасный налобный термометр или электронный подмышечный. Лучше провести несколько измерений подряд для точности.
Простуда
Так называемую простуду (или острое респираторное заболевание) вызывает вирус. Это очень распространенное (у большинства детей бывает от 8 до 10 простуд за первые два года жизни) и крайне заразное заболевание. Примите необходимые профилактические меры, если отдаете малыша в ясли или если у вас есть дети школьного возраста. Наверняка вам знакомы типичные симптомы простуды: насморк, чихание, слегка повышенная температура, кашель, плохой аппетит, покраснение горла, слабость, вялость, осиплость голоса. При появлении следующих признаков следует обратиться к врачу:
-
посинение губ или кончиков пальцев;
-
устойчивый кашель (более одной недели);
-
сильная сонливость, ребенок много капризничает;
-
неснижаемая температура свыше 38,9 оС.
Бронхит и бронхиолит
Еще одна распространенная вирусная инфекция – бронхит (и бронхиолит), или воспаление крупных и мелких бронхов в легких. серьезное заболевание, поэтому осенью и зимой, в период обострения инфекций, старайтесь тщательно мыть руки, избегать мест скоплений людей и соблюдать гигиену. При следующих симптомах у ребенка нужно сразу же обратиться к врачу:
-
одышка;
-
сильный кашель
-
хрипы в легких, слышимые дистанционно
-
отказ от питья;
-
посинение губ или кончиков пальцев;
Познавательное развитие ребенка 4 месяца жизни
Знакомство с окружающим
Четырехмесячный ребенок проявляет интерес, когда взрослый подносит его к незнакомым предметам, сосредоточивает внимание на них и связанных с ними действиях. Ориентация в пространстве
Ориентация в пространстве
Совершенствуется ориентация ребенка в помещении комнаты: он хорошо держит направление, знает местонахождение основных предметов. В течение 3-4 минут занимается одной и той же игрушкой. Протягивает руку и сам берет игрушку, которая находится рядом, не дожидаясь, пока дадут взрослые. Растет координация движений руки и глаз.
Хватание и владения рукой
Довольно неуверенно приближается рукой к погремушке, касается ее, приводит в движение. Играет своими пальцами. Берет игрушку в рот, руку, удерживает ее в руке, берет двумя руками, постукивает друг о друга. Исследует различные объекты, предметы, держит яблоко, ощупывает, бросает его. Тянется за игрушкой, которая находится в руках взрослого, ощупывает ее, тянет в рот.
Развитие органов чувств
Занимается игрушкой, которую взрослый подвешивает перед ним на доступном расстоянии (погремушкой, кольцом на веревке, подвеской). Касается предмета, начинает двигать его. Рассматривает игрушку в руках, следит за ней, если взрослые передвигают ее в разных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз. Ищет глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Избирательно относится к разным звукам — прислушивается к шумам, пению, музыке, человеческому голосу.
Задача познавательного развития:- способствовать дальнейшему усвоению четырехмесячным ребенком пространства жилого помещения, предоставлять ему возможность касаться предметов и вещей, которые его интересуют;
—
сопровождать «экскурсию» называнием знакомых и незнакомых предметов, поддерживать у ребенка интерес и положительный эмоциональный настрой при получении новых впечатлений;
—
заинтересовывать ребенка яркими игрушками;
—
показывать игрушки с разных направлений — слева, справа, сверху, снизу.
Организация жизнедеятельности
Можно подвесить над грудью малыша разные игрушки и обращать его внимание на то, как можно действовать с погремушкой, колокольчиком, кольцом на веревке. Приближайте игрушки поочередно к рукам младенца, стимулируя желание коснуться их, поиграть
Время от времени перемещайте игрушки в разные стороны и наблюдайте как переводит малыш глаза, следя за ними.
Держа ребенка на руках, взрослый может привлекать внимание к различным предметам и вещам (кубик, яблоко, игрушка, часы и т.д.), показывать, как с ними можно действовать, комментируя свои движения. Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) — обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м
Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает
Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) — обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м
Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает
Держа ребенка в вертикальном положении, целесообразно обходить помещение квартиры, называть каждую комнату, комментировать ее назначение, помогать малышу сориентироваться в ней, узнавать местонахождение дверей, окон, специфических для него предметов.
Показатели развития:
— пытается дотянуться до игрушки, которая висит над грудью на расстоянии вытянутой руки;
— следит за игрушкой, которая перемещается в различных направлениях — вправо, влево, вверх, вниз;
— берет игрушку в рот, руку, удерживает ее, берет двумя руками;
— постукивает одной игрушкой о вторую;
— избирательно относится к различным звукам, шумам, прислушивается к ним;
— ориентируется в помещении своего жилья;
— знает местонахождение основных предметов в комнате.