Знакомство с миром, или как развивать новорожденного ребенка в 1 месяц
Содержание:
- Невербальное общение — передача информации без помощи речи
- Какой комплекс развивающих упражнений делать с ребенком в 3 месяца
- Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца
- Как делать массаж рук ребенку в 2 месяца в домашних условиях (с видео)
- Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
- Общие принципы
- Грудничковое плаванье
- Таблица режима новорожденного ребёнка по часам
- Занимательные движения
- Занятия от 4 до 6 месяцев
- Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев
- 1 месяц малышу – развитие
- Правила проведения гимнастики с малышом
- Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?
- Игры в одиннадцать месяцев, заключение
Невербальное общение — передача информации без помощи речи
Каждый из нас во взрослой жизни хотя бы раз задает себе вопрос: как относится ко мне объект моего обожания, партнер по бизнесу или коллега по работе? В большинстве случаев, мы находим ответ на него внутри самих себя. Иногда он нас радует. Однако бывает и так, что он разочаровывает, поэтому не хотим верить в свои выводы, терзаясь сомнениями. Ну а когда все-таки все точки над «и» расставляются, сетуем, что не прислушались к своей интуиции раньше.
На самом деле мы делаем вывод неосознанно, анализируя поведение своего партнера: его жесты, мимику, позы и так далее. То есть мы понимаем его эмоциональное состояние на «языке тела» — невербальное общение.
Точно так же и малыш на уровне подсознания ощущает, как относятся к нему окружающие.
Поэтому передавайте крохе различными способами, что вы его любите. Тогда он почувствует себя в безопасности.
Невербальные игры
- Во время проведения гигиенических процедур, переодевания либо выполнения двигательных упражнений тихо произносите (можно напевать) простые слова: прижимаю и целую, я тебя люблю. При этом нежно целуйте носик, пальчики, ладошки, подтверждая свои слова действием.
- Мама — самый близкий человек для ребенка, поскольку его существование зависит от вас. Ведь именно вам он посылает сигнал SOS в виде плача или кряхтения, когда появляется «опасность»: голод, жажда, боль и так далее. Поэтому, увидев ваше лицо, кроха оживляется и радуется. Так не лишайте его такого удовольствия.
Один из вариантов игры
Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему песенку либо нежно произнесите:
«Привет, привет, я так тебя люблю
Привет, привет, потрогать тебя могу
Привет, привет, потрогать маленький носик
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик».
Причем, стишок можно повторять, а произнося последнюю строчку, называть другие части лица: губы, веки, глаза.
Какой комплекс развивающих упражнений делать с ребенком в 3 месяца
Развивающие упражнения в 3 месяца для малыша не менее важны, чем массаж. По мере снижения физиологически повышенного тонуса в конечностях в зарядку добавляются пассивные занятия. Приведенные ниже упражнения для грудничка в3 месяца должны выполняться в медленном темпе, без усилий с вашей стороны во время проведения движений. Объем движений во всех суставах не должен превышать физиологический, чтобы не травмировать связки, мышцы, суставы. Если вы ощущаете мышечное сопротивление у ребенка при выполнении этих движений, добавьте легкое потряхивание конечностей в данный момент, чтобы помочь мышце расслабиться.
Какие упражнения делать ребенку в 3 месяца, чтобы скоординировать его активность?
Для начала положите малыша на спину. Вложите свои большие пальцы ему в ладони. По очереди, сначала одну его руку:
- разогните в локтевом суставе и затем согните, повторите 3-5 раз;
- отведите выпрямленную руку в сторону, затем приведите ее к туловищу;
- поднимите вверх выпрямленную руку, затем опустите ее вдоль туловища, повторите 3-5 раз.
Все три движения из комплекса упражнений для детей в 3 месяца повторите со второй рукой. Если движения получились без трудностей, их можно повторить синхронно, т. е. для обеих рук одновременно: согните и разогните ручки, затем поднимите их вверх и опустите вдоль туловища.
Повторите эти движения разнонаправленно:
- одна рука сгибается, другая в это время разгибается. Одна рука поднимается вверх, другая в это время опускается;
- скрестите руки ребенка над грудной клеткой и разведите их в стороны, повторите 3-5 раз. Это упражнение относится к дыхательным, потому что во время скрещивания рук происходит выдох, а во время их разведения — вдох;
- проведите круговые движения в плечевых суставах с небольшой амплитудой. Руки ребенка во время движения должны быть выпрямлены в локтевых суставах. Повторите 3-5 раз по количеству кругов.
Следующий комплекс упражнений с ребенком 3-х месяцев предназначен для развития ног. Малыш лежит на спине ногами к вам.
Начинаем движения по очереди, с каждой ногой в отдельности. Для этого одной рукой придерживайте малыша в области бедра, другой возьмите ножку ребенка в области голени:
- согните и разогните ножку в коленном и тазобедренном суставах, т. е. приведите ее к животу малыша, затем выпрямите полностью, прижав ее к поверхности стола. Повторите движение 3-5 раз;
- сначала согните ножку ребенка, приведя ее к животу и не разгибая, отведите бедро в сторону кнаружи, затем приведите, но не выпрямляйте ножку. Повторите движение 3-5 раз;
- произведите круговые движения бедра в тазобедренном суставе с небольшой амплитудой. Повторите 2-3 раза по количеству кругов.
Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца
Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».
Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине
В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую
Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.
Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.
Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).
Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.
Как делать массаж рук ребенку в 2 месяца в домашних условиях (с видео)
Массаж ребенка в 2 месяца, как и для месячного малыша, начинается с массирования рук. Положите малыша на столе на спину ножками к себе. Одной рукой возьмите его в области запястья, пальцами другой начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальчика по очереди. Повторите прием 2-3 раза.
Затем перейдите к легкому растиранию каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию пальчиков ребенка. Повторите прием 2-3 раза.
Отдельно погладьте ладошку ребенка, но старайтесь не нажимать на середину ладони. У детей в этом возрасте имеется врожденный хватательный рефлекс, который вы простимулируете таким надавливанием.
Вам нужно добиться, чтобы малыш раскрыл ладошку.
Во время того как делать массаж ребенку в 2 месяца, отдельно уделите внимание большому пальцу. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении
Повторите прием 4-5 раз.
Переходим к массажу предплечья и плеча. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка. Ладонью второй руки начните с поглаживания по направлению от кисти к локтевому суставу, затем к плечевому. Пройдите как с наружной, так и с внутренней стороны руки. Область локтевого сустава затрагивать не рекомендуется. Повторите прием 2-3 раза.
Растирание проведите подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями в том же направлении, как при поглаживании. Растирайте только наружную поверхность предплечья и плеча. Повторите прием 2-3 раза.
Не забудьте, что малышу была сделана в роддоме прививка от туберкулеза в области плеча и на месте небольшого узелка с корочкой в центре должно начаться формирование рубчика. Поэтому во время массажа для новорожденных 2 месяца обходите область прививки.
Заканчиваем массаж руки поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу.
На видео «Массаж ребенку в 2 месяца» показано, как выполняются все приемы:
https://youtube.com/watch?v=4XQFVorAeas
Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
За предыдущие месяцы ребенок научился садиться и ползать по-пластунски. Сейчас он осваивает ползание на четвереньках и уверенно поднимается на ножки, держась за опору. Совсем скоро кроха выйдет на принципиально новый этап развития — начнет ходить, поэтому комплекс упражнений для малышей данного возраста по большей части направлен на развитие навыков вставания и хождения. Также в этот период ребенок начинает понимать речь, поэтому сопровождайте упражнения простыми командами и хвалите маленького спортсмена за достигнутые успехи.
Упражнение для тренировки навыков балансирования
Поставьте ребенка лицом к себе и подхватите его руками под локти. Медленно опускайте руки вниз — опираясь на них, малыш немного присядет, затем начните поднимать руки в исходное положение, чтобы он снова встал, повторите несколько раз. Такие упражнения полезны для спины, живота и ног, а также помогают малышу научиться более уверенно садиться и вставать.
Упражнение для улучшения координации движений
Поставьте ребенка спиной к себе. Нежно, но уверенно обнимите его на уровне коленей и бедер — так, чтобы он не мог подогнуть колени и встать на четвереньки. Чтобы заинтересовать малыша, положите перед ним игрушку: когда он наклонится и возьмет ее, заберите и верните обратно, повторите несколько раз. Это упражнение направлено на развитие координации движений, а также укрепляет мышцы живота и спины.
Упражнение, помогающее малышу сделать первые шаги
Поставьте ребенка лицом к себе и возьмите за кисти рук. Чуть притяните его к себе, чтобы он начал терять равновесие. Если малыш еще не готов к хождению, он опустится на коленки, если готов — сделает шажок вперед. Продолжите тянуть на себя, чтобы за первым шажком последовали другие, повторите проход пару раз. Это занятие — одно их важных развивающих упражнений для малыша, подготавливающих его к самостоятельному хождению и способствующих укреплению многих групп мышц.
Упражнение для развития навыков хождения
У вас есть детская каталка? Поставьте ребенка на ножки и дайте ему ухватиться за ручку каталки. Чуть толкните ее вперед, чтобы он сделал первый шажок, немного подтолкнул каталку вперед и пошел за ней. Страхуя кроху, дайте пройти некоторое расстояние за движущейся тележкой. Это упражнение развивает навыки хождения и готовит ребенка к первым шагам без опоры.
Общие принципы
Если противопоказания отсутствуют, целесообразно начинать заниматься с ребенком с 1,5-2 недель. К этому времени малыш достаточно хорошо адаптируется к новой среде обитания. Маме, которая намерена заниматься с ребенком гимнастикой, нужно знать некоторые общие правила, которые помогут добиться максимальной пользы и сделать сам процесс занятий интересным и приятным для всех.
- Занимайтесь с ребенком каждый день. Только ежедневная гимнастика, а не пара упражнений от случая к случаю будет полезной и действенной.
- Для занятий используйте ровную поверхность, которая не будет проваливаться под весом малыша — стол, столешницу, пеленальный столик или крышку комода.
- Повторяйте каждое упражнение не более 3-5 раз, этого вполне достаточно, чтобы малыш не уставал.
- Превратите занятие в игру — со стихом, песней и прибауткой. Малышу это обязательно понравится.
- Делайте гимнастику в проветренном помещении, в котором нежарко (не более 21 градуса тепла), снимайте на время гимнастики подгузники и всю одежду. Летом, если на улице тепло и не дождливо, можно проводить гимнастику на свежем воздухе.
- Заставлять ребенка делать зарядку нельзя. Если грудничок капризничает и плачет, не стоит продолжать выполнять упражнения. К гимнастике можно будет вернуться тогда, когда ребенок будет настроен на игру и общение.
- Составляя программу гимнастики для своего ребенка, выбирайте только те упражнения, которые подходят ему по возрасту, ведь избыточная физическая нагрузка может навредить.
- Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
- Длительность занятия установите на уровне 10 минут. Для начала — не более 2 минут, потом каждые два дня увеличивайте время на одну минуту, пока не достигнете десятиминутной «тренировки».
Зарядку можно проводить несколько раз в день:
- после пробуждения и утренних гигиенических процедур – утреннюю;
- гимнастику в сочетании с общеукрепляющим массажем – в первой половине дня;
- несколько расслабляющих упражнений в составе успокаивающего вечернего массажа, который делают перед купанием.
Проводите гимнастику на разогретые мышцы, если даже не проводите предварительного массажа: легко растирайте ладонями ручки, ножки, живот и спинку, прежде, чем перейти к выполнению комплекса упражнений.
Также следите за тем, чтобы ребенок не был голоден на момент занятий, поскольку голод будет отвлекать его, малыш начнет плакать. Опасно делать упражнения и сразу после еды — это может спровоцировать обильное срыгивание.
Грудничковое плаванье
— Грудничковое плавание. Для чего необходимы занятия с малышами в воде?
— Плавание, как никакой другой вид спорта, заставляет работать все группы мышц, полностью формирует мышечный корсет, а после такой всеобъемлющей, но мягкой нагрузки на весь организм, обеспечивает полное расслабление мышечной системы и даже внутренних органов. Это в равной мере касается и младенцев. Вода – это естественная среда обитания для грудничка, который провел в ней первые 9 месяцев жизни. Ныряние помогает малышу разработать легкие, которые расширяются при задержке дыхания, из бронхов и легких выходит слизь, которую ребенок глотал в утробе матери. Плаванье развивает вестибюлярный аппарат, закаляет дитя, успокаивает нервную систему, учит ребенка с детства любить воду. Единственными противопоказаниями водных процедур могут быть кожно-инфекционные заболевания, серьезные ожоги, которые нельзя мочить. Но среди детей первого года жизни таких примеров очень мало.
Плаванье, как и массаж, с первых недель, совершенно необходимо деткам с нарушениями центральной нервной системы (детский церебральный паралич). Благодаря занятиям, малыши, которые были обречены врачами на полностью лежачее существование, могут научиться сидеть, держать голову, переворачиваться, начать лучше ходить (при более легких формах заболевания).
Таблица режима новорожденного ребёнка по часам
Ориентировочный почасовой распорядок дня грудничка является образцом правильного распорядка дневной и ночной деятельности. Он может выглядеть следующим образом:
Время суток | 06.00 | 06.00-08.00 | 08.00-09.00 | 09.00-09.30 | 10.00 | 12.00 | 15.00 | 18.00 | 21.00 | 21.30-22.00 |
Режимные моменты в первый месяц жизни младенца | Первое кормление | Утренний сон | Подъём, умывание, гигиенические процедуры | Второе кормление | Прогулка, сон на свежем воздухе | Третье кормление, дневной сон | Четвёртое кормление, вторая прогулка | Пятое кормление, досуг | Купание перед ночным сном | Шестое кормление и ночной сон |
Режим питания новорожденного ребёнка может слегка отклоняться от нормы. В идеале он рассчитан на естественное грудное вскармливание.
Умывать грудничка следует каждое утро. Удобнее делать это с помощью ватных дисков, смоченных в тёплой воде. Вода должна быть только кипячёной
Важно уделять особое внимание глазкам и носику. Именно эти участки наиболее нуждаются в тщательной обработке, так как склонны к частому закисанию и засорению
Во время кормления и прогулок на улице младенцы часто засыпают
Прогулки новорожденного проводят только в закрытой коляске или на руках у родителей. В первые дни не стоит задерживаться на улице надолго и уходить далеко от дома. В первое время прогулка может проходить 15-20 минут, возрастая с каждым разом ещё на 10. По возвращении с улицы после кормления и во время дневного сна мамы могут заняться личными и домашними делами
Во время кормления и прогулок на улице младенцы часто засыпают. Прогулки новорожденного проводят только в закрытой коляске или на руках у родителей. В первые дни не стоит задерживаться на улице надолго и уходить далеко от дома. В первое время прогулка может проходить 15-20 минут, возрастая с каждым разом ещё на 10. По возвращении с улицы после кормления и во время дневного сна мамы могут заняться личными и домашними делами.
Известно, что новорожденные дети нередко путают день и ночь. Это может случиться, когда ребёнок продолжительно спит в дневное время. В таком случае в вечернее и ночное время суток у него может наблюдаться повышенная активность. Такие нарушения в детском распорядке конечно же неприемлемы для большинства родителей и лишают их возможности полноценно отдохнуть в течение ночи. Восстановить соответствующие норме дневной и ночной циклы у новорожденного можно, разбудив его с утра пораньше и поддерживая правильность режимных моментов в течение всего дня.
Занимательные движения
Из всего многообразия упражнений для грудничков мы отобрали только те, которые по праву могут считаться веселыми и эффективными. Все они «испытаны» не одним поколением карапузов и обычно очень нравятся малышам и их родителям. Из этого перечня каждая мама сможет составить программу занятий для своего малыша согласно его возрасту. Постепенно программу можно усложнять, повторяя пройденное ранее и добавляя новые упражнения.
Новорожденные
Отличительная особенность гимнастики для самых маленьких – нежные и щадящие прикосновения, отсутствие давления на мышцы при массаже и зарядке. Детки много спят, мало бодрствуют, а потому будет вполне достаточно одного короткого занятия после утренних гигиенических процедур.
«Лягушка». Положите младенца на спинку. Возьмите его за ножки в области голени, ладони мамы закрывают колени ребенку. Затем поделайте несколько сгибательных движений, как будто кроха приседает, а потом разведите ножки в стороны коленками наружу – таким образом кроха примет позу «лягушки». Переверните кроху на животик. Возьмитесь за его стопы и слегка надавите, ножки следует развести также до позы «лягушки».
Дети от 2 до 4 месяцев
Для детей в возрасте 2-4 месяцев обязательно добавляют упражнения, способствующие ползанию. Для этого можно усложнить уже знакомую нам «Лягушку», надавливая на стопы поступательно, чтобы малыш совершал рефлекторное движение вперед на животе. Дети становятся более эмоциональными, а потому не скупитесь на стишки и потешки, пойте песенки во время занятий.
«Зонтики». Положите ребенка на спинку, пальцами захватите кисти его рук, вытяните ручки вперед и вращайте кисти по кругу, потряхивайте их и начинайте вращение в другую сторону. Можно почитать малышу потешку: «Зонтик крутится в руках, дождик дремлет в облаках, вправо-влево покручу, в гости к дождику лечу!».
Малыши от 5 до 7 месяцев
В этом возрасте малыши многое умеют, обязательно пользуйтесь этим для усложнения гимнастики. Задания становятся сложнее, но интереснее, и малыши более эмоционально начинают реагировать на них.
«Самолетик». Излюбленное упражнение многих поколений. Выполнять его можно на маминых или папиных руках. Ребенка обхватывают одной рукой за животик, другой поддерживают грудь и поднимают в воздух. Рефлекторно в положении на животе ребенок раскидывает руки, как крылья самолета, напрягает мышцы живота и спины, тренируется его вестибулярный аппарат. Дальше – дело фантазии родителей. Можно изображать звуки самолета, можно почитать про «самолет, забери меня в полет», можно просто совместно посмеяться, поскольку дети обычно очень весело воспринимают такое упражнение.
От 7 месяцев и старше
В этом возрасте приветствуется любой полет фантазии родителей. Полезны вертикальные «шаги» с опорой стоп малыша на ноги взрослого (при поддержке в подмышках), полезны переводы ребенка из положения сидя в положение лежа и наоборот, перевороты на бока, спину, живот, активное ползание.
«Тачка». От этого упражнения дети без ума – оно смешное и очень полезное. Мама поднимает ребенка за ножки из положения лежа на животе так, чтобы на пол ребенок опирался руками. Так, на руках, занимающиеся продвигаются вперед. Можно добавить смешные стишки, и веселье всей семье будет обеспечено: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, тачку в огород качу – лук, капусту и морковку я с собою прихвачу! ».
Занятия от 4 до 6 месяцев
Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.
Четвертый месяц
Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки
Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)
Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.
В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.
Пятый месяц
Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.
Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.
Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней
Это упражнение на внимание и эмоции – смех
Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.
Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова
Шестой месяц
Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.
В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.
Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев
Классические упражнения возможно сочетать с массажем, воздушными ваннами. Хорошо приемы классической гимнастики подходят для утреннего занятия, которое мама проводит после умывания, обработки пупочка. Классическая гимнастика выполняется в статичном положении: ребенок находится в стабильном положении в пространстве. Это основное отличие классического комплекса от динамического, о котором мы расскажем ниже.
Маме на заметку можно посоветовать несколько игровых упражнений, которые обязательно пригодятся маме грудного малыша от 2 недель до 2 месяцев.
«Гусеничка». Исходное положение — лежа на животе. Мама подносит ладонь к стопам малыша и слегка надавливает на них поступательным движением вперед. Малыш рефлекторно совершает поползновение вперед. Так тренируются мышцы живота, ног, спины. Ползание практикуют с самого раннего возраста именно для этого, а вовсе не для того, чтобы научить ребенка ползать, как думают многие.
- «Эмбрион». Поза, которую ребенку нужно принять в ходе выполнения этого упражнения, достаточно проста и привычна для него. В ней ребенок находился в маминой утробе. Положите малыша на бок, подведите колени к животу, а ручки удерживайте у груди. Слегка наклоните голову малыша подбородком вниз, к груди. Удерживайте его в таком положении 15-20 секунд, потом отпустите. Повторите 4-5 раз.
- «Топотун». Поднимите малыша, захватив под мышками, дайте пальчикам ног упереться в поверхность стола и перемещайте малыша вперед. Он рефлекторно будет делать «шаги» по столу. Не расслабляйте свои руки, вес ребенка ни в коем случае не должен ложиться на его неокрепшие конечности и позвоночник.
- «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.
- «Червячок». Исходное положение — лежа на боку. Проведите пальцами вдоль позвоночника ребенка без нажима и давления. Рефлекторно малыш выгнет спинку, а потом снова вернет ее в исходное положение.
- «Атлет». Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ручки малыша в свои руки. Подведите их к груди, разведите в разные стороны, потом поднимите вверх и опустите вдоль тела. Первое время повышенный мышечный тонус будет существенно ограничивать подъемы и опускания, следите за тем, чтобы ребенку не было больно.
Если ребенку уже более двух месяцев и его возраст приближается к 3 месяцам, вполне можно усложнить программу классической гимнастики следующими упражнениями:
- «Дельфинчик». Исходное положение — лежа на животе. Положите свои ладони под грудь и живот ребенка, на несколько секунд невысоко приподнимите его на ладонях над поверхностью массажного стола. Все группы мышц, особенно шейные, мышцы спины и живота напрягутся. Спинка прогнется, а головка поднимется выше. Потом аккуратно опустите малыша обратно в исходное положение. Повторяйте 3-4 раза.
- «Лыжник». Положите малыша на спинку, возьмите одну ножку за стопу, аккуратно распрямите ее в колене и скользящим движением проведите стопой крохи по своей ладони. Потом аналогично проведите упражнения для второй ноги. Это будет похоже на бег лыжника.
- Следующее упражнение достаточно сложное, его рекомендуется начать делать не ранее 3-месячного возраста. Называется оно «Веретено». Его суть — в тренировке косых мышц живота и длинных мышц спины. Положите ребенка на спинку. Одной рукой захватите ножки, второй потяните за правую ручку с одновременным отведением ножек влево. Малыш перевернется на живот. Потом практикуйте перевороты через противоположную сторону.
1 месяц малышу – развитие
Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами
Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет
Что умеет ребенок в 1 месяц?
Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:
- Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
- Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
- Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
- Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
- Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
- Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.
Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.
Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:
- удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
- реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
- узнавать мамин голос;
- во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
- различать яркие однотонные цвета;
- осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
- пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
- произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.
Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» — лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.
Игрушки для детей в 1 месяц
Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:
- механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
- погремушки, которые можно удерживать в ручке;
- мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
- игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).
В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения
Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы
Правила проведения гимнастики с малышом
Основное правило гимнастики: все движения должны доставлять ребенку радость. Только при этом условии упражнения будут эффективными. Если ребенок плачет, зажимается, ему можно легко повредить нежные связки, пластичные суставы. Занятия можно начинать, когда новорожденный сыт, доволен жизнью и, естественно, здоров.
Противопоказаниями к занятиям являются:
- гемангиома новорожденных;
- пороки сердца;
- болезни суставов;
- увеличенное внутричерепное давление.
В первые дни и месяцы ребенок – пассивный участник гимнастики, все движения делает за него взрослый. Для новорожденного характерен гипертонус конечностей, поэтому все движения должны быть мягкими и плавными, ни в коем случае нельзя с усилием разгибать пальчики и конечности грудничка. Увеличить интенсивность тренировок можно будет с полугода, когда у малыша окрепнет мышечный корсет, и придет пора формирования базовых двигательных умений: переворачивание на живот, присаживание, передвижение на четвереньках, самостоятельное вставание, первые шаги.
Принципы занятий с новорожденным:
- Лучшее время для гимнастики в первые месяцы – полчаса после кормления.
- Воздух в помещении должен быть свежим. Комнату нужно проветрить до начала занятий, а затем закрыть окна, чтобы не было сквозняков.
- Гимнастика проводится на твердой, но комфортной для ребенка поверхности. Удобно заниматься на столе, застеленном одеяльцем.
- С рук нужно снять все предметы, которые могут повредить кожу ребенка: кольца, часы, браслеты, а также проверить и при необходимости подпилить ногти.
- Хорошо, если занятия сопровождаются воздушными ваннами. Температура воздуха, при которой можно полностью раздеть грудничка, составляет 22-25°C.
- Первая гимнастика должна длиться не более 5 минут, потом 10 минут, так как новорожденный быстро устает. Существенно увеличить время можно будет только к 6 месяцам.
- Если использовалось массажное масло, в целях безопасности его нужно стереть до того, как берете новорожденного на руки.
- Все время занятий с ребенком разговаривают нежным, уверенным голосом. Можно рассказывать потешки, петь веселые песенки. С таким сопровождением новые движения не испугают малыша.
Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?
1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.
2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.
3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)
4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).
5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.
Игры в одиннадцать месяцев, заключение
В одиннадцать месяцев малыш уже крепко стоит на ножках, когда его поддерживают, он любопытный и непоседливый. Ему нужно везде успеть, пока не видит мама.
Чтобы укрепить ножки ребенка в 11 месяцев делайте для него тактильный массаж. Насыпьте в пластиковую емкость, например, чашку манную крупу или песок. Придерживая, поставьте малыша ножками в чашку, пусть он в ней немного походит.
Для развития творческих способностей можно использовать лепку. Лучше делать это не пластилином, а при помощи соленого теста (мука смешивается с водой и солью).
Пусть малыш, занявшись тестом, мнет его в пальчиках, раскатывает колбаску или прилепляет кусочки теста к пластиковой доске.
Учите малыша держать кисточку и карандаш, водя его рукой с зажатым карандашом по бумаге. Повторяйте вместе простые слова: баба, мама, да, нет и т. д.
Спрашивайте, где находится какой-либо предмет, занимающий видное место, чтобы кроха вам его показал.
От родителей требуется заниматься с ребенком, внимательно следить за ним, и в то же время не переутомлять его.
Если вы чувствуете, что малыш устал от вашего общества, посадите его в детской, там, где безопасно, и пусть он поиграет сам. А вы займитесь своими делами вместо того, чтобы думать, как развлечь ребенка.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .