Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: полная таблица навыков

Содержание:

3 месяца

Трехмесячный карапуз — уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.

Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.

Рекомендации

Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с , трещотками и пищалками.

Насколько развиты эмоции

Невозможно искусственно отделить психическое развитие от эмоционального. Первое понятие более широкое и включает в себя развитие мышления, ощущений, восприятия, внимания и других психических процессов. Эмоции – один из них. Настроение, в котором большую часть времени пребывают взрослые, очень сильно влияет на психическое развитие ребенка.

Даже самые маленькие младенцы хорошо понимают эмоциональное состояние мамы и отзеркаливают его. Если она раздражена, взволнована или просто уставшая, ребенок чувствует дискомфорт, который выходит наружу через плач. В возрасте одного месяца по-другому выражать свои эмоции ребенок еще не умеет. Есть зачатки радости, но значительно чаще ребенок плачет.

У карапуза бывает комплекс оживления, который начинает формироваться где-то на третьей недели, к концу первого месяца раскрывает себя в полной красе. Далее он нарастает до 3-4 месяцев, после чего у малыша формируются более сложные модели поведения.

Комплекс оживления содержит четыре компонента:

  1. Долгий сосредоточенный взгляд в сторону взрослого.
  2. Радость, сопровождаемая улыбкой.
  3. Оживление двигательных реакций – ребенок может начать более активно двигать головой, ручками и ножками, прогибать спинку и так далее.
  4. Вокализация – простейшие звуки, издаваемые ребенком: гуканье, гуление и вскрики.

Если недостаточно общаться с ребенком в первые недели жизни, то комплекс оживления проявляется гораздо позднее, причем частично. Изначально считалось, что комплекс оживления является первой осознанной реакцией ребенка на действия взрослого, но через некоторое время было установлено, что это всего лишь рефлекс.

Таким образом, перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, не очень большой. В таком возрасте о каких-то навыках говорить не приходится, поскольку одномесячный грудничок еще очень маленький. Набор того, что умеет малыш в 1 месяц, можно описать несколькими словами: есть, спать, радоваться появлению взрослого и еще несколько элементарных рефлексов, которые с возрастом сами уходят.

Десятый месяц

В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Подробнее об этом возрасте читайте в статье что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>

Полезные покупки от 0 до 1 года

Может вам будет полезно видео с вещами маст-хев от 0 до 1 года

Грандиозный скачок развития ребенка происходит в его жизни от рождения до года, все его достижения можно вести в персональном календаре. Так вы сможете проследить все его успехи: от первой улыбки до самостоятельных шагов. Записывайте его первые слова, снимайте на видео первые танцы. Когда он подрастет, ему будет интересно узнать о своем детстве, а вам будет что рассказать и показать.

Если вы не определились с методикой, по которой будете учить ребенка ребенка навыкам чтения и письма

Обратите внимание на Методику Зайцева, Домана или Методику Никитиных

Четвертый месяц

Происходит скачок как в физическом, так и в эмоциональном развитии. Малыш уже уверенно держит голову в положении на животе, может подниматься на выпрямленные руки, активно переворачивается. Точно знает, где его мама, часто не хочет ее никуда отпускать. Будьте с малышом – это временное явление, и скоро оно пройдет.

Достижения четвертого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • переворачивается со спины на живот;
  • пытается сидеть;
  • ползает по-пластунски, активно работая руками и подтягивая туловище;
  • определяет любимые игрушки, тянется к ним, пробует на вкус, может бросать их или стучать ими;
  • при кормлении поддерживает руками грудь или бутылочку;
  • осознанно следит за движущимися объектами;
  • начинает откликаться на свое имя;
  • формирует понятные слоги: «ма», «ба», «да».

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • Ходить с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки

Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней

Это упражнение на внимание и эмоции – смех

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Нормы физического развития ребенка до года

Данные детей до года контролируются ежемесячно с точным учетом указанного интервала. У малышей от года до двух прибавка в весе отслеживается раз в 8 недель, что и считается эталонным показателем.

Наибольший темп увеличения массы тела ребенка характерен для первых трех месяцев его жизни. Сколько должен набирать массы новорожденный, можно посмотреть ниже.

Чтобы воспользоваться таблицей, стоит знать, как взвешивать новорожденного правильно. Перед включением весов нужно убрать с чаши все посторонние предметы, иначе вы получите искаженные данные.

Хотя вы можете оставить на ней пеленку и затем нажать кнопку «Тара», чтобы обнулить результат. Укладывать младенца в чашу весов надо в состоянии покоя, чтобы зафиксировать точные цифры, которые затем можно сравнить с «идеалом».

Набор веса — процесс, требующий учета множества факторов: условий, в которых протекало формирование организма ребенка во внутриутробном периоде, условий, в которых проходили роды.

Так, например, недоношенные дети, как правило, растут быстрее доношенных, активно добирая то, что не успели получить в утробе матери.

Как набор веса оценивают педиатры? Специалисты производят оценку увеличения показателей массы в соответствии с ростовыми параметрами по специальным центильным таблицам набора веса новорожденного, учитывающим множество параметров.

Суть такой оценки заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели ребенка (рост, вес, окружность головы, а также грудной клетки) сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях детей.

Сами центильные таблицы представляют собой некую математическую фотографию распределения большого количества детей по соответствующим возрастающим показателям.

Подобное исследование гармоничности физического развития малыша несложное, поскольку в нем исключены расчеты, но сами таблицы довольно громоздкие и для выбора цифр необходимо затратить большое количество времени.

Но есть и противники центильных таблиц, считающие данный метод оценки устаревшим.

Так или иначе грамотно оценить развитие ребенка может только педиатр, который ведет за ним регулярное наблюдение, а метод оценки остается на его усмотрение.

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

4,300

4,100

0,750

0,550

2

5,100

4,800

0,900

0,650

3

5,800

5,400

1,000

0,750

4

6,600

6,000

1,000

0,800

5

7,200

6,700

1,100

0,900

6

7,900

7,400

1,200

1,000

7

8,400

8,000

1,200

1,050

8

8,800

8,500

1,250

1,050

9

9,200

8,900

1,300

1,100

10

9,700

9,300

1,300

1,100

11

10,200

9,600

1,300

1,100

12

10,400

9,800

1,350

1,150

Таблица 2 – Рост детей до года

Правильно измеряется рост ребёнка до года горизонтальным ростомером, когда педиатр придерживает ножки малыша, прижав легонько на колени, и придвинув планку ростомера к стопам, согнутым под углом 90˚.

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

54

53

2,7

2,9

2

57

57

2,8

3,0

3

59

59

2,8

2,8

4

62

61

2,9

2,8

5

64

64

3,0

2,6

6

66

66

3,0

3,2

7

68

68

3,0

3,2

8

70

69

3,2

3,3

9

72

71

3,5

3,3

10

73

72

3,9

3,2

11

74

73

3,4

3,2

12

76

74

3,7

3,3

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

37

37

1,9

2

2

39,2

38,6

1,8

2,2

3

40,6

39,9

1,9

2,3

4

41,9

41,1

1,8

2,2

5

43

42,1

1,9

2,3

6

44

42,9

2

2,3

7

44,9

43,9

2,1

2,3

8

45,5

44,6

2,1

2,3

9

46,1

45,2

2,2

2,4

10

46,7

45,8

2,2

2,4

11

47,3

46,3

2,2

2,4

12

47,7

46,6

2,3

2,5

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться >>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться >>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать >>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Умственное развитие и новые игры

Вот что умеет ребенок к моменту, когда ему исполняется семь месяцев:

  • брать игрушку правой и левой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  • держать предмет обеими руками, бросать, брать и отдавать его по просьбе взрослого;
  • находить спрятанную под салфеткой или покрывалом игрушку;
  • стучать двумя погремушками друг об друга;
  • ломать или разбирать различные предметы;
  • нажимать кнопки, стучать по клавишам музыкальной игрушки;
  • хлопать в ладоши;
  • перелистывать книгу с толстыми страницами;
  • показывать пальчиком на вещь, до которой он хочет дотянуться;
  • прятаться на плече у мамы.

Продолжается развитие мелкой моторики. Малыш может брать в кулачок мягкие шарики и складывать их в круглое отверстие. Можете взять любой сортер и дать ребенку тканевые помпоны и кусочки любого мягкого материала, либо небольшие мягкие игрушки. Он с удовольствием будет проталкивать их в отверстия сортера.

Седьмой месяц развития крохи – время, когда он проявляет интерес к столовой посуде, и может подражать вам и пробовать ковырять еду ложкой.

Пока маленький человечек еще не способен хорошо координировать свои движения, поэтому готовьтесь к тому, что все вокруг будет испачкано пищей. Читайте статью, чтобы узнать, как научить ребенка кушать самостоятельно>>>

Но не стоит забирать у малыша ложку: пройдет еще немного времени, и развитие ребенка приведет к тому, что он научится кушать аккуратно, пусть это случится и не в семь месяцев жизни, а чуть позже.  В курсе “Азбука прикорма: безопасное введение прикорма”, вы узнаете как научить ребенка кушать аккуратно, привить ему правильное поведение за столом и научить кушать с аппетитом. Подробнее о курсе смотрите здесь >>>

Самостоятельные действия необходимы для развития коры головного мозга.

Если карапуз начал сидеть, то он уже может купаться в ванне сидя. Для страховки малыша можно приобрести специальное сидение. Деткам нравятся яркие плавучие игрушки; резиновые фигурки, в которые можно набрать воду и брызгаться.

В этом возрасте малыши обожают слушать музыку. Хорошо, если у вас есть музыкальная игрушка, проигрывающая разные мелодии. Только выбирайте устройство с регулятором громкости и приятной тональностью, так как кроха будет включать музыку бесконечно.

Для психомоторного развития ребенка в семь месяцев будет полезно выучить с ним несколько легких танцевальных движений:

  1. хлопки в ладоши (если еще не умеет);
  2. «фонарики»;
  3. покачивания головой;
  4. повороты корпуса вправо-влево (когда детка сидит);

Просто несколько раз продемонстрируйте эти движения малышу, и он с радостью будет повторять их за вами. Семь месяцев ребенку – самое время учить его танцевать, это то, что должны уметь и девочка, и мальчик.

Деток очень интересует их отражение в зеркале. Они улыбаются ему, иногда даже строят рожицы.

Желательно, чтобы зеркало было расположено так, чтобы малыш не мог самостоятельно добраться до него. Малыш уже способен стукнуть по стеклу тяжелым предметом.

Умственное развитие ребенка седьмого месяца жизни проявляется в интересе к окружающему миру. В особенности карапузу нравятся прогулки. Детки с удовольствием разглядывают кошек, собачек, цветы, птиц, облака. Хорошо, если мама при этом объясняет крохе, что именно он видит. Узнайте из курса простые секреты, как спокойно гулять с малышом и избегать конфликтов на детской площадке?

Развитие двигательной активности у детей

Между моторным развитием и центральной нервной системой ребёнка имеется прямая зависимость. По мере созревания нервной системы у детей формируются новые двигательные навыки.

В первые 3 месяца внутриутробной жизни обеспечивается поддержание тонуса и простые движения тела. А во вторую половину беременности появляются рефлексы и хаотичные движения, которые прослеживаются в первый месяц жизни ребёнка. Также после рождения формируются более совершенные структуры нервной системы, чем обусловлено появление координированных, более сложных движений у детей.

Четвёртый месяц является важным для будущего становления произвольных движений, таких как прыжки, стояние на одной ноге и бег.

С шестого месяца начинает развиваться тонкая моторика. Анатомические структуры, отвечающие за неё, созревают к 1,5 – 2 годам, но функционально она совершенствуется на протяжении всей жизни.

До 5 – 6 лет развитие двигательной деятельности обусловлено генетическими особенностями, но в последующем на способности ребёнка оказывают влияние образ жизни и тренировка мышечной системы.

Сроки формирования движений у детей 1 года

Движения Средний возраст Границы нормы
Улыбка 5 нед. 3 – 8 нед.
Гуление 7 нед. 4 – 11 нед.
Держание головы 3 мес. 2 – 4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5 – 5,5 мес.
Переворачивания 5 мес. 3,5 – 6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8 – 8 мес.
Ползание 7 мес. 5 – 9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5, 7 – 10 мес.
Вставание 9 мес. 6 – 11 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5 – 12,5 мес.
Самостоятельное стояние 10,5 мес. 8 – 13 мес.
Самостоятельная ходьба 11,5 мес. 9 – 14 мес.

Медицинское наблюдение новорожденного

Мы уже упоминали о
важности наблюдения за малышом первого месяца жизни, и о том какая
ответственность возлагается в этот период на молодых родителей. Не менее
важно даже для здоровой крохи
медицинское наблюдение.

 
В первые три дня после выписки мамочки и маленького человека из роддома их обязательно навестит участковый педиатр

Он проверит состояние кожных покровов малыша
и пупочной ранки. Кроме того, врач убедится в
наличии рефлексов, присущих всем
новорожденным и позволяющих судить о психологическом и физическом развитии
ребенка.

 
Наиболее важные из них были проверены неонатологами еще в
роддоме, ведь при их отсутствии малыш
считается незрелым и требует
специального ухода и наблюдения.

Какими рефлексами должен обладать ребенок?

 — Сосательный
 — Поисковый
 — Хоботковый
 — Рефлекс Бауэра
 — Рефлекс автоматической ходьбы

 
Первым и, безусловно, жизненно необходимым рефлексом
является сосательный: при получении пустышки или груди кроха начинает
сосательные движения. Он отсутствует у
деток, родившихся раньше срока.

Помимо сосательного рефлекса, важными навыками, присущими
человеку с рождения и позволяющими наладить успешное грудное вскармливание
являются поисковый (когда малыш
поворачивает голову в сторону источника раздражения, если коснуться уголка рта)
и хоботковый (крошка выпячивает губы трубочкой при прикосновении к губам).

 
Крошка первого месяца жизни рефлекторно ухватит Вас за
палец, если вложить его в ладошку
малыша. При этом захват будет настолько силен, что Вы можете поднять крошку
вверх. Это обуславливается наличием хватательного рефлекса и рефлекса
Робинсона.
 
При выкладывании ребенка на живот и надавливании на
стопы, начинает работать рефлекс Бауэра – ребенок начнет отталкиваться ножками
от Ваших рук и совершать ползущие движения.

Важным рефлексом, позволяющим судить о наличии
гипертонуса мышц, является рефлекс автоматической ходьбы. Если поднять
новорожденного под мышки и поставить ножками на твердую поверхность, то
здоровый малыш выпрямит ножку и начнет совершать движения ножками, при наклоне
вперед, словно он идет. Если же крошка
встает не на полную стопу, то врачи говорят о наличии повышенного тонуса. Такое
состояние снимается с помощью массажа, гимнастики и назначения лекарственных
препаратов.
 
Помимо основных перечисленных существует еще ряд
рефлексов, которые врач обязательно проверит во время осмотра малыша. К концу
первого года жизни, большая часть из них постепенно исчезнет, а движения и
реакции малыша станут сознательными.

 
По достижению крохой месячного возраста, Вам предстоит
поход в поликлинику для наблюдения развития ребенка и прохождения осмотра ряда
узких специалистов.

 
Педиатр измерит параметры крохи(рост, вес, окружность
груди и головы), которая с этого времени поменяет статус «новорожденной» на
другой – теперь ребенок гордо именуется младенцем.

 
Помимо планового осмотра участкового врача в возрасте
одного месяца ребенка необходимо показать хирургу, офтальмологу и
невропатологу. Узкие специалисты оценят его состояние и развитие отдельных
систем организма.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

Развитие ребенка в 4 месяца

Теперь, когда ребенку исполнилось 4 месяца, жизнь родителей становится чуть более упорядоченной. Но малыш может в любой момент преподнести сюрприз! Начиная с этого месяца он будет совершенствовать двигательные навыки, а через несколько месяцев сможет брать вещи, переворачиваться и самостоятельно сидеть. И это только начало: здесь мы расскажем, как протекает развитие ребенка в 4 месяца.

Рост и физическое развитие ребенка в 4 месяца.: Все идет по плану

Четырехмесячный малыш обычно активно растет (в среднем прибавляя по 450-570 граммов в месяц). Но не стоит забывать, что равномерность здесь важнее конкретного привеса или прироста. Скорее всего, на приеме у педиатра темпы роста вашего малыша будут проверять по специальной таблице . В это время активно протекают процессы физического и умственного развития. Где-то на этом этапе ребенок усваивает такие понятия, как причина и следствие, и его действия становятся более осознанными.

Ощущения: Смотрим вдаль

Мир вокруг ребенка в буквальном смысле приобретает более четкие очертания по мере того, как его зрение улучшается. В этом возрасте малыши обычно начинают узнавать маму и другие знакомые лица на расстоянии, хорошо умеют следить взглядом за движущимися предметами из стороны в сторону. Ребенок все лучше различает цвета. Например, вы можете заметить, что ему нравятся оттенки красного и синего. А от чего еще четырехмесячный малыш никак не может оторвать глаз? От себя! В этом возрасте лучший подарок для ребенка – зеркало из небьющегося материала. В нем он сможет бесконечно рассматривать предметы разной формы и цветов, а также видеть собственные движения.

Совершенствуется не только зрение ребенка, но и мозг, слух, а вместе с ними речевые навыки. Он может пытаться повторять звуки и интонации вашей речи, а также отдельные фрагменты слов. Его плач различается в зависимости от потребностей. Звуки, которые издает ребенок, похожи на лепет, но этот лепет – важная основа для настоящей речи.

Движения: Готовимся переворачиваться

На этом этапе организм малыша сосредоточен на том, чтобы научиться контролировать мышцы и координировать движения. Если вы замечаете, что малыш все чаще тащит в рот различные предметы, то это происходит потому, что у него улучшается зрение. Просто нужно внимательно следить за тем, что находится в пределах его досягаемости. Ребенок уже умеет хватать игрушки и погремушки и трясти ими, а затем научится перекладывать предметы из одной ручки в другую.

И совсем скоро этот маленький человечек научится передвигаться! Пока он тренирует мышцы спины и груди, а еще учится поддерживать головку, лежа на животике. Пройдет немного времени, и он окрепнет достаточно, чтобы научиться переворачиваться с одного бока на другой.

Важные этапы развития на 4-м месяце

На этом этапе ребенок обычно умеет:

  • самостоятельно держать головку;

  • подносить ручки ко рту и брать их в рот вместо соски;

  • садиться с опорой;

  • тянуться к вещам, которые его заинтересовали, и хватать их.

Психическое развитие: Узнаем малыша получше

В 4 месяца активно развивается мозг малыша, он становится подвижнее и еще больше интересуется всем, что происходит вокруг. Часто в этом возрасте дети начинают воспринимать интонацию. Спокойный мягкий голос успокаивает, а более серьезный и сердитый дает понять, что что-то не так. Когда ребенок лепечет сам с собой или с вами, он тоже пытается имитировать интонацию. Отдельные звуки и слоги ребенок может повторять еще до того, как научится складывать их в настоящие слова.

А если малыш необщителен и не проявляет любопытства? Ничего страшного. Иногда робким малышам просто нужно больше внимания, времени и заботы. Понаблюдайте за ребенком – если в определенных ситуациях он устает, нервничает или отключается, дайте ему время привыкнуть к новым лицам или занятиям.

Психическое развитие

Кроме физического развития в этот период семимильными шагами происходит формирования важнейших для человека способностей – психическое развитие. У месячного малыша уже можно заметить прогресс в овладении зрением и слухом. Кроха стремится познать все окружающее и следить за погремушкой, поворачивает голову в сторону громкого звука.

У детей в один месяц жизни еще наблюдаются врожденные рефлексы, постепенно совершенствующиеся в умения.

  • Сосательный рефлекс превращается в умение кушать грудь или молоко из бутылочки. Он срабатывает после попадания в рот предмета. Так, если положить крохе в рот мизинец, то через секунду вы почувствуете интенсивное чмокание, в попытке найти вкусное молоко. Этот рефлекс станет снижаться только к году, поэтому следует внимательно следить за чистотой предметов находящихся вокруг малыша.
  • Еще один врожденный рефлекс – поисковый. Если малыш почувствует прикосновение к щеке, то он перевернет голову и начнет искать мамину грудь. Постепенно с развитием зрения этот рефлекс ослабевает и к году пропадает вовсе.
  • Лодонно-ротовой рефлекс. При нажатии на ладонь крохи он открывает рот. Рефлекс постепенно угасает к трем месяцам.
  • Дети в месяц реагируют на проведение пальцем по позвоночнику изгибанием тела. Этот рефлекс Галанта, который должен исчезнуть к 4 месяцам.
  • Хватательный рефлекс проявляется при прикосновении к ладони. Угасает к 4 месяцам.
  • Рефлекс Робинсона – постоянное стремление захватить и удержать в ручках предметы. Рефлекс преобразуется в условный после 3 месяцев, когда малыш будет стремиться взять в руки предмет целенаправленно.
  • Если положить кроху на живот и дать ему опору на стопы, то кроха будет пытаться ползти. Рефлекс Бауэра исчезает к 4 месяцам.
  • Прикоснувшись к губам ребенка можно увидеть хоботковый рефлекс – малыш вытянет губы в форме хоботка. Угасает к 3 месяцам.

В период между 1 и 2 месяцами можно наблюдать, как постепенно угасают рефлекс опоры и шаговый рефлекс. Постепенно кроха перестанет упираться о стол, если его поставить и в меньшей степени будет стремиться шевелить ножками в виде шагов при наклоне вперед.

Наличие и постепенное угасание обозначенных рефлексов является показателей неврологического здоровья карапуза, правильного развития. Если ваш малыш не реагирует на манипуляции или слишком рано начинает утрачивать рефлексы, – это повод обратиться к невропатологу. Наличие при рождении и постепенное угасание с перерождением в условные рефлексы реакций на физические манипуляции – важные шаги в освоении двигательных навыков, формировании правильного психического состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector