Физическое, психическое и речевое развитие младенца: что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Зрение и движения глазных яблок

Дальность и качество получаемой младенцем картинки за три месяца после рождения существенно возросли. Малыш умеет концентрировать свой взгляд на интересном предмете на несколько минут. При необходимости следит за перемещаемым предметом. На четвертом месяце жизни для этого он уже использует не только мышцы шеи, но и глазные яблоки. Постепенно формируется периферическое зрение. Теперь карапуз может повернуть глазки в нужную сторону без поворота головы, чтобы увидеть, что шумит. Обзор расширяется до 180 градусов.

Зрение между 3 и 4 месяцами добывает для мозга важную информацию, поэтому необходимы развивающие занятия, создание насыщенной информационной среды и контроль за зрением

Старайтесь чаще привлекать внимание крохи разнообразными звуками, стимулируя глаза найти предмет, издающий звук, и изучить его

Когда берете кроху на руки, поворачивайте к себе лицом и давайте возможность потрогать и рассмотреть ваши волосы, нос, щеки. Улыбайтесь в этот момент, разговаривайте. Близкое изучение родных лиц, артикуляции, мимики поможет не только усовершенствовать знания о вас, но и простимулировать другие важные навыки.

Если раньше малыш мог задерживать взгляд на предмете только лежа на спине, то теперь ему это удается и в вертикальном положении. Предоставьте крохе возможность увидеть свой дом и улицу – берите на руки и носите его в вертикальном положении, рассказывая о предметах, которые видит малыш.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Этапы развития ребенка

Давайте посмотрим, какие открытия (и иногда сложности) ожидают вас в этот месяц.

Рост и физическое развитие ребенка в 5 месяцев: Больше в два раза

Все дети разные, и развиваются тоже все по-разному, но в целом малыши в 5 месяцев весят примерно в два раза больше, чем сразу после родов. В среднем в этом возрасте темпы роста составляют примерно 570 граммов и 2 сантиметра. Педиатр будет контролировать физическое развитие малыша с помощью таблиц роста ребенка.

Ощущения: Ребенку нравятся красный и синий цвета

Зрение малыша улучшается, теперь он видит гораздо дальше, чем раньше. Можно заметить, что ему нравятся красный и синий – он предпочитает смотреть на предметы этих цветов. Теперь малыш подолгу смотрит на более сложные сочетания и формы. По мере развития зрения они начинают его интересовать. Сейчас можно показывать ему книжки с картинками и плакаты с яркими цветами и сложными узорами.

Движения: Укрепляем мышцы корпуса

Ребенок становится сильнее, теперь он работает над очень важными мышцами – мышцами корпуса. К этому возрасту он может поднимать и удерживать головку и грудь, лежа на животе. Эти мышцы укрепляются по мере того, как малыш все дальше отрывает головку и грудь от пола. Возможно, ваш малыш активно двигает ножками и раскачивается туда-сюда на животике. Он не просто играет – так он тренирует мышцы, которые помогут ему впоследствии переворачиваться и приступить к ползанию.

Психическое развитие: Ребенок экспериментирует

Дети учатся быстро, а каждый опыт для них невероятно ценен. К 5 месяцам ребенок начинает понимать, что на всякое действие есть реакция. Например, ударив ножкой матрас, он заметит, что кроватка раскачивается. Или же он что-то уронит и заметит, что вы тотчас поднимете упавший предмет. Это пробуждает в нем любопытство и желание узнать, как его действия влияют на мир вокруг. Для родителей это не самое приятное время – кому понравится сотый раз поднимать брошенную погремушку, но если действия малыша не представляют для него опасности, доставьте ему такое удовольствие. Следите за тем, чтобы ребенок не играл с чем-то, чем можно подавиться или поперхнуться, что можно разбить, обо что можно порезаться или чем можно отравиться. Эксперименты развивают мозг, двигательную активность и помогают малышу понять, как он может менять среду вокруг себя.

Когнитивные способности ребенка развиваются, и он впитывает информацию как губка. Поощряйте его жажду знаний – гуляйте с ним вокруг дома (скорее всего коляска-люлька вам уже не подойдет), говорите с ним, показывайте новые предметы. От книжек с большими яркими картинками он будет в восторге. Развивайте языковые навыки малыша: говорите, как называется каждый новый предмет, который он видит. А он вам даже может что-то пролепетать, будто понимает, что вы сказали. Во время разговора с малышом делайте паузы, чтобы дать ему «ответить». Цените эти первые беседы – хотя в 5 месяцев вряд ли он скажет вам что-то содержательное, общаться со своим ребенком любой маме очень приятно. Чем чаще вы это будете делать, чем шире круг общения ребенка, тем лучше у него будет получаться, и через несколько месяцев вы услышите от него первые слова.

Уход и гигиена

Мальчики

Обязательные гигиенические процедуры младенца в 4 месяца предполагают:

  1. Чистку ушей и носика.
  2. Умывание.
  3. Ежедневное купание.
  4. Обработка пупка (до полного заживления ранки).

Подробнее следует остановиться на интимной гигиене. Так как крайняя плоть у мальчиков смыкается довольно плотно, гигиена должна касаться только наружной части полового органа. Под ней вырабатывается смегма — вещество, обладающее антибактериальным действием.

Рекомендации по интимной гигиене мальчиков в 4 месяца выглядят так:

  1. Не стоит мыть детородный орган после каждого мочеиспускания, достаточно будет обтирания влажными салфетками.
  2. Не растягивайте крайнюю плоть — это может травмировать ребенка.
  3. Мыть половые органы следует мыльной водой, тщательно смывая раствор. Оставшееся на нежной коже мыло может привести к серьёзному химическому ожогу.

Девочки

Большинство гигиенических процедур не зависят от пола, и девочки в 4 месяца также нуждаются в чистке ушек, носика и ежедневном купании.

Особенности касаются только сферы интимной гигиены ребенка. Подмывать девочку следует в двух случаях:

  • После каждой дефекации.
  • Во время вечернего купания.

Слишком частое подмывание приведет к уничтожению полезных бактерий, живущих на слизистых, что существенно увеличит риск инфекционных заболеваний.

Любые средства гигиены рекомендуется использовать при подмывании девочек не чаще 3 раз в неделю. В остальное время пользуйтесь только чистой, теплой, проточной водой.

Подмывать малышку стоит без использования мочалок и губок, чистыми руками, двигаясь от лобка к попе. Это позволит вам не занести инфекцию внутрь половых органов.

Упражнения для развития ребенка в 4 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.

1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.

2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.

3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.

4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик

Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка

5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.

6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.

Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.

7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.

Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.

Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.

Полезные ссылки:

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Что делать, если ребенок путает день с ночью?

Некоторые дети проявляют активность в ночное время, а днем большую часть времени проводят во сне. Данное явление носит название «перевернутый график».

Какие действия нужно предпринять, если малютка путает день с ночью? Для начала, проконсультируйтесь с вашим педиатром. Обычно врач советует давать новорожденному успокоительные препараты в виде настоя пустырника или валерианы. Приложите все усилия, чтобы ваш кроха вернулся к обычному режиму дня ребенка до года.

Как вернуть ребенка к правильному режиму дня?

Постарайтесь выяснить причину, по которой это произошло

Обратите внимание, из-за чего конкретно малютка не может уснуть. Возможно, он плохо себя чувствует: болит животик, горло или ухо, поднялась температура

Если это подтвердится, обратитесь за помощью к врачу и выполняйте его предписания.
Убедитесь, что в своей кроватке крохе удобно и комфортно. Постельное белье должно быть выполнено из натурального материала. Подушку класть не обязательно или подберите совсем низкую.
Положив ребенка в кроватку, посмотрите, нет ли складок на его одежде, из-за которых он может чувствовать себя некомфортно. Пижаму для малыша выбирайте только из хлопковой или льняной ткани, со швами наружу.
На ночь лучше всего запеленать малыша – если он будет двигать ручками и ножками, может от этого проснуться.
Каждый день в комнате малютки делайте влажную уборку, а также стабильно осуществляйте проветривание. Нормальной температурой для новорожденного считается +20 или +22 °С. Кроха может проснуться и заплакать, если замерзнет или вспотеет.
Постарайтесь сделать так, чтобы активной деятельностью малыш занимался в дневное время.
Строго придерживайтесь выбранного режима ребенка. Особое внимание уделяйте сну и бодрствованию. Если карапуз в утренние или дневные часы проводит во сне больше отведенного времени, разбудите его.
При купании в воду можете добавить отвар или настой, обладающий успокоительным действием. Сначала обратитесь за консультацией к врачу.
Если кроха проснулся в ночное время, не стоит включать свет и громко разговаривать.
Убедитесь, что карапуз не голоден. Последний раз покормите его в период с 23 до 24 часов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какая норма температуры тела у новорожденных до месяца?

Вернуть кроху к правильному графику в ваших силах. На это уйдет не один день. Главное – терпение, и все получится. Ночью все дети должны спать. Этого вы и должны добиться от своего непоседливого карапуза.

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Четырехмесячный ребенок — уже полноценный собеседник. Он активно проявляет интерес к знакомым людям и живо ищет общения. Малыш уже испытывает определенные эмоции и при появлении в его поле зрения мамы, начинает улыбаться. Для полноценного развития ребенку требуется не только уход, но и общение, когда окружающие его взрослые поют песенки, рассказывают потешки, показывают игрушки. Это способствует психическому и интеллектуальному развитию.

Очень важен тактильный контакт. Не бойтесь заласкать ребенка, выросший в любви и нежности малыш намного счастливее ребенка, росшего у строгих родителей.

Зрение

Малыш успел запомнить лица значимых для него людей из ближайшего окружения. В 4 месяца он запросто может их узнать. Очень любит смотреть на разноцветные или яркие предметы. Начинает различать больше цветов, например, жёлтый, красный, синий. Интересно, что как раз к четвёртому месяцу жизни у малыша проявляется истинный цвет глаз.

Хорошо различает предметы, которые находятся на расстоянии 20–30 см. Малыш сосредотачивается на предметах и даже может прослеживать их взглядом. Хорошо работает глазомер, так что ребёнок может определять, далеко или близко от него предмет.

В это время можно начинать знакомить кроху с окружающим миром при помощи картинок из серии «Мир на ладошке».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector