Что делать, если ребенок боится чужих людей?

Когда проявляется боязнь чужих людей?

Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.

Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.

Признаки страха

Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:

  • общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
  • внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
  • потеря ориентации в пространстве, растерянность;
  • расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
  • жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.

Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе

Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога

Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!

Основные формы детских страхов

Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.

От 0 до 1,5

Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.

Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».

От 1 до 4

Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.

В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.

Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.

От 3 до 6

В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.

От 5 до 8

Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).

К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.

Иные причины негативного поведения

В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:

Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
Подражание интровертным родителям.
Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение

Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть страх

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, необходимо:

— Обеспечить ему чувство полной защищенности и безопасности.

Главный человек в жизни ребенка — мама. Если она спокойна, счастлива, уверена в завтрашнем дне, правильно взаимодействует с малышом, то он чувствует себя в безопасности и гармонично развивается.

Разобравшись в себе, в особенностях своей психики, мама начинает излучать спокойствие и уверенность, превращается в доблестного рыцаря, способного победить любой детский страх.

— Знать индивидуальные психологические особенности ребенка (векторы).

Глубоко понимая внутреннюю природу ребенка, родители могут правильно выстраивать общение с ним, согласно врожденным свойствам его души. Например, направить фантазию зрительного малыша в мирное русло, записав его в кружок рисования, декламации или театрального мастерства.

— Строить крепкие эмоциональные связи между всеми членами семьи и, конечно, с детьми. Обо всем говорить друг с другом, делиться впечатлениями, переживаниями, опасениями, доверять и поддерживать.

— Читать с детьми правильные книги. Категорически избегать каннибалистических и других пугающих сюжетов

Особенно важно оберегать от такой литературы впечатлительных деток со зрительным вектором, потому что именно они получают от ее чтения самую настоящую психическую травму. Выбирать произведения на сострадание

Переживая за героев, ребенок учится чувствовать других, не зацикливаясь на себе. Когда сердце полно любви, в нем нет места страху.

Все эти рекомендации не только помогают справиться с детскими страхами, но и являются идеальной профилактикой многих других психологических проблем.

Дорогие родители, помогите вашему ребенку избавиться от ночных кошмаров и злых монстров, от бессонницы и истерик, от тревоги и беспокойства! Вам это по силам!

Читайте отзывы тех, кому уже удалось вырвать своих малышей из липких лап страха:

Подробную информацию об индивидуальных особенностях психики взрослых и детей, гармоничных методах воспитания с учетом личных качеств каждого ребенка, победе над страхами, фобиями, истериками, паническими атаками вы можете найти на портале https://www.yburlan.ru/ в разделах Библиотека и ВИО, а также на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана.

Стремление к идеалу

Опасность представляют попытки самостоятельно принять меры по устранению мнимого дефекта. Люди, страдающие «от избыточной массы тела», садятся на диеты. Вместо рационального диетического режима выбирают изматывающие, быстродействующие методы. Результатом становится анорексия или булимия.

Увлечение спортом приводит к спортивной аддикции. Стремящиеся получить идеальное тело люди злоупотребляют физическими нагрузками, доводят себя до состояния, когда спорт превращается в наркотик. Пропуская тренировку, нервничают, переживают, что обрастут жиром. Проблема в том, что самые интенсивные тренировки не вызывают у них чувство удовлетворения, ведь постоянно находится часть тела, которую нужно отточить.

Дисморфофобия, помимо желания убрать лишний вес, может сопровождаться убежденностью в излишней худобе. Тогда спортивная зависимость выражается стремлением нарастить мышечную массу. Больные увлекаются бесконтрольным употреблением спортивного питания, вставляют в мышцы имплантаты.

Особое внимание уделяется пластической хирургии. Дисморфофобы увлеченно разыскивают информацию о клиниках пластической хирургии, о ее методах, начинают копить средства на операцию

Но часто им отказывают в проведении операции в связи с отсутствием показаний. Если хирургическое вмешательство было произведено, то больные часто остаются недовольны его исходом. По их мнению, дефект устранен не полностью и все равно остается заметным. Если же изъян удается скорректировать, то находится новый.

Если больных занимает не пластика, тогда косметические процедуры: уколы красоты, подтяжка лица, коррекция бровей, ресниц в преувеличенном количестве.

Крайней точкой становится попытка самолечения. Нередко дисморфофобию так и называют «синдром Ван Гога» (об этом было сказано выше). Однако здесь речь уже идет о дисморфомании, когда идеи о дефекте приобретают сверхценный характер, достигая уровня бреда.

Так вот, Ван Гог отрезал себе ухо с помощью опасной бритвы. Завернув его в газетку, пошел в бордель предъявить улику знакомой проститутке и снять напряжение. Такую историю поведал полицию его друг, художник Гоген. То, что произошло с Ван Гогом, называют дисморфоманическим бредом. Он становится проявлением другого психического расстройства, доминирующего над личностью. В случае с Ван Гогом это могла быть шизофрения или эпилептический психоз – достоверно неизвестно.

Убежденность о своем уродстве настолько ужасает, что требует немедленного избавления от дефекта. И в данном случае все методы хороши: ампутации, прижигания, иссечения «испорченных» органов. Желание действует как импульс. Больной в один момент членовредительствует, не задумываясь, как будто неведомая сила подталкивает его. Никами уговорами его остановить невозможно.

Повелевающие (императивные) галлюцинации при дисморфомании также способны заставить больного совершить над собой подобную экзекуцию.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Лечение норовирусной инфекции

От норовируса нет специального лекарства. Скорее всего, даже без вмешательства врача ваш организм сам справится с болезнью за несколько дней

Крайне важно при этом много пить. При необходимости можно принять парацетамол, чтобы сбить температуру и снять боль и ломоту. Ешьте легкоусвояемую пищу — суп, рис, макароны и хлеб

Маленьких детей нужно кормить так же, как раньше. Чтобы снизить вероятность заражения других людей, регулярно мойте руки и не выходите из дома в первые 48 часов после того, как прошли симптомы

Ешьте легкоусвояемую пищу — суп, рис, макароны и хлеб. Маленьких детей нужно кормить так же, как раньше. Чтобы снизить вероятность заражения других людей, регулярно мойте руки и не выходите из дома в первые 48 часов после того, как прошли симптомы.

Крайне важно слушать, что говорит ребенок во время болезни. Например, ему может быть удобнее лежать на диване под покрывалом или одеялом, чем в постели. Примите следующие меры:

Примите следующие меры:

  • убедитесь, что в помещении свежий воздух, но нет сквозняков — если будет слишком жарко, вероятно, что ребенку будет хуже;
  • давайте ему обильное питье — в первые несколько дней у него может не быть аппетита;
  • пусть ребенок много отдыхает — скажите ему, чтобы он дремал, когда захочется.

Обильное питье особенно важно для маленьких детей и пожилых людей, так как они более подвержены обезвоживанию. Потребуется помощь врача, если у них появятся признаки обезвоживания, такие как головная боль и головокружение. Если вы заразились кишечным гриппом, необходимо пить сверх обычной суточной нормы, чтобы восполнять запасы потерянной жидкости из-за рвоты и поноса

Можно пить воду, фруктовые соки и нектары. Если вам сложно удержать жидкость в организме, попробуйте пить часто и по чуть-чуть, чтобы избежать обезвоживания

Если вы заразились кишечным гриппом, необходимо пить сверх обычной суточной нормы, чтобы восполнять запасы потерянной жидкости из-за рвоты и поноса. Можно пить воду, фруктовые соки и нектары. Если вам сложно удержать жидкость в организме, попробуйте пить часто и по чуть-чуть, чтобы избежать обезвоживания.

Младенцам и маленьким детям нужно регулярно давать пить несколько глотков воды, даже если их тошнит. Лучше немного жидкости, чем вообще ничего. Не давайте фруктовый сок и газированные напитки детям до пяти лет, так как от этого понос может усилиться.

Если вы боитесь, что у вас будет обезвоживание, ваш терапевт или фармацевт может порекомендовать вам пить специальные напитки для регидратации (восстановления водно-солевого баланса).

В аптеках продаются пакетики с порошком для регидратации, который добавляется в воду (следуйте инструкциям на упаковке). Напитки для регидратации помогают восстановить баланс воды, солей и сахара в организме. Не все напитки для регидратации подходят детям. Выясните у врача или фармацевта, что можно давать детям.

Следует немедленно обратиться за медицинской помощью, если ваши симптомы не проходят в течение более четырех дней или при симптомах сильного обезвоживания.

Чего боятся дети

Тема детских страхов очень актуальна, и ученые постоянно проводят исследования на эту тему. Если объединить всё, чего бояться дети в группы, то их получится достаточно много, больше 30. Более 90% страхов мы испытываем в возрасте 4-5,5 лет. В этот период формируется центральная нервная система и максимально прорабатывается эмоциональная сфера.

Самый сильный страх – боязнь темноты. Если ребенок боится темноты, не стоит убеждать его в том, что ничего страшного в темной комнате нет. Поверьте, ему реально страшно. Он видит и слышит больше, чем взрослые. И еще столько же додумывает. Его фантазия и воображение рисуют действительно ужасающие картинки. Поэтому самый просто способ избавить ребенка от боязни темноты – позволить ему включить свет. Это не будет длиться долго, если вы окружите его любовью и поможете пережить этот период.

Страх одиночества не менее сильный, чем боязнь темноты. Все дети проходят через период, когда в момент исчезновения мамы из поля зрения, у них начинается настоящая паника. Не пытайтесь приучить ребенка к самостоятельности насильно, всему свое время. Если ребенок боится спать один и ему комфортно с вами, не торопите события, не отдаляйтесь от него. И не спешите приучать его к самостоятельному засыпанию, если ребенок боится оставаться один в комнате или просыпается по ночам и плачет. Он точно не будет ходить за вами хвостиком до пенсии и не станет спасть с вами до школы. Рано или поздно у него появятся другие интересы, и ему уже не будет так страшно без вашего присутствия. Поэтому наслаждайтесь этим моментом, когда вы центр вселенной, этот период так мимолетен.

Виды фобий

Боязнь определенных ситуаций

Сюда относятся сильнейшие негативные переживания от предвкушения или пребывания в какой-либо ситуации. Такие фобии обычно появляются после испытания сильного страха в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь каких-либо видов транспорта (самолетов, кораблей, поездов и др.), закрытых или открытых пространств, а также страх одиночества и т.д.

Социофобии

Здесь собраны все страхи, связанные с патологическим ужасом перед пребыванием на глазах у других людей: боязнь выступления на публике, незнакомого общества, экзаменов, большого скопления людей и прочее.

Боязнь людей

Необъяснимый ужас могут вызывать люди определенной профессии, национальности, статуса, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, возраста, внешности и т.д.

Страх болезни (нозофобия)

Любой здравомыслящий человек избегает болезней, поддерживая здоровый образ жизни, вовремя принимая предписанные витамины и лекарства, однако у некоторых забота о своем самочувствии переходит разумные границы и перерастает в иррациональную погоню за здоровьем. Все больше людей в наше время подвержены страху онкологических заболеваний (канцерофобия).

Танатофобия

— страх смерти. Наверное, все мы в какой-то степени боимся умереть, но танатофобы испытывают постоянную панику и тревогу, что провоцирует у них возникновение неврозов и затяжных депрессий.

Страх состояний

Любой человек испытывает различные эмоции и понимает, что эти переживания естественны. Некоторые же настолько страшатся оказаться в определенном состоянии (обнищать, обанкротиться, разбогатеть), что переживают панические атаки. Сюда же относятся боязнь испытать определенные эмоции, страх старости, неудач и др.

Боязнь действий

Предвкушение или выполнение какого-то действия влечет за собой необъяснимый страх. Это может быть боязнь танцевать, петь, готовить еду, учиться, выступать и многое другое.

Страх мест

Мы часто избегаем определенных мест, в которых когда-то довелось пережить негативные эмоции (морг, ночное кладбище). Люди же, подверженные этой группе фобий, от одной мысли о каком-то месте (лифт, крыша, церковь, театр) могут пережить ужас и головокружение.

Боязнь веществ

Человек с таким нарушением испытывает неконтролируемую панику на грани безумия при упоминании или виде какого-то вещества. Наиболее распространенные фобии этого вида – метилофобия (страх алкоголя), фармакофобия (страх лекарственных препаратов), аматофобия (боязнь грязи) и цибофобия (страх пищи).

Страх предметов

Боязнь конкретных предметов часто возникает после имевших место в жизни негативных ситуаций с этими объектами (страх острых предметов, зеркал, оружия и т.д.). Кроме этого, к этому виду фобий относят и страх перед определенным цветом, размером или формой предметов.

Зоофобия

Достаточно большая группа ужаса перед определенным видом животных. У любого человека есть страх перед дикими или агрессивными представителями животного мира, но вряд ли мы испытываем ужас в зоопарке или от одной мысли об определенном звере.

Боязнь мистики

Многие уходят в мир мистики, не найдя себя в обычной реальной жизни. Страх пред совершением греха, Божьей кары, боязнь магов, колдунов, святых мест – только малая часть благодатной мистической почвы для появления фобий.

Страх природных явлений

Ужас и беспомощность, испытываемые перед разрушительными явлениями природы считается результатом генетической памяти. Цунами, землетрясения, ураганы действительно опасны, и до сих пор человек не научился полностью справляться с ними. Однако существует огромное количество фобий, связанных с вполне обычными и безопасными явлениями: ветер, снег, туман, луна, солнечный свет, вода и так далее.

Это далеко не полная классификация фобических расстройств, поскольку панику и страх человек может испытывать перед любыми предметами или явлениями, не только существующими в жизни, но даже воображаемыми.

Опытные психотерапевты помогут справиться с любыми видами фобий, главное, не стесняться своей проблемы и вовремя обращаться за профессиональной помощью.

Почему разные дети боятся по-разному?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

образа жизни семьи

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.

поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Почему малыш боится?

Что же такое происходит с малышом, что он вдруг начинает бояться посторонних? Причин возникновения этого страха несколько:

Причина 1

Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы. Причём ничуть не меньше, чем приход вовсе незнакомого человека. Стоит маме значительно изменить свой образ — и кроха уже не сразу узнаёт её и даже сторонится. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к «новой» маме.

Причина 2

Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.

Причина 3

Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения

Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите

Где можно «подцепить» инфекцию?

Происходит контакт с ротавирусом обычно в местах скопления людей и детей:

  • различные развлекательные центры;
  • игровые комнаты;
  • детские площадки;
  • детские кафе;
  • дошкольные развивающие центры, куда молодые мамочки часто водят малышей для подготовки к садику и школе.

Подобные места зачастую становятся очагом всевозможных инфекций, и в том числе ротавируса, который легко передается при малейшем контакте с носителем при использовании одних и тех же игрушек, посуды, через дверные ручки и поручни, а также при общении по воздуху. Места с массовым скоплением народа – рассадник самых разнообразных патогенов (ОРВИ, грипп, ветрянка), о которых мамам малышей и школьников знать обязательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector