10 правил о том, как быстро научить ребенка говорить слово «мама»
Содержание:
- Развитие ребенка
- Сроки, условия, этапы
- Этапы речевого развития
- Когда ребенок скажет фразу
- Становление осознанной речи
- Во что играть, чтобы научить разговаривать?
- Во сколько месяцев дети готовы освоить навык?
- Во сколько ребенок начинает понимать?
- Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?
- Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
- Варианты первых слов
- Причины задержки развития речи
- Основные этапы формирования речевого аппарата
- Как ускорить момент
- Почему ребенок долго не говорит
- Почему сейчас дети поздно осваивают навык
Развитие ребенка
Рейтинг 33 |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Поделиться
- Подписаться на новости
Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».
Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:
«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово
«Мама». И мое сердце затрепетало.
Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»
Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.
В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.
Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.
К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.
Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.
Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).
Также психологи предполагают, что в условиях, когда у ребенка еще слишком ограничен словарный запас, он использует звукосочетание «папа» в любой непонятной ситуации.
И, конечно же, если первым словом ребенка является «папа», это совершенно не означает, что он любит папу больше, чем маму.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 4.13
из 5 на основе8 оценок.
Ссылки по теме:
- Основные этапы развития речи у детей
- Развитие речи у ребенка: как его ускорить
- Как помочь ребенку начать говорить?
- Задержка речевого развития: мифы и факты
- Больше статей о развитии детей
Развитие ребенка 29.01.2018
Сроки, условия, этапы
В большинстве случаев родители, ожидая от своего ребенка первого словечка, беспокоятся напрасно. Ну и что с того, что соседский ребенок уже выговаривает несколько слов, а их малыш не произнес еще ни единого словечка? У каждого ребенка – свои сроки взросления. Один – начинает говорить раньше, другой – немного позднее. Это – нормально. Кроме того, девочки произносят первые слова чуть раньше, чем мальчики.
Другое дело, если у ребенка наблюдаются какие-то уж совсем нестандартные отклонения в речевом развитии. Тут-то, конечно, необходимо забить тревогу. Но прежде родителям надо знать – каковы же этапы речевого развития у нормального, здорового малыша. То есть – как малыш готовится к своему первому слову, какие «ступеньки» он должен преодолеть и освоить, прежде чем сознательно произнести «мама» или «папа».
На этот счет существуют специальные общепринятые нормативы. Разумеется, они во многом условны и относительны (будем помнить об индивидуальном развитии каждого ребенка), но все же, в общем и целом, любой малыш так или иначе этим нормативам должен соответствовать.
- Каждый ребенок уже рождается «с голосом». Детский плач – это и есть тот самый врожденный голос. С его помощью малыш общается с миром и близкими ему людьми, давая знать о своих потребностях и проблемах.
- Примерно в 4-6 месяцев ребенок начинает произносить, кроме плача, и другие звуки: лепетать (этот процесс еще называют гулением), пытаться произносить новые звуки и даже строить простые звуковые сочетания, повторять отдельные слоги. В этом же возрасте кроха уже способен владеть своим голосом, меняя его интонацию.
- К годовалому возрасту малыш умеет обозначать отдельным звуком каждый предмет, он активно вступает в разговоры со взрослыми – правда, на своем, детском языке, который большей частью никому, кроме мамы, не удается расшифровать и понять.
- К полутора годам карапуз обычно уже осваивает первые простые слова (в основном, повторяя их за взрослыми), и более-менее успешно пытается их произносить.
- Примерно в два года малыш способен произносить до 50 и более слов – причем, не бездумно, а вполне осмысленно, правильно называя этими словами тот или иной предмет, человека, животное и т. д. В этом же возрасте многие дети делают первые попытки составлять короткие, из двух-трех слов, предложения.
- Приблизительно к трем годам большинство детей уже вполне уверенно разговаривают отдельными словами и сложными предложениями, их словарный запас пополняется с каждым днем. Кроме того, в этом возрасте они способны с помощью отдельных слов и предложений выразить ту или иную эмоцию.
Опять же – кто-то из малышей все эти этапы проходит быстрее, и уже вполне уверенно говорит в два годика, другие – слегка отстают. Не надо паниковать, торопить ребенка, вынуждать его во что бы то ни стало разговаривать, а тем более – наказывать. Ничего хорошего из этого не получится, а вот до стресса малыша такими неразумными усилиями довести очень легко. Ничего, придет время, и ребенок заговорит обязательно. А пока – лучше ему в этом оказать помощь. Хотя если ребенок «выбивается из графика» на полгода и больше, то лучше все же обратиться к доктору: вдруг у малыша какие-то серьезные отклонения в развитии.
Этапы речевого развития
Существуют определенные стадии становления речи, через которые проходит каждый ребенок
Однако важно понимать, что все показатели – когда ребенок начинает лепетать, произносит слова и фразы – являются приблизительными, а само понятие норма может несколько отличаться у разных детей за счет индивидуальных особенностей. Большую роль играет наследственность: если кто-то из родителей заговорил поздно, то и от ребенка первых слов придется подождать
Кроме того, время, когда начинает говорить девочка и мальчик, чаще всего отличается.
Ученые выяснили, что активное формирование речи начинается с первого месяца жизни ребенка. Как уже было замечено, первым появляется восприятие и понимание, а затем уже и собственная осознанная речь.
Возраст |
Речевые умения и навыки общения |
1-2 месяца |
Ребенок способен отличить человеческую речь от каких-либо других звуков. С помощью рефлекторного крика он может сообщить о дискомфорте, что является первым проявлением внешней речи. Ближе ко второму месяцу появляется улыбка, а затем смех. |
3 месяца |
Узнает знакомый голос матери, может различать интонации. Появляется гуление – ребенок протяжно произносит гласные в сочетание с другими звуками: А-А, А-ГУ. |
5-6 месяцев |
Понимает некоторые наиболее часто используемые обращения. Возникает лепет – многократное повторение слогов и произнесение других, более сложных звуков: БА-БА-БА, МА-МА-МА и т.д. |
7 месяцев |
Во втором полугодии жизни малыш произносит цепочки звуков, напоминающие слова. Сознательно имитирует звуки речи. |
12 месяцев |
Это тот возраст, когда ребенок начинает говорить МАМА и другие первые простые слова: БАБА, ДАЙ. Пытается произносить более сложные слова, чаще в виде их усеченных форм. |
1,5 года |
В полтора года ребенок способен понимать обращенные к нему слова, произносить простые фразы (действие плюс предмет). Допускается пропуск членов предложения и неполное произношение слов. |
2 года |
Время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов и начинает использовать грамматические конструкции (употреблять окончания, приставки и т.д.). Он хорошо понимает речь, когда к нему обрашаются, может выполнить несложные инструкции. |
3 года |
Достаточно развита фразовая речь — ребенок может построить полноценную фразу из нескольких слов с использованием местоимений, предлогов, наречий, прилагательных и других частей речи. Неправильное произношение некоторых звуков считается вариантом нормы для этого возраста. |
Примерно к трем годам процесс становления речи считается практически завершенным. Все основы уже заложены, а дальнейшее речевое развитие – это лишь совершенствование уже сложившихся навыков.
Когда ребенок скажет фразу
Карапуз может заговорить, если в наличии четыре составляющие:
- органы слуха без патологии;
- работающий речевой аппарат;
- общение и речь воздействуют на ребенка;
- желание малыша вступить в диалог.
Когда ребенок начинает сидеть
В каком возрасте ребенок говорит первые слова? Доктор Комаровский советует развивающие упражнения, в которых мама последовательно показывает и озвучивает части тела: лицо, нос. Нормальное физиологическое развитие и два других психологических фактора стимулируют начало разговора. Дите будет впитывать все звуки и слова из внешнего окружения. Уже после года возможен быстрый рост словарного запаса.
Внимание! Мало просто любить своего ребенка, нужно постоянно заниматься и общаться с крошкой. Никто не может дать больше, чем близкие и родные люди
К полутора годам маленький человечек способен самостоятельно построить фразу «Мама дай». Двухлетний карапуз говорит достаточно много. Он способен обозначать свои действия и озвучивать события вокруг него.
В промежутке от одного до двух лет в речи больше существительных и глаголов. Ребенок осмысливает на слух несложные рассказы. Слова начинают соединяться в первые простые фразы. Мама может услышать «Это мое», «Идем домой». После двух лет лексикон стремительно увеличивается за счет местоимений и прилагательных:
- «мне больно»;
- «я иду»;
- «хочу кушать»;
- «красный шарик».
Сформированный пассивный запас слов, слогов и звуков позволяет воспринимать сюжеты мультиков и разговоры сказочных героев.
Становление осознанной речи
Произношение этих слов может быть не идеально, зато узнаваемо. К тому же, говорит малыш в определенных ситуациях: слово «мама» произносится, когда она заходит в помещение или же покидает его
Если малыш указывает, например, на кошку, говоря «кис», родителям важно подтвердить, что это кошка, а после уточнить у него, где она находится. Если ребенок покажет на животное, это означает, что он начинает понимать
Позднее на определенные вопросы ребенок сможет ответить не простым гулением, а конкретным словом.
Если даже ребенок не говорит, это еще не повод поддаваться панике. Вероятнее всего, он быстро догонит норму. После года жизни малыш стремительно наполняет свой словарный запас. Таким образом, не произнося еще названия определенного предмета, он понимает, о чем говорит взрослый. Малыш начинает выполнять простые просьбы, например, может принести мяч или игрушку, а также часто прибегает к указательному жесту, который сопровождается требовательной интонацией. Это свидетельствует о том, что постепенно наступает этап, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
Читайте вместе книги
Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы
Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Во сколько месяцев дети готовы освоить навык?
Все родители с нетерпением ждут, когда же наконец заговорит их малыш и хотят, чтобы их речь развивалась правильно и в нужный момент. Поэтому самым актуальным вопросом всех родителей является «В каком возрасте дети начинают говорить?».
Малыши начинают говорить в любом возрасте и даже, если вы спросите у педиатра, то однозначного ответа не получите. Если начинать развитие речи с первых дней жизни младенца, то ваш малыш заговорит уже в год.
Абсолютно здоровые дети могут разговаривать в разное время — в среднем от 1 года до 3 лет. Самыми первыми словами являются, чаще всего, «мама» и «папа», а также другие простые слова, типа « дай», «иди», и так далее. Четкой возрастной границы возникновения речи у детей не существует. Так считает большинство специалистов.
Когда новорожденный произносит слоги?
Примерно, с 5-8 месяцев младенец начинает лепетать и произносить первые слоги.
В этом возрасте ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога.
В этот период с детьми надо как можно больше разговаривать, тем самым пополняя его пассивный словарный запас, которым он вскоре начнет пользоваться.
В каком возрасте должен начать произносить первые слова осознанно?
Все дети развиваются, конечно же, индивидуально. В возрасте от 10 до 12 месяцев ребенок начинает уже осознанно произносить первые слова. Обычно это односложные слова либо слова из повторных слогов.
Когда малыш начинает осваивать слова мама и папа?
Ребенок очень быстро развивается и растет, уже очень много освоил, начал произносить звуки, слоги. Но когда же он произнесет долгожданное «мама», «папа»? Обычно это происходит в возрасте 1 года, но отметим, что это приблизительная цифра и все дети индивидуальны и развиваются по-разному.
Готов к фразам и предложениям?
После того, как лепет заменил первые слова, следующим этапом развития речи ребенка является развитие словаря. Носителем смысла в этот период является не упрощенное слово, а интонация и ритм. Понять,что хочет сказать малыш, можно только в конкретной ситуации, в которой происходит общение и помогает этому ему активные жесты и мимика.
Родителям на данном этапе необходимо постоянно разговаривать с ребенком, читать сказки, стишки, вести активные речевые игры, для того, чтобы заполнить словарь ребенка от и до.
Также делать акцент на ударные слоги и для того, чтобы ребенок мог видеть движение губ четко и широко открывать рот. Правильная артикуляция является очень важным моментов в развитии речи ребенка. Составлять предложения из трех-четырех слов ребенок учится до 3 лет. А в три года уже сформировывает вопросительные предложения и в его речи появляются прилагательные и наречия.
Во сколько ребенок начинает понимать?
Все дети разные. Можно встретить множество таблиц, в которых описано, что дети умеют в том или ином возрасте. Однако каждый ребенок имеет свои индивидуальные параметры. Несмотря на это, родителям обязательно следует изучить информацию соответствия возраста ребенка к его речевому развитию:
- 1–3 месяца – ребенок кричит, громко плачет, пытается повторять простые звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву».
- 4–5 месяцев – младенец смеется, визжит, издает протяжные звуки с разными интонациями и эмоциями.
- 6 месяцев – малыш узнает голоса родителей, пытается лепетать, издает звуки, немного напоминающие «ма», «па».
- 7–8 месяцев – ребенок воспринимает слова и простейшие просьбы (дай, возьми). Это именно тот возраст, когда ребенок начинает понимать слово «нельзя», подражает собачьему лаю или звукам, издаваемыми другими животными. В 8 месяцев малыш запоминает названия некоторых предметов, однако произнести их еще не может.
- 9–11 месяцев – малыш учится говорить простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В его словарном запасе присутствует не более 10 слов.
- 1–1,5 года – ребенок умеет составлять словосочетания, знает, как выглядят некоторые животные и люди, может определить их по иллюстрации.
- 2–3 года – дети понимают и учатся задавать вопросы, знают разные понятия, выполняют несложные поручения, составляют предложения, разучивают и рассказывают сказки и стихотворения.
- 3–4 года – ребенок уже разговаривает не только с мамой и папой, но и с родственниками и порой с незнакомыми детьми.
Согласно многолетней статистике, первым словом большинства детей является «мама» или «дай».
Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?
Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.
Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:
Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.
Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.
Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка»
И, конечно, не выдумывайте таких слов сами.
Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка»
Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.
Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.
Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать
У них достаточно развиты память и внимание
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха
Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно
Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками
А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Варианты первых слов
Когда ребенок начинает сидеть
Статистика утверждает, что первое слово в лексиконе 70% детей до года – «мама». Однако, это вовсе не обязательно. Возможны и другие варианты: «няня», «баба» или даже «кися» (если крохе каждый день показывают кошку и повторяют, как ее зовут). Первым может стать любое слово, кроме тех, что содержат трудные для артикуляции согласные звуки: «ш», «щ», «ц», «р». Юный любитель машинок может впервые произнести «би-би», девочка, увидев красивую куклу, может сказать «ляля». Если мама часто бывает в отъездах, малыш может первым назвать имя взрослого, с которым он больше всего общается: это бабушки, тети, брат или сестра («Аня», «Лёля», «Юля»). Поэтому не стоит ждать, когда ребенок скажет «мама». Возможно, он произнесет первым совсем другое слово.
На «детском» языке младенец пытается назвать все, что ему интересно
Интересно. Артикуляционный аппарат младенца развивается постепенно. Сначала он произносит только звуки (так называемое «гуление»), потом к ним добавляются согласные «м», «н», «л», как самые удобные для произношения. Возможно, именно поэтому слово «мама» звучит похоже во всех языках мира – звуки «м» и «а» младенцу легче всего выговорить.
Причины задержки развития речи
Родители ни в коем случае не должны переживать, если ребёнок молчит долгое время, не стоит сравнивать его с другими детьми.
Специалисты же выявили следующие причины возможных нарушений:
- Проблемы с психикой, слухом, длительное кислородное голодание в утробе матери. Следует тщательно следить за здоровьем малыша, ведь своевременная медицинская помощь поможет разрешить все быстро, без каких-либо осложнений.
- Стресс. Если в семье много ссор и конфликтов, ребёнок может просто закрыться в себе. Никто не сможет привить ему желания разговаривать в таком обществе. Поэтому родителям нужно следить также и за эмоциональным состоянием ребёнка.
- Недостаток общения. Некоторые родители, не желая отдавать своё чадо в детский сад, совершают большую ошибку. Ведь для полноценного развития ребёнок должен постоянно находиться в обществе. Там он может наблюдать и повторять слова своих сверстников.
- Чрезмерная родительская опека. Многие из нас готовы угадать и выполнить желание ребёнка по первому зову, что является в корне неверным, если вы ждёте от ребёнка последовательной речи. Ему просто незачем учиться говорить, поэтому в таких семьях дети произносят первые слова очень поздно.
- Слабое развитие мелкой моторики. Приучите вашего ребёнка к каждодневному вечернему массажу и легким тренировкам пальчиков, потому как известно, что часть мозга, отвечающая за речевой аппарат, неразрывно связана с самой моторикой. Особо будут полезны рисование, лепка из глины. Заодно вы сможете с раннего детства привить любовь к искусству.
- Смешанные семьи, говорящие на разных языках. В такой обстановке ребёнку очень трудно настроиться и уловить слова и их смысл. Ведь для этого ему нужно сначала выбрать язык, на котором он будет учиться разговаривать и различать значение предложений.
Основные этапы формирования речевого аппарата
Выделяют 2 главных этапа формирования речи: пассивное накопление слов (младенец еще не умеет говорить, лишь слушает речь родителей и других окружающих его людей и запоминает, учится воспроизводить слова и звуки, но к точному повторению еще не способен) и активное накопление слов (ребенок повторяет услышанные звуки, может воспроизводить целые слова, словосочетания, предложения).
На вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, ответ будет варьироваться в промежутке от года до 3. За этот период речь сильно меняется, становится активной, осмысленной, включает не только отдельные слова, но и фразы, предложения, сложность которых постепенно увеличивается. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые звуки, точно ответить нельзя, этот процесс индивидуальный. Если есть подозрения на задержку речевого развития, лучше обратиться к педиатру.
Этапы развития речи ребенка
Новорожденный способен лишь кричать и плакать; другие звуки он пока не издает. Криком указывает взрослых на какую-либо потребность: в еде, питье, смене подгузника. Закричать грудничок может, если испытывает боль, дискомфорт или напуган.
Существуют однако и более маленькие этапы. В первый месяц после рождения младенец учится реагировать на речь, может параллельно с говорящим взрослым воспроизводить какие-либо звуки. Затем происходит обучение воспроизведению простых звуков, отдельных слогов. Позже дети учатся определять интонацию, узнают по голосу, кто с ними говорит: мама, папа или другие близкие родственники.
Около 8 месяцев в речи ребенка появляются повторяющиеся слоги. Немного позже дети обучаются говорить простые слова, состоящие из одинаковых слогов. К 1 году хорошо понимают обращенные к ним слова, могут выполнять простые просьбы. Словарный запас состоит из нескольких слов, состоящих из повторяющихся слогов. После этого словарный запас быстро увеличивается, речь ребенка становится более похожей на взрослую.
В норме говорить дети начинают после года: произнесенные ими фразы постепенно усложняются. Когда дети начинают разговаривать, следует наблюдать за количеством, сложностью сказанного: существуют возрастные нормы, невыполнение которых доктора считают отклонением в речевом развитии, задержкой.
Как ускорить момент
Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускоритьречевую деятельность ребенка. Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать.
Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь сделать вид, что не понимаете его, говорите медленно и очень доброжелательно, попытайтесь узнать: что именно малышу нужно. Вам нужно вынуждать малыша говорить.
Не получилось сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет позже. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз.
Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!
Типичная ситуация, когда в семье близняшки и они не говорят. Причина часто в том, что им речь и не нужна — её прекрасно заменяет язык жестов.
Почему ребенок долго не говорит
Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.
- Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
- Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
- Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
- Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
- Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
- Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.
Когда следует беспокоиться
В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.
Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:
- Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
- Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
- Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
- Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
- Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
- Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
- Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
- Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
- Если в 2 года ребенок не разговаривает и не может выполнить двусложную инструкцию.
Как помочь ребенку начать говорить
Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение. Что предпринять:
Что предпринять:
- Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
- Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
- Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.
Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.
Что в этом может помочь:
- Упражнения и игры на развитие речи
- Развитие мелкой моторики
- Артикуляционная гимнастика
- Чтение и запоминание стишков и детских песенок
- Общий и логопедический массаж
Почему сейчас дети поздно осваивают навык
Причин, по которым многие родители вынуждены обращаться к логопеду может быть несколько. Основные из них это:
Равнодушное отношение взрослых к проблеме. Пускать все на самотёк очень рискованно. Родителям следует помнить, что надежды на самостоятельное прохождение дефектов речи могут стоить долгой и затратной работы у специалиста.
Экологическая обстановка. Загрязнённый воздух и выхлопные газы могут существенно замедлить развитие малыша. Вследствие этого нужно тщательно следить за питанием, активно заниматься спортом, а также принимать витамины и минералы после консультации с врачом.
Кесарево сечение. Безусловно, многие дети рождаются на свет подобным способом
И хотя специалисты не наблюдают опасных патологий, важно быть готовым к тому, что развитие детей может затрудниться.