Кризис трех лет у ребенка: как пережить и вести себя родителям
Содержание:
- Различия в видении и рекомендациях от разных специалистов
- Причины
- Примеры совместных игр и занятий
- Кризис раннего детства. «Я познаю мир»
- Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.
- Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
- Как быть взрослым
- Отпустить ребенка — труднее, чем пережить банкротство
- Как помочь себе в таком состоянии?
- Признаки
- Сколько и каких выделили в дошкольном возрасте и школьном?
- Особенности сна в 4 месяца и их причины
- Суть кризиса
- Преодоление кризисов
- О детских кризисах
Различия в видении и рекомендациях от разных специалистов
Кратко о том, как описывали кризис 1 года разные психологи, расскажем ниже.
Выготский
Советский психолог выделял стабильные и критические периоды. Скачки и сдвиги приводят к становлению личности. Кризис первого года – это переход к периоду раннего детства. Автор не считал кризис негативным явлением. Это особая движущая сила, которая перестраивает личность, ведет к развитию, мир начинает восприниматься по-новому.
Эльконин
- Ребенок – общественный предмет. Развиваются операционные и умственные способности.
- Общественный взрослый. Акцент делается на потребительской и мотивационной составляющей.
Ребенок развивается с запозданием одной из систем. Кризис наступает, когда расхождением между ними очень сильное.
Петрановская
Кризис – это точка перелома. В это время перестают действовать прежние правила. Сначала идет плато, потом резкой рывок. После плато идет уже на другом уровне. В спокойном периоде происходит накопление опыта, обучение. В кризис 1 года ребенок понимает, что уже не обязательно звать кого-то, можно пойти и получить. Он обретает самостоятельность в перемещении в пространстве.
Комаровский
Специалист считает, что все проявления сложного периода пройдут быстро, если относиться к ребенку с пониманием. Негативные черты характера закрепляются, если взрослые начинают давить на ребенка. В это период закладывается доверие малыша к родителям.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Примеры совместных игр и занятий
Мячик, прятки, салки, догонялки – любые виды подвижных игр помогут карапузу выплеснуть накопление ненужной энергии и отрицательных эмоций.
Разглядывание книг с яркими картинками, иллюстрациями. По желанию и возрастным возможностям можно научиться раскрашиванию.
Это своеобразная арт-терапия, оказывающая своеобразный успокоительный и расслабляющий эффект.
Ролевые игры. Так как возрастной кризис напрямую связан с психологическим развитием и, как следствие, самовосприятием себя в социуме, маленькому человечку будет полезна такая «развивашка». Это хороший способ привить правильные жизненные навыки, научить труду и помощи по дому.
Лепка с помощью кинетического песка, мягкого пластилина, соленого теста
Подобные занятия формируют мелкую моторику, способствуют развитию речи и концентрации внимание, способствуют расслаблению нервной системы и в результате значительно снижают раздражительность и недовольство.
Уход за домашними животными. Да, в таком возрасте ребенок еще не может полноценно убрать лоток за четвероногим, зато он вполне способен покормить рыбок с помощью мамы или насыпать корм пушистому любимцу под неукоснительным отцовским надзором
Такой подход формирует ответственное отношение к жизни и правильное восприятие окружающей действительности.
Кризис раннего детства. «Я познаю мир»
Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.
Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.
Как справиться
Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам
Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
Отвлекайте малыша
Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов
Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.
Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.
Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.
Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.
При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.
Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.
Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.
В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.
Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении. В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.
Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции. Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна. К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.
Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.
Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.
Родителям следует учитывать, что кризисы не имеют четких временных рамок и могут охватывать период в несколько лет. От уровня психологического и интеллектуального развития в значительной мере зависит раннее или позднее начало кризиса.
Нужно принимать во внимание, что скрытность и замкнутость ребенка часто приводит к тому, что родители не замечают сложившейся ситуации. Видимое благополучие не должно усыпить бдительность, так как своевременно принятые меры сглаживают конфликты
Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить
У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?
Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.
- Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;
Но можно пойти и по иному пути.
- Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.
Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.
Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:
- Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
- Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
- В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.
Как быть взрослым
Детям тяжело осмыслить о наличии кризисного момента в своей жизни, да что говорить не каждый взрослый знает об этом. Поэтому задача родителей, как можно терпеливее отнестись к капризам ребенка и тем самым сократить этот неблагоприятный период.
- Не следует кричать и наказывать ребенка, это лишь продлит кризисный период или негативно скажется на психике ребенка.
- Не стоит просто наблюдать за капризами и истериками ребенка, нужно научиться с ними договариваться и отвлекать ребенка
- Не нужно все разрешать ребенку. Нужно разрешить ему больше, чем всегда, чтобы он приобрел свой опыт.
- Дети в период кризиса отличаются настырностью и желанием все сделать по-своему и самому. Предоставьте им такую возможность, но в определенных рамках.
- Помните, режим прежде всего. Не пренебрегайте им.
- Старайтесь максимально все превратить в игру. Так ребенок будет думать, что его понимают и его мнение тоже имеет вес. Так он будет легче соглашаться с вами и идти на выполнение каких-либо заданий или поручений.
Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.
Пишите комментарии и подписывайтесь на обновления блога!
Пока, пока!
Отпустить ребенка — труднее, чем пережить банкротство
Возможно, я немного драматизирую от усталости — довольно сложно дались последние два года с зарабатыванием на репетиторов. Но — не поэтому ли у нас так мало настоящих взрослых, способных выстраивать гармоничные отношения, нести ответственность за собственное благополучие — не потому ли, что мы, взрослые, сами не прошли сепарацию от своих родителей? Может быть, поэтому нам сложно отпускать наших детей, доверять им их жизнь — потому что в нашем опыте не было момента, когда нам отдали нашу?
И мы подсознательно стремимся повлиять, удержать, сохранить — даже если умом понимаем, что не сможем — потому что нас самих съедает страх неопределенности? И это двойная неопределенность: “как мой ребенок справится с жизнью” и “как я сама справлюсь с жизнью, которая теперь будет строиться только вокруг меня”?
Я проходила банкротство, несколько раз меняла карьерные траектории, закрыла несколько проектов, которые были делом моей жизни, — но ничто из этого не сравнится с риском неопределенности при отпускании ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.
Да, я понимаю, что мои функции на этом не закончились — я все еще моральная и финансовая поддержка. И мы точно будем дружны с моей дочерью, я ее люблю и буду с ней рядом. И да, я понимаю, что это этап, он закончится, мы адаптируемся, и я найду свой смысл. У меня для этого и психотерапевт, и антидепрессанты, и инфраструктура поддержки и заботы о себе: подруги, спорт, отпуска, массажи, духовные практики.
Самое болезненное для меня в этом сепарационном периоде — это встретиться со своими чувствами, которые я как будто бы прятала все эти годы, волевыми сверхусилиями двигаясь к цели и вкладываясь в смысл “быть хорошей матерью”. Возможно, так не у всех и кто-то умеет жить в ладу с собой, выстраивая семейную систему с учетом своих интересов. Но для меня по-честному отпустить подростка жить свою жизнь оказалось очень сложной задачей. И да, все свои трудности я отнесла в терапию, потому что очень хочу прожить вторую половину жизни (ну, или сколько мне там будет еще дано) счастливым и реализованным человеком.
Я живу одна полтора месяца, и три дня назад уехала в отпуск к морю. Глядя на бушующие волны, подкатывающие к моим ногам, я наконец-то сформулировала тот смысл, который могу противопоставить страху неопределенности, парализующему меня. Этот смысл — любовь. Любовь к себе, к жизни, к миру. Мне хочется понять, как это, и научиться из этого жить.
Посмотрим, как у меня это получится. Наверняка займет много времени и сил — ровно столько, сколько нужно, чтобы стать окончательно взрослой и самостоятельной. Забавно, что это совпало с периодом, когда самостоятельную жизнь начал мой собственный ребенок. И здорово, что это вообще сформулировалось как смысл. Это дает надежду.
Комментарий от дочери. На самом деле, мы вместе ушли в поиски нового смысла. У нас в жизни часто совпадало, когда мы исследовали одно и то же. И вот это погружение в новый уровень осознанности — тоже наш новый общий этап.
Как помочь себе в таком состоянии?
1. Больше отдыхать
Не стесняйся просить о помощи, привлеки к уходу за ребенком родственников или найми няню. Небольшие траты на помощницу по дому хотя бы раз в неделю существенно облегчат твое состояние.
Правильно расставь приоритеты: на первом месте — отдых, а уже потом уборка.
Почаще меняй обстановку — встречайся с друзьями, ходи по магазинам.
Конечно, малыш еще требует большого внимания, но после 5-6 месяцев он уже способен обходиться без грудного молока в течение некоторого времени, так что его вполне реально оставить с кем-то из помощников.
2. Отбрось перфекционизм
Очень хочется быть похожей на мам из Инстаграма: чтобы дом сиял чистотой, ребенок спокойно позировал для фото, а муж светился от счастья. Не нужно разрываться на части. Быть мамой малыша — это очень большая нагрузка. Обозначьте себе тот минимум, который позволит думать о себе как о достаточно хорошей маме, заботливой жене и неплохой хозяйке. У тебя на ужин есть пельмени? Ребенок сыт и спокоен? Твой сегодняшний минимум выполнен.
3. Обратись к психологу
Все разговоры о том, что раньше женщинам было гораздо тяжелее, а они справлялись — обесценивают твои чувства. Если ты не можешь справиться с усталостью и апатией, ты начинаешь чувствовать неприязнь к собственному ребенку — пора обратиться к специалисту. В этом нет ничего стыдного или странного. Помни, что тысячи женщин испытывают те же переживания, что и ты.
В современном мире мама проводит с ребенком один на один большую часть времени. Во времена наших прабабушек, “когда в поле рожали и ничего”, система воспитания была совсем другой. Физически работа была объективно тяжелее, но и требований к матери было гораздо меньше. Ты имеешь право уставать даже с одним ребенком и просить помощи. Помни главное: дети очень быстро растут. Очень скоро он перестанет все тянуть в рот, научится разговаривать, а потом и завязывать шнурки. И еще: любой кризис (если, конечно, это не настоящая депрессия) — это скачок развития
Для твоего ребенка — шаг к самостоятельности, приобретение новых навыков, а для тебя — важная мысль, что время и внимание для себя — это важные составляющие счастливого материнства.
Признаки
Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.
У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать. Начало этого состояния можно определить по таким признакам:
-
- Ребенок очень негативно воспринимает все замечания, особенно запреты.
- Поведения малыша непоследовательно
Он просит то одно, то другое и тут же бросает.
-
- Ребенок капризный, плачет, кричит, топает ногами.
- Малыш отказывается выполнять последовательные действия, к которым раньше относился спокойно
Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.
-
- Часто нарушается спокойный сон крохи
- Ребенок пытается все делать самостоятельно, даже если не получается.
- Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам
Даже если до этого умел.
- Малыш требует к себе больше внимания, чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
- У многих годовалых детей развивается страх потерять маму
Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.
У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.
Сколько и каких выделили в дошкольном возрасте и школьном?
Над проблемами кризисов у детей работали ученые Выготский и Петрановская.
Выготский
Этот ученый заложил основы понимания возрастных детских кризисов, в частности
- определил литические (стабильные) и критические периоды роста;
- назвал главное содержание каждого периода – перестройку социальной ситуации;
- подтвердил, что на выходе из кризисного периода своего ребенка родители получают новую детскую личности.
Кроме того, Выготский выступил с идеей, что каждый критический период является своеобразным катализатором развития и в физическом, и в личностном плане. Его периодизация непростых периодов следующая (всего 10 стадий, без учета юношества):
- новорожденность (до двух месяцев);
- младенчество (до года);
- кризис 1 года;
- трехгодовалый кризис;
- дошкольный возраст (с 3 до 7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьные годы (7-13 лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный период (с 14 до 17 лет);
- кризис 17 лет.
Петрановская
Специалист утверждает, что «Если ребенок пережил первый кризис – кризис рождения, научился сам дышать и есть, то все остальное для него — ерунда». Поэтому всего Петрановская выделяет 5 стадий:
- Кризис рождения.
- Кризис 9 месяцев. Наступает «ломка», которая в большинстве случаев не доставляет проблем.
- Трехлетний кризис – одна из самых бурных в плане проявления эмоций и истерик.
- Четвертый этап – это кризис первоклассника. Он имеет слабо выраженный характер, но отличается стремительным психологическим развитием, связанным с умением принимать решения, планировать и управлять собственным поведением.
- Кризис тинейджера. В подростковом возрасте, по утверждению Петрановской, юноша или девушка обретают самостоятельность, формируют критическое мышление через непринятие слов взрослых. Поэтому чрезмерная покладистость подростка является для родителей серьезным поводом насторожиться. Ведь главный итог этого периода – самоидентификация.
Особенности сна в 4 месяца и их причины
В этом возрасте малыш совершает резкий скачок как в физическом, так и в психическом развитии. Он:
- уже умеет переворачиваться на бок, а также осваивает науку переворачивания со спины на животик и обратно;
- делает попытки ползти;
- начинает произносить более сложные звуки;
- в развернутом формате осознает окружающий мир, различает и анализирует его составляющие;
- переходит от понимания предметов к пониманию действий.
Все это, безусловно, создает нагрузку на психику, которая продолжает работать и в периоды отдыха. Именно поэтому вы можете наблюдать вздрагивание во сне у ребенка в 4 месяца, хотя раньше такого с ним не случалось. Это не конвульсии, это именно нервное перенапряжение.
Кроме того, в этом возрасте у грудничка меняется качество сна: он не «отрубается» моментально, а засыпает через стадию дремы, как это происходит у взрослых. В такие моменты крохе достаточно малейшего шороха или скрипа, чтобы проснуться. При этом, в отличие от взрослых, снова быстро заснуть после такого пробуждения ребенок пока еще не умеет. Отсюда – капризы, плач, нежелание снова укладываться и, как результат, непродолжительный беспокойный сон ребенка 4 месяцев – в том случае, если маме все же удастся усыпить чадо. Это и есть тот самый регресс, который может длиться от 2 до 6 недель. Его придется пережить, и сделать это будет проще, если подробно изучить все нюансы этого периода.
Суть кризиса
За первый год жизни ребёнок проходит путь от маленького сморщенного комочка, появившегося из утробы матери, до самостоятельной личности, которая может показать свой характер. За этот период ему приходится изучить столько всего нового, сколько он впоследствии не узнает за всю жизнь.
Чтобы понять, что малыш растёт не только в физическом плане, но и в личностном, родителям нужно вспомнить его новорождённым. В первые дни он плакал только потому, что хотел есть, у него что-то болело, он замерзал или не высыпался. Большинство его реакций было продиктовано физиологией, а жизнью управляли биологические ритмы.
Но, начиная с 8-9 месяцев, всё кардинально меняется. Чем ближе первый день рождения, тем труднее управляться с ним. Всё чаще он плачет по необъяснимым причинам. В туалет сходил, выспался, наелся, нагулялся, в тепле, окружён лаской и заботой — но вдруг морщится и капризничает, отталкивает игрушки и мамину руку. Терапевт после обследования говорит, что поводов для беспокойств нет, малыш здоров. Так в чём же тогда дело?
Именно так начинается кризис 1 года жизни. У ребёнка складываются первые представления об окружающем мире и нём самом. Он переживает состояние лёгкого, но всё же стресса, обусловленного тем огромным скачком в развитии, который он совершил от новорождённого до этого момента. Он ощущает себя уже полноценной личностью, так как осознаёт собственные желания: хочет и просит есть, гулять, играть, спать и т. д.
Связь с мамой становится немного слабее: он понимает, что может уйти от неё в другую комнату, наесться без её груди. Этот фактор усугубляется, если именно на данный период приходится отказ от лактации или выход женщины на работу. Малышу трудно осознать, что он может без неё обходиться.
Главное противоречие 1 года жизни ребёнка заключается в том, что он ощущает себя полноценной личностью (в его субъективном понимании). А на деле к нему продолжают относиться как к малышу, у которого пока не может быть никаких личностных потребностей. Он знает только одно понятие — «хочу», и то продиктованное больше физиологией. А мир взрослых навязывает ему что-то непонятное и неприятное — «надо» и «нельзя». Маленький человечек не может ещё до конца их усвоить, хотя ему приходится подстраиваться под те нормы и запреты, к которым к этому времени приучают его родители.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
- всесторонне развивать;
- обеспечить бытовую безопасность;
- обучать самостоятельности;
- отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
уметь переключать внимание ребёнка;
ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
избегать «ярлыков»;
не навязывать помощь.
7 лет:
- заменять игровую деятельность учебной постепенно;
- предоставлять право выбора;
- корректно указывать на совершённые ошибки;
- помогать с домашними заданиями;
- постоянно быть на связи с учителем;
- не критиковать взрослых в их присутствии;
- поощрять общение со сверстниками;
- не сравнивать с остальными;
- помогать в решении школьных проблем.
Подростковый период:
- искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
- вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
- поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
- искренне интересоваться их увлечениями;
- делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
- не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
- контролировать круг общения.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
- Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
- Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
- Не наказывайте физически.
- Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
- Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
- Не идите на поводу.
- Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
- Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
- Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
- Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.
О детских кризисах
Формирование психики ребенка протекает неравномерно, скачками. И между этими скачками и происходит момент, который принято считать кризисным.
Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. У одного ребенка могут протекать кризисные периоды равномерно и плавно без каких-то характерных изменений и никак не проявляется в его поведении.
У других же детей, напротив, эти периоды будут ярко названы переломными и кризисными.
В любом случае, наличие таких моментов в жизни ребенка свидетельствуют о том, что идет плановое развитие. Каждый проходит через это.
Не нужно их боятся или стараться избежать, это не болезнь и не психическое расстройство, это всего лишь перестройка нервной системы и переход ее на новый уровень.
Психологи так же утверждают, что чем сильнее происходит протекание того или иного кризисного момента, тем сильнее и крепче становится нервная система ребенка. Но здесь немаловажную роль играет отношение именно окружающих, их отношение и взаимодействие с ним.
Отсутствие же кризисных моментов должно насторожить родителей и может свидетельствовать об отставании в развитии.
Кто предупрежден, тот вооружен
Поэтому родителям важно просто знать о наличии таких периодов
Быть готовыми и не округлять глаза при нехарактерном поведении ребенка в тот или иной период его жизни.
Во время кризиса ребенок за короткий промежуток времени быстро меняется. Глобально: его поведение, черты характера, его отношение к предметам и людям.
Кажется, ребенка словно подменили, еще вчера спокойный и уравновешенный, сегодня буян и плакса.
Так же можно отметить, что кризисы могут циклически проходить в дестком организме. Наиболее критические моменты сменяются более спокойными периодами.
Каждый период может протекать у ребенка по — разному, но возрастные особенности которых учитывать просто необходимо. Длительность каждого периода опять же индивидуальна, все зависит от окружения и среды, в которой ребенок находится.
Если люди, с которыми он взаимодействует правильно отнесутся к его поведению, смогут понять и принять в должной мере, то все пройдет быстрее и легче как для самого ребенка, так и для окружающих.