Что делать, если ваш ребенок всего боится

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Насекомые-приспособленцы

Общеизвестно, что некоторые насекомые являются приспособленцами, которые живут за счет человека.  Бабочка может и сама по себе, а вот тараканы или комары пользуются нами.

Мальчик рассматривает бабочку

«А, таракан, бей его» — вполне естественная реакция любого человека. Безусловно, таракану не рады ни в одном доме. Увидев это «чудовище», хочется взять тапочек или газету и прихлопнуть его.  Но при этом не стоит громко кричать.  А еще лучше заниматься расправой с этим насекомых без ребенка.  Это же ведь убийство живого существа, пусть даже и вредителя.  Ребенку не следует это видеть. Сохраняйте спокойствие, не выпускайте наружу свои эмоции и не  показывайте свое враждебное отношение малышу.

Разновидности тревожно-фобического расстройства

В настоящее время исследовано более пятисот фобий. Специалисты поделили их на три обширных группы: специфические (простые), социальные фобии, агорафобия.

Простые фобии

К ним относят страх перед действием, ситуацией, объектом. Это может быть боязнь темноты, определенных животных (собак, пауков, змей, насекомых), отверстий, авиаперелетов, темноты, закрытого пространства, крови, высоты, болезней и т.д.

Как правило, такие нелепые страхи развиваются у маленького ребенка в тот период, когда он начинает познавать мир. У некоторых людей они пропадают в процессе взросления, а у других – остаются на всю оставшуюся жизнь.

Социальные фобии

Страдающие ими люди боятся внимания со стороны и негативной оценки того, что они делают. Поэтому такие индивиды стараются избегать публичных выступлений, нахождения в обществе, вечеринок, людных мест, ответов у доски в школе или вузе, звонков незнакомым абонентам и т. п. Развивается такая фобия обычно в подростковый период.

Социофобы опасаются, что посторонним они будут казаться нелепыми, неадекватными, странными. Беспокоит их и собственная реакция на тревожность: дрожание голоса, покраснение лица, дрожание рук, тошнота.

Агорафобии

Это боязнь оказаться в ситуации, из которой трудно выбраться или где помощь не может быть оказана своевременно. Проявляется она у людей после 20 лет.

Агарофобы боятся ходить в магазин, театр, кино, ездить в общественном транспорте, автомобиле и лифте, оставаться одни в квартире, находится вдали от дома, на открытых пространствах. Прогрессируя, расстройство расширяет свои границы, то есть, тревожных ситуаций становится все больше, и в итоге человек, стараясь избежать их, становится затворником.

Кроме фобий, к тревожно-фобическим расстройствам относят патологии, имеющие яркую поведенческую и когнитивную симптоматику, с сильно выраженной реакцией организма на страх.

  • панические атаки;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • приступы по типу синдрома Да Косты.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Разновидности инсектофобии

В психологии существует целый список названий различных проявлений боязни насекомых. Перечислим самые известные из них:

  • акарафобия, скабиофобия – боязнь клещей;
  • апиофобия – боязнь пчел, ос, шмелей, шершней;
  • миллиподафобия – боязнь многоножек;
  • арахнофобия – боязнь пауков и паукообразных;
  • диптерофобия – боязнь мух;
  • изоптерофобия – боязнь термитов и им подобных;
  • книдофобия – боязнь различных жалящих насекомых;
  • мирмекофобия – боязнь муравьев;
  • сколецифобия – боязнь червей и личинок;
  • паразитофобия – боязнь паразитов;
  • фтириофобия – боязнь вшей.

Существует также боязнь комаров, которой пока еще не придумали отдельного названия.

Первая помощь при панической атаке у ребенка

Успокоить ребенка спокойным тоном и объяснить в максимально доступной форме, что с ним происходит. Дать понять, что скоро это состояние пройдет и не нанесет ему никакого вреда. Создать максимально комфортную обстановку вокруг: устранить провоцирующий фактор (если это возможно), нормализовать температурный режим, обеспечить доступ свежего воздуха, снять неудобную одежду и пр. Если есть возможность, то следует умыть ребенка очень теплой/холодной водой или дать ему подержать руки под струей воды необходимой температуры. Температура воды в этих случаях определяется состоянием ребенка по принципу «наоборот» – если ему жарко, то она должна быть холодной и наоборот. Попытаться помочь ребенку выполнить дыхательные упражнения для успокоения

Дышать он должен ровно и выдох должен быть несколько удлиненным: вдох на два счета, выдох на 3 счета и задержка дыхания на 1 счет. Посоветовать ребенку не фиксировать внимание на тех ощущениях, которые испытываются им на физическом уровне. Для этого можно отвлечь его другой интересной для него темой, задать вопрос о ком-то из близких

Более взрослый ребенок, оказавшийся без сопровождения, может попытаться повторить про себя считалочку, стихотворение или поговорить с родственниками по телефону. При сильной панике дать принять рекомендованное специалистом седативное средство (например, экстракт валерьяны, Персен, препарат на основе брома и пр.). Посоветовать ребенку заняться чем-то: сложить в стопку книги, пересчитать деревья вокруг, понаблюдать за рыбками в аквариуме и т. п. Ни в коем случае не кричать на ребенка во время приступа и не ругать его за возникшее состояние. При беседе с ним тон голоса должен оставаться максимально спокойным, уравновешенным и уверенным.

Когда пора насторожиться?

Бывают страхи и другого рода — невротические, справиться с которыми могут только специалисты. В их основании лежат как особенности психики ребенка, так и условия его жизни, разного рода психические потрясения и травмы, конфликты и разногласия в семье, школьные проблемы…

Невротические страхи можно узнать по большей эмоциональной насыщенности и интенсивности, длительному течению, устойчивости. Самое негативное их последствие — это неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Не справляясь с внутренней тревогой, ребенок начинает избегать не только того, что его когда-то напугало, но и всего нового, незнакомого.

Говоря о страхах, часто употребляют еще один термин — фобии. Если страх — нормальная защитная психическая реакция, основанная на инстинкте самосохранения, то, говоря о фобиях, психологи имеют в виду реакцию, не соответствующую причине. Например, человек боится оставаться один в закрытом помещении, хотя никакой опасности нет. Таких фобий психологи знают немало: примерно 360 видов, которым подвержены около 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или другую фобию пережил каждый четвертый ребенок на Земле.

Специалисты выделяют два вида фобий: социальные, связанные с жизнью человека в обществе (боязнь публичных выступлений, массовых собраний…), они присущи в той или иной степени многим взрослым и детям. Есть и специфические фобии (боязнь замкнутого пространства, определенных предметов, болезней). Например, ребенок боится наступать на трещинки на асфальте. Это может оказаться игрой или подражанием, но родителям не помешает чуть внимательнее присмотреться к поведению малыша.

К сожалению, дети, страдающие разного рода фобиями и невротическими страхами, не всегда полагаются на защиту, любовь и поддержку взрослых. Они слишком часто слышат: «Что за детский лепет? Тебе не стыдно?»

Безразличие взрослых не помогает малышу справиться со страхом.

Важно не забывать, что отсутствие всяких страхов (готовность прыгнуть с любой высоты, перебежать дорогу перед машиной…) — такой же повод для беспокойства, как и их наличие. Полное отсутствие страха может указывать на пониженную эмоциональность ребенка, снижение чувства самосохранения

Другие причины возникновения инсектофобии

Помимо рассмотренных выше, выделяют еще несколько факторов, провоцирующих паническую боязнь насекомых.

  • Родители запрещали ребенку трогать насекомых, пугали его рассказами о болезненных укусах и страшных болезнях, переносчиками которых они могут являться. В результате ребенку начинает казаться, что это очень опасные существа, которых нужно бояться.
  • Фильмы ужасов, где показываются огромные страшные насекомые, которые нападают на людей.
  • Повышенная впечатлительность у некоторых людей, которые, наслушавшись рассказов о том, как кого-то покусали насекомые, начинают и сами их бояться.

Симптомы патологии

Следует знать первые признаки заикания, чтобы вовремя обратиться к врачу.

  • Ребенок внезапно замолкает и может не говорить от нескольких часов до суток. Потом начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться к специалисту в период, пока малыш не начал снова разговаривать, можно избежать заикания.
  • Повторение первых слогов, слов в начале фразы.
  • Остановки в середине слова или фразы.
  • Включение лишних звуков (и, а) перед некоторыми словами.
  • Трудности с началом разговора.

Симптомами заикания у детей являются:

  • Спотыкание на звуке или слоге из-за спазма речевого аппарата (м-м-м-м-мама, ма-ма-машинка).
  • Длинные паузы между звуками, растягивание (ма…..льчик).
  • Появление нервного тика, нарушение сна, аппетита, пищеварения, может проявиться энурез.
  • Повышенная слезливость, нервность, агрессивность. Если не получается выговорить слово, ребенок переживает, может заплакать.
  • Склонность к замыканию в себе, сложности в общении, боязнь насмешек.

При обнаружении симптоматики необходимо выяснить причину патологии и найти способ, как избавить ребенка от заикания.

Виды фобий

Боязнь определенных ситуаций

Сюда относятся сильнейшие негативные переживания от предвкушения или пребывания в какой-либо ситуации. Такие фобии обычно появляются после испытания сильного страха в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь каких-либо видов транспорта (самолетов, кораблей, поездов и др.), закрытых или открытых пространств, а также страх одиночества и т.д.

Социофобии

Здесь собраны все страхи, связанные с патологическим ужасом перед пребыванием на глазах у других людей: боязнь выступления на публике, незнакомого общества, экзаменов, большого скопления людей и прочее.

Боязнь людей

Необъяснимый ужас могут вызывать люди определенной профессии, национальности, статуса, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, возраста, внешности и т.д.

Страх болезни (нозофобия)

Любой здравомыслящий человек избегает болезней, поддерживая здоровый образ жизни, вовремя принимая предписанные витамины и лекарства, однако у некоторых забота о своем самочувствии переходит разумные границы и перерастает в иррациональную погоню за здоровьем. Все больше людей в наше время подвержены страху онкологических заболеваний (канцерофобия).

Танатофобия

— страх смерти. Наверное, все мы в какой-то степени боимся умереть, но танатофобы испытывают постоянную панику и тревогу, что провоцирует у них возникновение неврозов и затяжных депрессий.

Страх состояний

Любой человек испытывает различные эмоции и понимает, что эти переживания естественны. Некоторые же настолько страшатся оказаться в определенном состоянии (обнищать, обанкротиться, разбогатеть), что переживают панические атаки. Сюда же относятся боязнь испытать определенные эмоции, страх старости, неудач и др.

Боязнь действий

Предвкушение или выполнение какого-то действия влечет за собой необъяснимый страх. Это может быть боязнь танцевать, петь, готовить еду, учиться, выступать и многое другое.

Страх мест

Мы часто избегаем определенных мест, в которых когда-то довелось пережить негативные эмоции (морг, ночное кладбище). Люди же, подверженные этой группе фобий, от одной мысли о каком-то месте (лифт, крыша, церковь, театр) могут пережить ужас и головокружение.

Боязнь веществ

Человек с таким нарушением испытывает неконтролируемую панику на грани безумия при упоминании или виде какого-то вещества. Наиболее распространенные фобии этого вида – метилофобия (страх алкоголя), фармакофобия (страх лекарственных препаратов), аматофобия (боязнь грязи) и цибофобия (страх пищи).

Страх предметов

Боязнь конкретных предметов часто возникает после имевших место в жизни негативных ситуаций с этими объектами (страх острых предметов, зеркал, оружия и т.д.). Кроме этого, к этому виду фобий относят и страх перед определенным цветом, размером или формой предметов.

Зоофобия

Достаточно большая группа ужаса перед определенным видом животных. У любого человека есть страх перед дикими или агрессивными представителями животного мира, но вряд ли мы испытываем ужас в зоопарке или от одной мысли об определенном звере.

Боязнь мистики

Многие уходят в мир мистики, не найдя себя в обычной реальной жизни. Страх пред совершением греха, Божьей кары, боязнь магов, колдунов, святых мест – только малая часть благодатной мистической почвы для появления фобий.

Страх природных явлений

Ужас и беспомощность, испытываемые перед разрушительными явлениями природы считается результатом генетической памяти. Цунами, землетрясения, ураганы действительно опасны, и до сих пор человек не научился полностью справляться с ними. Однако существует огромное количество фобий, связанных с вполне обычными и безопасными явлениями: ветер, снег, туман, луна, солнечный свет, вода и так далее.

Это далеко не полная классификация фобических расстройств, поскольку панику и страх человек может испытывать перед любыми предметами или явлениями, не только существующими в жизни, но даже воображаемыми.

Опытные психотерапевты помогут справиться с любыми видами фобий, главное, не стесняться своей проблемы и вовремя обращаться за профессиональной помощью.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок

Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя

Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Симптомы боязни насекомых

Инсектофобия, как и любая другая фобия, сопровождается рядом определенных признаков:

  • тошнота, головокружение, головная боль, повышение давления;
  • учащенное сердцебиение; боль в груди, одышка;
  • напряжение мышц, дрожание рук и ног;
  • побледнение или покраснение кожных покровов, усиленное потоотделение;
  • психомоторное возбуждение, дезориентация;
  • приступ паники, желание убежать от насекомого или немедленно убить его.

Эти симптомы проявляются в тот момент, когда больной видит насекомое, слышит его жужжание или шорох крыльев. Если фобия выражена очень сильно, то даже мысли об объекте страха запускают подобную реакцию.

Чтобы обезопасить себя от встречи с существами, вызывающими страх, инсектофобы не выезжают на природу, не ходят в лес или парк. В теплое время года стараются как можно меньше бывать на улице.

Симптомы инсектофобии

Люди, которые имеют страх перед насекомыми, при встрече с нежелательными объектами испытывают симптомы, указывающие на разную степень тревожности. Некоторые имеют слабые реакции и при некоторых условиях могут закрыть глаза на свой страх, а некоторые цепенеют так, что не в состоянии сделать и шага. Также нередко отмечается глубокое чувство уныния, подавленность и даже панические атаки. Перед вами полный перечень наиболее распространенных симптомов:

  • тошнота,
  • учащенное сердцебиение,
  • боль в груди,
  • головная боль и головокружение,
  • обильное потоотделение,
  • затрудненное дыхание,
  • онемение конечностей,
  • мышечная слабость,
  • одышка.

В самых крайних случаях человек не в состоянии даже взглянуть на фотографию или изображение насекомого и может потерять контроль над собой в попытках спастись от мнимой угрозы. Эти люди не способны вести нормальный образ жизни и ничего не могут поделать со своей иррациональной реакцией.

Как помочь малышу побороть страх перед насекомыми?

  1. Разъясните ребенку, что не каждое насекомое опасно. Зачастую малыши до пяти лет с интересом наблюдают за насекомыми и относятся к ним довольно дружелюбно.  Он просто изучает их, таким образом пытаясь познать окружающий его мир.  Фобия возникает ближе к пятилетнему возрасту и сопровождается другими, схожими с ней страхами. В действительности энтомофобия совсем и не глупый страх.  Ведь многие насекомые могут и укусить. В итоге место укуса может чесаться, набухать, краснеть — это в лучшем случае.  Все это доставляет дискомфорт ребенку. А некоторые представители фауны могут быть очень опасны. Поэтому не стоит восторгаться тем, что ребенок берет в руки все, что жужжит, ползает или летает.  Лучше покажите ребенку, какие насекомых безвредны, а каких необходимо обходить стороной.  Приобретите яркую энциклопедию с картинками и расскажите карапузу о каждом насекомом.
  2. Сказочные букашки. Дети очень любят сказки, они могут все вечера напролет слушать о путешествиях забавных героев.  Чтобы избавить ребенка от страха перед насекомыми, поищите сказки, стишки  и мультики о веселых и добрых комариках, бабочках и червячках.  Вот увидите, ребенку очень понравится и в скором времени он не будет шарахаться от пролетающей мухи или мотылька.
  3. Материализуем фобию. Психологи утверждают, что страх можно победить, материализовав его. Детки, которые боятся монстров, появляющихся  у них во сне, специалисты предлагают нарисовать их. На рисунке он получается не такой уж и страшный и фобия исчезает сама собой. Попросите ребенка нарисовать насекомых, при виде которых он испытывает страх.  Также можно вылепить их из пластилина. Рисунки и фигурки получатся забавными, особенно если у них будут добрые глаза и большие улыбки.  Используйте для этого разноцветные карандаши и пластилин, и творчество превратит ужасных насекомых в милых и безобидных  букашек и паучков.  Предложите ребенку придумать им имена и веселые истории. А фигурками можно даже поиграть, сделав для них настоящий домик.  Поверьте, эти способы позволят вашему ребенка забыть об ужасе, который вселяли в него эти безобидные существа.  Желаем вам успехов в борьбе с энтомофобией!

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Почему и как появляется инсектофобия

Причины, по которым возникает и развивается данная фобия, можно разделить на объективные и надуманные. К первым относится боязнь при виде насекомых, являющаяся результатом пережитой когда-то атаки шершней, ос или муравьев. Вторая группа причин – это иррациональная боязнь перед тем, что насекомое заберется в нос или в рот, чтобы поселиться в мозгу, повредит глаза, отложит личинки под кожу, произведет ядовитый укус, или поселится (в случае с тараканами или личинками мух) в желудке или гортани.

Именно подобные страхи и заставляют классического инсектофоба не только испытывать всепоглощающий ужас при виде любых насекомых, но и делать все, чтобы свести контакт с ними до минимума. Последнее зачастую приводит к тому, что отравлению различными ядами, распрысканными по квартире, подвергается вся семья и даже соседи инсектофоба. Или к тому, что страдающие инсектофобией начинают вести асоциально-замкнутый образ жизни, не только не выходя из квартиры, но и не открывая в ней окна.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.

Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.

Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.

Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.

Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Почему люди боятся насекомых?

На самом деле, в страхе перед насекомыми нет ничего удивительного. Некоторые насекомые живут в человеческом теле и питаются им же. Комары, вши и клещи переносят болезни. Переходя от носителя к носителю, они передают простейших паразитов, бактерии и возбудителей опасных заболеваний, в том числе болезни Лайма, ку-лихорадки, малярии и сонной болезни. В нашем сознании насекомые неразрывно связаны с болезнями, что и побуждает держаться от них подальше ради собственной безопасности.

Другая причина боязни насекомых – их внешний вид. Их физиология абсолютно не похожа на нашу: у насекомых зачастую больше конечностей, глаз и других частей тела, чем у человека. Даже двигаются они противно – если долго смотреть, начинает казаться, будто что-то ползёт по тебе.

Некоторые люди не любят насекомых за то, с какой легкостью они нарушают личные границы. Им ничего не стоит пробраться даже в средства личной гигиены! Подобное вторжение в частную жизнь ставит под угрозу наше чувство безопасности и чистоты.

Кроме того, насекомые внушают сильное чувство отвращения. У разных народов мира эта инстинктивная реакция проявляется по-разному, а связана она с естественным нежеланием контактировать с возможными переносчиками заболеваний.

Основые подвиды Инсектофобии

Многие люди с Инсектофобией стараются избегать выездов на природу и любых ситуаций, связанных с риском контакта с насекомыми. Постоянный страх негативно влияет на многие сферы жизни, включая работу, учебу и отношения.Боязнь насекомых подразделяется еще на ряд подвидов этой общей фобии:

  • Боязнь муравьев: Мирмекофобия;
  • Боязнь жуков: Сказарифобия;
  • Боязнь пчел: Апифобия;
  • Боязнь многоножек: Сколопендрофобия;
  • Боязнь тараканов: Катсаридафобия;
  • Боязнь сверчков: Ортоптерофобия;
  • Боязнь мух: Мускафобия;
  • Боязнь мотыльков: Моттефобия;
  • Боязнь комаров: Анофелифобия;
  • Боязнь ос: Сфексофобия.

Человек с боязнью насекомых осознает свое иррациональное поведение, но ничего не может с собой поделать. Апифобия — боязнь пчел

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Малыши — юные исследователи

Можно выделить четыре основные причины, почему дети давят насекомых. Вот первая.

Малыши в возрасте до четырёх лет только познают окружающий мир и поэтому отличаются повышенным любопытством. Им интересно не только рассматривать окружающие предметы, но и разбирать их на части. Таким образом они пытаются узнать, что находится у предметов внутри. Аналогичным способом они поступают и с насекомыми. И никакого злого умысла в таких действиях искать не нужно. Жестокость — осознанный способ причинения вреда. У детей до четырёх лет мышление наглядно-действенное, в основе которого не лежит анализ. Поэтому малыши в таком возрасте не способны быть жестокими.

Малыши могут причинить вред насекомому не из-за жестокости, а по причине любопытства

В такой ситуации не следует ругать ребёнка, а нужно спокойно ему объяснить, что насекомые — живые существа, которые чувствуют боль и не хотят умирать.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector