Асфиксия новорожденных

Вирджиния Апгар, которая придумала шкалу APGAR

Что такое шкала Апгар? Это простой, признанный во всем мире способ быстро оценить по десятибалльной шкале состояние новорожденного, чтобы понять, насколько малыш нуждается в экстренной помощи и, если новорожденных несколько, кому уделять первоочередное внимание и выявить необходимость реанимационных процедур. Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар

Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно «мужской территорией»

Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар. Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно «мужской территорией».

Уважаемая врач-анестезиолог, долго работавшая в акушерстве, и не думала вносить свою фамилию в анналы истории. Однако через 11 лет венгерский педиатр Йозеф Буттерфилд придумал удобное мнемоническое правило, привязав к каждой букве фамилии Apgar один из критериев оценки состояния новорожденного.

Фамилия Вирджинии оказалась удачным акронимом и для других европейских языков. В немецком это  Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe, в испанском — Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración. На русском языке удачного мнемонического правила не существует, так что нашим акушерам пришлось заучить пять критериев без всяких подсказок.

Показатели нормального состояния новорожденного в таблице

Шкала Апгара (новорожденных по данной методике начали оценивать еще в 1954 году) иллюстрирует, насколько только что появившийся на свет малыш готов к жизни вне утробы матери.

Так, абсолютно здоровому младенцу, готовому к началу самостоятельной жизнедеятельности, как правило, «присуждается» 9-10 баллов по Апгар (по 2 балла за каждый из критериев). Наиболее часто в последнее время встречается оценка 8-9, которая чаще всего складывается из-за пониженного тонуса конечностей у рождающихся современных детей.

Показатели нормального состояния новорожденного выглядят следующим образом:

Критерий/Балл по Апгар 0 баллов по Апгар 1 балл по Апгар 2 балла по Апгар
Равномерность и насыщенность цвета кожного покрова Белый или синий цвет кожи всего тела Розовый или красный цвет кожи всего тела, за исключением конечностей (обычно имеют синеватый оттенок) Розовый или красный цвет кожи всего тела, в том числе рук и ног
Работа сердечно — сосудистой системы (частота сердцебиения) Отсутствие сердцебиения Меньше 100 в мин. Больше 100 в мин.
Наличие и «живость» рефлексов Полное отсутствие реакции Слабовыраженные рефлексы Активные рефлексы в виде громкого крика, плача, чихания и так далее
Тонус мышечного корсета Полное отсутствие минимального напряжения в конечностях (ноги и руки вяло «свисают») Небольшое напряжение, выражающееся в редких легких сгибаниях ног или рук Активная смена положения рук и ног, «твердость» мышц спины
Зрелость дыхательной системы Отсутствие дыхания Прерывистое дыхание, отсутствие или тихий крик при рождении Легко прослушиваемое дыхание, громкий крик, плач при появлении на свет

Как «работает» шкала Апгар

Суммарные баллы по Апгар — один из трех основных параметров, который сообщают родителям малыша вместе с его весом и ростом. Причем, эти оценки выставляют сразу после появления ребенка на свет. Таким образом акушер делает вывод об общем состоянии новорожденного — требуется ли ему срочная помощь врачей. И если да, то в каком объеме и какая именно.

Согласно установленным правилам, ребенка по шкале Апгар проверяют, оценивая пять основных признаков. Джо Баттерфилд, педиатр из Америки, в 1962 году предложил обозначать их по первым буквам фамилии Вирджинии Апгар. Итак, какие критерии оцениваются?

  1. Appearance/skin color (оттенок кожных покровов). Кожа у ребенка может иметь разный оттенок — от бледного до ярко-розового. Акушер осматривает туловище малыша и его конечности, в ряде случаев белки глаз и слизистые рта. В идеале цвет кожи ребенка должен быть равномерным, приближен к розовому, с отсутствием синюшности на больших участках тела (на конечностях допускается).
  2. Pulse (сердечный ритм). Сердце младенца бьется чаще, чем у взрослого, — вплоть до 130-140 уд/мин. Если ребенок испытывал дефицит кислорода в утробе матери или непосредственно в период родов, вместе с другими жизненно важными показателями у него изменяется и пульс. Тревогу у врачей может вызывать частота сердечного ритма менее 100 уд/мин.
  3. Grimace/reflexes (рефлекторная возбудимость). Это реакция новорожденного на отсасывание слизи из верхних дыхательных путей. Кто-то из-малышей на эти манипуляции реагирует слабо — лишь гримасой на лице. А другие плачут, кашляют и чихают — как раз такой уровень рефлекторной возбудимости считается оптимальным для новорожденного. Эта реакция новорожденного на внешние раздражители — его самые первые рефлексы.
  4. Activity/muscle tone (тонус мышц). У младенцев повышен тонус конечностей, что считается нормой. Отсюда и поза новорожденного — голова наклонена к груди, кулачки сжаты, сами руки и ноги согнуты в локтях и коленях. Движения конечностями малыша должны быть пусть и хаотичными, но достаточно активными. Если врач наблюдает легкую степень сгибания рук и ног, баллы по шкале Апгар будут ниже.
  5. Respiration (частота дыхания). Новорожденный может совершать 40-45 дыхательных движений в минуту. При этом он еще и кричит. Если дыхание ребенка медленнее, чем положено по норме, и он издает звуки, больше напоминающие стоны, а не полноценный крик, оценки будут снижены.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

  • Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
  • Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
  • Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

  • веса малыша (два раза в день);
  • неврологического и соматического статуса;
  • объема употребляемой жидкости;
  • состава питания;
  • основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
  • лабораторных характеристик крови, мочи;
  • рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
  • ультразвукового исследования брюшной полости;
  • нейросонографии;
  • электрокардиограммы, эхокардиограммы.

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Показатели, оценивающиеся по шкале

Цвет кожи (Appearance)

Показатель оценивается визуально и характеризует полноценность кровообращения. В идеале младенец должен быть розоватым. Такое состояние равняется 2 баллам. Многие дети появляются на свет с красной или розовой кожей и синюшными конечностями.

Такой вариант параметра оценивается в 1 балл. Бледность или синюшный оттенок всех кожных покровов часто указывает на гемолитические заболевания, связанные с разрушением эритроцитов и оценивается в 0 баллов.

Частота сердцебиения (Pulse)

120-140 ударов в минуту – это нормальный пульс новорожденного. Такое состояние равняется отметке 2. При количестве ударов менее 100 раз в минуту акушер или неонатолог ставит 1 балл. При отсутствии пульса ребенок набирает 0 пунктов.

Рефлекторная реакция на стимуляцию (Grimace)

После отсасывания специальным катетером слизи из носовых проходов доктор анализирует реакцию ребенка. Младенец должен кричать, кашлять или, например, чихать. Также ответная реакция проявляется в виде хаотичных движений. Тогда ставится оценка 2. При вялых движениях неонатолог ставит 1 балл. Отсутствие рефлексов – 0 баллов.

Мышечный тонус (Activity)

Во время пребывания в утробе матери ребенок находится в небольшом пространстве. Из-за этого после рождения малыш активно машет и дергает ручками и ножками. Этот параметр свидетельствует о повышенной активности мышц и оценивается на 2.

При сниженном тонусе, когда отмечаются слабовыраженные сгибания, ставится отметка 1. При отсутствии движений, если конечности свободно свисают вдоль туловища, присваивают 0 баллов.

Дыхание и крик (Respiration)

После контакта с новой средой ребенок должен незамедлительно сделать первый вдох, который сопровождается криком. Громкий плач указывает на высокие адаптационные возможности организма в новой среде, а также помогает интенсивнее дышать.

Частота дыхания составляет 40-45 раз в минуту. Это 2 пункта. При неравномерном и поверхностном дыхании, слабом крике ставят оценку 1 балл. Асфиксия – это 0 баллов.

Как расшифровываются конкретные показатели?

Оценка состояния ребенка – волнительный момент для каждого родителя.

По завершении осмотра малыша врач сообщает результат матери. Получившееся после суммирования показателей по каждому оцениваемому критерию значение указывается через дробь, например 7/8. Это означает, что состояние малыша на первой минуте жизни было оценено в 7 баллов, а на пятой – в 8 баллов.

Чтобы уметь трактовать озвученный врачом результат, каждый родитель должен понимать, что значит то или иное число в системе Апгар.

Если малыш набрал больше 8 баллов

8 баллов по шкале Апгар – результат, который свидетельствует о том, что у младенца не выявлено патологических отклонений и ему не требуется осуществление лечебных мероприятий. Однако при этом нужно понимать, что 8 баллов – низший порог абсолютной нормы. При значениях 8/9, 9/9 и 9/10 ребенка выписывают домой. Оценка 10/10 по шкале Апгар указывает на идеальное здоровье младенца. В акушерской и неонатальной медицинской практике такой результат не встречается.

От 6 до 8 баллов

Такие оценки означают, что состояние малыша удовлетворительно, при этом явные патологии отсутствуют. Несмотря на то, что при значениях 6, 7 или 8 баллов наблюдение врачей не требуется, необходимо внимательно отслеживать дальнейшее развитие крохи. В педиатрической медицинской практике такой диапазон значений считается пограничным. В такой ситуации родителям не стоит волноваться, однако младенцы, состояние которых было оценено в 6–8 баллов, находятся в группе риска по развитию каких-либо патологий.

От 4 до 6 баллов


Эти значения в педиатрии трактуются как показатели ниже среднего. Если состояние новорожденного было оценено в 4, 5 или 6 баллов, ему необходимо наблюдение врача на протяжении минимум 5 дней. В ряде случаев малышам с такими показателями требуется медицинская помощь. Ребенка выписывают из родильного дома только после того, как угроза его здоровью исчезнет, а врач будет уверен в стабильности функционирования всех внутренних органов и систем. При этом малышу могут назначить консультацию невропатолога.

От 2 до 3 баллов

Такие результаты указывают на серьезные нарушения в развитии ребенка и требуют принятия немедленных реанимационных или других лечебных мер. При оценке в 2–3 балла у малышей нередко диагностируется гипоксия. Такие дети помещаются в кювез и дышат с помощью специального аппарата. Выписывают младенцев только после нормализации показателей работы жизненно важных органов и стойкого улучшения самочувствия.

Менее 2 баллов

Такой низкий результат возможен при:

  • рождении ребенка раньше акушерского срока;
  • гипоксии или асфиксии плода во время нахождения в утробе матери или при прохождении по родовым путям;
  • незначительном проявлении только одного из пяти критериев оценки.


Если состояние новорожденного было оценено менее чем в 2 балла, для предотвращения его гибели проводятся следующие реанимационные процедуры:

  • искусственная вентиляция легких;
  • помещение ребенка под специальную согревающую лампу или в камеру с определенными температурными условиями;
  • переливание крови.

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.


Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.


Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

Как влияют показатели по Апгар на дальнейшее развитие ребенка

Оценка, которую ребенок получает по шкале Апгар, лишь косвенно влияет на дальнейшее самочувствие и развитие. Так, у детей, получивших до 3 баллов при рождении, могут наблюдаться симптомы и последствия гипоксии мозга от легких до тяжелых: периодические головные боли, нарушение мозгового кровообращения, задержки развития и другие. У таких деток повышен риск внезапной детской смерти. В большинстве же случаев то, сколько баллов наберет ребенок при рождении, никак не влияет на его дальнейшую судьбу, если речь не идет о врожденных патологиях или приобретенных в процессе родов.

Интересно: Даже если реанимационные мероприятия не проводятся, вторая оценка по шкале Апгар бывает, как правило, выше первой. Это связано с тем, что новорожденные адаптируется к жизни вне организма матери. Ребенок дышит, ткани насыщаются кислородом, и тело приобретает розовый оттенок, движения становятся более активными, а реакции на раздражения более выраженными. Это значит, что к пятой минуте ребенок наберет еще парочку баллов.

Трактовка результатов

Шкала Апгар создана для медперсонала. Целью ее является быстрое определение детей, нуждающихся в немедленной помощи или постоянном наблюдении.

Анализ проводят на первых пяти минутах жизни новорожденного ребенка. В случае низкого балла возможно повторное проведение тестирования – это называется динамикой оценочных показателей.

Анализ повторяют каждые пять минут, пока состояние ребенка не поднимется до 7 баллов.

Если итоговое количество баллов меньше трех, это говорит о критическом состоянии младенца. Количество баллов от 7 и выше считается нормальным состоянием.

За малышом, набравшим пять баллов по Апгар, следить нужно тщательнее, чем за ребенком, результат которого 7–10 баллов.

Новорожденный, получивший в первую минуту 5 или 6 баллов, но через три минуты повысивший этот показатель до 7–10, становится стабильным и не нуждается больше в непрестанном наблюдении.

Кроха, родившийся с 6 баллами и не исправивший больше свой показатель, нуждается в тщательном уходе и наблюдении. Малышей с максимально возможными десятью баллами встретить почти невозможно. Самые популярные оценки – 7 и 8.

В некоторых случаях возможен повтор тестирования на 10 минуте жизни ребенка. Такое практикуется, если первоначальный показатель шкалы очень низкий.

В большинстве случаев низкие баллы существенно вырастают на 10 и даже 20 минуте жизни.

Что означают оценки:

10–7 баллов. Состояние новорожденного отличное или хорошее. Никакого особенного ухода и наблюдения не нужно;

6–4 балла. Состояние ребенка удовлетворительное. Может потребоваться дополнительное наблюдение, реанимационные манипуляции;

3–0 баллов. Состояние критическое, существует угроза жизни, возможны внушительные отклонения от нормального состояния ребенка. Необходима немедленная помощь реанимационной бригады.

Показатели

По шкале Апгар оценивают такие критерии:

  1. Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).
  2. Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120-140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.
  3. Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла.
  4. Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.
  5. Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40-45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка , именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.

Расшифровка шкалы Апгар

Оценка состояния новорожденного помогает медикам в случае необходимость быстро принять меры по жизнеобеспечению ребенка:

От 0 до 2-х баллов.

Жизнеспособность ребенка находится под угрозой. Требуются незамедлительные реанимационные мероприятия.

При оказании своевременной профессиональной помощи младенец показывает лучший результат по Апгар через 5 и 10 минут после рождения.

Впоследствии малышу понадобится более тщательный уход и наблюдение. Однако считается, что и «двоечники» в дальнейшем способны стать физически крепкими и умненькими детками.

3-4.

Так оценивают обычно недоношенных деток

Если на 5-й минуте состояние не улучшается, требуется реанимация, а также особое внимание и уход в первые недели жизни

5-6.

Состояние новорожденного считают удовлетворительным. Ребенку потребуется внимательное наблюдение со стороны медиков в первую неделю жизни.

Если состояние на 5-й минуте жизни улучшилось до 7-8 баллов по шкале Апгар, то пребывание в реанимации не требуется.

7-9.

Оптимизированная оценка жизнеспособности ребенка. Малыш хорошо перенес роды, не входит в группу риска. Врачи следят лишь за тем, чтобы наладился процесс кормления и набора веса.

Если у мамы достаточно молока и ребенок прибавляет  в весе, то его состоянию ничто не угрожает.

10 баллов.

Высшая оценка по шкале Апгар. При естественных родах ребенок редко получает высший балл по всем показателям.

Оценка по шкале Апгар 9/9 считается отличным результатом. Русские врачи не ставят 10 попросту, чтобы не сглазить. В отчетах иностранных акушеров чаще можно встретить цифру 10.

Считается, что у «кесарят» при равных условиях беременности оценка по Апгар может быть выше, поскольку им не пришлось пережить стресс, связанный с прохождением через родовые пути.

Расшифровываем результаты, или что значит оценка Апгар

Все мамы верят в то, что их детки самые лучшие. Именно поэтому у многих из них, если не у всех, назревает вопрос: «А почему не 10 по Апгар?» По словам медиков, самый высокий балл, который можно набрать на подобном экзамене, ставится лишь в 10 – 15% случаев из 100%!

Во-первых, потому что сами врачи – народ осторожный и предусмотрительный. А, во-вторых, потому что все зависит не только от них, но и от мамы. От того, какой образ жизни она ведет во время беременности и слушается ли медиков непосредственно во время родов.

Тем не менее, как бы там ни было, но если крохе поставили:

от 7 до 10 баллов по шкале Апгар – это уже повод вздохнуть с облегчением. Иными словами, врачи признали, что ребенок жизнеспособен и не нуждается ни в каком интенсивном уходе;

от 4 до 6 баллов – не стоит волноваться! Состояние новорожденного удовлетворительное

Хотя, возможно, на начальном этапе ему потребуются какие-то реанимационные процедуры;

меньше 4 баллов – такой результат означает, что малыш нуждается в немедленных реанимационных процедурах в условиях стационара;

от 0 до 2 баллов – важно поговорить с врачом. Такие оценки ставятся детям с тяжелыми родовыми травмами, с серьезными поражениями ЦНС, при которых реанимации в условиях перинатального центра не избежать

Также их выставляют мертворожденным детям.

Кроме того, бывают ситуации, когда малыш получает:

  • в сумме за 2 этапа (на 1 минуте и на 5 минуте) меньше 7 баллов – это значит, что медики будут проводить дополнительное оценивание каждые 5 минут еще как минимум 4 раза для того, чтобы яснее увидеть общую картину;
  • 5 – 6 баллов в первую минуту своей жизни и 7 – 10 баллов уже через 5 минут – это повод успокоиться. Его наверняка переведут в разряд детей, которые не нуждаются в дополнительном уходе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector