Развитие ребенка в 4 года
Содержание:
- Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта
- Особенности периода
- Что должен уметь малыш?
- Общение и эмоции
- Психическое развитие детей в возрасте четырех лет
- Поводы для беспокойства в 4 года
- Физическое развитие
- Мелкая моторика
- Окружающий мир.
- Как мне научиться говорить весело
- Внимание и память
- Что должен знать ребенок в 4 года
- Что должен уметь ребенок в 4 года
- Развитие интеллекта
- Занятия для развития
- Возможные отклонения в развитии
- Мелкая моторика.
Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта
В 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.
Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.
В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.
Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.
Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.
Особенности периода
Первые полгода 4-го года жизни — время формирования индивидуальности ребенка. Этот процесс начинается в 2,5 года и длится до 3,5 лет. Малыш осознает себя отдельной от родителей личностью, начинает выражать собственное мнение, желания, взгляды на события. Именно в 3 года происходит формирование базы привычек и особенностей темперамента карапуза. В детской психологии возраст 3-3,5 лет обозначают “кризисом 3-х лет”: переход от полной зависимости от родителей к самостоятельности.
На 4-м году жизни изменения происходят и в социальном общении ребенка. Он начинает интересоваться сверстниками. Если раньше большую часть времени сын или дочка хотели играть с родителем или другим взрослым, то теперь все чаще можно заметить интерес к совместным играм с другими детьми. Этот интерес требует от взрослых обучить малыша навыкам коммуникации, общения, показать, как нужно заводить друзей.
Познавательная и творческая сторона личности ребенка претерпевают изменения. Малыш переходит от изучения внешних форм и отличий к внутренним, невидимым для глаза особенностям, свойствам. Обучение ребенка нужно выстраивать в игровой форме, стараться расширить познания карапуза, научить всем важным для этого возраста умениям.
Что должен уметь малыш?
Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:
концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут;
находить и описывать различия между двумя предметами;
складывать простую мозаику;
складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому;
распределять предметы, животных по группам;
находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов;
находить и использовать антонимы слов;
строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д).
Мальчики
Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.
Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.
Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание
Девочки
Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.
Общение и эмоции
Детки в 4 годика, в основном, общительные и открыто проявляют свои эмоции. Малыши могут:
познакомиться с другим ребенком без участия взрослого;
делиться игрушками, просить поиграть игрушками других детей;
серьезно обижаться на мальчика или девочку, которые не захотели с ними поделиться;
различать эмоции взрослого, пародировать их по просьбе;
различать и передавать интонацию и настроение в речи;
выражать свои эмоции;
формулировать, что не так, или чего они хотят;
понимать, нравятся они новому знакомому или нет;
оказывать внимание и сочувствие.
Безусловно, есть детки общительные, есть замкнутые. В оценке своего малыша нужно учитывать свою интуицию и особенности его характера. Застенчивые дети хуже знакомятся, открытые легко одалживают игрушки на площадке, жадины ни за что не делятся своими.
Понаблюдайте за своим малышом. Главное, чтобы в обществе других детей ребенок не ощущал дискомфорта и периодически шел с ними на контакт.
Психическое развитие детей в возрасте четырех лет
В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.
Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.
Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.
Advertisement
Поводы для беспокойства в 4 года
Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.
Причинами для беспокойства являются такие явления:
- постоянная боязнь или стеснение, или же частые проявления агрессии;
- боязнь оставаться с няней, бабушкой или воспитателями в саду, страх остаться без родителей;
- отсутствия желания играть с другими детьми;
- ограниченные интересы;
- нежелание идти на контакт с людьми;
- не может запомнить свое имя и фамилию, назвать их при необходимости;
- не способен выражать широкий спектр эмоцию;
- не умеет строить башню из кубиков;
- не может провести линию карандашом;
- отсутствие навыков самостоятельного приема пищи или приема ванны;
- ребенок не может одеваться и раздеваться сам, чистить зубы, мыть и вытирать руки.
Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого. Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении
Однако все лечится.
Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители
Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится
Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.
Физическое развитие
Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.
Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.
Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры
Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, — содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией
В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).
В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.
Мелкая моторика
Мелкая моторика является важным показателем нормального развития ребенка. Давно известно, что умственные способности и речь напрямую зависят от степени ее развития. Педиатры и психологи считают комплекс упражнений по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук серьезным стимулом развития речи у детей.
В четыре года мелкая моторика у ребенка уже достаточно развита. Малыш может застегивать и расстегивать молнии и пуговицы, умеет пользоваться ножницами и вырезать несложные фигуры по контуру.
Пока не получается уверенно и правильно держать карандаш и кисть, но вполне получается заштриховать рисунок, не выходя за контуры. Ребенок может сделать колечки из пальцев, соединяя большой пальчик с другими пальчиками по очереди.
Окружающий мир.
- Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Сказать, сколько ему лет.
- Назвать город, в котором он живет; свой домашний
- Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
- Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
- Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
- Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
- Различить и назвать погодные явления.
- Назвать несколько профессий.
- Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
Как мне научиться говорить весело
Ваш малыш любит веселиться с вами. Поэтому, если вы сделаете разговор своим малышом веселым, это побудит ее использовать больше слов, чтобы выразить себя .
Ложись на пол и играй со своим малышом. Пусть она выберет игрушку или занятие и расскажет о том, что она делает . Присоединяйтесь к пьесе вашего малыша , повторите слова, которые она использует, и убедитесь, что она может видеть ваше лицо и рот, когда вы говорите. Это даст ей много возможностей услышать четкие примеры слов, которые она изучает .
В теплую погоду возьмите с собой большое полотенце или одеяло в сад или местный парк и лягте на него вместе с малышом. Попросите ее закрыть глаза и внимательно слушать. Примерно через минуту спросите ее, что она могла услышать. Затем вы можете говорить о ветре на деревьях, пение птиц или лай собаки.
Внимание и память
Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:
ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.
Что должен знать ребенок в 4 года
Ребенок в 4 года знает свое имя и фамилию, возраст, как зовут его родителей, свой адрес, по именам может назвать детей в своей группе в детском саду. Также способен сосчитать от одного до десяти и назвать несколько букв, несколько сложных геометрических фигур, цвета, может рассказать пару стихов, считалок, спеть одну или две песни.
Малыш определяет, где располагаются предметы: справа, посередине или слева, впереди или сзади; имеет представление о времени суток; может отличить фрукты, ягоды и овощи, диких и домашних животных; знает строение тела.
В 4 года можно начать обучение ребенка иностранному языку, при условии, что малышу это будет не в тягость. Память у четырехлетнего малыша превосходная, каждый день он быстро запоминает огромное количество информации и буквально схватывает все на лету.
Что должен уметь ребенок в 4 года
Приведем примерный список навыков и умений ребенка четырех лет:
концентрировать внимание в среднем на 15 минут;
узнавать прочитанную книгу по отрывку;
запоминать последовательность движений в упражнениях и танцах;
найти различия и сходства на картинках;
пользоваться вилкой и ножом по назначению;
чистить зубы и умываться;
убирать за собой посуду;
собирать свои игрушки;
пользоваться горшком или унитазом;
самостоятельно обуваться, одеваться и раздеваться (степень владения навыком зависит от количества одежды, наличия сложных застежек на одежде и обуви);
ходить по лестнице, бегать, прыгать с невысоких предметов, кататься с горки, возможно, освоил беговел или велосипед;
строить домики, башни из конструктора, собирать крупные пазлы;
рисовать людей, простых животных (кот, собака), дом, дерево, солнце, базовые геометрические фигуры;
играть в компании других детей, участвовать в ролевых играх;
лепить из пластилина;
учится правильно держать ручку, карандаш, кисть;
завязывать узлы, застегивает молнии, пуговицы;
владеть ножницами.
Как видите, довольно приличный перечень того, что должен уметь ребенок 4-х лет. Но не спешите расстраиваться, если ваше чадо еще не успело освоить какие-то пункты. Возможно, некоторые занятия ему просто не по душе, зато он преуспел в чем-то другом. Не торопитесь показать ему все и сразу, выбирайте по 1-2 дела и упражняйтесь — сначала вместе, а потом постепенно передавая ведущую роль малышу. Старайтесь не зацикливаться на необходимости срочно обучить ребенка, получайте удовольствие от совместного досуга и не уставайте повторять, что верите в свое сокровище. Вот увидите, успех гарантирован!Бывает, к мальчикам 4 лет предъявляются более высокие требования, чем к девочкам. Аргументы сомнительные: «мужчины не плачут», «будь мужчиной», «это не по-мужски» и пр. Безусловно, планка воспитания должна быть высокой, но это относится, скорее, к самим родителям, чем к их крохе. Ваши завышенные ожидания неизвестны ребенку, поэтому подобные фразы могут подорвать его веру в себя и, заодно, в любовь мамы и папы. Сомнительная основа для взращивания настоящего мужчины, правда? Относитесь с пониманием к своему сыну, показывайте отцовский пример правильного мужского поведения. Напоследок, перечислим отдельно, что еще должен уметь мальчик в 4 года:
- озорничать, шалить и много двигаться;
- уважительно относиться маме и другим женщинам – уступать место, предлагать помощь;
- помогать папе в его мужских делах;
- интересоваться мальчиковыми занятиями и игрушками;
- здороваться за руку;
- играть в подвижные спортивные игры.
Для того, чтобы ваш малыш постиг как можно больше нового, помните о главном — создайте условия для его спокойного, гармоничного и всестороннего развития. Основа этого – безусловная любовь к нему.
Теги по теме:
воспитаниедети 3-7
Развитие интеллекта
Касаемо умственного развития, что должен знать ребенок в 4 года? Ответом на этот вопрос будет сразу несколько факторов. В 4 года у крохи интеллект работает более точно, он помогает ребенку взаимодействовать с окружающим миром, и делает упор на развитие коммуникативных навыков и памяти. Поэтому родителям необходимо использовать форму диалога с ребенком, отвечать на 1000 «почему». вопросы маленьких почемучек.
В 4 года словарный запас насчитывает до 2000 тыс. слов. Однако за год он достаточно быстро расширяется, в отличие от предыдущих лет. Кроха запросто может назвать имя и фамилию, возраст, адрес, имена родителей, должности. Сказать сколько времени, что надо сделать утром, в обед и вечером. Четырехлеткам подвластна тема времен года и погоды.
Еще в 4 года ребенок:
- Может рассказать сказку, рассказать заученный наизусть стих;
- Согласовываются предложения по родам, падежам и числам;
- Основные слова и буквы произносятся правильно (проблему могут составлять шипящие и сонорные);
- Используются в речи союзы и предлоги;
- Выговаривание сложных слов;
- Умение ответить быстро на вопрос, ответ которого известен и понятен;
- Может описать изображение, рассказать о делах людей, их работе и профессиях (таких как пожарник, полицейский, секретарь и т.д.);
- Знание основных музыкальных инструментов;
- Прослеживаются различные интонации и ребенок может их различить в речи взрослых;
- Большие знания о животных, фруктах, ягодах, птиц;
- Имеет понятие о насекомых (пчелка жужжит, бабочка летает).
Касаемо математических навыков:
- Может посчитать от 5 до 10, знать, как правильно их написать;
- Известно что такое «много» и «мало»;
- Умеет сравнивать по количеству и широте;
- Знакомы основные геометрические фигуры и цвета радуги (7).
Так стоит в 4 года покупать ребенку конструкторы, так как именно эта игра помогает развить математические знания.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Возможные отклонения в развитии
В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:
- не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
- не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
- не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
- не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.
Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.
Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.
Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
(1
оценок; рейтинг статьи 2.0)
Мелкая моторика.
- Запускать мелкие волчки.
- Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
- Кистями рук делать «фонарики».
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
- Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
- Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
- Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
- Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
- Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.