Как научить какать в горшок
Содержание:
- Как учить
- Причины запоров у детей в детском саду и школе
- Боли в животике у новорожденных
- А что говорит доктор Комаровский
- Когда делать клизму при запоре у ребенка?
- Повод для тревоги
- Профилактика запоров
- Как спасаться
- Нежелание ребенка какать в горшок
- Как помочь покакать ребенку при запоре: 6 способов
- Причины, почему дитя не хочет какать в горшок
- Метки
- Как помочь покакать ребенку в 3 года?
- Как помочь малышу подружиться с горшком
- Освоение горшка и отказ от подгузников.
- Когда лучше начинать
- Методика быстрого приучения
Как учить
Первый этап
Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.
Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.
Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.
Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.
Второй этап
Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.
Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.
Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».
Причины запоров у детей в детском саду и школе
Почему именно сентябрь? Дети выходят в школы и детские сады, где созданы все условия для провоцирования и усугубления детских запоров.
- Там неудобно какать. В школьном туалете — не запирается кабинка, забегают в туалет всякие сорванцы, нет дужки на унитазе, нет туалетной бумаги, стыдно попроситься в середине урока — ребята будут смеяться, а то и попросишься — учитель не пустит, подумает, что ты врушка. В саду — и вовсе все на виду, нет условий «уединиться и сосредоточиться». И дети решают «перетерпеть», подождать до дома, а дома уже не хочется.
- Там другая еда. Характер, график питания детей после летних каникул резко меняется, и это не может не отражаться на работе кишечника.
- Там стресс. Адаптация к детскому саду, привыкание к школьным нагрузкам, нелюбимый задира-ученик, строгий учитель и т.д.
- Там обезвоживание. Жарко, много бега — и нет воды под рукой.
Боли в животике у новорожденных
Причины болей в животике у новорожденных:
- Колики;
- Газы;
- Врожденные заболевания органов брюшной полости;
- Запор.
Если малыш здоров, но беспокоен и часто плачет, отсутствует стул в течение 1-3 дней – это запор. Задержка стула может носить эпизодичный характер или повторяться. При частых запорах обязательно нужно показать ребенка врачу, возможно, имеются отклонения в развитии кишечника или нарушен режим питания.
Если у новорожденного вздутый и твердый живот, он не какает и не может выпустить газы – скорее всего у него колики. Лечение от колик проводят самостоятельно массажем животика и укропной водичкой, а также аптечными каплями от колик.
Когда боли в животе у новорожденного вызывают газы, малыш часто плачет и пукает. Повышенное газообразование не редко сопровождается и запорами.
Микрофлора кишечника новорожденного постепенно заполняется полезными бактериями, которые будут помогать ему переваривать пищу в будущем. Пока еще микрофлора стерильна или недостаточно заселена этими бактериями, малыша мучают колики и запоры, это нормально. Детки до года всегда на это жалуются, то есть жалобно или пронзительно плачут.
Мамочки, если педиатр при осмотре не заподозрил врожденные пороки развития внутренних органов, переживать по поводу болей в животике у новорожденного не стоит, все излечимо:
А что говорит доктор Комаровский
Евгений Комаровский, популярный педиатр, которого можно встретить на телевизионных шоу, дает интересные и дельные советы по здоровью и поведению детей.
Он пользуется большим авторитетом у многих родителей, бабушек и дедушек, так как просто и доступно объясняет даже самые сложные вопросы.
Комаровский предлагает родителям небольшой тест, результат которого покажет, готов ребенок к горшку или нет. Если большинство ответов на следующие утверждения положительные, значит пора приучать малыша ходить на горшок:
- малыш в течение полутора часов может оставаться сухим;
- кроха понимает, что означает «пипи» и «кака»;
- процесс дефекации стабилен, ребенок ходит в туалет «по-большому» регулярно, приблизительно в одно и то же время;
- малыш знает основные части тела и может показать их на себе или на другом человеке;
- кроха начинает капризничать, когда его подгузник или трусики становятся мокрыми, он чувствует при этом дискомфорт;
- может самостоятельно снять с себя часть одежды, например, приспустить штаны или трусики.
Однако самым главным признаком, по мнению доктора Комаровского, есть определенные жесты и звуки, которые издает ребенок, когда хочет писать. Он может сжимать ножки, пытаться снять трусики, зажимать промежность рукой или держаться за животик.
Если вы заметили такое действие за малышом, значит, настало время учить его садиться на горшок, в том числе и в ночное время.
Как видите, торопиться и паниковать не надо, если у соседки дочка стала проситься ночью в туалет в два годика, а ваш сын в 2,5 года никак не может подружиться с фаянсовым другом днем.
В промежутке между 1 и 2 годами детей приучают к туалету. Как научить ребенка проситься на горшок без слез и истерик – используем метод пряника.
Еще больше полезной информации о приучении ребенка к горшку вы найдете в следующем материале.
Каждый ребенок индивидуален, следовательно, время Х у каждого свое. Занимайтесь с ним, играйте в развивающие игры, рассказывайте истории и стишки, просто общайтесь. Ведь развитие вашей крохи в первую очередь зависит от вас.
Однако не бегите быстрее паровоза! Природу все равно не обманешь. Невозможно приучить малыша проситься ночью на горшок, если он физически и морально к этому не готов. Подождите месяц-другой и возобновите попытку. Вы удивитесь, насколько быстро малыш способен познавать мир и себя.
Когда делать клизму при запоре у ребенка?
Обязательно перед началом курса слабительных. Если сверху откроем «водопад», а снизу стоит каловый завал — получим сильные боли в животе. Кроме того, клизма нужна, если ребенок более 3 суток не имел дефекации, если дефекация неэффективна (сидит на унитазе полчаса, какашка «стоит на выходе», но никак не выдавливается). Если дефекация вызывает боль и/или кровотечение из ануса. Ну, и при ряде других причин, которые определяет врач.
Пожалуйста, не путайте очистительную клизму и Микролакс. Микролакс — это местное слабительное, и оно на порядок менее эффективно, чем клизма. Но и его иногда можно применять, например, когда на слабительных вдруг пропал стул на 2-3 дня, и надо его немного «подтолкнуть».
Повод для тревоги
У многих младенцев первого месяца жизни отмечается временная задержка стула. Если новорожденный один день не сходил по большому, ничего страшного нет. Месячный ребенок на искусственных смесях может ходить и через день. Тревогу нужно бить при:
- вздутии животика;
- очень плотном стуле;
- плохом аппетите;
- стуле в виде тоненькой ленты или струйки.
Если месячный ребенок опорожняется редко, с трудом, с болевыми синдромами и задержкой газов, – это должно насторожить маму. Плохо, когда животик при этом уплотняется и становится напряженным. Кормящая мама должна пересмотреть свой рацион, а мама искусственника – принимаемые смеси. Консультация педиатра – обязательна.
Профилактика запоров
Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:
Контролируйте детское питание. Важен режим и меню. Если малыш любит булочки, пусть запивает их кефиром, ряженкой, ест больше фруктов. Сладости и газировку лучше ограничить. При отказе от овощей придумывайте оригинальные блюда: запеканки с морковкой и повидлом, капустные мишки со сметаной — прячьте овощи под вкусным соусом, маскируйте формой.
Гуляйте, активно играйте каждый день на воздухе. Без улицы вырастить здорового ребенка невозможно. Посиделки с печеньем возле телевизора прибавят забот о нормальном стуле.
Наладьте эмоциональный контакт. Общение между родными — важный аспект воспитания ребенка. Зажатые дети с большим количеством комплексов страдают фобиями, запорами гораздо чаще.
Контролируйте прием жидкости. Нужно пить чистую воду каждый день. Особенно утром.
Массаж животика. Избавляет от запоров грудничков и детишек постарше. Поглаживания, пощипывания в игровой форме стимулируют мышцы кишечника, помогают продвигать кал к выходу.
Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет — нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как спасаться
Многие недооценивают роль питания в профилактике застоя каловых масс в кишечнике. Буквально немного подкорректировав свое меню, можно наладить его работу и в дальнейшем не страдать от подобных проблем. Например, необходимо исключить макаронные изделия, мучное и сладкое. Эти продукты провоцируют газообразование и способствуют уплотнению фекалий. Специалисты рекомендуют употреблять в пищу как можно больше свежих овощей и фруктов, богатых клетчаткой. Из каш предпочтение лучше отдать гречневой и перловой каше. Существуют продукты, которые обладают натуральными слабительными свойствами.
К таким относятся:
- свекла;
- морковь;
- курага;
- чернослив;
- кисломолочка (ряженка, простокваша, йогурт).
Если употреблять эти продукты каждый день, запор исчезнет навсегда.
Нежелание ребенка какать в горшок
Как приучить ребенка пить воду в разном возрасте
Очень часто молодые мамочки сталкиваются с такой проблемой, когда умеющий ходить на горшок кроха вдруг перестает на него садиться. Если родители уговаривают и настаивают, то начинает громко плакать. Причин такого поведения может быть несколько:
- Перемены в привычном режиме: процесс адаптации к садику, смена места жительства, рождение младшей сестренки или братика;
- Ссоры в семье, которые отрицательно влияют на поведение малыша;
- У крохи режутся зубки, он перенес плановую вакцинацию;
- Когда-то малышу было больно какать, и он не хочет, чтобы эта ситуации повторилась опять;
- Ребенок протестует в ответ на давление со стороны родителей;
- Перевозбужденное состояние;
- У младенца появился страх потери (он не хочет расставаться с какашками);
- Малыш боится, что его горшочек будет запачкан;
- Перенесенное недавно заболевание часто приводит к регрессу, и ребенка придется обучать хождению на горшок заново.
Важно! Если малыш не хочет сидеть на горшке, это может привести к задержке стула, соответственно, запору. Малыш будет еще сильнее протестовать и не захочет садиться на горшок вообще
Если ситуацию не исправить, у младенца может возникнуть психологический запор, который вылечить непросто. Родители должны понять, почему это происходит, и исправить ситуацию как можно раньше, чтобы не возникло проблем в дальнейшем.
Мальчик на горшке
Как помочь покакать ребенку при запоре: 6 способов
Здесь мы рассмотрим виды помощи, чтобы помочь ребенку покакать при запоре, а далее расскажем подробно о каждом случае, как именно и что делать.
Обязательно помогите ребенку, если у него запор
Как сделать, чтобы младенец покакал:
- Легко помассировать животик.
- Сделать комплекс легких упражнений.
- Дать ему природные слабительные.
- Поставить клизму.
- Следить за правильным питанием малыша.
- Купая малыша, добавлять в воду отвары череды (или ромашки), которые способствуют общему расслаблению организма.
Рацион питания ребенка при запорах
- Если мама кормит ребенка грудью, то в первую очередь при возникновении запора у малыша она должна проконтролировать свой рацион и исключить из него копченое, мучное, жирное, жареное. Воздержитесь на время от риса и манки.
- Чтобы помочь ребенку покакать, маме при ГВ не следует увлекаться солеными блюдами и специями. Лучше на время отказаться от цельного молока, всех видов бобовых культур.
- О том, что газировка не рекомендуется кормящей матери, и говорить излишне. Не стоит также заваривать себе крепкие чаи, кофе.
- Малышам-искусственникам проводить смену молочных смесей следует постепенно, чтобы его желудочно-кишечный тракт успевал адаптироваться к тому или иному составу.
Питание при запоре у ребенка
Слева — можно, справа — нельзя
Как помочь ребенку покакать: клизма от запора
- Чтобы помочь ребенку покакать, нужно сделать ему клизму. Для этого на 150 мл воды комнатной температуры влейте 1 ч.л. заваренной и процеженной ромашки или обычного глицерина.
- Наконечник клизмы лучше смазать, используя для этого детский крем или вазелин. Набрав жидкость, очень аккуратно вводите наконечник клизмы в анальное отверстие, следя, чтобы он не зашел слишком глубоко (примерно на 2 см).
- Воду из клизмы следует выпускать медленно. Когда вы выпустите всю воду, ягодицы ребенка нужно сжать и подержать так в течение нескольких минут. Главное – не злоупотреблять этим методом, чтобы кишечник крохи не привык к подобной «помощи» и не перестал работать самостоятельно.
Как помочь ребенку покакать: 6 упражнений при запоре у детей
- Малыша нужно уложить на спину и, взяв в руки его ножки в области голеностопных суставов, по очереди сгибать и разгибать их. Повторять упражнение следует около 7-8 раз.
- Повторите столько же раз это же упражнение, только теперь работайте с обеими ножками одновременно.
- Сделайте с малышом, положив его на спину, известное упражнение «велосипед»: левая ножка выпрямлена, а правая согнута в коленке. Сгибайте также при этом тазобедренный сустав. Проделывайте это упражнение, меняя положение ножек, до 10-ти раз.
- Соединяйте локотки с коленками: малыш лежит на спинке, а вы легонько подтягивайте его правую коленку к левому локтю, потом меняйте — левое колено к правому локтю. Повторяйте так 6-7 раз.
- Можно проделать также упражнение под названием «березка». Из положения ребенка на спинке тяните вверх его ножки, удерживая в коленках, чтобы не дать им согнуться. Аккуратно опустите ноги малыша на столик.
Упражнения деткам от 2 лет
Слабительные ребенку при запоре: народные средства
- Чтобы помочь ребенку покакать, крохе до полугода не следует давать ничего, кроме укропной воды или настоя фенхеля. Они продаются в аптеках, но можно сделать такие настои и самому, для чего залить стаканом кипятка семена укропа (фенхеля), которых понадобится не больше 1 ч.л.
- Настоять 45 мин. и тщательно процедить. Использовать такой настой можно не больше 2 суток, при этом храня его в холодильнике в бутылочке из темного стекла. По истечении этого времени лучше заварить новый отвар.
- Когда ребенку исполнится 8 месяцев, ему уже можно предложить отвар из сухофруктов, для борьбы с запором хорошо подойдут яблоки или вишня.
Как помочь ребенку покакать массажем?
- Если проблема запоров стала актуальной для вашего малыша, чтобы помочь ребенку покакать — проводите массаж трижды в день. Как только ребенок проснулся, в обеденное время перед едой и на ночь, не позже, чем за час-два до того, как малыш должен спать.
- Излишне говорить, что проводить массаж следует, не прикладывая ни малейших усилий, не надавливая на тело ребенка. Хорошо, если вы будете нежно разговаривать с крохой во время массирования – так он спокойнее перенесет процедуру. Массаж следует проводить чисто вымытыми руками, а чтобы пальцы лучше и легче скользили, смажьте руки детским кремом или вазелином.
- Начните с легкого поглаживания животика. Движения проводите по ходу часовой стрелки, слегка придавливая область возле пупка. Затем продолжайте движения по направлению к бокам.
- Поглаживания смените на легкие надавливания все по тем же линиям: по животику и к бокам. Делайте так, чередуя поглаживания и надавливания, порядка 10 мин.
Как делать массаж, чтобы ребенок покакал
Причины, почему дитя не хочет какать в горшок
Как ни странно, но самой распространённой причиной служит обычная физиология. Дети, не привыкшие к иному, легче производят акт дефекации стоя. Так легче освобождается их кишечник. Даже когда ребёнок привыкнет ходить на горшок, какое-то время он будет просто забываться и какать стоя.
Как приучить ребенка какать на горшок
Второй причиной служат неприятные воспоминания во время процедуры опорожнения кишечника. Чаще это относится к детям, которые начали какать в специально отведённое место, но в один момент перестали. Могла произойти ситуация, которая отпечаталась в голове карапуза, когда он какал, сидя на горшке. Его что-то или кто-то напугал. Может быть, его сажают туда насильно, требуя покакать. Возможно, он просто тяжело туда сходил из-за проблемы запора и теперь боится болевых ощущений. Попробуйте понять, что могло вспугнуть малыша.
Возрастной период. У каждого малыша должен настать тот интервал, когда он начинает осознавать, что хочет на горшок. До этого момента его не стоит туда сажать. До полутора лет опорожнения мочевого пузыря и кишечника не поддаются контролю со стороны ребёнка. Если он ходит по месту до этого возраста, значит это просто рефлекс, причем неосознанный.
Есть дети, которые покакали в горшок, но, увидев свои какашки, просто испугались. Конечно, ребёнок это мог увидеть и в полгода, но тогда он не слишком соображал. Скорее, это вызывало у него интерес. А в осознанном возрасте узреть что-то необъяснимое, да ещё и произведённое им самим, может сильно напугать. Проще акт дефекации оформить в штаны, там ничего не видно. Да и так легче, как оказывается.
Метки
антибиотиксолнечные детиреабилитациямеждународный деньгемблинггипотиреозонкологиявидеоигрырейтинглоранализыщитовидкаиргоманияЭкземадетиТравматологияортопедияБАДыострый перецаутоиммунное заболеваниебиполярное расстройствоедапанкреатитCOVID-19профилактикахирургженское здоровьеСонс бодрым утромаминокислотыМетеочувствительностьаутизмангелыСПИДэволюциягрыжа животапрививкасиндром ДаунаРассеянный склерозпереохлаждениеСпортпаллиативная помощьиммунитеттуберкулезпольза и вредмозгпогодаРАСкамни в почкахМагнийдень здоровьяхолестеринэкзаменылудоманияигровая зависимостьхосписбесплатнодиагностикапротезированиездоровьеморозособые детигормоныстатистикаВИЧвитаминыПитаниестресслекарствабессонницазарядканогтиакушерствовирусСевастопольмолодостьзожмужчиныГипертонияискуствораккоронавирусковидлечениедиабетвыставкагипертиреозвакцинациябольницыЕГЭатопический дерматитбактериилучшие врачимедицинавиртуальная реальностьшкольникищитовидная железадетская поликлиникальготыартериальное давление
Как помочь покакать ребенку в 3 года?
- У трехлетнего ребенка, помимо вышеперечисленных причин, запор может вызываться причинами психогенного характера, например, неудачные попытки приучения к горшку.
- Чтобы помочь ребенку покакать, первым делом необходимо проследить, чтобы ребенок получал достаточно овощей и фруктов, чтобы в его рационе обязательно были кисломолочные продукты.
- Варите ему компоты из чернослива или кураги, давайте больше воды, в том числе и минеральной. Трехлетнему ребенку необходимо давать растительное масло – в кашах, салатах и т.д.
- В том случае, если малыш малоподвижен, его физическая нагрузка должны быть увеличена. Прием лекарственных средств в виде слабительных лучше не применять, чтобы не вызвать привыкания. Это можно делать только с разрешения педиатра.
Как помочь малышу подружиться с горшком
Если мама и папа поставили перед собой цель научить кроху какать на горшок, для начала им следует запастись терпением. Нужно заранее смириться с тем, что получится не сразу, и настроиться на позитив. Когда придет время, все выйдет.
Приучать кроху ходить по большому на горшочек можно способами, зависящими от причины его отказа, то есть от того, есть ли у малыша негативные ассоциации с этим предметом.
Негативный опыт отсутствует
С помощью игры молодым родителям можно попробовать приучить маленького ребенка ходить на горшок
Если у карапуза нет негативных ассоциаций с горшком (излишнего давления при приучении, опыта болезненной дефекации, испуга, связанного с горшком, и так далее), опытные мамы предлагают такой оригинальный способ.
- Кроху высаживают покакать, не снимая трусиков или подгузника.
- Когда малыш привыкает, что ходить по большому на горшок не страшно, в задней части трусиков (или подгузника) вырезается отверстие.
- После очередного «покака» карапузу показывают, что все оказалось в горшке.
- Это помогает малышу смириться с мыслью, что при «покаке» что-то отделяется от его тела. Он видит, что ничего страшного с ним не случается, а мама при этом рада и хвалит его.
Если негативный опыт имел место
Если есть негативные ассоциации с горшком и малыш его боится, первое, что можно сделать – это приобрести новый горшок. Причем выбрать его вместе с крохой.
Не стоит отдавать предпочтение моделям, слишком уж отвлекающим от главного предназначения предмета, например, горшкам – игрушкам, так как они могут создать неправильные ассоциации.
Можно сначала усаживать «покакать» плюшевых зверят, придумывая истории о том, как грустно было зайчику или котенку, пока они не научились делать большие дела правильно.
Некоторые дети быстрее привыкают ходить по большому на унитаз, для этого приобретается специальная накладка.
Полезен позитивный пример. Это могут быть сверстники крохи (или дети постарше), которые уже ходят по большому на горшок. Если таких детей в окружении нет, пример могут показать и родители.
Нельзя забывать, что главные помощники в этом вопросе – время и терпение. Не стоит устанавливать временных рамок. Если все способы испробованы, а малыш продолжает пачкать трусики, значит, ему нужно больше времени
Важно помнить, что пытаясь искусственно ускорить процесс приучения, можно еще больше его замедлить
Приучая кроху ходить по большому на горшок, нужно относиться к этому, как к задаче, призванной укрепить детско-родительскую связь. В конце концов, дети растут так быстро, и уже скоро они перестанут нуждаться в повышенной заботе и опеке.
Освоение горшка и отказ от подгузников.
Лето – лучшее время для отказа от подгузников. Если намокли штанишки, ребенок имеет меньше шансов застудиться. На нем мало одежды и он сможет сам участвовать в процессе.
Ребенок должен стабильно уметь сидеть на горшке, чтоб уверенно себя чувствовать и не падать с него. Но если он не созрел, не надо настаивать, дабы не добиться обратного результата.
Приучение к горшку – процесс индивидуальный, требующий определенного времени. Поэтому не надо устанавливать какие-то сроки. Лучше позаботиться о том, чтобы сидение на горшке вырабатывало у малыша положительные эмоции. Расскажите крохе сказку, полистайте вместе книжку.
Поначалу, когда ребенок находится в фазе привыкания, предлагайте горшок не весь день сразу. Начните с двух раз в день.
Обучайте малыша навыкам гигиены, постепенно превращая горшок в ежедневный ритуал.
Не забывайте хвалить малыша за достижения, не скупитесь на похвалу. Добрые и ласковые слова, отсутствие упреков, помогут малышу в освоении этого трудного навыка. Он сам огорчается, что не добежал. Поэтому, всячески поддерживайте его.
Малыш может бояться и отказываться садиться на горшок. Значит он просто не готов еще к этому. Не нужно настаивать и навязывать силой. Дети, которых силой принуждают к этому, впоследствии, подвержены недержанию мочи. Процедура должна быть интересной и приятной как маме, так и крохе. Помните, вы можете усадить ребенка на горшок, но сделать дела за него не в состоянии.
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Методика быстрого приучения
Методика быстрого приучения к горшку разработана педиатром Джиной Форд и ориентирована на детей в возрасте от полутора до двух лет. Доктор разработала экспресс-метод, который позволяет обучить мальчика или девочку справлять нужду в горшок всего за неделю. Методика расписана по дням, и родители при желании могут ее опробовать.
В первый день утром после пробуждения с малыша снимают тяжелый ночной подгузник и рассказывают, что кроха уже совсем большой, теперь он может обходиться и без подгузника. Малыша сразу следует попробовать усадить на предварительно подогретый в теплой воде горшок, и занять его чем-нибудь, чтобы он провел на горшке не менее 10 минут. Если ребенок противится посадке на горшок и отчаянно сопротивляется, не настаивайте, возьмите его любимую игрушку и посадите на горшок ее, капнув туда немного воды. Потом похвалите игрушечного «друга», возьмите горшок и вместе с малышом отправляйтесь выливать его.
В течение дня ребенка по методу Форд нужно высаживать на горшок каждые 15 минут до тех пор, пока ребенок не сделает все, как надо. Вот тут и наступит его минута славы с угощениями, похвалами и громкими восторгами мамы и всех остальных домочадцев по поводу прекрасного поступка.
В последующие дни схема выглядит таким образом.
- 2 день. Проходит, как и первый. Мама хвалит ребенка и его любимую игрушку по очереди, водит его выливать горшок, дает спускать воду в унитазе и продолжает хвалить, если все удается. Малыш должен закрепить полученные навыки и твердо убедиться в том, что все делает правильно.
- 3 день. На третий день малыш идет гулять, но не только с мамой и игрушкой, но и с новым другом – горшком. Джина Форд категорически не рекомендует надевать подгузник, поскольку это сведет на нет все усилия двух предыдущих суток. Малыш должен понимать, что назад пути нет, и теперь с новой реальностью нужно смириться.
- 4, 5 и 6 день. Эти дни Джинна Форд называет закрепительными. Малыша нужно продолжать везде водить с горшком, при этом не забывать о том, что садиться на него малышу нужно через определенные промежутки времени – их можно уже увеличить до 30 минут.
- 7 день. Самое время подвести итоги семидневного экспресс-курса. В этот день старайтесь не заставлять малыша садиться на горшок, но внимательно наблюдайте за ним. В идеале он должен сам обозначать, когда захочет в туалет. Если малыш заигрался и «забыл», можно напоминать ему о горшке вопросом, не хочется ли малышу пописать или покакать.
Быстрые методики не подразумевают обязательного ночного пробуждения для посещения горшка. Джинна Форд утверждает, что решение о ночном туалете должно приниматься родителями исходя из особенностей психики ребенка. Если малыш легко засыпает после ночного пробуждения, можно поднимать его ночами, но если каждое засыпание дается тяжело, протекает с протестными акциями и слезами, от такого способа лучше отказаться и использовать на ночное время одноразовые подгузники.