Синдром ретта у детей: общие сведения и симптомы

Содержание:

Общие сведения

Рефлексы – реакция организма на раздражитель. Они делятся на врожденные и приобретенные. Младенец рождается с определенным набором навыков, которые позволяют ему приспособиться к новым условиям.

Все рефлексы этого периода можно разделить на:

  1. Поддерживающие жизнедеятельность. Благодаря им ребенок может дышать, сосать, глотать.
  2. Защитные. Они минимизируют или нейтрализуют внешние воздействующие факторы, например, холод или яркий свет.
  3. Временные. Они нужны впервые дни жизни для адаптации или действуют только в момент родов. Как правило, в первые три месяца они угасают.

Оценка рефлексов младенца дает представление о состоянии его нервной системы. Любые отклонения требуют наблюдения у невролога.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве

В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад. Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу. Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Лечение последствий родовых травм, энцефалопатии, дцп в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение последствий родовых травм, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение детского церебрального паралича в восстановительном периоде в Саратове, в России.

Сарклиник желает Вам стойкости духа, мужества и терпения.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Неоходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: phakimata / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Энурез что делать, как лечить

Эректильная дисфункция сосудистая, лечение: артериальная, венозная, венокорпоральная, артериовенозная недостаточность пениса

Лечение в Казахстане: зрр, задержка речевого развития, дефицит внимания, энурез

Ночной энурез перерастет или нет, энурез с детства, улучшений нет

Ночной энурез и энкопрез, излечим ли энкопрез

Описание защитных рефлексов

К таковым врожденным реакциям относят:

  • Задержку дыхания;
  • Поворот головы в положении лежа.

Задержка дыхания

Известно, что ребенок, находясь в животе у мамы, все 9 месяцев проводит в водной среде. После рождения у малыша сохраняется рефлекс задержки дыхания, который угасает лишь к 4-5 месяцам жизни.

На заметку. Данную особенность можно использовать для быстрого легкого обучения младенца плавать и нырять.

Поворот головы в положении лежа

Верхний защитный рефлекс выражается в следующем: если младенца положить на животик, голова ребенка в тот же момент поворачивается в сторону. При этом новорожденный пытается ее приподнять. Данная реакция способствует восстановлению дыхательных функций: доступ воздуха в таком положении восстанавливается. Эта функция проявляется в первые часы жизни малыша.

Рефлекс Бабинского у детей

Исследование, опубликованное в журнале International Journal of Physiology

, показало, что рефлекс Бабинского встречается примерно у 62-75% новорожденных. Поскольку новорожденные обычно еще не имеют полностью развитой нервной системы, рефлекс не является признаком неврологического заболевания.

Хотя рефлекторная реакция нормальна у младенцев, она должна отсутствовать после 24 месяцев жизни. В некоторых случаях рефлекторная реакция исчезает раньше — уже в возрасте 1 года. Врачи считают, что рефлекторная реакция Бабинского, возникающая у взрослых или детей старше 2 лет, является ненормальной рефлекторной реакцией. Это может быть признаком основного неврологического состояния или расстройства нервной системы.

Тонический лабиринтный рефлекс [ править ]

Тонический лабиринтный рефлекс — это примитивный рефлекс, обнаруживаемый у новорожденных людей. При таком рефлексе наклон головы назад в положении лежа на спине заставляет спину напрягаться и даже выгибаться назад, ноги выпрямляются, напрягаются и сводятся вместе, пальцы ног указывают на пальцы, руки сгибаются в локтях и запястьях и руки сжались в кулаки или пальцы сжались. Наличие этого рефлекса за пределами стадии новорожденного также называется патологическим паттерном разгибания или тонусом разгибателей. [ необходима цитата ]

Присутствие TLR, а также других примитивных рефлексов, таких как асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR) после первых шести месяцев жизни, может указывать на то, что у ребенка задержка в развитии и / или неврологические аномалии. Например, у людей с церебральным параличом.рефлексы могут сохраняться и даже быть более выраженными. Как аномальные рефлексы, тонический лабиринтный рефлекс и асимметричный тонический шейный рефлекс могут вызывать проблемы у растущего ребенка. И TLR, и ATNR препятствуют функциональной активности, такой как перекатывание, соединение рук или даже поднесение рук ко рту. Со временем как TLR, так и ATNR могут вызвать серьезное повреждение суставов и костей растущего ребенка, в результате чего головка бедренной кости частично выскользнет из вертлужной впадины ( подвывих ) или полностью выйдет из вертлужной впадины ( вывих ). [ необходима цитата ]

Подошвенный рефлекс

Подошвенный рефлекс — это нормальный рефлекс, который включает подошвенное сгибание стопы, при котором пальцы ног отводятся от голени и сгибаются вниз. Аномальный подошвенный рефлекс ( симптом Бабинского ) возникает, когда нарушается контроль верхнего двигательного нейрона над рефлекторной цепью сгибания. Это приводит к тыльному сгибанию стопы (ступня наклонена к голени, большой палец ноги загибается вверх). Это также происходит у детей младше c. 1 год, из — за низкую миелинизацию из кортикоспинальных путей . По мере того, как эти тракты развиваются до взрослой формы, сгибательно-рефлекторный контур тормозится нисходящими кортикоспинальными входами, и развивается нормальный подошвенный рефлекс. Рефлекс Бабинского является признаком неврологической аномалии (например, поражение верхних мотонейронов) у взрослых.

Основные рефлексы новорожденного

В момент появления на свет у ребенка имеются лишь безусловные рефлексы, которые никак не зависят от его познаний окружающего мира. Со временем некоторые безусловные рефлексы заменяются на условные, которые уже появляются в виду созревания мозга малыша. Поэтому их иногда называют рефлексами личного опыта.

Безусловные (врожденные) рефлексы нужны малышу, как воздух. Часть из них используется лишь в момент появления малыша на свет и в первые дни его жизни. Другая часть рефлексов служит толчком для развития новых. Третья часть остается на протяжении всей жизни.

Таким образом, можно выделить несколько групп врожденных рефлексов:

  • обеспечение нормальной жизнедеятельности (глотательный, сосательный и дыхательный рефлекс);
  • защита детского организма от воздействий внешней среды – холода, яркого света и пр.;
  • временные рефлексы, необходимые малышу для преодоления родовых путей.

Осложнения детского церебрального паралича

Осложнения формируются преимущественно в позднюю резидуальную стадию и включают, в первую очередь, ортопедическую патологию – формирование суставно-мышечных контрактур, деформаций и укорочений конечностей, подвывихов и вывихов суставов, сколиоза. Все они приводят к ограничению нормальной жизнедеятельности и невозможности самообслуживания.

Повышенная нагрузка и аномальное положение частей тела на фоне постоянной напряженности мышц могут привести к дегенеративным изменениям костей и формированию остеоартроза. Также эти изменения в сочетании с часто используемыми при ДЦП медикаментами становятся причиной снижения плотности костей и их повышенной ломкости (остеопении).

При выраженных дефектах и преимущественно лежачем образе жизни увеличивается вероятность развития целого ряда заболеваний, среди которых:

  • Пневмонии.
  • Попадание в дыхательные пути пищи, слюны.
  • Инфекции мочевыделительной системы.
  • Нейрогенные запоры и хроническая дисфункция желудочно-кишечного тракта. 
  • Пролежни.

При наличии дефектов речи и дефицита интеллекта осложняется процесс образования ребенка. Также дети с ДЦП, в силу имеющихся физических и умственных отличий, могут быть склонны к депрессивным расстройствам, вызванным социальной изоляцией. 

Развитие рефлекторной деятельности

Развитие рефлекторной деятельности в эмбриогенезе проходит несколько стадий: 1. Стадия первичных двигательных Р. (первые Р. у эмбрионов человека обнаруживаются на 3-м месяце пренатального развития и проявляются в виде сгибания шеи, движения частей туловища и конечностей при раздражении губ и крыльев носа, а осуществление реакций обеспечивается рефлекторными дугами, проходящими через ядра тройничного нерва в продолговатом мозгу и через шейное утолщение спинного мозга). 2. Стадия первичной генерализации Р. (реакции проявляются в виде быстрых движений головы, туловища и конечг о-стей). 3. Стадия вторичной генерализации Р. (рефлексогенной зоной становится практически любой участок тела, а в двигательные реакции вовлекаются большие группы мышц; т. о. наблюдается широкая иррадиация возбуждения в ц, н. с., к-рая в более позднем периоде эмбрионального развития понижается и Р. становятся более ограниченными и специализированными). 4. Стадия специализации Р. (формируются сложные пищевые — сосательный, глотательный, защитные — чесатель-ный, отряхивательный и установочные — шейные, лабиринтные Р.). Очень рано у человеческого плода обнаруживаются подошвенный, коленный и хватательный Р.

В постнатальном периоде происходит быстрая консолидация готовых при рождении Р., а также формирование новых в пределах развивающихся анализаторных систем. Дальнейшая координация рефлекторных актов происходит за счет созревания синаптических структур и механизмов центрального торможения (см.). В более поздние сроки постнатального периода формируются такие сложные специализированные реакции, как, напр., ориентировочно-исследовательская реакция (см.).

Различные возрастные периоды человека характеризуются также различиями в степени сформированностп в. н. д. и стабильностью основных врожденных Р. По мере старения всего организма в нервных клетках происходят необратимые структурные изменения, снижающие их функциональные возможности (падение возбудимости, уменьшение скорости проведения возбуждения). Развивается инертность процессов в ц. н. с., ослабляются тормозные процессы, увеличивается время рефлекторных реакций.

Исследование Р. проводят с помощью специальных рефлексометров, позволяющих определять основные параметры и степень проявления рефлекторных реакций (см. Рефлексометрия). В клин, практике основные соматические и вегетативные Р. человека оценивают визуально при нанесении раздражений на различ-иые рефлексогенные зоны. Техника вызывания Р. состоит в нанесении удара перкуторным молоточком по сухожилию или надкостнице; раздражение кожи, слизистых оболочек осуществляют специальными предметами (тупая игла, волосковая кисточка, бумажная полоска). Для анализа центральных механизмов осуществления Р. используют широко применяемые электрофизиологические методы исследования.

Хватательные рефлексы

Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:

  1. Рефлекс Янишевского и Робинсона;
  2. Рефлекс Бабинского

Ладонный (Янишевского и Робинсона)

При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.

Подошвенный (Бабинского)

Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.

Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс

Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.

У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.

Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.

Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс

Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.

У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.

Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.

Симметричный тонический шейный рефлекс

Симметричный тонический шейный рефлекс обычно появляется и развивается в возрасте 6–9 месяцев и должен усилиться примерно к 12 месяцам. Когда голова ребенка наклоняется вперед, вытягивая заднюю часть шеи, верхние конечности сокращаются, а нижние конечности расширяются. И наоборот, когда голова ребенка вытягивается назад, сокращая заднюю часть шеи, верхние конечности расширяются, а нижние — сокращаются. Этот рефлекс важен для того, чтобы помочь ребенку подняться на четвереньки, но он может препятствовать фактическому ползанию вперед или ползанию, если он не интегрирован должным образом. Если этот рефлекс сохраняется более 2–3 лет, это может привести, прямо или косвенно, к ряду задержек физического и неврологического развития.

Ладонно-хватательный рефлекс [ править ]

Хватательный рефлекс 5-месячного ребенка

Ладонно-хватательный рефлекс появляется при рождении и сохраняется до пяти-шести месяцев. Когда предмет помещается в руку младенца и поглаживает его ладонь, пальцы смыкаются, и они схватывают его ладонной хваткой . Чтобы лучше всего наблюдать этот рефлекс, на кровати, где ребенок может безопасно упасть на подушку, предложите ему два противоположных мизинца (поскольку указательные пальцы обычно слишком велики, чтобы ребенок мог их схватить) и постепенно поднимайте. Его хватка может выдержать вес ребенка; они также могут внезапно и без предупреждения ослабить хватку. Обратное движение может быть вызвано поглаживанием тыльной или боковой стороны руки. [ необходима цитата ]

Функции врожденных рефлексов

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка

Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку

Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.

А маме лучше использовать их в качестве игр с новорождённым ребенком, тем самым развивая малыша и общаясь с ним. В первые месяцы жизни, малыш развивается очень быстро и мама не всегда может приметить эти изменения. Ближе к четвертой неделе движения ручек и ножек становятся менее беспорядочными.

Когда услышит голос родителей, на мгновенье затихает, а потом вновь восстанавливает свою игривость. Психологи называют это явление – двигательное оживление

С его помощью детки привлекают к себе внимание родителей

Как помочь развить ребенку рефлексы

Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:

  1. Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
  2. Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
  3. Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
  4. Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
  5. Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
  6. Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).

Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.

Хватательный рефлекс

Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Иногда ребенок так сильно захватывает ваш палец, что малыша удается приподнять, пока он не разожмет кулачок. (Проводите такой эксперимент только на мягкой поверхности, потому что ребенок не контролирует тот момент, когда отпустит вашу руку). Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые 2 месяца; к 3-му месяцу он ослабевает, а полугоду исчезает.

Строение рефлекторной дуги

Рефлекторную дугу двигательного рефлекса называют простейшей, так как она состоит всего лишь из двух нервных клеток или нейронов. Поэтому она также носит название двухнейронной. Проведение импульса обеспечивают следующие отделы рефлекторной дуги:

  • Первый нейрон является чувствительным, своим дендритом (коротким отростком) он тянется на периферические ткани, заканчиваясь рецептором. А его длинный отросток (аксон) тянется в другую сторону — к спинному мозгу, заходит в задние рога спинного мозга, а после в передние, образуя соединение (синапс) со следующим нейроном.
  • Второй нейрон называется двигательным, его аксон тянется из спинного мозга к скелетным мышцам, обеспечивая их сокращение в ответ на раздражитель. Соединение между нервом и мышечным волокном носит название нервно-мышечного синапса.

Именно благодаря передаче нервного импульса по рефлекторной дуге возможно существование спинальных двигательных рефлексов.

Примитивные рефлексы у новорожденных из группы высокого риска [ править ]

Термин « новорожденные с высоким риском» относится к новорожденным с высокой вероятностью смерти или заболеваемости, особенно в течение первого месяца после рождения. Новорожденные из группы высокого риска часто демонстрируют аномальные реакции примитивных рефлексов или совсем не реагируют на них. Реализация примитивных рефлексов у новорожденных из группы высокого риска часто будет варьироваться в зависимости от рефлекса (например, может присутствовать нормальный рефлекс Моро, в то время как рефлекс ходьбы отсутствует или ненормален). Нормальное выполнение примитивных рефлексов у новорожденных может быть связано с большей вероятностью иметь более высокие баллы по шкале Апгар , более высокую массу тела при рождении, более короткое время госпитализации после рождения и лучшее общее психическое состояние. [ необходима цитата ]

В перекрестном исследовании 2011 года по оценке примитивных рефлексов у 67 новорожденных из группы высокого риска использовался метод выборки для оценки реакций сосания, рефлексов Бабинского и Моро. Результаты исследования показали, что сосательный рефлекс выполнялся чаще всего (63,5%), за ним следуют рефлекс Бабинского (58,7%) и рефлекс Моро (42,9%). Исследование пришло к выводу, что у новорожденных из группы высокого риска чаще наблюдаются аномальные и отсутствующие реакции примитивных рефлексов, и что каждый рефлекс отличается в ответ.

Однако с появлением простых и эффективных методов, таких как метод неврологической оценки Амиэля Тисона , в качестве предиктора неврологических осложнений у новорожденных и младенцев из группы высокого риска, важность оценки примитивных рефлексов снижается.

Корневой рефлекс [ править ]

Рефлекс укоренения присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает примерно к четырем месяцам, так как постепенно попадает под добровольный контроль. Рефлекс укоренения помогает при кормлении грудью . Новорожденный младенец поворачивает голову ко всему, что касается его щеки или рта, ища объект, двигая головой по неуклонно уменьшающейся дуге, пока объект не будет найден. После того, как ребенок научится реагировать таким образом (при грудном вскармливании, примерно через три недели после рождения), ребенок будет двигаться прямо к объекту, не обыскивая его.

На что стоит обратить внимание?

Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком, именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.

Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.

Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.

Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.

Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.

Усиление

При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.

Что касается рефлекса автоматической ходьбы, то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.

Ослабление

У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.

Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.

Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.

Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).

Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития.

Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!

https://youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

Чем полезны (и полезны ли?) жареные семечки при беременности? Спросим у доктора!

Все о рентгене во время беременности расскажет эта статья.

Наверх

Желтуха (желтушка) новорожденных — чем опасна и насколько заразна?

Дакриоцистит новорожденных: лечить или «само пройдет»?

Шкала Апгар — пять критериев оценки здоровья новорожденного малыша

Кривошея у новорожденных. Основные симптомы и методы лечения

Коньюктивит у новорожденных: лечение и профилактика

Опрелости у новорожденных: как их предотвратить и чем лечить?

Гипертонус у новорожденных: не игнорируйте симптомы!

Физиологические рефлексы новорожденных и их значение

Диагностика ДЦП

Поскольку детский церебральный паралич – это собирательное понятие, точных диагностических критериев для него не существует. В большинстве случаев предварительный диагноз выставляется на основе имеющихся патологических изменений. Насторожить должны:

  • Низкий балл по шкале Апгар. Она используется сразу после родов для оценки частоты сердечных сокращений, дыхания, мышечного тонуса, рефлексов и цвета кожи младенца. Нормой считается 7-10 баллов, а тяжелыми отклонениями – 0-2 балла. 
  • Нарушение мышечного тонуса.
  • Патологическая моторная активность.
  • Задержка в психо-физическом развитии.

Для постановки окончательного диагноза могут проводиться следующие исследования:

  • Электромиография (ЭМГ). Позволяет измерить мышечный тонус и определить характер его изменений, отличить ДЦП от заболеваний периферической нервной системы, в том числе – миопатий и миастений.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ). При записи активности различных участков коры головного мозга отображаются ее аномалии, эпилептические очаги.
  • Исследование вызванных потенциалов. Позволяет оценить состояние зрительных и слуховых нервных путей, проводящих путей глубокой чувствительности (вибрационная чувствительность, чувство давления, мышечно-суставное чувство), изучить работу вегетативной нервной системы.
  • Ультрасонография головного мозга (УЗИ). Проводится через еще незаросшие роднички, которые окончательно закрываются в 1,5 года. Применяется для выявления структурных аномалий центральной нервной системы.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. Дает возможность изучить структурные особенности головного мозга, мозговых желудочков и выявить их морфологические изменения, пороки развития. 
  • Рентгенография тазобедренных суставов. Применяется с целью контроля развития этих суставов, выявления подвывиха и решения вопроса о необходимости хирургического лечения. 

Кто в группе риска?

К факторам, которые свидетельствуют о повышенном риске развития ДЦП во время беременности, относятся:

  • Многоплодная беременность и смерть одного из плодов.
  • Низкий вес при рождении – менее 2,5 кг.
  • Преждевременные роды (в срок до 28 недель). Чем раньше происходят роды, тем выше вероятность развития ДЦП.

Повышенный риск развития ДЦП во время родов связан со следующими факторами:

  • Тазовое предлежание плода.
  • Стремительные роды. 
  • Узкий таз матери.
  • Крупный плод.
  • Чрезмерно сильная родовая деятельность.
  • Затяжные роды.
  • Дискоординированная родовая деятельность.
  • Длительный безводный период перед родами.
  • Обвитие пуповиной.

Преждевременные роды повышают риск развития ДЦП у ребенка. Фото: wavebreakmedia_micro / freepik.com

Также вероятность развития детского церебрального паралича уже после родов повышается при наличии следующих заболеваний и нарушений:

  • Бактериальный менингит. 
  • Вирусный энцефалит. 
  • Тяжелая или нелеченая желтуха. 

Шемятовская Ольга Дмитриевна, невролог клиники DocMed:

«Причинами ДЦП может быть все, что оказывает негативное влияние на развивающийся мозг плода или новорожденного (преждевременные роды, задержка внутриутробного развития, многоплодная беременность, инфекции, асфиксия, нелеченый гипотиреоз матери, врожденные пороки развития, перинатальный инсульт). Часто конкретная причина не определяется.

Меры профилактики:

  • снижение вероятности преждевременных родов;
  • дородовое введение сульфата магния женщинам с риском преждевременных родов (снижает частоту и тяжесть ДЦП по результатам исследований);
  • пережатие пуповины не менее, чем через 30-60 секунд после рождения — у детей, которые не нуждаются в экстренных реанимационных мероприятиях (для снижения риска внутрижелудочкового кровоизлияния);
  • поддержание адекватной вентиляции (в том числе, вовремя начать ИВЛ);
  • своевременное и адекватное кормление;
  • контроль судорог;
  • лечение любых причин, ухудшающих состояние;
  • терапевтическая гипотермия (улучшает выживаемость и исходы для малышей с асфиксией)».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector