Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям
Содержание:
- Страх смерти родителей. У ребенка страх смерти родителей
- Что лежит в основе танатофобии
- Панические атаки симптомы
- «Мама, а ты умрешь?»
- Если страх смерти усиливается
- Старше 7
- Как формируется танатофобия
- Подростковые социальные страхи
- «Мы тут раком болеем»
- Как реагировать на страхи детей
- Причины страха в разном возрасте
- Страхи у дошкольника и младшего школьника
Страх смерти родителей. У ребенка страх смерти родителей
5 – 7 лет – это возраст, когда ребёнок начинает понимать суть такого явления, как смерть. К этому времени у малыша формируются знания о том, что все живые существа сначала появляются на свет, а затем умирают. Ребёнок начинает осознавать, что и он, и его родители тоже уйдут из жизни.
Как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?
У детей, испытывающих страх за родителей, появляются высказывания следующего содержания: «Мама, а ты тоже будешь старой?», «Мама, я не хочу, чтобы ты ста
как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?
Причины страха
Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу
Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте
Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старост
Причины страха
Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх. Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.
Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет .
Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.
Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама
Как действовать?
Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.
Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные . Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.
Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями.Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.
Что лежит в основе танатофобии
Марлен Дитрих как-то заявила: надо иметь бурную фантазию, чтобы бояться смерти. Больные действительно придумывают множество оправданий своему расстройству.
Главная причина, заставляющая людей испытывать патологическое чувство страха – это неизвестность. Никто не может рассказать, что случается с человеком после отхода в мир иной. Такая неосведомленность пугает. Рассказы людей, вернувшихся с «того света», вселяют людям уверенность в существовании загробной жизни, хотя это лишено научного обоснования. Религиозные мотивы также заставляют людей верить, что жизнь после смерти имеет место быть.
Фантазируя, танатофоб рисует неприятные обстоятельства загробного существования, что ввергает в ужас. Он начинает катастрофически бояться очутиться на смертном одре.
Особо стоит отметить религиозный страх погибели, с трудом поддающийся корректировке. Верующие больные сомневаются, достойно ли проживают жизнь, попадут ли после смерти в рай или им предначертаны адские мучения. Страх смерти среди таких танатофобов особенно стойкий, ярко выраженный.
Другая причина страха – боязнь за близких. Человек пугается того, что о его родных некому будет позаботиться после его смерти. Обычно подобная ситуация складывается у родителей, имеющих маленьких детей или у детей, имеющих престарелых родителей. Больной также может мучительно бояться, что кто-то из любимых родственников может отойти в мир иной.
Фобия способна сформироваться в том случае, если человек стал свидетелем смерти постороннего или родственника. Больной начинает уделять много времени размышлениям о смерти, задаваться вопросами на тему жизни и погибели. Уход близкого человека становится для танатофоба трагедией, откладывающей отпечаток на психику, что вполне может трансформироваться в фобию.
Особая роль принадлежит СМИ, подпитывающих фантазию людей историями о смерти, часто трагическими и ужасными. Кроме этого, средства массовой информации через фильмы поддерживают идею бессмертия. Внушаемые личности быстро подхватывают этот миф. На что их сознание реагирует боязнью того, что они могут не достигнуть этого бессмертия.
Благополучная жизнь также провоцирует развитие танатофобии. В этом случае больной боится в случае смертельного исхода лишиться всех благ, «любезно предоставленных» судьбой. Получается, что страх перед погибелью рождается не только в мрачной обстановке, но и в ситуации полного изобилия.
Люди, стремящиеся к тотальному контролю над своей и чужой жизнью, к сожалению, лишены возможности контролировать приход смерти. Естественно, одна мысль о том, что есть что-то, что не подвластно их контролю, пугает.
Нередко фобия настигает человека, который панически боится остаться в одиночестве на смертном одре. Пугает мысль, что никто не разделит с ним последние минуты жизни. Особенно страх актуален, когда у больного есть близкие, с которыми он находится в ссоре. Возможно, незаслуженно обиженные им. Танатофоб опасается, что перед отходом в мир иной не успеет попросить прощения у них.
Расстройство может стать следствием печали об уходящей молодости или панического нежелания стареть. Ведь в человеческом сознании чаще смерть ассоциируется со старостью. Такой больной панически боится смерти, поскольку, приближаясь к старости, утрачивает жизненную энергию.
Возраст – особый повод для формирования фобии. Она способна проявиться как в детском, так и во взрослом периоде. Дело в том, что это время возрастных кризисов, когда человек осознанно начинает задумываться о смысле жизни, переосмысливает свое существование, оглядывается назад, оценивая пройденный путь. Его начинают посещать мысли о том, что сделано и что еще предстоит сделать. Философские раздумья наталкивают на мысль, что жизнь не бесконечна, а еще так много нужно успеть.
Если к тому же человека сопровождает депрессия на фоне возрастного кризиса, то вполне вероятно появление различных фобий.
Панические атаки симптомы
Люди с паническим расстройством очень часто в течение долгого времени не обращаются к врачу и не говорят своим близким о существующей проблеме. Как правило, человек либо думает, что проблемы нет, и он сам сможет справиться со своим плохим самочувствием, насильно преодолевая все признаки панической атаки, либо он стесняется своей «слабости», либо вовсе боится, что его «отправят в психушку». В этом совершенно нет необходимости. Однако лечить внезапный и регулярный панический страх – необходимо.
«Когда у меня впервые случилась паническая атака, мне пришлось вызвать скорую. Мне просто дали глицин и больше ничего не сказали. После этого я прошел весь кардиологический центр и сдал все анализы. Мне сказали, что я абсолютно здоров. Домашние и друзья считали, что я притворяюсь. Я старался не обращать внимания на приступы, успокаивал себя тем, что, когда приду домой, все будет нормально. Иной раз загонял себя специально в автомобильную пробку, чтобы преодолеть свой страх. Творился такой кошмар, что хоть бросай машину и уходи. Иногда я так и делал. Бросал машину у метро, а на следующий день приезжал и забирал. Хотя до этой болезни вообще спокойно переносил пробки», — пациент, Павел (41 год).
Для начала рассмотрим симптомы, с которыми Вы наверняка сможете прийти к доктору и сказать: «Доктор, у меня панические атаки. Что делать?»
Психоэмоциональный компонент панической атаки. Симптомы и признаки:
— Внезапные безосновательные приступы страха/тревоги/паники, длящиеся от нескольких минут до нескольких часов
— Ожидание внезапной смерти, ожидание приступа
— Навязчивые мысли (обычно связаны со смертью)
— Помутнение сознания
— Чувство дереализации («я отдельно, мир отдельно», «мир через целофан», «как в аквариуме»)
— Постоянное чувство тревоги
— Различные фобии (агорафобия, социофобия и др.)
— Бессонница, «кошмарные» сновидения
— Сниженный фон настроения, плаксивость
— Раздражительность, агрессивность
«Летом 2014 года я поняла, что регулярно не могу заснуть до 5-6 часов утра. Душное лето усугубляло мое состояние, я постоянно испытывала чувство нехватки воздуха, у меня учащалось сердцебиение, в голове возникали навязчивые мысли: «А вдруг я умираю?», — паника нарастала, но двигаться или вызывать скорую не было сил. Так я лежала до утра, когда от усталости и постоянного напряжения глаза сами закрывались. Такое случалось несколько раз в неделю», — пациент, Елена (28 лет, менеджер).
Физиологический компонент панической атаки. Симптомы и признаки:
— Головокружение, головная боль, тяжесть в голове, шум в голове/в ушах
— Нехватка воздуха, удушье, одышка
— Учащенное сердцебиение, ощущение перебоев в работе сердца, боль в сердце
— Тошнота, дискомфорт в животе
— Озноб, жар, потливость
— Дрожь в руках, в ногах, в теле
— Напряжение в мышцах, онемение конечностей
— Расстройство желудочно-кишечного тракта
— Чувство усталости, слабость, упадок сил
«5 лет назад я неудачно пролечился антибиотиками и после этого у меня начались с проблемы с желудком. Все эти годы мучала постоянная диарея. Я обращался к паразитологу, гастроэнтерологу, иммунологу и другим специалистам. Никаких заболеваний анализы и клинические исследования не выявляли. Пробовал лечиться пробиотиками-пребиотиками, но все безрезультатно. Начали беспокоить и другие симптомы: тяжесть в голове, напряжение в спине и шее, тревога без всякой причины, страх за свое здоровье, иногда бешено колотилось сердце, утром после сна возникало легкое головокружение и еще, конечно, преследовали постоянная усталость и разбитость», — пациент, Андрей (31 год).
Важными симптомами панических атак также являются их систематичность и регулярность. Интервал между приступами панического страха может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней или месяцев, однако их регулярное проявление свидетельствует о том, что Вы страдаете от панического расстройства.
«Мама, а ты умрешь?»
Примерно в возрасте 5 лет дети впервые осознают конечность человеческой жизни. У ребенка созревает абстрактное мышление, теперь он понимает течение времени, и среди множества вопросов маленького почемучки об устройстве мира появляются и такие: «А умрет ли бабушка? А ты умрешь? И я тоже умру?». Возникновение страха смерти в этом возрасте — естественная часть взросления.
Стоит ли обещать ребенку, что он и его близкие никогда не умрут? Конечно же, нет. Он быстро раскусит обман, и его тревога только усилится. Нужно объяснять, что все люди когда-то умирают. Но с его мамой и папой это произойдет очень нескоро: когда они станут совсем старенькими. К этому моменту малыш будет взрослым, у него появится своя семья, дети и внуки, а значит, он не останется один на всем белом свете. А пока впереди еще долгая-предолгая жизнь.
Важно, с какими эмоциями родители будут отвечать на вопросы о смерти. Слишком сильное волнение матери будет для ребенка сигналом, что здесь что-то не так и на самом деле не все так безопасно, как ему пытаются объяснить
Поэтому первая задача взрослых — справиться с собственным ярко выраженным страхом смерти, чтобы не транслировать его ребенку.
Если страх смерти усиливается
Страх смерти может проявляться через боязнь темноты и одиночества. Многие дети не любят засыпать, потому что сон чем-то напоминает небытие. Однако обычно эти страхи постепенно проходят сами собой. Этому способствует надежный контакт с родителями, любовь и жизнерадостная атмосфера в семье, возможность заниматься творчеством, играть в активные игры и т. д. А вот строгие наказания, повышенная требовательность, насмешки взрослых над детскими страхами, семейные конфликты служат здесь плохую службу.
Помимо нашей воли в жизнь могут вмешиваться непредвиденные обстоятельства — гибель домашнего питомца, госпитализация малыша в стационар, невозможность видеться с одним из родителей после развода и другие эмоциональные потрясения. Все это усиливает страх смерти, особенно когда печальные события совпадают с возрастом осознания конечности бытия. В этих случаях малыш нуждается в удвоенной порции любви и заботы, а, возможно, и в помощи психолога.
Страх смерти находит свое выражение в кошмарных сновидениях. О том, как справляться с ночными страхами у детей, мы писали тут Ребенку снятся страшные сны. Что делать?
Старше 7
После 7 лет у ваших деток формируется осознанное представление о конце жизни, как неизбежного установления, примирения с данным фактом, либо фобия перерастает в патологическую форму.
Знайте! Страх смерти имеет открытую и скрытую формы. Первый вариант представляет собой непосредственно боязнь умереть, а во втором случае, фобия выражается через опасения острых предметов, воды, пожара, стихийных бедствий, большой высоты, подавиться едой — всего того, что гипотетически может привести к смерти.
Страх смерти у детей младшего школьного возраста труднее диагностируется из-за сформированного чувства стыда и потребности личного пространства. Ребёнок способен тщательно скрывать свои переживания. Вам могут осложнить ситуацию новые эмоции, в связи с посещением школы и приобретение дополнительных страхов социального характера.
Как формируется танатофобия
Как отличить естественный и патологический страх ухода из жизни? Когда человек, перед тем как перейти дорогу смотрит налево, затем направо, и только после этого трогается с места, это вполне нормально. В данной ситуации естественные опасения за свое существование уместны. Индивид совершает подобные действия инстинктивно, не задумываясь. Если же человек в принципе не переходит дорогу, опасаясь за свою жизнь, уверенный в том, что его собьет машина, это неестественно. В данном случае страх иррационален и говорит о наличии тревожно-фобического расстройства.
В основе танатофобии лежит приобретенный страх ухода в мир иной. Такой страх формируется в процессе бытия на основе причинно-следственных связей. То есть, человек, пережив однажды пугающий импульс, впредь воспринимается его как потенциальную угрозу.
Например, индивид узнал, что вирусная пневмония переносится тяжелее бактериальной и вероятность летального исхода от нее значительно выше. На основании этого он принял решение относиться внимательнее к своему здоровью, больше внимания уделять ОРВИ, гриппу, не переносить их на ногах. В данном случае опасение за жизнь оправдано подобным решением.
Причинно-следственные связи оказывают людям огромную услугу, позволяя распознавать возможную опасность. Однако случается так, что они дают сбой. В таком случае страх погибели формируется безосновательно, приобретая патологический характер. Тот же индивид, зная о потенциально опасной инфекции, перестает здороваться за руку со знакомыми, так как опасается, что через рукопожатие может заразиться смертельной инфекцией и умереть.
При таких условиях формируется танатофобия. Обычно она выражается состоянием повышенной тревожности при любом упоминании о смертельном исходе, символическом образе, при возникновении мыслей на данную тему, которые нередко посещают больного. Они могут прийти внезапно в результате просмотра передачи по телевизору, прочтения книги. Любой внешний стимул способен заставить больного задуматься о погибели.
Как и при других фобиях, танатофоба настигают панические атаки с выраженными физиологическими симптомами. В момент приступа утрачивается контроль над мыслями и поведением, ощущение реальности, поведение становится неадекватным. Человек стремится быстрее уйти от разговоров на пугающую тему, выйти из ситуации, вселяющей ужас.
Часто страх смерти формируется в рамках другой фобии: боязни высоты, темноты, пауков. Больного пугает любое обстоятельство, способное привести к летальному исходу. Аргументы его порой неадекватны: из темноты выскочит монстр, накинется и убьет, в парке укусит ядовитый паук, он не успеет обратиться за помощью и умрет.
Привычным для танатофоба является страх лифтов, автомобилей. Человек боится переходить дорогу, делать инъекции и многое другое. Он полагает, что угроза жизни может подстерегать где угодно. Опасность способна проявиться внезапно, никогда не знаешь, в какой момент угроза атакует. Поэтому больные боятся постоянно.
Человек с танатофобией отличается повышенной тревожностью. Раздражителен, эмоционально нестабилен, излишне впечатлителен. Большую часть времени пребывает в подавленном настроении, пессимистичен, не уверен в себе, все подвергает сомнениям. Танатофоба характеризует склонность к самобичеванию. Больной зациклен на негативе.
Среди подверженных этому расстройству людей основная часть – творческие личности, склонные к философствованию, самокопанию. Они категоричны, чужое мнение игнорируют.
Подростковые социальные страхи
У подростков также имеются возрастные страхи, но они в основном социальные (хотя природные страхи у некоторых детей тоже сохраняются в этом возрасте). А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10 — 12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришелся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10 — 11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11 — 12 лет до 16 — 17 лет):
- Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
- Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учета индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
- Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
- Страх одиночества;
- Страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Исследование, проведенное среди подростков в возрасте 13 — 14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.
Страх будущей самостоятельной жизни силен у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре) показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.
«Мы тут раком болеем»
В лечебный протокол Насти входил препарат «Мабтера», на который у многих пациентов возникают аллергические или иные нежелательные реакции. На тот момент в региональной больнице не было специальной аппаратуры, чтобы наблюдать за действием лекарства, поэтому в сентябре того же года девушку перевезли в Москву, в Центр детской онкологии, иммунологии и гематологии имени Дмитрия Рогачёва.
«Тогда у меня началась сложная «химия» и гормональная терапия, после которой я резко набрала вес. Метотрексат, который тоже входил в моё лечение, давал сильные побочные эффекты, он практически сжигал все слизистые. Было больно глотать и даже просто пить воду. Когда я видела рекламу, где показывают еду, то уходила плакать в ванную, чтобы никто не видел. Мне очень хотелось нормально поесть», — вспоминает Настя.
В московском центре Настя провела восемь месяцев, за это время она успела пройти ещё шесть курсов химиотерапии, последняя была высокодозной.
Параллельно с лечением девушка осваивала программу за 10-й класс прямо в больничной школе. В палате с ней в основном сидел старший брат, его сменяли бабушка, отчим и няня. Мама не могла часто приезжать к дочери, потому что незадолго до постановки диагноза Насте в семье родился младший брат.
За это время девушка подружилась с многими ребятами. С кем-то Настя до сих пор поддерживает связь, а кого-то уже нет в живых, например её соседки по палате Дарины Аксёновой.
«Ей был 21 год, когда она умерла. Я не встречала ещё настолько духовно сильного человека, как она, — говорит Настя. — Дарина занималась фотографией и постоянно устраивала нам фотосессии, а ещё была волонтёром: договаривалась о подарках для ребят, организовывала сборы — одной девочке так получилось купить ноутбук, о котором та мечтала».
Настя вспоминает, что с друзьями время в больнице летело незаметно: «Нам было весело, мы постоянно играли, тусовались в холле и забывали, что болеем. Многие относились к своему состоянию с юмором. Например, как-то мы вели прямой эфир в Periscope, девочку спросили, почему мы все лысые, а она такая невозмутимо: понимаешь, мы тут раком просто болеем».
Как реагировать на страхи детей
В природе не бывает абсолютно бесстрашных людей, есть люди, умеющие хорошо скрывать свои страхи. Страх всегда субъективен, и если вы совершенно не боитесь пробегающую мимо собаку, то это вовсе не значит, что ее не боится тот, кто находится рядом с вами. Гендерных различий в проявлении чувства страха не существует. Боятся в равной степени и мальчики, и девочки. Страх смерти у ребенка-дошкольника является абсолютно нормальной линией развития и необходимым процессом. В процессе ориентировки в окружающем мире ребенку просто необходимо осознать и переработать такие темы, как появление человека на свет и его уход из жизни. Как же реагировать на страхи детей?
Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за проявленное чувство страха! Это никак не поможет ему избавиться от страха, малыш почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», страх будет загнан внутрь, чтобы, упаси боже, не показать его вам.
Бесполезно разубеждать ребенка, объясняя, то бояться нечего, ведь он УЖЕ боится. Стоит поддержать ребенка, сказав ему «я рядом, я с тобой». Принять и поддержать его, как можно мягче отреагировать на проявление страха — весьма результативное решение по сравнению с упреками и чтением морали.
Когда малышу страшно, лучше всего быть рядом с ним, расспросить его подробно, чего именно он боится, что может случиться и совместно придумать способы решения проблемы.
Побороть страх усилием воли практически невозможно, страх можно пережить. Поэтому бесполезно ставить себя ребенку в пример, говоря ему: «Посмотри на меня, я же не боюсь». Конечно, вы — большой и сильный, естественно, вам куда легче не бояться. Правильнее донести до ребенка, что вы не боитесь, вы взрослый и сможете защитить его. Страх можно пережить тогда, когда есть на кого опереться.
Если у ребенка ночные страхи (страх темноты, засыпания, тревожные сны и т.п.), то имеет смысл организовать успокаивающие ритуалы перед отходом в кровать. Спокойные игры, доброе родительское отношение, теплая ванна и нежные поглаживания по спине обязательно успокоят встревоженного малыша и настроят на спокойный сон.
Не следует избегать в разговоре тем, которые пугают ребенка. Если малыш хочет с вами поговорить о своих страхах, отнеситесь с пониманием и ни в коем случае не переносите разговор на другое время, как бы заняты вы не были
Вы можете спросить ребенка о его рисунках или игре, но если он не желает рассказывать, настаивать не надо. Ни в коем случае не высмеивайте и не критикуйте его действия.
Причины страха в разном возрасте
У каждого ребёнка страх смерти проявляется в индивидуальной степени и имеет различные истоки. Причинами сильного страха может быть:
- смерть близкого человека или любимого питомца;
- чувствительный тип нервной системы ребёнка (актуальная статья по теме: Воспитание ребенка-меланхолика>>>);
- частые болезни малыша;
- воспитание в неполной семье.
Если вы знаете причину, то с ребенком обязательно нужно поговорить. Главный посыл таких разговоров — это ваше искреннее желание помочь малышу разобраться в сложных вопросах, проявление заботы, любви и заинтересованности к его проблеме. Не волнуйтесь, если в основе любовь, то нужные слова обязательно найдутся.
Важно! Учтите, что девочки чаще подвержены боязни смерти, чем мальчики
До 3-х лет
- Первые три года жизни малыш активно познаёт мир и такие вопросы, как уход из жизни, не волнуют его сознание;
- Он воспринимает людей и окружающую обстановку как постоянную величину;
- Маленький первооткрыватель очень привязан к маме и папе, не мыслит себя как отдельную личность. Поэтому до трёхлетнего возраста проблема страха смерти не возникнет у вас. Используйте возможность хорошо подготовиться к дальнейшей беседе.
От 3 до 7
- После 3-х лет ваш ребенок не только получает новые знания, но и оценивает их;
- На данном этапе взросления малыш ощущает себя неуязвимым, при этом ребёнок боится смерти родителей или других близких людей — всё это может стать почвой для сильнейших переживаний, с которыми вам нужно работать. Страх потерять маму и папу на психологическом уровне воспринимается малышом как утрата заботы, поддержки, внимания, защиты;
- В данном возрастном периоде характерно тесное переплетение нескольких страхов малыша: темноты (читайте, что делать в этом случае в актуальной статье: Ребенок боится темноты>>>), замкнутого пространства, боязни засыпать, так как возможны страшные сны, где ребёнка кто-то хочет съесть, или нападают некие сущности;
- Так страх смерти у детей дошкольного возраста приобретает расплывчатые черты, образуя некую сборную солянку из нескольких разных боязней, которые в большинстве своём основаны на инстинкте самосохранения;
- К 5 годам у вашего малыша развивается абстрактное мышление, его интересуют такие категории как пространство и время. Приходит понимание конечности бытия природных явлений и человека, ваш ребенок начнет задавать вопросы, касающиеся тематики смерти, и всего, что с ней связано.
Страхи у дошкольника и младшего школьника
В белорусском Витебске по методике опросника «Страхи у детей» была изучена группа из 40 дошкольников в возрасте 5 — 7 лет с нормальным развитием, посещающих детский сад. Также были опрошены 40 детей, обучающихся в первом классе гимназии Витебска. Исследование показало, что у близких по возрасту старших дошкольников и первоклассников страхи почти одни и те же. Однако у первоклассников появился страх опоздания, связанных видимо с необходимостью соблюдать школьную дисциплину. Кроме того, у первоклассников преобладал страх смерти (как самого ребенка, так и и боязнь смерти родителей). У дошкольников на первом месте стоял страх животных. Также после поступления в школу частотность страхов резко увеличилась и видимо стало больше детей, у которых отмечено несколько разных видов страхов.
Страхи у старших дошкольников
Витебское исследование показало, что у дошкольников в возрасте 5 — 7 лет наиболее часто (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) встречаются такие страхи (в скобках указано количество случаев выборов в группе из 40 детей):
- Животных (25);
- Темноты (24);
- Чудовищ, сказочных персонажей (15);
- Неожиданных, резких звуков (14);
- Врачей (10);
- Пожара (8);
- Одиночества (8);
- Нападения бандитов (7);
- Уколов (7);
- Сделать что-нибудь плохо (7);
- Крови (6).
Страхи перед людьми у этих дошкольников, как видно из вышеуказанных данных встречались редко. Наиболее частыми из таких страхов были боязнь врачей и нападения бандитов. Старшие дошкольники почти не боялись смерти и стихийных бедствий. Три самых распространенных страха у старших дошкольников не были связаны с обществом — дети боялись животных, темноты и сказочных персонажей.
Страхи у первоклассников
У детей 1-го класса белорусской гимназии при проведении такого же опроса в начале 2010-х годов (в Белоруссии детей в начале 2010-х годов в 1-й класс принимали в возрасте 6 — 7 лет, кроме того, как и в России в 1-м классе белорусской школы детям не ставили отметок) наиболее частыми (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) были следующие страхи (в скобках указано количество ответов в группе из 40 детей):
- Смерти (32);
- Смерти родителей (25);
- Пожара (25);
- Нападения бандитов (24);
- Сделать что-нибудь плохо (24);
- Стихийных бедствий (23);
- Огня (22);
- Опоздать (22);
- Войны (21);
- Животных (18);
- Страшных снов (17);
- Чудовищ, сказочных персонажей (16);
- Глубины (16);
- Темноты (14);
- Не успеть куда-либо (что-то сделать) (14);
- Высоты (12);
- Заболеть (12);
- Боли (12);
- Неожиданных резких звуков (12);
- Уколов (12);
- Одиночества (11);
- Незнакомых людей (10);
- Сна (10);
- Наказания (9);
- Крови (8);
- Больших улиц, площадей (8);
- Врачей (8);
- Замкнутых пространств (6).
Из этих цифр видно, что после поступления в школу общее количество страхов у каждого ребенка резко увеличилось, но новых видов детских страхов почти не появилось. Если у опрошенных старших дошкольников 5-7 лет зафиксированы 28 видов страхов, то у опрошенных первоклассников — 30 видов страхов. У первоклассников выявлены только два вида страха, которых не было у старших дошкольников — страхи опоздать и заболеть.
У первоклассников очень часто встречались страхи, связанные с жизнью в обществе — сделать что-то плохо, не успеть что-то сделать, боязнь опоздать, встречи с незнакомыми людьми, наказания. Также у первоклассников Витебска часто встречались страхи стихийных бедствий и пожаров (огня). Самым распространенным у первоклассников был страх смерти — как самого ребенка, так и родителей. Также первоклассники очень часто боялись заболеть или испытать боль.
Интересно, что исследование детских страхов у первоклассников российского Владимира, проведенное по методике М. А. Памфиловой «Страхи в домиках», показало иной результат — 73 % обследованных 26 учеников одного первого класса боятся одиночества. Именно страх одиночества был среди владимирских первоклассников доминирующим, в то время как среди 40 первоклассников Витебска этот страх был отмечен только у 11 детей (28 % опрошенных).
Страхи у учеников 2 — 3 классов школы (8 — 9 лет)
У 8 — 9-летних школьников сохраняются те же страхи, что и у первоклассников. По методике А. И. Захарова «Выявление страхов у детей» были обследованы 60 школьников Нижнего Новгорода. В результате этого исследования были выявлены следующие распространенные страхи:
- Смерти — 82 % опрошенных;
- Войны — 82 % опрошенных;
- Нападения — 81 % опрошенных;
- Резких, неожиданных звуков — 71 % опрошенных;
- Наказания — 58 % опрошенных;
- Боли — 55 % опрошенных;
- Страшных снов — 52 % опрошенных;
- Высоты — 37 % опрошенных;
- Одиночества — 32 % опрошенных.