Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?
Содержание:
- Во сколько месяцев грудничок улыбается осознанно маме в ответ?
- Первые гласные
- Как ускорить появление улыбки?
- Как стимулировать малыша к беседе
- Что делать если ребенок не улыбается
- Причины того, что грудничок не улыбается
- В каком возрасте дети начинают агукать?
- Причины отставания
- Как определить, что малыш вас слышит и понимает, но молчит
- Помогаем речи активизироваться
- Когда ребёнок начинает лепетать
- Что делать, если ребенок не показывает улыбку?
- Агуканье и гуление – в чем различие?
- Речевые игры для малышей
- Чем агуканье отличается от гуления?
- Чем агуканье отличается от гуления
- Что должны делать родители
- Как развивать и совершенствовать гуление
- Стоит ли волноваться?
- В каком возрасте младенцы начинают улыбаться и смеяться?
- Этапы развития речи малыша
- Ребенок начинает гулить и агукать: чем агуканье отличается от гуления?
Во сколько месяцев грудничок улыбается осознанно маме в ответ?
Осознанной улыбка станет лишь в тот момент, когда младенец научится концентрироваться на лице мамы, выделяя его из остальных.
В большинстве случаев малыш улыбается на 7-8 неделе после рождения при виде лица близкого человека (скорее всего, мамы).
Он начнет улыбаться, двигать ручками и ножками, реагируя на голос или просто присутствие поблизости любимого человека.
Столь позднее «осознание» объясняется тем, что для улыбки необходимо задействовать 15 лицевых мышц одновременно.
Первая осознанная реакция губ ребенка появляется из-за:
- знакомых лиц, их мимики;
- голоса (колыбельная на ночь или простой монолог от одного из родителей);
- визуальный контакт в неживыми предметами (любимая игрушка);
- тактильные ощущения (нежное поглаживание).
Улыбка, появившаяся на 7-8 неделе, говорит о правильном умственном развитии. В педиатрии подобное называют «проявление рефлекса оживления», в этот список также входят хаотичные движения ручками и ножками.
Чем активнее родители коммуницируют с малышом, тем быстрее он начнет отвечать им взаимностью — улыбаться, агукать и махать ручками.
Первые гласные
Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.
Первые гласные есть шанс уловить ко второму месяцу жизни: он начинает тянуть звуки , , , и сочетания звуков . Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги.
Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.
Как ускорить появление улыбки?
Если у вас очень серьезный ребенок, который не спешит порадовать родителей своей очаровательной улыбкой, не стоит переживать и начинать бегать по врачам. Нет повода переживать по поводу отсутствия улыбки, если:
- малышу нет трех месяцев;
- хорошо держит головку;
- фокусирует взгляд;
- может сосредоточиться на одном каком-то деле (например, рассматривание игрушки).
Если ребенку больше 12 недель, он все еще не улыбается, то необходимо поговорить с педиатром.
Если кроха не улыбается, возможно, нужно уделять ему чуть больше внимания. Общайтесь с ним во время бодрствования, показывайте игрушки, носите по дому.
Включайте спокойную музыку, пойте песни, рассказывайте потешки. И, конечно, каждый раз, когда подходите к ребенку или берете его на руки, улыбайтесь ему.
Как сделать, чтобы новорожденный улыбнулся? Состройте ему рожицу!
До месячного возраста лучшая игрушка ребенка – лицо его мамы. Позвольте малышу разглядывать его с расстояния 30 сантиметров, начинайте менять выражение на нем.
Не забывайте про улыбку! Вы увидите, с каким интересом кроха будет наблюдать за вами.
В двухмесячном возрасте ребенок уже интересуется фотографиями людей и нарисованными лицами. Улыбка может возникнуть и при виде картинки в журнале.
До месячного возраста новорожденный хорошо различает темное и светлое.
Можете сделать для него черно-белые изображения различных выражений лиц (размером с альбомный лист каждое) и начинайте показывать с расстояния 30 см. Такое упражнение тоже поможет ускорить развитие мимики вашего крохи.
Только помните, что одинаковых детей не существует!
Хотя и известен «средний» возраст появления детской улыбки, это совершенно не значит, что если малыш порадовал своих родителей в другие сроки, то у него есть какая-нибудь патология развития.
Мимика каждого ребенка индивидуальна и развивается в необходимом ему темпе. Не нужно переживать, если малыш улыбается редко и мало, чем старше, тем чаще он начинает демонстрировать вам довольное выражение своего лица.
Если все же что-то в поведении новорожденного беспокоит вас, не пытайтесь самостоятельно «скорректировать» это. Все, что вы считаете необычным и странным, необходимо обсудить с педиатром.
Когда ребенок начинает улыбаться, родители забывают обо всех своих хлопотах и испытывают настоящее счастье. Дарите крохе свою нежность и любовь, и он обязательно отплатит вам, однажды просияв очаровательной улыбкой, которая предназначена только вам.
- Уход за новорожденным ребенком.
- Как все успевать после родов молодой маме?
- Ребенок в 3 месяца сосет кулак.
Как стимулировать малыша к беседе
Перед каждым родителем стоит серьезная задача – научить своего малыша общаться при помощи человеческой речи. Гуление – важный этап развития и формирования разговорных навыков. Конечно, заставить дитя агукать насильно не удастся, но почему бы не побудить его к общению?
Как научить ребенка агукать?
Постоянные беседы. Следует с самого рождения говорить с малышом – комментировать действия, рассказывать о своих чувствах, делиться переживаниями
О чем именно будет идти речь – неважно. В результате подобных бесед малыши знакомятся с различными эмоциональными окрасками, и чем их будет больше, тем лучше.
Подражание
Все дети – известные «повторюшки», которые в любом возрасте наблюдают за родителями и повторяют их действия. При разговоре с грудничком этим следует воспользоваться. Когда ребенок начинает гулить, можно повторять за ним звуки, приглашая к диалогу, затем постепенно включать в беседу новые.
Массаж ладоней. Пальчиковые игры и массирование ладошек способствует развитию моторики рук, которая тесно связана с речевыми способностями детей.
Отличное решение для развития речи малыша – народное творчество, обладающее характерной напевностью. Сколько прибауток, стишков и песенок нам знакомо с детства? Все они прекрасно обыгрывают агуканье и побуждают кроху лепетать вместе с мамой.
Фольклор прост для восприятия малышей, вот почему дети в любом возрасте с удовольствием подхватывают такие игры, как: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» или «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!». Пройдет всего пара месяцев, и кроха начнет узнавать любимые прибаутки, подпевая на радость маме и папе.
Что делать если ребенок не улыбается
Причины отсутствия улыбки:
Отклонения в развитии шейного отдела позвоночника
Ребенок не может держать головку.
Рассеянное внимание и недостаточная координация движений;
Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы.
Генетические заболевания.. Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте
Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно. Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность
Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно. Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.
Причины того, что грудничок не улыбается
Улыбка – признак нормального физиологического и психоэмоционального развития крохи. Если в положенное время он не улыбается, то причин может быть несколько:
- Недоношенность. Детям, родившимся раньше срока, требуется больше времени для физического и психоэмоционального развития. Поэтому они начинают улыбаться несколько позже, чем доношенные малыши.
- Тяжелое течение беременности. Иногда различные факторы, действующие на плод во время вынашивания, могут спровоцировать задержку развития. Такими факторами часто бывает гипоксия, резус-конфликт крови матери и ребенка.
- Тяжелые роды. Вследствие тяжелых родов у младенца могут возникнуть родовые травмы, мозговые кровоизлияния, ишемические поражения и другие патологии, что приводят к задержке развития.
- Неврологические патологии (парезы, ДЦП).
- Психические заболевания (аутизм, слабоумие).
Не обязательно отсутствие улыбки младенца связано с наличием патологии или задержки развития. Иногда причины могут быть вполне банальными:
- Ребенок не имеет примера для подражания. В семье малыша все взрослые серьезные. Они не улыбаются, говорят монотонным голосом, ведут тихие и сдержанные беседы. Поэтому малышу просто не с кого брать пример. Он растет таким же серьезным и замкнутым, как и его родители.
-
Малыш имеет сдержанный спокойный характер. Многие малыши являются наблюдателями. Они с интересом смотрят на взрослых и детей, но не желают участвовать в их играх или беседах. Таких детей еще называют «буками».
Отсутствие позитивных эмоций и смеха может быть спровоцировано проблемами в семье:
- Негативная психологическая обстановка в семье. Если родители младенца часто ссорятся, кричат друг на друга и на него, ребенок может замыкаться в себе и не проявлять своих эмоций.
- Неблагонадежная семья. Также отсутствие смеха и радости у крохи возникает на фоне неправильного образа жизни родителей – пьянки, драки, громкие крики, физические расправы. Это создает неблагоприятную атмосферу, и малыш боится.
В каком возрасте дети начинают агукать?
Однозначно и точно ответить на вопрос, когда дети начинают агукать и во сколько месяцев издают первые голосовые звуки, нельзя, так как каждый ребенок индивидуален и особенен и развивается в соответствии со своими особенностями. Однако, некоторые приблизительные сроки все же существуют.
Дети в возрасте 4-5 недель могут издавать лишь плач и кряхтение. Только в начале второго месяца своей жизни, ребенок начинает произносить первые гласные, наиболее легкие для повторения – а, о, у, е. Так, многие родители в сочетании этих букв слышат всем известное детское «агу».
Обычно в начале освоения голосовых навыков ребенок издает гортанные звуки, не похожие на какие-то определенные слова и слоги. Происходит это приблизительно между первым и вторым месяцем жизни. Именно в этот период кроха начинает активно прислушиваться ко всему, что звучит вокруг, реагирует на различные звуки, рассматривает с любопытством источники звука и старается подражать им. Многие мамы замечают, как их малыш может подпевать вместе с ними колыбельную. Такие попытки необходимо всячески поощрять.
Освоив первые звуки, грудничок агукает и разговаривает сам с собой, как бы играя с новыми гортанными произношениями. Затем дети начинают осваивать новый способ общения, обращаясь к любимым игрушкам или родителям. Очень распространенным явлением считается гуление под звуки мелодии, которую ребенок часто слышит и которая ему нравится. При этом он как бы старается подпевать ей.
Что касается того, во сколько месяцев ребенок начинает воспроизводить первые согласные буквы, то это может быть примерно 4-5 месяц жизни.
Легче всего малышу воспроизводить губные согласные, например, б, м, п. Затем он начнет формировать из гласных и согласных первые слоги, с каждым днем произнося их все четче. С особенным трепетом родители воспринимают первые слова своего малыша, например, мама или папа, хотя в действительности они являются не осмысленными, а лишь повторением одинаковых слогов.
Причины отставания
Если кроха молчит, повторяет однотипные звуки или значительно отстает от своих сверстников (более чем на 4–5 месяцев для мальчиков и 2–3 – для девочек), то ему ставят диагноз задержка речевого развития.
Причины бывают медицинскими и социальными:
- неврологические нарушения, которые возникли на фоне гипоксии, асфиксии, тяжелых родов, инфекционных процессов, травм головного мозга;
- глубокая недоношенность;
- перенесенные тяжелые инфекционные заболевания;
- тугоухость;
- отсутствие общения;
- психическая травма;
- неопределенность доминирования руки (праворукость или леворукость);
- наследственность.
Как определить, что малыш вас слышит и понимает, но молчит
Часто младенцы не проявляют желания общаться при плохом самочувствии. Отсутствие внимания к проводимым взрослыми действиям может быть обусловлено тем, что младенец устал. Понять о наличии проблем со слухом и концентрацией внимания возможно путем проведения простого теста.
При нормальном развитии должны наблюдаться следующие реакции:
- при резких звуках младенец вздрагивает;
- месячный малыш поворачивает головку в сторону источника звука, который находится позади него;
- четырехмесячный ребенок реагирует движением головы в сторону звучащей возле него игрушки.
Малыш при общении со взрослым после начала гуления активно помогает себе, двигая ножками и ручками. При общении со взрослым он выражает комплекс оживления, эмоции могут вызвать визг и смех.
Помогаем речи активизироваться
Родители способны помочь своему грудному малышу в освоении речи, если вопрос не в патологическом заболевании. Для этого необходимо постоянно общаться с малышом. Так как слух малыша развивается уже на 16 неделе беременности, то и разговаривать с малышом необходимо с этого периода. После рождения все действия мама должна сопровождать словами, песенками, стишками.
Ребенок одного года попытается стать автономным и будет отрицательно реагировать на все требования взрослого, затем, когда его попросят взять на себя ответственность за свои поступки, повесить на ногу взрослого или попросить о помощи. В течение этого года лингвистические компетенции прогрессируют, от звуков и объектов до вашего пальца, до использования слов в простых предложениях. Произношение довольно сложно, но взрослые в семье могут понять.
Словарь ребенка построен, постоянно поглощая язык вокруг него, поэтому ребенок способен понимать общие выражения и использовать простые указания в обычных ситуациях. Играя, с возраста одного года, ребенок начинает строить свое математическое мышление, признавая образцы и формы
Например, обратите внимание, что за днем следует ночь или что носки должны быть установлены перед туфлями. Ребенок может начать делать выбор объектов в соответствии с их характеристиками
Эффект Моцарта это доказанный научный факт, который активизирует различные зоны мозга, в том числе отвечающие за речь. Ставьте ребенку ежедневно произведения этого великого композитора, и это не только поспособствует ему в речевом развитии, но и поможет стабилизировать нервную систему.
Многие из годовалых детей являются творческими, поэтому их интерес к искусству сосредоточен на сенсорном исследовании конкретных материалов, таких как краска и пластелина. Дети делают важный скачок в развитии с этого возраста и начинают подражать, играя многие из взрослых движений и привычек. Значительные изменения могут наблюдаться, особенно в области физического развития.
У большинства детей есть поза, характеризуемая руками, расположенными сбоку или в карманах, и слегка вываливается. Их ходьба немного летаргична, а домики часты. Они используют свои способности, чтобы толкать, подбрасывать игрушки, танцевать и лезть. С одного года будет улучшена координация рук и пальцев, но навыки недостаточно развиты, поэтому малыши часто избавляются от предметов в руках.
Делаем пальчиковую гимнастику и массаж ладошек. Массируем каждый пальчик ладошки, активизируя тем самым речевые зоны и развивая мелкую моторику. Ежедневный массажик поможет малышу разбудить зоны мозга и ребенок начнет агукать и лепетать.
Когда ребёнок начинает лепетать
Гуление — набор звуков, которые делают речь малыша более богатой и интересной . Начиная с шестого месяца, у детей появляется лепет. Как правило, преобладает сочетание «согласный звук + гласный». Например, младенец произносит «ма-ма», «ба-ба».
Интересно, что в эти звуки изначально ребёнок не вкладывает определенные значения. Поэтому у народов, говорящих на разных языках, детский лепет звучит примерно одинаково, приобретает этническую окраску.
На заметку! В период 5–7 месяцев дети готовятся к произнесению своих первых слов. Тактильное общение и веселая беседа с родными помогут крохе начать лепетать.
Мамы и папы не могут дождаться, когда ребёнок начнёт гулить и агукать. Язык задолго до того, как ребёнок научится говорить, становится важнейшим элементом отношений между родителями и детьми.
Надо помнить, что темпы развития младенцев — разные. Между имитацией различных звуков, лепетом и появлением членораздельных слов, коротких предложений, которые можно понять, проходит от 9 месяцев до 3 лет.
Что делать, если ребенок не показывает улыбку?
Нет повода паниковать из-за отсутствия у малыша улыбки, если:
- ему меньше 3 месяцев;
- он хорошо держит головку навесу;
- фокусируется на объектах;
- может сосредоточиться на одном деле (к примеру, занятие с игрушками).
Причины отсутствия улыбки
Основными причинами отсутствия улыбки у младенца являются:
- Физиологическая патология, выражающаяся в неумении держать головку.
- Психические нарушения, нежелание контактировать с окружающим миром, как с незнакомыми, так и с близкими людьми.
- Нарушение координации движений, невозможность фокусироваться на одном предмете, занятии или человеке.
Агуканье и гуление – в чем различие?
Агуканье и гуление – взаимосвязанные и пересекающиеся во времени явления, разграничить которые в каждом конкретном случае проблематично. Сначала младенец начинает агукать – проговаривать гласные нараспев, затем принимается гулить. Многие родители и даже некоторые специалисты не разделяют эти два этапа формирования речи, но разница между ними есть.
Агуканье – произношение только гласных звуков. Гуление – следующий, более сложный этап формирования речи, начинающийся в 1,5-2 месяца и длящийся 4-5 месяцев. К гласным добавляются согласные «х», «к», «г», получаются звуки «кы», «хы», «гу».
Сначала младенец гулит непроизвольно, увидев интересный предмет или игрушку. Через некоторое время гуление обретает осознанный характер, появляется в ответ на голос знакомого человека, то есть малыш пытается разговаривать.
Если родитель запоет песенку, то услышит, что ребенок начал гулить гораздо громче и активнее. Малыш просто старается подпевать.
С 4-5 месяцев ребенок уже начинает проговаривать первые слоги. Сначала формируются слоги с легкими губными согласными «м», «п», «б». Затем прибавляются более сложные согласные. Выражение эмоций и требований становится возможным в слоговой форме. Так формируется детский лепет. С годовалого возраста ребенок начинает произносить слова, сформированные из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «вава», «баба», «ляля».
Речевые игры для малышей
Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:
- Пение – напевайте малышу простые короткие слова, и вы быстро заметите, как он откликается вам и выражает свои эмоции. Со временем он станет подражать вам, повторяя интонации при агуканье.
- Звукоподражание – дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книжками со звуковым сопровождением.
- Дополнение слов – обычно малыши начинают говорить, произнося вместо многих слов только первые слоги (см. также: как можно научить ребенка говорить в 3 года и с какими упражнениями?). Добавляя к ним второй слог, вы получите целое слово: например, малыш говорит «ма», а вы за него заканчиваете «ма» — выходит «мама».
- Пальчиковые игры – всем хорошо знакомые «ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы с ними так играете, и постепенно сами начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их агуканьем.
- Потешки, поговорки, считалочки и прибаутки – сопровождайте ими кормление и умывание, одевание и массаж. Они очень нравятся практически всем маленьким детям, и не только способствуют речевому развитию, но и позволяют превратить все повседневные занятия в веселые игры, помогая ребенку лучше их запомнить.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько лет маленький ребенок начинает говорить?
В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.
Чем агуканье отличается от гуления?
Агуканье – это преобладание гласных звуков в речи ребенка, а гуление – более сложная речевая форма, которая появляется около 1,5 месяцев.
В звуках начинают появляться согласные: к, г, х и их сочетания с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу.
Этап гуления длится до четырех-пяти месяцев. Иногда гуление возникает у ребенка спонтанно, чаще всего при рассматривании игрушек. Но постепенно, ребенок начинает гулить в ответ на общение или улыбку взрослого и близкого человека.
Ребенок начинает общаться, что является важным показателем правильного и своевременного развития ребенка. Самый пик гуления – три месяца.
Это возраст, когда ваш фотоаппарат или видеокамера всегда должны быть под рукой, чтобы запечатлеть чудесные песенки ненаглядного малыша.
Нередко новорожденный начинает гулить под определенную песню, как бы подпевая.
Первые слоги малыш пытается произнести на 4 -5 месяце жизни. Начинается все с губных звуков: «б», «м», «п». Постепенно приобретенный навык будет улучшаться и отрабатываться.
В итоге кроха начнет выражать свои желания и эмоции отдельными слогами. Спустя некоторое время из звуков сформируется детский лепет.
К 12 месяцам чадо начнет произносить отдельные слова, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «баба», «папа» и так далее. Во сколько месяцев ребенок начнет агукать, зависит от родителей.
Чем агуканье отличается от гуления
Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.
В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.
В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.
Что должны делать родители
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно раньше выучил все звуки и заговорил, то заниматься с ним можно прямо с рождения. Вы мне можете сказать, что малыш в первый месяц жизни постоянно спит, ладно, тогда со второго приступайте).
- Все действия, которые вы выполняете вместе с ребенком, описывайте словами, показывайте малышу простые интересные предметы и говорите, как они называются. Делайте это спокойным монотонным голосом и сохраняйте на лице улыбку.
Меняете памперс – разговариваете;
Купаете в ванночке – говорите с ребенком;
Носите на руках – подходите к предметам и рассказывайте про них.
- Когда малыш начнет произносить первые свои буквы и слоги, вы можете повторять за ним. Пробуйте добавлять в речь ребенка некоторые согласные и составляйте новые слоги. Он сказал что-то – вы повторили за ним, плюс добавили свое.
- Не нужно сюсюкать и кривить ребенка. Сюсюкать очень любят люди старшего поколения, если они делают это очень часто, то нужно аккуратно намекнуть им, что так делать не стоит.
- Массаж ладоней малыша хорошо способствует развитию речи. Вы можете делать легкий массажик плюс купить малышу каких-нибудь игрушек, которые развивают моторику пальцев.
Небольшой мячик с пупырышками будет идеальным вариантом, наш малыш очень любит крутить его у себя в ручках.
Как развивать и совершенствовать гуление
Когда малыш начинает агукать, его может забавлять собственный голос. Происходит развитие пространственного видения, слух становится все более дифференцированным.
Красочные вещи намного привлекательнее, интереснее. Лучше воспринимаются различные звуки. Ребёнок исследует материальный мир руками и ртом. Происходит дальнейшее развитие моторики.
Родители беспокоятся, когда малыш не гулит после 3–4 месяцев. Чаще всего это никак не связано с какими либо физиологическими отклонениями в развитии. Просто ребёнку нужно больше общения.
Как научить ребёнка говорить «агу»
- Произносите обращенные к младенцу слова не слишком громко, но и не тихо.
- Избегайте крика, раздраженного тона.
- Следите за интонациями в речи, мимикой. Дети очень чутко реагируют на проявления негативных эмоций, а положительные являются провокатором звучания.
- Постоянно поддерживайте зрительный контакт, чтобы ребёнок видел лицо говорящего с ним.
- Не включайте громко телевизор, музыкальный центр, компьютер в комнате, где находится младенец.
- Когда ребёнку исполнится 3–5 месяцев, можете гулить и агукать в ответ. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт. Или включайте записи гуления других детей.
- С разрешения педиатра и после консультации с детским массажистом проводите легкий массаж живота, груди, щек, подбородка крохи и, одновременно, произносите детские потешки, читайте стихи.
- Отвечайте улыбкой, приветливым выражением лица на произнесенные младенцем звуки.
Разговаривайте ласково, доброжелательно. Неторопливая речь подталкивает ребёнка к подражанию. Предложения должны быть короткими, чтобы малышу было проще понять смысл сказанного.
Внимание! Развитие языка — показатель общего развития ребёнка. Редкое общение со взрослыми оттянет момент произношения первых звуков
Если ребёнок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сообщить участковому педиатру. Исходя из особенностей развития ребенка доктор сделает вывод, почему ребёнок молчит.Сообщит, нужно ли обследование у невролога или родителям необходимо просто больше времени уделять общению со своим чадом.
Стоит ли волноваться?
Часто родители проявляют беспокойство, если их новорожденный малыш не начал агукать в возрасте 1 – 1,5 месяцев. Не стоит паниковать раньше времени, ведь ребенок – это такой же человек, как и взрослые, поэтому ему требуется определенное время, чтобы научиться чему-либо. Бывает, что кроха молчит до 2 месяцев, но это еще не значит, что у него задержка в речевом развитии.
Молчание малыша не означает задержки развития, просто он готовится к произношению новых звуков
Нормальной ситуацией является и когда ребенок на какое-то время перестал гулить, после начала лепетания. Причиной этому может быть подготовка к произнесению новых звуков. В таком случае гуление скоро возобновится, но будет немного другим – добавятся визг, писк, смех.
Четких границ, определяющих, сколько и каких слов и звуков должен четко проговаривать малыш в том или ином возрасте, нет. Нормой считается использование в 2 – 3 года большей части звукового ряда. Если ребенок полностью понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в психическом развитии, то беспокоиться из-за его речи нет поводов.
В каком возрасте младенцы начинают улыбаться и смеяться?
В первые недели жизни родители могут заметить улыбку на устах младенца, но она не имеет отношения к настоящим эмоциям и возникает рефлекторно.
До трех недель малыш видит лишь очертания предметов и их тени, поэтому ясно разглядеть лицо мамы и других близких людей — не может. На втором месяце у грудничка начинает формироваться так называемый «комплекс оживления», который проявляется в том, что ребенок реагирует на происходящие рядом события звуками, двигательной активностью, поворотами головы.
А в 9-10 недель родители могут ждать улыбку, которая будет означать, что малыш рад видеть того или иного члена семьи. Смех — более сложная эмоция. Ее крохи осваивают примерно в 20-30 недель.
При этом специалисты не считают отсутствие смеха проблемой, подчеркивая, что многое зависит от темперамента ребенка, а также членов его семьи. Когда рядом кто-то громко и часто хохочет, есть большая доля вероятности, что и малыш, копируя поведение взрослых или других детей, начнет смеяться рано.
Существует два полезных правила, соблюдая которые можно помочь ребенку научиться выражать эмоции:
- необходимо как можно чаще улыбаться малышу, говорить с ним ласковым голосом, обнимать и другими способами выражать свою любовь;
- пытаться вызывать смех или улыбку нужно в те моменты, когда кроха доволен жизнью, то есть, он сухой, сытый, чистый и отдохнувший. Тут можно корчить рожицы, петь песенки, показывать спектакли или иным образом веселить юного члена семьи. Излишней навязчивости нужно избегать, чтобы случайно не испугать младенца.
Одни детки в три месяца заливисто хохочут, а другие — даже после полугода лишь сдержанно хихикают. Строгих норм в вопросах, касающихся этой части эмоциональной сферы, просто не существует.
Этапы развития речи малыша
Для того, чтобы понять, как нужно общаться с младенцем, давайте разберем основные этапы развития речи.
Достижения до полугода
Ребенок осваивает пассивную речь уже с первых недель жизни и именно с этого момента можно начинать развивать речь.
Именно сейчас основной и очень важной задачей родителей будет активно общаться с крохой. Это будет что-то вроде ежедневной работы как для родителей, так и для самого малыша
Это будет что-то вроде ежедневной работы как для родителей, так и для самого малыша.
Новоиспеченным родителям необходимо постоянно озвучивать эмоции малыша, комментировать все его движения и всегда с ним разговаривать.
- Примерно на втором месяце жизни ребенок научится реагировать на голос взрослого и перестанет кричать и плакать, как только родители с ним заговорят.
- Уже на третий месяц жизни ребенок начнет смеяться и отвечать вам звуками.
- На 4 месяце малыш начинает говорить агу и гулить (появляются певучие звуки), в этот момент активно участвуйте в диалоге, меняя интонацию голоса (узнайте подробнее когда ребенок начинает агукать и гулить здесь).
- В 5-6 месяцев раздается уже не простое, знакомое, певучее протягивание, а повторение настоящих слогов. Причем, с использованием звуков, для которых приходится смыкать губы, таких, как «б», «п», «м», а также произносит слоги «ма», ла», «ба» и т. д. В это время ребенок уже начинает слушать звуки, которые произносит, повторять их, подражать вам и прислушиваться к вашей речи.
Что умеет малыш до 12 месяцев?
После полугода, помимо того, что речь состоит из повторов слогов, малыш начинает лепетать. После того, как он пройдется по всем гласным алфавита, он начинает произносить вместе такие звуки, как «ба-ба-ба» или «да-да-да-да». Кроха также уже может ответить на вопрос, например, «Где?». Он будет активно показывать на предмет пальцем.
Что произносит кроха с одного года до двух
В год ребенок становится настоящим исследователем. Ему все интересно и он задает вопросы на своем языке. В 1 год ребенок употребляет уже 3-4 более-менее понятных слова, понимает простые инструкции, отдельные слова и соотносит их с предметами. с года характерно увеличение словарного запаса у детей.
В 1 год и 6 месяцев словарный запас повышается до 20 слов и малыш может показать одну часть тела. К 2 годам словарный запас повышается минимум до 50 слов, ребенок показывает 3 части тела и уже пользуется фразами из 2 слов.
Что умеет с 2 лет
В этом возрасте ребенок понимает двухэтапную инструкцию, например, «Подойди к шкафу, возьми книгу», «Подойди к кроватке, возьми игрушку» и так далее.
Словарный запас, обычно, у ребенка в этом возрасте, не менее 50 слов и он умеет показывать 5 частей тела.
Также он понимает значение действий в той или иной ситуации, например, «А что у тебя в руке?» «Это твоя тарелка?» и так далее.
Ребенок при этом всегда пытается ответить на вопрос.
Ребенок начинает гулить и агукать: чем агуканье отличается от гуления?
Дети очень быстро проходят период от агуканья к гулению. Родителям нужно быть внимательными, чтобы не пропустить это время. Малыши забавны, когда напевают свои первые звуки. Это вызывает восторг и умиление у родителей, и снятое видео или фото напомнят чудесное время, да и подросшему ребенку будет интересно узнать, какой он был в младенчестве.
Агуканье — начальная стадия гуления. Длится этот период с 4 по 8 неделю. Сначала преобладают певучие одиночные гласноподобные звуки: «а», «е», «у», «и», «э», затем гласные в сочетании друг с другом. На этом этапе родители и слышат долгожданное «агу».
Речь становится более разнообразной и интересной, сочетание звуков сложным.
Издаваемые рулады имеют носовой или гортанный характер, чем очень напоминают голубиное гуление, отчего и возник этот термин в педиатрии. Детям нравится их новое умение, и они с удовольствием подолгу повторяют свои «вокализы», смеются и демонстрируют при появлении взрослых. 3-4 месяц считается пиком гуления, к 5 месяцу начинается новый этап – лепетание.