Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей?
Содержание:
- Содержание статьи
- Страх или застенчивость?
- Мамина опека
- Причины мании преследования
- Когда проявляется боязнь чужих людей?
- Диагностика мании преследования
- Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?
- Возрастные особенности страха
- Что делать родителям «мизантропа»?
- Как определить, что ребенок боится детей?
- Новые страхи и затруднения
- Как помочь пережить детские страхи?
- Свои-чужие
- Когда пора насторожиться?
- Что делать, если ребенок боится
- Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?
- Причины, по которым ребенок плачет при виде чужих людей
- Как помочь ребенку перестать боятся детей?
- Не слишком ли зависим ребенок?
- В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Страх или застенчивость?
Для начала необходимо выяснить, почему малыш стал сторониться сверстников. Это не обязательно должен быть страх, возможно, это связано с его типом темперамента. Ребенок может быть стеснительным и предпочитать не шумную компанию, а дружбу лишь с одним малышом. Активность и напористость могут не быть присущими вашему чаду.
Проанализируйте свое поведение и честно ответьте на вопросы:
- чувствует ли малыш себя дома личностью;
- показывает ли он индивидуальность или выполняет четкие рекомендации родителей;
- может ли малыш настаивать на своем мнении или все решают взрослые;
- во время прогулок и общения с другими малыш отвечает сам или за него это делают родители;
- позволяете ли вы отпрыску самостоятельно играть на площадке или держите его постоянно за руку и рядом, ограждая от всех неприятностей.
Если проанализировав ситуацию, вы поняли, что это не застенчивость, а страх, и кроха действительно боится детей, тогда нужно приступать к активной помощи. Присмотритесь к малышу – как он реагирует на различные ситуации? Помогут вам сказки, картинки, книги и обсуждение разных моментов, где вы все-таки выясните причину страха. Малыш что-то услышит или увидит и обязательно покажет свой дискомфорт.
Мамина опека
Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.
Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.
Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.
Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.
Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.
Причины мании преследования
Рассматриваемый недуг представляет собой довольно сложное психологическое состояние, по сей день до конца не изученное. Однако современные научные деятели все же смогли выделить ряд факторов, провоцирующих зарождение данного расстройства психики. К ним относятся: чрезмерный внешний локус контроля, позиция (комплекс) жертвы, выученная беспомощность, оборонительная позиция личности.
Люди, имеющие чрезмерно высокий внешний локус контроля, характеризуются большей восприимчивостью к формированию описываемой патологии, нежели люди с преобладающим внутренним локусом контроля. У индивидов, полагающих, что в их жизни все управляется силами извне (например, судьбой, обстоятельствами, другими людьми) преобладает внешний локус контроля, соответственно, у субъектов, считающих себя ответственными за жизненную успешность и неудачи – внутренний локус контроля.
Комплекс жертвы развивается у людей, когда их постоянно обижали и уничтожали на протяжении длительного времени. Такой комплекс постепенно перерастает в устойчивое поведение и становится средством избегания самостоятельных решений. Наибольшим страхом таких людей является опасение поступить неправильно, принять неверное решение. Люди с этим комплексом склонны обвинять других субъектов в собственных несчастьях, тем самым снимая вину с себя.
Выученная беспомощность обычно сопровождает комплекс жертвы, хотя выражается несколько иначе. Люди с таким типом поведения всегда ощущают собственную беспомощность, бессилие. Они обладают мировоззрением жертвы, поэтому в качестве источника личных проблем рассматривают исключительно внешние факторы. Кроме того, такие индивиды чувствуют, что не в состоянии изменить что-либо или прекратить происходящее.
Личность, занимающая оборонительную позицию, всегда готова к самообороне при малейшей угрозе собственной персоны. Такие индивиды могут воспринимать как личную обиду даже самую безобидную реплику в свою сторону. Им постоянно кажется, что их несправедливо подвергают гонениям. Это вынуждает людей с подобным поведением занимать устойчивую оборонительную позицию.
Многие изыскатели предполагают, что зарождение мании преследования обусловлено определенной конституцией центральной нервной системы. Также немаловажным значением обладает родительское воспитание малыша, перенесенные ребенком на раннем возрастном этапе психологические травмы. Перечисленные факторы в определенный период вкупе со стрессовым состоянием создают благодатную почву для возникновения рассматриваемого нарушения. Однако это предположения ученых до настоящего времени полного подтверждения не нашло.
В психиатрии широкое распространение получила гипотеза, заключающаяся в предположении, что мания являет собой один из признаков дисфункции головного мозга. Первым эту точку зрения аргументировал И. Павлов, утверждая, что патологический очаг возбуждения, локализованный в мозге и вызывающий нарушение условно-рефлекторной деятельности, является анатомо-физиологической причиной рассматриваемого недуга.
У людей вследствие злоупотребления наркотиками, принятия алкоголя, лечения некоторыми лекарственными препаратами, при болезни Альцгеймера, атеросклерозе могут возникать кратковременные приступы бреда преследования.
Когда проявляется боязнь чужих людей?
Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.
Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.
Диагностика мании преследования
Заметив у близкого человека признаки этого расстройства, не стоит даже делать попытки переубедить его: больной настолько убежден во всеобщей вокруг враждебности к нему, что любые доказательства будут «в пространство». Поэтому тратить время на пустое сотрясение воздуха не следует, а лучше незамедлительно обратиться к врачу за психиатрической помощью. Упускать драгоценные дни нельзя: укрепление в сознании больного бредовых идей только усугубляет ситуацию.
Манию преследования способен точно определить только психиатр, проведя психологические и инструментальные процедуры.
Врач внимательно изучит симптоматику и анамнез пациента, пообщается с его родственниками
Особое внимание уделяется наличию генетической предрасположенности к заболеваниям головного мозга и психическим, вредных привычек
Важно выяснить характер бреда и то, как больной сам относится к своей проблеме
В качестве дополнительной информации используется тестирование, позволяющее определить текущее состояние психики пациента: особенности его эмоциональной сферы, памяти, умственной деятельности и т.д.
Инструментальные исследования подразумевают:
- КТ или МРТ мозга (выявит опухоль или патологию сосудов);
- электроэнцефалографию — она позволит оценить работу мозга по степени его активности.
Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?
Несмотря на то, что с точки зрения психологии боязнь чужих людей у ребенка в 6 месяцев относится к нормальным реакциям, родителям необходимо приучать кроху к спокойному общению с другими людьми. Начатая с раннего возраста работа, поможет вам адаптировать малыша к посещению детского сада и школы.
Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:
- Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
- Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
- Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
- При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
- Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
- Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.
Возрастные особенности страха
Выше уже было сказано немного про малышковый возраст, давайте рассмотрим подробнее, как определить, действительно ли это возрастная особенность или есть веская причина для того, что ребенок боится детей?
Смотрите, если есть что-то из следующего списка, это уже повод тревожиться и принимать меры. Если ребенок:
- Боится детей и упорно отказывается подходить к ним, даже поздороваться и познакомиться;
- Не соглашается, даже после длительного разговора, отвечать, чего опасается и не поддается на уговоры попробовать пообщаться с другими малышами;
- Впадает в слезы и истерику при попытке ребят подойти к нему, поговорить, поиграть;
- Спокойно играет только если он один на площадке, если рядом есть еще кто-то маленький – нервничает, оглядывается;
- Играет отдельно, даже если сверстники рядом играют вместе и им довольно весело. Если его зовут в игру – игнорирует или плачет, зовет маму;
- Приходя в место, где есть дети, занимает наблюдательную позицию, но подходить не хочет ни в коем случае.
Это указывает на то, что проблема есть. Но есть и просто такая вещь, как возрастные особенности. Если ваш ребенок:
- Еще слишком мал – ему около года – то вполне вероятно, что он просто боится детей. Чужих и незнакомых ему (о развитии ребенка в этом возрасте читайте в статье: Что должен уметь ребенок в 1 год?>>>);
- Должен скоро пойти в садик и вы часто напоминаете об этом – страх быть оторванным от мамы перекидывается на страх других детей. Чтобы помочь ребенку пойти в садик без страха и превратить это место в родное и знакомое, смотрите наш интернет-семинар Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику!>>>;
- При попытке включить его в игру, просто сидит рядом и не вступает – он, возможно, просто не знает, что и как ему делать. Стесняется, в конце концов;
- Делает все наоборот – это особенность трехлеток. Попробуйте разговаривать с ним так же. Скажите: ой, не надо тебе играть с этими ребятами. Маленький упрямец тут же пойдет и сделает то, что запретили;
- Слишком сильно привязан к маме: вечно «липнет» к вам, старается находиться рядом. Есть такие, которые даже в туалет маму не отпускают. Это может быть возрастной особенностью.
Ну а эти признаки говорят о том, что малыш проходит обычные стадии развития.
Что делать родителям «мизантропа»?
Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.
О чём же важно помнить?
- По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
- Не считайте, что с малышом происходит что-то неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
- Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
- Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
- Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
- Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» и т. д. Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
- Придерживайтесь правила нескольких «не»:
Как определить, что ребенок боится детей?
Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.
Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.
Признаки развития проблем
Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:
- По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
- Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
- Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.
Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.
Новые страхи и затруднения
Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.
Ваш малыш испытывает то, что обычно называют «боязнью чужих». Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, — нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.
Как помочь пережить детские страхи?
- Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
- Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти. Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».
- Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.
- Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
- Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
- Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.
Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.
- Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?
- Погодки: кризис трех лет
Свои-чужие
Новый этап жизни и развития малыша сопровождается возрастным кризисом. Такие изменения в поведении тоже относятся к новому этапу. Если ребенок до достижения 7-8 месяцев ощущает себя как часть матери, то после этого он начинает осознавать то, что он является вполне самостоятельным существом. Ребенок понимает, что есть он, а есть другие люди. Среди них уже выделяются мать и отец, а все остальные считаются чужими.
В эту категорию ребенок может отнести даже тех, с кем не раз контактировал раннее. Если малыш видится с бабушкой и дедушкой не каждый день, то их он тоже может перестать признавать и при встрече не пойдет на руки. Такое поведение является совершенно нормальным для этого периода в жизни малыша. Оно обычно кратковременно, поскольку уже через некоторое время ребенок привыкает к изменениям, произошедшим в восприятии, и перестает пугаться окружающих.
Когда пора насторожиться?
Бывают страхи и другого рода — невротические, справиться с которыми могут только специалисты. В их основании лежат как особенности психики ребенка, так и условия его жизни, разного рода психические потрясения и травмы, конфликты и разногласия в семье, школьные проблемы…
Невротические страхи можно узнать по большей эмоциональной насыщенности и интенсивности, длительному течению, устойчивости. Самое негативное их последствие — это неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Не справляясь с внутренней тревогой, ребенок начинает избегать не только того, что его когда-то напугало, но и всего нового, незнакомого.
Говоря о страхах, часто употребляют еще один термин — фобии. Если страх — нормальная защитная психическая реакция, основанная на инстинкте самосохранения, то, говоря о фобиях, психологи имеют в виду реакцию, не соответствующую причине. Например, человек боится оставаться один в закрытом помещении, хотя никакой опасности нет. Таких фобий психологи знают немало: примерно 360 видов, которым подвержены около 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или другую фобию пережил каждый четвертый ребенок на Земле.
Специалисты выделяют два вида фобий: социальные, связанные с жизнью человека в обществе (боязнь публичных выступлений, массовых собраний…), они присущи в той или иной степени многим взрослым и детям. Есть и специфические фобии (боязнь замкнутого пространства, определенных предметов, болезней). Например, ребенок боится наступать на трещинки на асфальте. Это может оказаться игрой или подражанием, но родителям не помешает чуть внимательнее присмотреться к поведению малыша.
К сожалению, дети, страдающие разного рода фобиями и невротическими страхами, не всегда полагаются на защиту, любовь и поддержку взрослых. Они слишком часто слышат: «Что за детский лепет? Тебе не стыдно?»
Безразличие взрослых не помогает малышу справиться со страхом.
Важно не забывать, что отсутствие всяких страхов (готовность прыгнуть с любой высоты, перебежать дорогу перед машиной…) — такой же повод для беспокойства, как и их наличие. Полное отсутствие страха может указывать на пониженную эмоциональность ребенка, снижение чувства самосохранения
Что делать, если ребенок боится
Проговорите ребенку, как вы его любите и что всегда будете рядом, чтобы защитить. Чаще обнимайте его. Гораздо легче справляться со страхами, если рядом понимающий и заботливый взрослый, на которого можно опереться.
Больше времени проводите вместе, гуляйте, разговаривайте, играйте в игры, читайте книжки. Чем больше времени ребенок проводит с семьей, тем меньше страхов у него будет формироваться, и тем быстрее и проще они будут проходить.
Попросите ребенка подробно рассказать о своем страхе, как он выглядит и что именно его страшит. Пусть он нарисует его на бумаге, а потом вместе проведите ритуал уничтожения. Можно просто порвать рисунок, а можно устроить настоящий маленький костер, в котором бесследно сгорят все страхи.
Посмотрите короткое видео: терапия сказками очень помогает
Попробуйте перевести всё в шутку. Расскажите, что любого монстра можно испугать смехом или веселой песенкой.
Те вещи, которые можно объяснить, объясняйте. Почему гремит гром или почему так громко работает пылесос, почему ночью на стене появляются тени и как устроен лифт.
Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?
Доктор Комаровский считает, что преодолеть страх перед посторонними людьми сложнее, чем его предупредить. Согласны с ним и детские психологи, и опытные родители. Советы Комаровского сводятся к трем важным шагам, которые способны помочь родителям убрать страхи ребенка уже в год, чтобы в 5 лет он был полноценным участником товарищеских игр. Следуя советам известного педиатра, вы можете предупредить формирование проблемы и облегчить вашему сокровищу жизнь.
Три мудрых шага:
- Воспитываем в ребенке здоровую самоуверенность. Любовь и доверие помогут вам в этом. Если ваше сокровище проявляет инициативу, совершает что-то самостоятельно, малыш чувствует себя нужным и важным. Откликнитесь на его усилия любовью, покажите ему, что вы любите его всегда, даже если у него что-то не получается. Скажите, что вы верите в него, что все у него получится. Старайтесь не выявлять явно свой страх за малыша, когда он забирается на высокую горку или пытается налить себе компот в стакан. Покажите крохе, что вы ему доверяете, не растите в нем неуверенность в собственных силах, иначе после, когда он будет общаться с другими детьми, его неуверенность проявится сильнее.
- Развиваем самостоятельность. Выстраивайте опеку над малышом в разумном количестве. Если ваш отпрыск избегает игр с другими ребятишками, поиграйте с ним немного сами, но заметив, что кроха пошел на контакт, отойдите в сторону. Решайте конфликты между детьми мудро и спокойно, подавая карапузу правильный пример. Набираясь опыта, он быстро научиться вести себя грамотно, и перестанет бояться, понимая, что у него есть два защитника: мама и он сам.
- Убираем страх перед другими детьми. Расширяйте круг общения сына или дочки. Приглашайте знакомых с детьми к себе домой, устраивайте общие праздники и игры. Запишитесь на спортивные или интеллектуальные курсы для детей и родителей, будьте сами общительны и активны. Если ребенок выделил кого-то из детей и с удовольствием с ним общается, поощряйте их дружбу. Посещайте зоопарк и детские площадки, где всегда много детей, чтобы кроха смог привыкнуть к тому, что он не один во вселенной, что есть еще детки, и они совсем не страшные, с ними можно общаться и играть.
Причины, по которым ребенок плачет при виде чужих людей
Психологи и неврологи резко негативную реакцию малышей на чужих людей объясняют именно страхом. В возрасте 7-8 месяцев у ребенка появляется чувство самосохранения, а потому все, с чем он не знаком, вызывает приступы боязни. Чужие лица вызывают чувство приближения опасности и незащищенности перед ней.
Ничего удивительного в том, что ребенок не хочет идти на руки даже к бабушке, которая до этого момента с ним не раз играла, нет. Ребенок начинает постепенно «отделяться» от матери, понимать себя как отдельную личность, но всячески противится этому. Он не готов расставаться с чувством близости к матери или отцу, а потому каждый «чужак» для него является дополнительным врагом.
Плакать ребенок может даже при виде мамы, если она внезапно решила изменить прическу или цвет волос. Испугаться малыш может небритости или, наоборот, побритого лица родного папы. Страх перед чужими является проявлением чрезмерной привязанности к родителям, но ничего критического в этом нет. Нелюдимость ребенка должна стать поводом для беспокойства не раньше, чем он достигнет двухлетнего возраста.
Неврологи утверждают, что страх потери связи с матерью сопровождает ребенка от 8 месяцев до 1,5 лет. Но данные эти весьма относительны, так как зависит все не только от возрастных показателей развития, но и от темперамента ребенка.
Как помочь ребенку перестать боятся детей?
Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:
чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью,
проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые,
позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно,
сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него,
позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.
Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.
Не слишком ли зависим ребенок?
«Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?»
Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.
Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.
Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит «да», а его разум — «нет». Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.
В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?
Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.
После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
Что меняется в развитии ребенка в этом возрасте, узнайте из статьи Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?>>>
- У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
- После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.
Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.
Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.