Как научить ребенка ходить: самостоятельно, без поддержки, в год и младше

Содержание:

Как быстро ребенка научить ходить: топ упражнений

Упражнение 1

Учим ребенка самостоятельно вставать. Младенца следует посадить на корточки спиной к себе и, крепко придерживая за бедра, раскачивать его вперед и назад. Из такого положения кроха может легко встать на прямые ножки, но взрослому нужно помогать ему, поддерживая в области грудной клетки и помогая сильнее наклониться вперед. Если кроха не желает подниматься, упражнение лучше оставить – скорее всего, его ножки еще недостаточно окрепли.

Упражнение 2

Учим младенца вставать с опорой. Это упражнение можно выполнять с 9–12 месяцев. Малютку нужно заинтересовать яркой игрушкой, поднимая ее на кресло или стул. Пытаясь достать игрушку, малютка попробует самостоятельно встать, опираясь ручками на стул.

Упражнение 3

Развиваем координацию движений и умение держать равновесие (можно выполнять с 6–9 месяцев). Кроху нужно посадить на фитбол спиной к себе и крепко ухватить за бедра, а затем начать поворачивать мяч в разные стороны. Для этого упражнения подойдет фитбол среднего размера, надутый примерно на две трети, чтобы малютку удобнее было на него сажать.

Упражнение 4

Помогаем сделать первые самостоятельные шаги. Для этого упражнения потребуется коляска, до которой младенец сможет дотянуться. Малыша нужно поставить так, чтобы он взялся за ручки. Затем коляску следует медленно двигать вперед, одновременно поддерживая кроху. Если упражнение будет выполнено правильно, кроха потянется за коляской и сумеет сделать свои первые шаги с опорой.

Упражнение 5

Выполняется с того момента, когда малыш уже умеет передвигаться на своих ножках, но еще держит взрослого за руки. Для него понадобится длинный шнурок или веревка, которую нужно натянуть между стульями на высоте чуть ниже коленей малыша. Затем следует подвести малыша к нему и показать, как правильно переступать через препятствие.

Когда должны волноваться родители?

Каждый ребенок учится в своем темпе, и если твой малыш немного отстает от графика, то это не должно тебя беспокоить. Опережение твоим ребенком этапов развития тоже не приносит ему пользы. И даже может лишить его ценных возможностей учиться, расти, и исследовать. Продолжай поощрять ребенка учиться и экспериментировать, и он пройдет этапы развития в своем собственном темпе.

Попытки учиться стоять ребенком слишком рано не должны беспокоить родителей. Уже в возрасте 6 месяцев твой ребенок может опробовать свои ноги! Хотя это общая проблема, что ранние «стоятели» могут стать сутулыми, ты не должна беспокоиться. Многие дети испытывают кривоногую осанку в раннем возрасте. Но установлено, что это вызвано, в основном, их позиционированием в утробе, и большинство детей перерастают это. На самом деле, лучший способ борьбы с неправильной походкой — это правильно тренироваться, и укреплять ноги ребенка с помощью упражнений.

Как всегда, если ты беспокоишься о прогрессе своего ребенка, или, если он не соответствует с другим важным этапам развития, поговори с вашим педиатром.

Что происходит с организмом, когда мы ходим?

Мы часто воспринимаем это как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, насколько сложное положение — стоять на ногах. Оно использует многие мышцы нашего тела и требует впечатляющей тонкой подготовки мозга для того, чтобы балансировать. Поэтому, когда твой ребенок пробует свои ноги в первый раз, ему необходимо освоить множество навыков прежде, чем он научится стоять самостоятельно!

Вот что ты должна знать о развитии своего ребенка в этом важном шаге к его самостоятельности. Мы дадим тебе несколько советов, что можно сделать, чтобы помочь ему

А также ответим на часто задаваемый вопрос  «когда ребенок начинает ходить?»

Как научить ребенка ходить самостоятельно: топ советов

Что поможет подготовиться:

Мотивация

Дети любопытны, поэтому ставьте яркую игрушку перед ним, чтобы у него возникло желание ее потрогать. Он будет пытаться двигаться в направлении игрушки, поэтому если он может привстать, то можно придерживая, направить его к предмету.

Контроль ситуации

Малыш все время пытается за что-то ухватиться и встать на ноги, поэтому убирайте неустойчивые подпорки, чтобы при падении не произошло травмы, и он не напугался. В этот период постоянно контролируйте малютку, чтобы он не ударился о стены, или углы.

Реакция

От того, как реагируют родители на падения зависит будущее поведение крохи. Если взрослые будут бояться падений, жалеть малютку, и бежать к нему на помощь, тогда он будет манипулировать взрослыми, изображая беспомощность.

Поэтому нужно морально подготовиться, и осознать, что никто не научился ходить, ни разу не упав. Поэтому падения неизбежны, и не нужно на них акцентировать внимания, при этом максимально избегая падения.

Условия для тренировки мышц

Важное условие для того, чтобы научиться ходить – это подготовка мышц, поэтому делайте упражнения направленные на укрепление: массажи, гимнастика. Ходунки лучше не использовать, потому что они не требует столько сил, как например, научиться ползать, встать на четвереньки

Они не требуют никаких усилий, кроме того, чтобы стоять на ножках. Если ходунки, выбранные неверно, то существует риск, что ребенок, стоя на цыпочках, получить «танцующую походку», с опорой на цыпочки.

Встречаем

Когда ребенок может сделать 2 шага, самое время родителям сесть друг против друга на близкое расстояние, чтобы руками контролировать его путь.

Сначала пусть младенец сделает 1 шаг к объятиям взрослого, далее расстояние можно увеличивать. При этом, встречая, нужно хвалить его, за то, что пришел самостоятельно, даже если проделан один шаг.

Подражание

Для детей наглядный пример является важной мотивацией. Познакомьте с крохой, который недавно научился ходить, это станет для него стимулом

Гуляем по дому

Походите по дому, наклонив младенца к полу, словно, он самостоятельно ходит, чтобы он мог вышагивать. Демонстрируйте ему другие комнаты, чтобы ему стало интересно гулять, открывая новое пространство. Чтобы у него возникло желание ходить по дому.

Решение возможных проблем

В процессе осваивания хождения возможны следующие трудности:

Частые падения. Причиной такой проблемы бывает плохое зрение. Так что, если кроха часто падает, рекомендован осмотр окулиста.
Боязнь ходить самостоятельно. Чаще всего это проблема психологическая, возникающая из-за болезненного падения или испуга. Не ругайте малыша и не торопите его, а одобряйте его действия и поддерживайте.
Гипертонус мышц голени. Его следствием является постоянная ходьба на носочках. В случае повышенного тонуса обычно назначают гимнастику и .
Неправильное положение стоп во время ходьбы. Нормальным положением является параллельное размещение стоп. Вследствие слабых связок возможны отклонения от нормы – ребенок может «косолапить» (стопы развернуты друг к другу носочками), ходить на носочках с «заваленной» наружу стопой или «заваливать» стопу внутрь

При любом таком отклонении важно немедленно пойти к ортопеду и начать коррекцию вовремя.

О том, как научить ребенка ходить, смотрите в передаче «Жить здорово».

Как быстро ребенка научить ходить: топ упражнений

Упражнение 1

Учим ребенка самостоятельно вставать. Младенца следует посадить на корточки спиной к себе и, крепко придерживая за бедра, раскачивать его вперед и назад. Из такого положения кроха может легко встать на прямые ножки, но взрослому нужно помогать ему, поддерживая в области грудной клетки и помогая сильнее наклониться вперед. Если кроха не желает подниматься, упражнение лучше оставить – скорее всего, его ножки еще недостаточно окрепли.

Упражнение 2

Учим младенца вставать с опорой. Это упражнение можно выполнять с 9–12 месяцев. Малютку нужно заинтересовать яркой игрушкой, поднимая ее на кресло или стул. Пытаясь достать игрушку, малютка попробует самостоятельно встать, опираясь ручками на стул.

Упражнение 3

Развиваем координацию движений и умение держать равновесие (можно выполнять с 6–9 месяцев). Кроху нужно посадить на фитбол спиной к себе и крепко ухватить за бедра, а затем начать поворачивать мяч в разные стороны. Для этого упражнения подойдет фитбол среднего размера, надутый примерно на две трети, чтобы малютку удобнее было на него сажать.

Упражнение 4

Помогаем сделать первые самостоятельные шаги. Для этого упражнения потребуется коляска, до которой младенец сможет дотянуться. Малыша нужно поставить так, чтобы он взялся за ручки. Затем коляску следует медленно двигать вперед, одновременно поддерживая кроху. Если упражнение будет выполнено правильно, кроха потянется за коляской и сумеет сделать свои первые шаги с опорой.

Упражнение 5

Выполняется с того момента, когда малыш уже умеет передвигаться на своих ножках, но еще держит взрослого за руки. Для него понадобится длинный шнурок или веревка, которую нужно натянуть между стульями на высоте чуть ниже коленей малыша. Затем следует подвести малыша к нему и показать, как правильно переступать через препятствие.

Движение — жизнь

  • Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
  • Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
  • Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
  • У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
  • Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.

Почему у ребенка не возникает навык хождения

Если ребенок не ходит, ему еще нет 17 месяцев, он развивается физически хорошо: ползает, переворачивается, встает на ноги, садится, то не стоит мучать себя вопросом: Почему ребенок не ходит? Вполне вероятно, что он уже на пути к своим первым шагам и всему свое время, просто стоит помочь ему.

Наиболее частые причины, почему дети еще не ходят или начинают ходить позже сверстников:

  • мальчики начинают ходить в среднем позже, чем девочки;
  • разные темпераменты детей также влияют на быстроту освоения первых шагов;
  • полным деткам может быть трудно начать ходить из-за лишнего веса, но стоит поделать упражнения для ног, как они окрепнут быстрее и малыш сможет потопать своими первыми шажками;
  • некоторые детки настолько хорошо и быстро ползают, что они не учатся ходить и не ходят довольно долго, но потом им тоже захочется подняться (как и сверстникам).

Если ваш ребенок не ходит и не проявляет никаких признаков развития в эту сторону (не умеет сидеть, стоять, переворачиваться, ползать), обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Вообще возьмите себе на заметку проверять кроху в первые три года жизни периодически, как это делают в Европе. Это позволит отследить проблемные стороны развития вовремя и избежать потом больших трудностей и нескончаемых вопросов типа : почему ребенок не ходит; почему он не умеет прыгать, а ему уже 4 года; почему он не разговаривает, а уже и в школу скоро идти.

Не будьте слишком назойливы с идеями о воспитании, дорогие мамы, но и слишком беспечными тоже. Все, что нужно – проверяйте периодически, развивается ли Ваш младенец в соответствии с общими медицинскими нормами (а не в соответствии с соседским «супер-ребенком», который «пошел в 8 месяцев»).

Когда начнем сидеть?

Позиция «как можно раньше» в корне неверна. Потому что, во-первых, все детки развиваются очень индивидуально: для кого-то норма – 5 месяцев, а кому-то и в 7 садиться рановато. А во-вторых, если организм малыша еще не готов к тому, чтобы находиться в вертикальном положении, мы, взрослые, своей чрезмерной «заботой» можем обеспечить ему множество проблем в будущем (например, сколиоз, защемление нервных окончаний, сутулость).

Позвоночник ребенка – это основа всей его опорно-двигательной системы. В данном случае акцент стоит сделать на первой части слова: опора должна быть достаточной для сидения. И это — именно позвоночник крохи, а не подушки, которыми «заботливо» обложили карапуза, или спинка детского стульчика!

Так в каком же возрасте малыш должен сесть? Современные педиатры считают, что, в принципе, он нам ничего не должен. Ориентировочный возраст для того, чтобы начать осваивать навык сидения, – 5–6 месяцев. С этого времени, как правило, ребенок начинает получать прикорм, и кормить его с ложечки удобнее в вертикальном положении. Однако здесь играет роль половой признак: девочек высаживать начинают не раньше, чем им исполнится 6–7 месяцев, иначе можно «наградить» их проблемами с формированием органов малого таза (к примеру, загибом матки).

Сегодня в педиатрии приняты такие общие ориентиры по развитию навыков сидения.

  • В 6 месяцев карапуз свободно переворачивается на животик. Если ему немного помочь, протянув пальцы, чтобы он ухватился за них, он пытается садиться.
  • В 7 месяцев он уже какое-то время может сидеть с прямой, ровной спинкой самостоятельно, без посторонней помощи или поддержки, поворачивать корпус из стороны в сторону, садиться, стоя на четвереньках.
  • В 8 месяцев малыш уже может сидеть, дотягивается в таком положении руками до заинтересовавшей его игрушки или другого яркого предмета.
  • В 9 месяцев малыш умеет самостоятельно садиться из положения лежа, а также стоя на четвереньках; переходит из сидячей позы в позу на четвереньках; может вставать по опоре на колени. Подолгу сидит с ровной спиной. Из сидячего положения с помощью опоры пытается встать, может или пытается ползать.

Как научить ходить?

Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку — но не научиться ходить, а преодолеть страх.

Правильно учить ребенка ходить — учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

  • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
  • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
  • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
  • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему — ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется — это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.

Хождение босиком

Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения — бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.

Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой — не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.

При контакте стопы с холодным полом сосуды кожи на ножках малыша сужаются, и именно это препятствует потере тепла. Такое компенсаторное свойство есть только у ног человека, но нет у других частей тела.

Есть еще один аргумент для заботливых бабушек, которые норовят надеть на ребенка сразу две пары носков, а также теплые тапочки: хождение босиком, по оценкам многих детских ортопедов и педиатров, помогает сформировать правильную стопу, без и других проблем.

Полезно ли ходить босикм расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

Как научить ребенка ходить самостоятельно, без поддержки – видео

На этом видео ортопед рассказывает, нужно ли переживать, если ребенок в год еще не ходит.

На этом видео мама показывает некоторые упражнения, призванные помочь ребенку ходить самостоятельно.

На этом видео детский ортопед рассказывает, что нужно делать, чтоб малыш пошел, и как правильно подобрать обувь для маленького «ходуна».

https://youtube.com/watch?v=qX4LArTwQfI

Ходьба на двух ногах заложена в человеке генетически. Малыш на этапе активного роста практически проходит всю человеческую эволюцию – от лежания до ползанья, от ползанья до ходьбы на двух ногах. Организм ребенка сам решает, когда он в состоянии освоить это необходимое умение, и учить ребенка ходить по сути не нужно.

Достаточно уделять внимание массажу, упражнениям, нелишним будет посещение бассейна. И когда малыш будет готов, он с удовольствием порадует маму и папу веселым топотом маленьких ног по квартире!

Причины запаздывания

Если у 12-месячного ребёнка не наблюдается попыток к ходьбе, но развивается он нормально, не страдает неврологическими и ортопедическими болезнями, поводов для переживаний нет.

Торможение возникновения навыков ходьбы чаще всего вызывается:

  • чрезмерной упитанностью. Набор лишнего веса у ребёнка случается при непродуманности рациона родителями, переедании и нарушении обменных процессов. Позвоночник, нагруженный ненужными килограммами, противится принятию ребёнком вертикального положения;
  • темпераментом. Начало ползания или ходьбы у флегматичных или меланхоличных детей происходит позже, чем у «заводных» холериков и сангвиников. Возникновение подобной закономерности объясняется моторной активностью, связанной с особенностями, имеющимися в нервно-психической организации;
  • генетикой. Запоздалое начало ходьбы является семейной чертой. В этом случае ожидание от малыша скорого овладения навыками ходьбы бессмысленно;
  • климатом. Малыши, родившиеся в южных регионах, обычно осваивают моторные навыки быстрее уроженцев северных территорий;
  • боязнью. Возможно, первое вставание на ножки и хождение привели к падению. Естественно, ударившись, кроха не хочет повторения опыта. Поэтому и пользуется знакомым и безопасным способом передвижения — ползанием, а не ходьбой на ножках, причинившей ему вред;
  • детской ленью. Поскольку ходьба помогает быстрому познанию мира и охвату большего количества вещей, дети и стремятся встать на ножки. Но вскоре, удовлетворив любопытство, малыш начинает лениться, особенно когда двигаться приходится по ограниченной или остающейся неизменной площади. Например, когда для прогулки выбирают только детскую площадку или пользуются только одним маршрутом;
  • использование ходунков как опоры. В настоящее время весьма популярно пользование ходунками. Конечно, для родителей приспособление является очень удобным: сидящий в них малыш способен самостоятельно двигаться по квартире. Однако родителям следует помнить, что малыш, сильно привыкнув к ходункам, будет бояться ходьбы без опоры;
  • стрессом. Малыши обладают высокой чувствительностью к изменениям, происходящим в психологической атмосфере. Нахождение в незнакомой обстановке, напряжённая ситуация в семье, использование наказаний и присутствие прочих неблагоприятных условий провоцируют возникновение стресса. Ходить малыш начнёт, как только почувствует безопасность;
  • Заболеванием. Силы даже обыкновенной простуды достаточно для ослабления грудничка. Некоторые из детей способны даже к забыванию навыка после хвори в течение нескольких дней. Однако двух недель достаточно для возвращения умения.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Психологический настрой родителей

Психологический подтекст освещаемой проблемы очень важен, ведь часто родители начинают бить тревогу, искать пятитысячный способ как научить ребенка ходить, что говорит Комаровский на эту тему и вообще, почему их ребенок не такой шустрый как все. Есть несколько советов, как побороть синдром «суетливого родителя»:

  • Мой малыш – индивидуальность. Поймите, что ваш  Петя и соседский Митя – разные люди. Подробнее читайте в статье, “Неужели мы такие разные?” Если Митя носился как угорелый с 10 месяцев, а Петя неуверенно и держась за руку мамы пошел в год – это не повод для паники. Просто время еще не пришло. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>.
  • Если малыш часто спотыкается, падает и никак не хочет отпускать руку папы на прогулке, кроме ортопеда и невролога, можно проконсультироваться с окулистом. Иногда кроха не может самостоятельно ходить из-за проблем со зрением;
  • Постоянно вызывать интерес ребенка к ходьбе, показывать собственный пример – это один из эффективных способов, как научить ребенка ходить без поддержки. Детей легко увлечь чем-нибудь интересным, поэтому просто включайте  фантазию и изобретательность..

Подготовка к хождению

В развитии детишек первого года жизни все этапы взаимосвязаны. Простая гимнастика и массаж в раннем возрасте помогут впоследствии быстрее научить ребенка стоять или ходить.

С первых недель жизни выкладывайте карапуза на животик. С трех месяцев помогайте ему переворачиваться на животик самостоятельно. Ближе к семи месяцам помогайте младенцу ползать.

Фитбол и первые шаги

Улучшить координацию движений ребенка в возрасте 6-9 месяцев позволяют упражнения на фитболе.

Посадите малыша на мяч спиной к себе, крепко придерживайте его за бедра

Осторожно раскачивайте карапуза в разные стороны

Упражнение с игрушкой и креслом

Следующее упражнение поможет научить малыша стоять. Его практикуют в возрасте, когда ребенок может встать с коленей, держась за опору.

Для занятий потребуется игрушка и кресло. Нужно, чтобы малыш сначала полз за игрушкой. Затем ее кладут на край кресла, а ребенок, чтобы дотянуться до нее должен опереться на него ручками, а затем и встать.

Перешагивание веревки

Для возраста, когда карапуз хорошо ходит с поддержкой за ручки, подойдет следующее упражнение. В комнате между мебелью на высоте коленей малыша натягивают веревку. Карапуза держат за руки и подводят к препятствию. Нужно, чтобы он перешагнул веревку.

При каких условиях ребенок может заболеть простудой?

При контакте с заболевшим. Респираторные вирусные инфекции передаются воздушно-капельным путем. «Входными воротами» для патогенных микроорганизмов являются слизистые оболочки носа и конъюнктива глаза. Малыш может заразиться в школе или детском саду от уже заболевшего ребенка, дома от простуженных родителей или в общественных местах от случайного прохожего1.

При несоблюдении правил гигиены. Если малыш прикасается к рукам другого заболевшего простудой ребенка или взрослого, а затем касается носа, рта или глаз, риск заразиться простудой очень высок. Некоторые вирусы могут жить на поверхностях предметов (игрушках, столешницах, дверных ручках) до нескольких дней. Не вымыв руки после прогулки, посещения гостей и т. д., ребенок может заболеть1,2.

При переохлаждении. Охлаждение кожи приводит к спазму сосудов, что в, свою очередь, снижает активность местного иммунитета. В этом случае возможно как заражение ОРВИ, так и обострение хронических бактериальных инфекций5.

Обувь для первых шагов: за и против

Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.

Делаем дом безопасным для ребенка

Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?

Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким

На пол можно постелить ковер или другое покрытие, надежно зафиксированное так, чтобы малыш не мог споткнуться о него.
На розетках должны быть заглушки.
Провода важно спрятать в плинтусы.
Используйте дверные ограничители.
Установите запоры, замки, задвижки на дверцы шкафчиков и тумбочек, не позволяющие ребенку прищемить пальцы дверью.
Выход на лестницы (если они есть в доме) необходимо перегородить специальными воротами.
Уберите все ножи, посуду и любые бьющиеся предметы.
Держите горячую еду и напитки подальше от края стола.
Устраните любую возможность доступа к химическим средствам для уборки дома.
Используйте специальные заглушки для кранов.
Установите блокировку на сиденье унитаза.
Держите мусорные контейнеры закрытыми.
Аптечка с лекарствами должна переехать как можно дальше и выше.
Блокируйте доступ к любой габаритной мебели, которую можно опрокинуть.
Пользуйтесь силиконовой защитой острых углов мебели.
Уберите все электроприборы в недоступные для малыша места.
Никакого доступа к газовым вентилям.
Уберите все принадлежности для разведения огня.

Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим

Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться

Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?

Развитие каждого малыша индивидуально. Говоря о попытках ребенка самостоятельно вставать, можно выделить несколько этапов:

  • 6 месяцев — подъем в этом возрасте считается ранним, но не критичным. Когда ребенок самостоятельно проявляет интерес и попытки встать на ноги, а его физическое здоровье оценивается педиатром как нормальное, то соответственно, ничего плохого в таких попытках встать на ноги нет;
  • 7-9 месяцев — оптимальный период, в который большинство детей осваивают навык самостоятельного вставания с опорой;
  • после 1 года. Подъемы в этом возрасте не рассчитываются как критичные или поздние, если здоровье ребенка соответствует нормам.

Каждый этап является составляющей детского развития, фазой через которую проходит каждый малыш.

Развитие навыка ходьбы у детей

Проделывая такую огромную работу, малыши очень быстро устают, начинают капризничать. Поэтому внимательно отслеживайте признаки переутомления ребенка и вовремя укладывайте его на дневной или вечерний сон.

Вам следует также уделять несколько минут в день гимнастике с малышом, которая укрепит еще не до конца развитую костно-мышечную систему организма, ведь мышцы и суставы, работа которых связана с прямохождением, испытывают новую, непривычно большую нагрузку.

Для уменьшения риска деформации костей и скорейшей адаптации мышц и суставов к новым нагрузкам регулярно выполняйте упражнения, укрепляющие весь мышечный корсет малыша, а также вводите новые элементы, направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепляющие те мышцы, и связки, которые больше всего задействованы при ходьбе.

Учитывайте также тот факт, что физическое развитие каждого ребенка происходит по индивидуальному графику — не у всех одинаково. Все вышеперечисленные сроки несколько усреднены и дают представление о развитии так называемого среднестатистического и полностью здорового малыша.

Однако для общей оценки развития детей младшего возраста используются определенные критерии и лимиты по времени, так как это дает возможность вовремя отследить возникшие отклонения от нормы и предупредить их дальнейшее развитие.

Например, если в возрасте 10-11 месяцев ребенок не делает попытки или не может самостоятельно сидеть (ползать, вставать), то следует обратиться за консультацией к врачу, так как данная задержка в развитии может быть связана с рахитом или дистрофией мышц.

То же самое относится и к недоношенным детям, а также к малышам, матери которых во время беременности перенесли различные инфекционные заболевания, влияющие на физические и умственные способности будущего малыша.

Далее вы сможете ознакомиться с упражнениями для ребенка, чтобы он научился правильно ходить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector