Кому сидеть дома хорошо? как быть, если ребенок не хочет гулять
Содержание:
- Как правильно собрать мочу у ребенка
- Причины, по которым малыш не начинает ходить
- Причины страха самостоятельной ходьбы
- Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
- Как научить ребенка ходить самостоятельно?
- Нужны ли ходунки
- Почему происходит задержка в развитии?
- Запор после введения прикорма
- Плоскостопие
- Когда должен сидеть ребенок? Психическое и моторное развитие ребенка – важный показатель здоровья!
- Почему ребенок отказывается ходить в школу?
- Непривычная пища
Как правильно собрать мочу у ребенка
Допустим сбор анализа только в стерильный контейнер (продаётся в аптеках и стоит 12-20 рублей). Не берите для этого майонезные банки — плохо промытые от продуктов и мыла ёмкости искажают конечный результат.
Не собирайте материал для анализа с вечера: мочу следует доставить в лабораторию не позднее 2 часов от момента наполнения контейнера.
Если оставить материал на более длительное время, анализ может быть недостоверным из-за выпадения осадка.
После последнего мочеиспускания в идеале должно пройти более 5 часов. Однако для грудничка, у которого за сутки мочеиспускание может быть более 15 раз, выполнить данное требование невозможно. Поэтому постарайтесь собрать мочу сразу после пробуждения малыша.
Особенности и подготовка:
- Перевозите мочу аккуратно — мороз или жара могут исказить результат. Если не уверены в погоде, воспользуйтесь термосумкой.
- Накануне не давайте ребенку незнакомых продуктов (и не ешьте их сами, если ребенок на грудном вскармливании), не кормите овощами и фруктами, которые могут окрасить мочу.
- Старайтесь, чтобы малыш не перегревался, не потел и не мерз перед сдачей мочи — все это может негативно повлиять на конечный результат.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не плакал — эмоциональное состояние тоже влияет на показатели.
Важно: сдавать мочу надо натощак. Собирать следует среднюю порцию самого первого утреннего мочеиспускания!
Причины, по которым малыш не начинает ходить
- Страх падения. Это самая распространенная причина, по которой ребенок не начинает ходить. Возможно, когда малыш впервые пробовал встать на ножки и пройтись, он упал и ударился. Естественно, ему было больно, и он теперь не хочет повторения подобного. Поэтому использует самый знакомый и безопасный способ передвижения – ползание, а не ходьбу на ножках, которая причинила ему вред.
- Детская лень. Это вторая по распространенности причина, мешающая ребенку научиться ходить. Детям нравится познавать окружающий мир и предметы. Конечно, ходьба позволяет делать это быстрее и охватить большее количество вещей, поэтому малыши с удовольствием встают на ножки. Но вскоре им это занятие надоедает, они начинают лениться, особенно если площадь для изучения ограниченна или остается неизменной. Например, с ребенком гуляют только на детской площадке или ходят по одному маршруту. Конечно, здесь нет никакой мотивации, и у родителей сразу возникает вопрос: «Как научить ребенка ходить?» А малыш, вроде, как и умеет передвигаться на ножках, но со временем понимает, что делать это ползком ему гораздо быстрее и не так утомительно.
- Ходунки как опора. В настоящее время у родителей стало очень популярным такое приспособление как ходунки. Конечно, это удобно: посадил в них малыша — и он сам бегает в них по квартире. Однако родители не задумываются о том, что ребенок может очень сильно к ним привыкнуть и начать бояться ходить без них.
- Видимой причины нет. Если непонятно, почему ребенок боится ходить, то здесь, скорее всего, для решения этой проблемы стоит обратиться за помощью к специалисту. Возможно, все дело в задержке развития или другой патологии.
Причины страха самостоятельной ходьбы
Нежелание ходить самостоятельно может быть обусловлено различными факторами. На поведение ребенка влияет уровень физического развития, заболевания опорно-двигательного аппарата и психологическое состояние.
Если говорить именно про боязнь самостоятельной ходьбы, то чаще всего это вызвано негативным предыдущим опытом. Возможно, ребенок пытался сделать первый шаг, упал и больно ударился. Если он стал осторожничать, ничего удивительного в этом нет. Напротив, говорит о хорошей памяти и адекватной реакции на происходящее.
Спутать со страхом можно задержку в физическом развитии. Проблемы со здоровьем должен заметить врач невропатолог или хирург при очередном осмотре. Своевременное выявление заболевания и лечение позволит малышу нормально развиваться. Если на осмотре врач упустил опасные симптомы из вида или родители не ходили в поликлинику, лечение малыша после года отсрочит первые самостоятельные шаги.
Неготовность ребенка к самостоятельной ходьбе из-за незрелости опорно-двигательного аппарата тоже может стать причиной того, что первые шаги не сделаны в год. Врачи не советуют торопить ребенка в таком случае, ставить его на ножки и заставлять ходить, если он этого сам делать не хочет. Когда придет время, малыш побежит в нужном направлении.
Злоупотребление ходунками и прыгунками, неправильное использование этих приспособлений ежедневно, плохо отражается на здоровье ребенка и способности ходить самостоятельно. Если вы решили приобрести ходунки, изучите сначала инструкцию по использованию и советы специалистов относительно времени пребывания в них ребенка.
Нужно учитывать удобство конструкции, возраст малыша и высоту сидения от пола (ножки ребенка, сидящего в ходунках или прыгунках должны становиться на полную стопу, а не на носочки). Заметив, что малыш хочет передвигаться самостоятельно, не нужно удерживать его в ходунках.
Важно не упустить момент интереса к самостоятельному передвижению ногами, который может возникнуть во время прогулок на улице, куда ходунки брать нельзя. При первых удачных попытках хвалите малыша и прячьте ходунки, если он уверенно стоит на своих ногах
Когда ребенку исполняется год и несколько месяцев, а ходить он еще не собирается, некоторые родители приходят в замешательство. Наверное, потому что первый шаг младенца ассоциируется с началом взросления, переходом из младенчества в детство, за которым последует отрочество. Нетерпение родителей можно понять, первый год жизни малыша был, наверное, самым радостным и в то же время трудным годом для них.
Если детский врач не замечает никакой патологии в развитии ребенка, малыш подвижен и любознателен, значит, нет никаких причин для паники или нетерпения. Всему свое время! Время ползать, и время ходить. Скоро карапуз начнет так бегать, а иногда и убегать, что вы сами будете этому не рады. Страх перед самостоятельной ходьбой можно преодолеть во время игры.
Когда ребенок боится ходить, а вернее, не может по причине заболевания, это уже нельзя назвать страхом. Поэтому нужно сразу отбросить вероятность того, что все само собой пройдет. Своевременное лечение болезни, которая может быть врожденной или приобретенной, должно сопровождаться лечебной гимнастикой, плаванием, занятиями на фитболе, лечебным массажем.
Чем больше вы вложите в ребенка, тем счастливее и здоровее он вырастит. Встречаются серьезные врожденные патологии, которые требуют хирургического вмешательства и большой суммы. Нельзя опускать руки, просите помощи у благотворительных организаций, не оставайтесь наедине со своей проблемой. Нельзя считать себя побежденным, не вступив в борьбу за возможность нормальной жизни для своего ребенка.
- Плохо спит
- Дневной сон
- Истерики
Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг — все это поводы для невероятной гордости.
Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Как научить ребенка ходить самостоятельно?
На подготовительном этапе, который начинается с четвертого или пятого месяца, нужно учить ребенка дотягиваться до яркой игрушки, тем самым подталкивая его к двигательной активности. Необходимо также стимулировать ползание малыша, кладя желанную игрушку на расстоянии от него
Это очень важное упражнение, чтобы в дальнейшем научить ребенка ходить, так как развивает крепкую мускулатуру
Когда ребенок начинает ходить и только делает свои первые шаги, можно использовать детскую коляску, чтобы научить его более уверенно держаться на ногах. Опираясь на нее, он будет уверенно толкать ее и, соответственно, идти. В год детки с удовольствием идут за коляской, а не сидят в ней.
Если у ребеночка не получается в 11 месяцев или в год уверенно двигаться, то его надо учить ходить самостоятельно. Самое время с ним начать активно заниматься. Начинающего топать малыша можно заинтересовать привлекательной игрушкой, которую следует положить в самом дальнем углу. На пути к ней надо расставить стульчики и разложить большие подушки, которые станут крохе опорой при движении. Ему обязательно захочется подойти к яркой вещи. Дети, сколько бы им ни было месяцев или лет, очень любопытны и с удовольствием познают этот мир.
Полезным будет массаж ножек и ступней, он поможет расслабить мышцы, задействованные при ходьбе. Рекомендуется делать ежедневную гимнастику, включающую сгибание и разгибание ножек, занятия на фитболе. В результате малышу не будет еще и двух лет, а он будет уверенно ходить сам.
Нужны ли ходунки
Большинство педиатров высказывают негативное мнение по поводу ходунков. Они аргументирует его тем, что ребенок начинает ходить тогда, когда у него подготовлены мышцы, а стимуляция приводит лишь к тому, что кости не выдерживают огромных нагрузок, результатом являются различные патологии, в том числе искривление ног. К тому же чем больше у ребенка до года двигаются мышцы, больше самостоятельных движений и больше он пытается узнать через собственный опыт, тем лучше он развивается, в том числе и умственно. Однако если дозировать использование ходунков (не больше получаса в день), то никакого пагубного воздействия они не окажут. Единственное — нельзя оставлять малыша в ходунках одного — большое количество травм у детей до года связано с использованием этого предмета.
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок
Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Запор после введения прикорма
Малыш растет, совершенствует навыки, и наступает пора знакомить его с новыми продуктами питания. Эти обстоятельства, с одной стороны, помогают наладить перистальтику, а с другой — повышают риск запора.
К полугоду малыш уже пытается контролировать дефекацию, поскольку понял, что после нее появляются неприятные ощущения — зуд, жжение и прочий дискомфорт в зонах, куда попадают фекалии. Чтобы не испытать дискомфорта, ребенок старается сдерживать позывы. Сначала ему это не удается, поскольку прямая кишка уже научилась работать — рефлекторно сокращаться и выталкивать отходы. А спустя пару месяцев все получается, малыш побеждает и вступает на путь, ведущий к хроническому запору. Чтобы вывести ребенка за пределы этого замкнутого круга, мама должна свести к минимуму продолжительность контакта кожи младенца с фекалиями и расширить рацион его питания, осваивая прикорм.
Белки, жиры и углеводы, входящие в состав продуктов, всасываются в тонком кишечнике, а до толстого, где формируется кал, не доходят. Чего нельзя сказать о клетчатке. Пока кроха пьет грудное молоко или смесь, эта составляющая блюд ему не знакома. Даже если кормящая женщина сама употребляет много растительной пищи, малышу ничего не достается. Клетчатка, как уже было отмечено, не всасывается в кишечнике, не поступает в кровь, а значит, ее нет в грудном молоке. Впервые грудничок получает клетчатку с прикормом, пробуя свои первые 25 грамм пюре из кабачка, моркови и других овощей. Растительные волокна буквально притягивают к себе все отходы, в результате формируются каловые массы, которые помогают кишечнику освоить правильную перистальтику. В этом отделе ЖКТ, в кишечнике, много мышц, они должны научиться последовательно сокращаться — напрягаться и расслабляться, чтобы выдавливать отходы наружу.
Очередной новый продукт следует вводить через месяц после предыдущего. Новинка, скорее всего, сначала вызовет более частый и жидкий стул. Если он не имеет зеленый цвет и не пенится, не надо бежать к врачу и просить назначить закрепляющие средства. Наберитесь терпения, через некоторое время новшество будет освоено и даст плоды. Вместо жидких и бесформенных фекалий желто-белого цвета вы увидите сформировавшийся коричневый кал.
Плоскостопие
Родители беспокоятся о плоскостопии, но … плоскостопие считается нормой в большинстве случаев у новорожденных младенцев, детей постарше, и у взрослых. Специальные обувь, вкладыши, супинаторы и упражнения не помогают увеличить свод стопы при мобильном (физиологическом) плоскостопии.
Мобильное плоскостопие — состояние при котором итмеется нестойкое снижение свода, стопа гибкая, сильная и имеет хороший объем движения в суставах.
Знаете ли вы?
У каждого пятого ребенка уплощение свода стопы остается на всю жизнь. Большинство взрослых с мобильным плоскостопием имеют сильные, безболезненные стопы.
Большинство детей имеют уплощение продольного свода стопы из-за повышенной подвижности в суставах, характерной для детского возраста. При нагрузке стоя стопы уплощаются, и кажется что они «выворачиваются» кнаружи.
Свод стопы восстанавливается, стоит ребенку сесть или привстать на носочки
Точно также как нормальные дети имеют разный рост…
… нормальные своды стоп также имеют разную высоту.
Ношение вкладышей и супинаторов при простом мобильном плоскостопии может причинять ребенку дискомфорт при ходьбе
… и является откровенно пустой тратой денег.
Доктор будет обеспокоен если плоская стопа:
жесткая болит тяжелой степени
Но еще большую обеспокоенность вызывает увеличенный свод стопы, поскольку такие стопы в далнейшем могут вызывать боли при нагрузке.
Косолапие (intoeing)
Интоинг это очень частое явление в детском водрасте, которое обычно проходит по мере взросления.
**(почитайте форум на нашем сайте — фраза косолапие звучит в каждом 2-3 вопросе, а на приеме — от кажного второго родителя)
Имеются три причины интоинга, которые доктор может определить во время осмотра:1. Искривление стопы2. Торсия(скручивание) костей голени3. Торсия бедренной кости
Искривление стопы
Искривление стопы вызывается положением плода внутри матки. Большинство позиционных искривлений стоп проходят самостоятельно, без лечения, в течении первых месяцев жизни ребенка. Хотя в некоторых случаях улучшение формы стопы может продолжаться до трехлетнего возраста.
2 мес 6мес 1 год
В редких случаях когда искривление стопы сильно выражено, медленно проходит, стопа жесткая приходится накладывать корригирующие гипсовые повязки. Специальные ботинки не приводят к улучшению в данной ситуации.
Торсия костей голени
Торсией голени называется скручивание костей голени, в данном случае кнутри, вдоль своей оси. Это вариант нормы и очень часто встречается у новорожденных и детей младшего возраста. Ортезы, специальные упражнения, брейсы или ортопедическая обувь не в состоянии исправить скручивание костей и, фактически, могут оказать вредное воздействие. У большинства детей кости «распрямляются» самоостоятельно, без всякого лечения, в первые годы жизни.
Торсия бедра
Торсия бедра — это скручивание бедренной кости, вызывающее внутреннюю ротацию (поворот) ноги и интоинг. Торсия бедра, как правило, является причиной ходьбы с повернутыми внутрь стопами у детей в возрасте 5-6 лет. У большинства детей ситуация нормализуется к 10 годам. Вкладыши в обувь, специальные ортопедические ботинки или брейсы не в состоянии уменьшить скручивание бедра и исправить походку. Зато они могут причинить ребенку дискомфорт, заставить ребенка чувствовать себя больным и нарушать его подвижность.
** (почитайте еще одну полезную статью про торсионные деформации)
Когда должен сидеть ребенок? Психическое и моторное развитие ребенка – важный показатель здоровья!
В 5 месяцев у мальчиков и девочек исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Дети ровно стоят при поддержке, отлично переворачиваются со спины на живот. В 6 месячном возрасте у ребенка отмечается оптическая реакция опоры на руки. В 6 месяцев ребенок учится сидеть. В 7 месяцев ребенок уже самостоятельно сидит, а также встает на четвереньки. Он рассматривает игрушки, перекладывает их в руках, стучит игрушками по кровати и полу, может бросать игрушками обеими руками. В 8 месяцев ребенок уверенно самостоятельно сидит, без помощи матери или отца сам встает на колени и ползает на четвереньках. Он самостоятельно встает, держится за опору, переступает ножками. В 9 месяцев ребенок хорошо ходит у любой опоры, переступает при поддержке за обе руки, берет мелкие предметы двумя пальчиками, уже начинает складывать пирамидки. По просьбе родителей что-то принести, выполняет просьбы, отыскивает знакомые предметы. В 10 месяцев ребенок очень хорошо стоит и ходит у опоры, держится за опору одной рукой, спускается и поднимается с невысокой лестнички с опорой. Мальчики и девочки повторяют за взрослыми новые слоги, произносит первые слова: папа, деда, мама, баба. В 11 месяцев ребенок уверенно отлично самостоятельно стоит, ходит, при этом слегка придерживается за опору, делает 3 – 6 шагов без опоры. В год дети делают первые самостоятельные шаги без поддержки и, конечно, могут спокойно сидеть. Таким образом, 7 месяцев ребенок в норме должен самостоятельно сидеть. 7-месяцный ребенок должен сидеть самостоятельно без поддержки один и должен сам садиться.
Почему ребенок отказывается ходить в школу?
«Я не хочу идти в школу!». Вероятно, эту фразу многие родители слышали не раз, независимо от возраста их ребенка. Но помимо простого отсутствия желания посещать школу или делать уроки, она может скрывать множество причин. Все они важны, поэтому необходимо понять, какая из них спровоцировала столь категоричное заявление, чтобы впоследствии принять эффективные меры.
1. Выяснить причину
Во многих случаях причинами являются:
- нежелание следовать строгой школьной дисциплине;
- боязни разлучаться с родителями (характерно для детей младших классов);
- отсутствие интереса и мотивации;
- школьная фобия;
- сопротивление из-за чувства эмоциональной или физической неполноценности;
- переживания стрессовых ситуаций (развод родителей, смерть близкого родственника или издевательства со стороны одноклассников);
- ребенок болен или начинает заболевать.
Анализ возможных причин позволит выработать адекватную стратегию и решить возможные проблемы, с которыми ребенок мог столкнуться.
2. Поддерживайте спокойное общение со своим ребенком.
Общение является основой любого рода позитивных отношений
В отношениях между родителями и детьми особенно важно, чтобы ребенок мог выражать свои чувства, страхи и мысли с уверенностью и без страха осуждения или наказания
3. Учитывайте мотивы и трудности
Иногда отсутствие желания ходить в школу вызвано отсутствием мотивации, наличием проблем при посещении занятий или непонимании некоторых из аспектов процесса обучения.
Вот почему с учетом интересов вашего ребенка и понимания мотивации, полезно оптимизировать его навыки, способствовать их развитию и готовности к обучению.
Выявление возможных трудностей также является первым шагом к установлению некоторого типа руководства или помощи, которую могут предоставить родители. Например, помощь в выполнении заданий, объяснение некоторых нюансов школьной программы или даже обратиться к помощи частных репетиторов.
4. Наличие заметных различий в поведении
Иногда наличие поведенческих изменений и настроений между до и после посещения образовательного учреждения может указывать на то, что с ребенком что-то могло случиться, особенно если отказ ходить в школу был высказан внезапно.
В этом случае было бы полезно обсудить ситуацию спокойной и непринужденной обстановке, чтобы ребенок мог свободно высказать свое мнение.
5. Семейные проблемы
Еще один элемент, который необходимо учитывать — возможные значимые события или перемены в семье, повлиявшие на ребенка.
Например, смерть близкого члена семьи может вызвать страх потерять другого или умереть, что может заставить некоторых детей отказываться покидать семью или уходить из дома на долгое время.
То же самое происходит в случае развода и возможным чувством одиночества или даже вины, а также рождением второго ребенка и вследствие этого возникшей ревности или наоборот желания защитить нового члена семьи.
6. Поговорите с учителями
Это полезно как для того, чтобы быть в курсе все школьных событий, так и перед аспектами, которые специалисты школы упускают из виду
Также важно принимать во внимание рассказы ребенка, которые могут дать подсказку о наличии трудностей в одной или нескольких областях, проблем в классе с одноклассниками, учителями или предметами
7. Друзья и другие родители, как внешние источники информации
Другой возможный источник информации — друзья ребенка или их родители. Речь идет не о том, чтобы расспрашивать их о вашем ребенке, а о том, что они могут знать о каких-либо важных событиях. Однако имейте в виду, что сначала вы должны поговорить со своим ребенком.
Как реагировать?
После выяснения возможной причины отказа посещать школу родители должны принять правильные меры для разрешения ситуации.
Непривычная пища
Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.
Выход
Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.
Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.