Малышу 1 месяц: привыкание
Содержание:
- Важность тактильного контакта с малышом
- Самые первые сказки
- О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет
- На какого героя больше всего хочет быть похож ваш ребёнок?
- Язык, заложенный самой природой
- Все делаем вместе
- На прогулке
- Доброжелательное отношение
- Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка
- Общие сведения о заболевании
- Как общаться с младенцем
- Ловим приятные моменты
- Помогите ребенку развить речевые навыки
- Рожаем вместе
- Может, просто выдать книжку?
- Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно
- Разговор с младенцем – это не только слова, но и взгляды, интонация
- Режим дня ребенка в 1 месяц
- Общение с грудничками
- Отклонения от нормы
Важность тактильного контакта с малышом
Всем малышам в возрасте до 1 года необходим тактильный контакт. Посредством осязания малыш получает все сведения о том, что его окружает, поскольку прочие органы чувств пока что функционируют не должным образом. Если у малыша есть постоянный тактильный контакт с мамой и папой, он будет развиваться гораздо скорее во всех планах. Основным принципом воспитания детей до года должно являться формирование для них абсолютно комфортных условий.
Для некоторых малышей тактильный контакт даже важнее вербального. Что зачастую связывается с их темпераментом, характером, состоянием здоровья и памятью. Поэтому надобность контакта с матерью у ребенка – это норма.
Если малыш много времени проводит с матерью, то у него, как правило, повышенный уровень социального взаимодействия, лучше интеллект, и быстрее идет физическое развитие. Мышцы такого малыша лучше развиваются, стимулируются – в особенности, если мамочка носит его в слинге.
Чтобы ребенок не отнимал все время днем, вы можете оставлять его с папой. Игры с папой для него являются еще одним важным нюансом результативного развития.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для ребенка важен как вербальный, так и тактильный контакт. Все это дает ему возможность оставаться здоровым – и в физическом, и в психическом плане.
Самые первые сказки
Не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Вы думаете, что вашему малышу еще рано читать сказки? Ну, читать, может, и рано (хотя встречается немало малышей, которые уже в 4-5 месяцев с удовольствием рассматривают картинки в книжках), а вот рассказывать — в самый раз! Рассказывайте малышу сказки во время общения с ним. Когда он немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9—10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже — и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.
О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет
Около года ребёнок осваивает первые слова — начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью
Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:
- не смеяться и не передразнивать,
- следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.
В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей — удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:
- Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
- Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
- Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
- Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.
На какого героя больше всего хочет быть похож ваш ребёнок?
Дети они хотят вносить свой вклад, и поначалу даётся им это не просто. Потому что они учатся. Они учатся ходить, учиться говорить, учатся управлять телом, учатся обращаться со всякими разными предметами… Они смотрят на то, что вы делаете и им тоже хочется также.
У нас мама мастерица, она готовит просто безумно вкусно. Она причём это делает одной левой, умудряется одновременно смотреть сериал и общаться по телефону. И это получается так вкусно, что ну возникают некоторые проблемы с весом даже порой. Конечно же, на такую маму хочется, на красавицу такую, хочется быть похожими.
А девчонки они тоже готовят и шьют с огромным энтузиазмом. И однажды оказывается, что занавески стали на 20 см короче. Ровно так обрезаны. Или вдруг в пледе появились лишние дырки. Значит, учатся ножницами пользоваться. Или на обоях появились новые элементы художественные, стены тоже преображаются заметным образом. Они учатся.
Им же тоже и посуду помыть и прочее. Они все мокрые, всё вокруг в воде. Но потихоньку они учатся и вот сейчас уже, если они моют посуду, то они моют посуду лучше, чем я, например. Настька потом ещё и тарелочки все разложит по местам. Это всё аккуратненько и со стола уберёт. Я смотрю на это просто в шоке. Посуда сама моется! Обалдеть!
Они очень хотят быть похожими именно на вас. Они вас очень сильно копируют. Буквально всё слизывают: манеру поведения, слова которые мама говорит. И, конечно же, то, что вы делаете – им тоже очень хочется делать.
Язык, заложенный самой природой
Вам не нужно учиться тому, как говорить со своим малышом. Вы естественны. Каждая мать без специального обучения, инстинктивно начинает пользоваться особым интернациональным материнским языком с его безударной мелодикой и особой мимикой лица. Для него характерны повышенная тональность звуков, утрированное — с растягиванием — произношение гласных. В разговоре участвуют не только язык и рот, но и все ваше лицо. Темп речи зависит от внимания малыша — его умения слушать. Ваша речь может как замедляться, так и ускоряться, в зависимости от реакции младенца. Растягивание гласных («хо-о-о-роший ма-а-алыш») помогает ребенку уловить смысл сказанного. Но гораздо важнее для младенца не то, что ему говорят, а как с ним разговаривают.
Вы «слышите» его ответы. Матери разговаривают с малышами то убыстряя, то замедляя речь, говоря то тише, то громче, как бы помогая ему лучше осознать каждый кусочек речи. И хотя со стороны этот разговор выглядит как ваш монолог, вы общаетесь с ребенком так, будто слышите его ответы. Видеоанализ поведения матери в этот момент показывает, что оно строится с учетом воображаемых ответов младенца. Короткие фразы перемежаются паузами, длящимися ровно столько времени, сколько мог бы занять ответ ребенка. Особенно хорошо это заметно, если вы используете вопросительные предложения. Эти первые уроки речи, во время которых мать помогает ребенку научиться слушать, как бы возрождаются в его памяти, когда он начинает говорить по-настоящему.
Все делаем вместе
Если малыш находится на кухне рядом с вами, рассказывайте ему, как и из чего вы варите борщ, для чего чистите овощи, что кладете в салат… Если вы гладите или стираете, посвящайте кроху в особенности технологического процесса… Пусть кроха станет вашим компаньоном и будет в курсе всех ваших дел. Это станет не только развивать его речь, но и сделает вас с ним настоящими друзьями.
Если вы занимаетесь своими делами, а малыш лежит в кроватке в той же комнате или сидит рядом с вами в креслице, молчать совершенно не обязательно. Вы можете говорить, даже не обращаясь к ребенку, пусть он просто слышит звуки речи и ваш голос. Сели почитать книгу или журнал? Просматриваете посты в соцсетях? Комментируйте все вслух! Такая «фоновая» речь тоже будет хорошим подспорьем для развития речевых способностей сына или дочурки.
На прогулке
Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки, собачки, воробушки, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины…
Вот, например, заметили вы кошку, которая лежит на скамейке и греется на солнышке. Поднесите кроху поближе к кошке, рассмотрите ее вместе. Приговаривайте: «Вот кошечка. Она хорошая, пушистая, мягонькая. У кошечки усики, ушки, лапки, хвостик. Кошечка мяукает мяу-мяу. Где кошечка? Вот кошечка!» Старайтесь строить короткие предложения, говорить четко, ясно и эмоционально. Во-первых, так малышу будет легче вас понять. А во-вторых, подобные нехитрые рассказы станут хорошей базой для развития самостоятельной речи ребенка в будущем.
Доброжелательное отношение
Что говорить малышу и как это делать? Мамы должны понять, что чадо может еще многого не понимать, но оно реагирует на интонации. Чем более эмоциональная женщина, тем больший спектр эмоций будет развиваться в душе ребенка. Но все эти эмоции должны быть положительными. Кричать и ругать грудничка не стоит. Подобное поведение напугает малыша и может существенно навредить его нервной системе, которая еще не сформировалась. Нужно стараться рассмешить чадо и заставить его улыбаться. Мама может показывать своему ребенку рожицы и рассказывать, кого именно она сейчас пыталась изобразить. Доброжелательный подход, спокойный тон и размеренные движения помогут малышу стать уравновешенной персоной в будущем. Доброта мамы впитывается в младенца, и он понимает, что о нем заботятся и его любят.
О чем можно поговорить с ребенком? Вы можете рассказать малышу о том, как бы вы хотели, чтобы устроилась его судьба. Можете рассказать о своих планах и мечтах. Грудной ребенок – это самый желанный слушатель. Когда он не спит, он с удовольствием будет проводить время наедине с мамой, которая должна всеми силами развлекать малыша и давать ему возможность хорошо запомнить ее голос.
Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка
Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.
Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:
- Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
- Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
- Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.
Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.
Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.
Общие сведения о заболевании
Асфиксию диагностируют у 4-6% детей. Причем процент колеблется в зависимости от степени недоношенности плода. У малышей, которые рождаются до 36 недели, частота развития патологии достигает 9%, а у детей, родившихся после 37 недели – снижается до 1-2%.
Научные определения асфиксии новорожденного сводятся к тому, что ребенок не может самостоятельно дышать или совершает поверхностные судорожные дыхательные движения, которые не позволяют организму получить кислород в достаточном объеме. Авторы рассматривают асфиксию младенцев как удушье, при котором сохраняются другие признаки того, что плод жив: есть сердцебиение, пуповина пульсирует, мускулатура слабо, но сокращается.
К причинам развития асфиксии новорожденных относят комплекс факторов риска, которые нарушают кровообращение и функции дыхания плода в утробе и в процессе рождения. К наиболее распространенным причинам относятся:
Наиболее частой причиной асфиксии является внутриутробная гипоксия, то есть нехватка малышу кислорода в утробе матери.
Какими бы ни были причины патологического состояния, оно вызывает у ребенка одинаковые процессы:
- нарушает обмен веществ и кровоциркуляцию;
- сгущает, повышает вязкость крови;
- наносится ущерб головному мозгу, печени, сердцу, надпочечникам;
- органы отекают, происходит излияние крови;
- происходят сбои в работе центральной нервной системы.
Чем дольше организм ощущает нехватку кислорода, тем более серьезной становится степень поражения тканей, органов и систем.
Как общаться с младенцем
- Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
- «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
- «Чьи это такие красивые глазки?»
- «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».
Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.
- Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.
Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!
- Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.
Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).
Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша. Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»)
Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения
Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.
- Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.
От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.
В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:
- «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
- «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
- «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
- «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.
Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.
Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!
Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.
- Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.
Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.
- Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.
Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.
По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.
Ловим приятные моменты
Именно на стадии «спокойного пробуждения» может состояться качественное общение между вами. Его блестящие глаза широко открыты, он интересуется тем, что его окружает. Его дыхание спокойно, а лицо расслаблено. Он просит просто наладить контакт.
Ответьте на его ожидание. Если ваше лицо достаточно близко от ребенка, он вас увидит, будет смотреть, как вы говорите, и попытается вас скопировать, открывая и закрывая рот. Поскольку он еще не выучил язык слов, он устанавливает эмоциональное общение другими способами: взглядом, плачем, движениями, а позже — чудесный момент для вас — и улыбкой. Возможно даже, если вы ему покажете язык, он ответит!
Синхронизированный балет. Психоаналитики полагают, что с рождения взаимный вклад в общение происходит благодаря способности ребенка подстраивать, совсем как взрослый, ритм своих движений под того, кто говорит. Существует что-то вроде синхронизированного балета между мамой и ребенком, как будто в этих движениях мамы и ребенка друг напротив друга действительно прослеживается танец.
Эта «хореография» развивается в течение недель. С 4-й недели ребенок может играть такими сигналами, как взгляд, улыбка, выражение радости на лице. К б или 8-й неделе появляются звуки, которые выражаются в агуканье. Но лепет появится гораздо позже.
Помогите ребенку развить речевые навыки
1. Начните заранее
С первого дня жизни ребенка вы можете разговаривать с ним, петь ему песни и читать книжки, чтобы путь к обучению начался как можно раньше. Разговаривайте с малышом или пойте ему за едой, во время купания или даже во время смены подгузников. Это очень полезно для ребенка и весело для вас обоих. Читая ребенку книжку, поговорите с ним о сюжете и иллюстрациях.
2. Не монолог, а диалог
Даже если ребенок пока еще только лепечет, старайтесь всегда поддерживать «беседу». Относитесь к языку ребенка как к настоящему и отвечайте на вопросы настоящими словами, будто понимаете, что он говорит (даже если не понимаете). Затем позвольте малышу «ответить». Эта игра может казаться глупой, но так вы учите ребенка построению беседы и навыкам поочередно говорить и слушать.
3. Поиграйте в игру с именами
Вы можете помочь малышу выучить новые слова, проговаривая названия его любимых предметов вслух: «А вот и мячик» или «Мммм… каша!» Когда ребенок запомнит слово, вы можете проверить его, спросив: «Где мячик?», чтобы малыш указал на мячик. А если ребенок уже постарше и может произнести слово, спросите: «Что это?» — малыш должен сказать: «Мячик!»
4. Добавляйте и расширяйте
Если ребенок уже строит предложения из одного или двух слов, уточняйте полное значение его предложения в своем ответе. Если ребенок говорит: «Утка нет», вы можете ответить: «Ты не хочешь утку?» (или если контекст другой: «Не можешь найти утку?»). Таким образом, вы сможете подтвердить, что поняли смысл сказанного малышом, и одновременно показать ему правильную структуру законченного предложения.
Важно помнить, что большая часть развития речевых навыков возникает из ежедневных дел, которыми занимаетесь вы и ваш малыш. Поэтому не упускайте возможности поговорить с малышом, почитать ему, спеть песню или поиграть с ним
Это поможет малышу в развитии и укрепит связь между вами. Но что еще важнее, вам обоим будет весело
Поэтому не упускайте возможности поговорить с малышом, почитать ему, спеть песню или поиграть с ним. Это поможет малышу в развитии и укрепит связь между вами. Но что еще важнее, вам обоим будет весело.
Рожаем вместе
На курсах будущий папа принимает самое активное участие в процессе подготовки к родам. Он должен знать все, что происходит с женщиной и ребенком во время родов. Если папа подготовлен, его помощь может стать неоценимой. Он станет для вас и акушерки настоящей опорой (в прямом и в переносном смысле слова), а не помехой. Папа поддержит вас и в эмоциональном, и в физическом плане (он может делать обезболивающий и расслабляющий массаж).
“Роды случались в моей жизни дважды. Какими же разными они были! В первый раз моя подготовка сводилась только к “самообразованию” по книжкам и рассказам подруг. С мужем мы попрощались в приемном покое роддома, и я осталась одна – наедине со своей болью, разрывающей меня на части, наедине со страхом, в холодном ярком свете блестящей лампы. Дальше память жалостливо закрывает мне глаза, и следующий момент, который я отчетливо помню, — как мне показали новорожденную дочку на несколько мгновений, а потом куда-то ее унесли. Я снова одна…
Вторые роды были совсем другими. Мы долго готовились к ним вместе с мужем. И можно смело сказать, что рожали мы тоже вместе. Я не представляю, что бы я делала без него. Муж зажигал аромалампу, делал мне специальный массаж, поддерживая меня на схватках. А я покачивалась и расслаблялась, обнимая его за плечи. И вторую дочку он принял сам, своими руками. Мы не расставались ни на минуту”.
Между прочим, в примитивных обществах считалось, что муж рожает вместе с женой. У многих народов существовал обряд кувады (от франц. couvade — высиживание яиц), ритуальная симуляция отцом процесса родов. Он изображает роды “в цветах и красках” в то время, когда его жена рожает. В наиболее «чистой форме» обряда кувады, супруг ведет себя, как роженица, и лежит в постели, а супруга начинает хлопотать по хозяйству почти сразу же после родов. Таким образом, злые духи, пришедшие за матерью или ребенком, встречают сильного мужчину и ретируются. Эта форма кувады зафиксирована у индейцев Калифорнии и Южной Америки, в Южной Индии, на Никобарских островах, на Целебесе, Борнео.
Может, просто выдать книжку?
– Мальчикам о различии полов должен говорить папа, а девочкам – мама, или это не важно?
– С маленькими детьми обоих полов может разговаривать на эти темы и мама, и папа, а вот начиная с семи лет, мне кажется, что нужно говорить с ребенком родителю того же пола. В подростковом возрасте особенно папе гораздо проще говорить с мальчиком, а маме с девочкой, ведь они смогут объяснить доступнее и понятнее про то, с чем живут сами.
Если семья не полная или по какой-то причине муж или жена категорически отказывается, то может говорить и родитель другого пола. При наличии интернета и таком количестве всевозможной литературы он не останется без информации. Обычно затрудняются на эту тему говорить родители, у которых собственный опыт либо травматический, либо им очень жестко табуировали, либо наоборот – поколение «СПИД-инфо», которые перебрали информации.
– Кстати, есть мнение, что можно просто купить подходящую книжку и дать ребенку читать. Этого достаточно?
Мальчиков и девочек воспитывать по-разному?
– Мне кажется, все-таки лучше делать это не в шесть-семь лет, а если уж покупаете книжку для этого возраста, то важно тщательно изучить ее содержание и иллюстрации и все равно давать с комментариями. Не менее, чем табуирование темы, вредно давать информацию в переизбытке, когда ее вываливают на голову ребенка огромными ушатами
В итоге он получает преждевременно слишком много детальной информации, которая ему не нужна. К примеру, не нужно ребенку в 6, в 7 лет детально, в разрезе изучать половые органы. Отложите это до 11-12, когда появится интерес и наступит совершенно другой период развития. Мы не раз говорили про ситуацию маятника. И вот сейчас случилось, что он из стороны полного табуирования и запретов качнулся в другую сторону – на детей выплескивается столько информации, сколько они, в силу возраста, не готовы воспринимать.
Для школьного возраста я могу посоветовать такие книги (причем, если вам кажется, что какая-то информация преждевременна, можно прочитать вместе лишь некоторые главы):
- «Детская сексология. Школьный иллюстрированный справочник» издательства «Росмэн». Книгу готовила к выходу целая команда психологов, детских гинекологов, педиатров.
- «Мое тело меняется» Джерри Бейли – книга для среднего и старшего школьного возраста.
- «Давай поговорим про ЭТО: о девочках, мальчиках, младенцах, семьях и теле» Раби Харрис.
- «Главное чудо света» Георгия Юдина.
– Как учить ребенка выстраивать границы именно в вопросах собственного тела, его неприкосновенности?
– С моей точки зрения, этим границам надо учить не в связи с потенциальным сексуальным домогательством. Связывать этот разговор с сексуальной темой – неправильно, потому что вопрос гораздо шире, он – о правах личности в целом, о праве говорить «нет», и в том числе о понимании, что твое тело – это твое тело и никто не может к нему прикасаться, если тебе неприятно, никто не может расслаблять тебя эмоционально.
Разговор о правах человека, правах ребенка, в адаптированном виде, в смягченном, не радикальном, должен вестись лет с пяти-шести, а то и раньше, если ребенок остается без вас, идет в детский сад. Объяснять ему можно примерно так: «Ты мне расскажи обо всем, что нарушает какие-то твои желания, обо всем, что тебя задевает, оскорбляет, обо всех прикосновениях – никто тебя не должен трогать и обижать». Эту мысль нужно доносить очень, очень аккуратно. И с возрастом ее расширять и уточнять: здесь тем более нельзя вываливать на голову ребенка все сразу.
Если вы в первый раз об этом задумались, прочитав статью, нужно подумать и семь раз отмерить, и только потом говорить. Подробности могут травмировать ребенка, испугать, и он попросту закроется.
Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно
Вот что можно попробовать делать вместе с малышом:
-
Обнимашки. Почаще берите малыша на ручки – так вы только укрепите вашу с ним связь! Специалисты утверждают, что чем быстрее и чаще мама берет плачущего малыша на руки в первые 6 месяцев, тем самостоятельнее он будет в более старшем возрасте.
-
Визуальная стимуляция. На этом этапе ребенку нравится смотреть на предметы с узором из прямых линий, например с полосками или клеткой. Подарите ему несколько игрушек ярких контрастных цветов или с узорами – малыш не сможет оторвать глаз от такого визуального развлечения!
-
Тактильные игрушки. Осязание – это еще один важный канал познания мира. Выбирайте игрушки с различной текстурой, разной формы и размеров.
-
Беседа с ребенком. Чаще говорите с ребенком. Пусть он скажет вам что-то гулением или улыбкой, а вы в ответ произносите слова, звуки и меняйте выражение лица. Со временем малыш сможет имитировать вас, поэтому эти ранние «беседы» так важны для его развития.
-
Физические игры. Аккуратно двигайте ручки малыша влево-вправо, будто хлопая в ладоши. Играйте с ножками ребенка в «велосипедик» и чаще кладите его на животик. Все эти занятия укрепляют мышцы и способствуют двигательной активности.
-
Укрепление привязанности. Чувство безопасности и доверия крайне важны для здорового развития ребенка.
Есть много вариантов, как вы можете поиграть с малышом. Но учтите, что маленькие дети не могут воспринимать большие объемы информации. Следите за состоянием ребенка. Когда он устал, он отворачивается или плачет. В этом случае дайте ему отдохнуть.
Разговор с младенцем – это не только слова, но и взгляды, интонация
А истоки и начало общения у детей начинаются еще в утробе матери. Ребенок не только слышит, обращенные к нему, слова, музыкальные композиции, песни, спетые мамой или папой, но даже мысли. Думайте о будущем малютке с любовью, подтверждайте словами, что он долгожданный, что он радость и счастье.
Разговоры с младенцем
Как же разговаривать с совсем маленьким ребенком — младенцем, чтобы он понимал и реагировал? Этот вопрос интересует многих хороших родителей. Младенец, после рождения, почти ничего не умеет, но он с огромной скоростью постигает все новые и новые навыки.
Говорите на своем обычном языке, привыкайте к тому, что малыш вас просто слушает, пусть даже неосознанно, на подсознательном уровне. Но он чувствует вашу близость, ваш спокойный тон, вашу умиротворенную интонацию.
Не стоит молчать, считая, что вас не понимают. Разговаривайте, как с другом и равноправным собеседником, который просто не отвечает.
К шестимесячному возрасту ребенок научиться гулить и произносить согласные звуки. Цель родителей – усиливать речевую активность и разговорчивость малютки, подражая его небольшому звуковому словарику.
К девяти месяцам ребенок обычно уже будет способен по-своему отвечать на вопросы и запросы родителей. Дети уже начинают играть в ладошки, махать ручонкой, говоря до свидания, дают игрушки, показывают на то, что они хотят.
Задача взрослых – при разговоре с ребенком до года — наблюдение за пополнением словарного запаса ребенка, пусть даже и пока в пассивной форме. Чадо должно не просто играться игрушками, а слышать, как они называются.
В этот период дети уже учатся говорить новые слоги, и даже слова.
Годовалое дитя способно повторять за родителями простенькие словечки из двух повторяющихся слогов. Например, мама, папа, ляля, баба, дядя.
Режим дня ребенка в 1 месяц
На вопрос, сколько должен спать ребенок в 1 месяц, детские неврологи отвечают: все время. Теоретически это так, но на практике через несколько недель после рождения малыш станет гораздо больше времени проводить, бодрствуя, чем раньше. В норме новорожденный должен спать 20-23 часа в сутки, но бывает, что он спит гораздо меньше.
Будит его обычно — чувство голода. Сегодня педиатры рекомендуют кормить крошку по первому требованию.
Главные правила для мамы
Бери малыша на ручки для переодевания и кормления, когда он спокойный. Это поможет наладить эмоциональное общение с ним. С ребенком надо разговаривать ласково и тихо. Создавай спокойную атмосферу в комнате ребенка. Тогда и малыш будет спокойным и уравновешенным.
Вероятно, еще в роддоме тебе объяснили, как правильно следует держать новорожденного. Обязательно проинструктируй всех членов семьи, а также гостей, приходящих к вам и желающих взять кроху на ручки. (В первые месяцы жизни, однако, лучше не позволять посторонним людям брать твоего ребенка на руки. Научись вежливо отказывать, твои друзья тебя поймут). Предупреди всех, что обязательно следует одной ладонью поддерживать голову малыша, так как его шея еще слаба для этого.Сегодня в продаже часто встречаем рюкзаки-кенгуру, на которых стоит пометка 0+. Однако педиатры, детские невропатологи и ортопеды в один голос утверждают, что использование приспособлений, в которых малыш сидит, не допустимо до того возраста, когда ребенок сам научится сидеть, то есть к этому будут готовы его кости и мышцы. А пометка 0+ на подобных изделиях — не более чем маркетинговый ход.
Новорожденного ребенка, если он не возражает, кроме как просто на руках, мама может носить в слинге, где малыш будет лежать. Причем время нахождения его в слинге следует тоже ограничивать. Сейчас самая удобная и полезная поверхность для малыша — умеренно жестка, как ортопедический матрас в его кроватке. Ну и, конечно, в фаворе — руки мамы.
Режим дня малыша первого месяца жизни
Суточный режим новорожденного состоит из двух периодов: сон (как мы уже сказали, это коло 20 — 23 часов в сутки) и периоды бодрствования. «Бодрые» часы предназначены для кормления, переодеваний и выполнения простейшей гимнастики для новорожденных (о ней тебе расскажет участковый педиатр при первом визите).
В первый месяц говорить об установлении четкого режима для ребенка рано. Современная педиатрия учит нас кормить ребенка по каждому требованию. Кормление должно заканчиваться тогда, когда малыш отпустил грудь самостоятельно. Если же ребенок заснул, так и не разжав челюстей, аккуратно введи свой мизинец, раздвинь челюсти и легко высвободи грудь изо рта крохи. Кормления по требованию в первый месяц не имеют постоянной регулярности: малыш может попросить грудь как через несколько часов после прошлого приема пищи, так и через несколько минут. В первый месяц будь готова практически все время уделять ребенку и кормить его так часто и так долго, как он того хочет.
Общение с грудничками
Как было сказано выше, общение с ребенком начинается с первого дня жизни. На первых этапах, пока младенец не может выражать свои эмоции и говорить, плач является для него основным средством общения в течение многих месяцев. Так дети дают родителям знать о том, что им что-то нужно, что у них что-то болит. Также дети могут плакать, когда устают, напуганы или им что-то мешает, например резкий звук. Иногда дети могут плакать без видимой причины. Пока ваш ребенок еще не слишком расстроен, попробуйте утешить его, такой подход не даст расшататься нервной системе.
Очень быстро ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, тихо улыбаясь или, наоборот, азартно шевеля ручками и ножками. Дети этого возраста сначала улыбаются только родителям, но уже через некоторое время они начнут реагировать и на менее знакомых людей.
Новорожденные очень быстро раскрывают свои способности к общению, начиная агукать. Некоторые дети начинают произносить гласные звуки (например, «А-а» или «ох-ох») около 2-х месяцев отроду. Учитесь понимать своего ребенка — он будет «говорить» с вами разными звуками, будет улыбаться, хмуриться или плакать. Все эти действия будут направлены лишь в одну цель — получить ваш ответ. А некоторые детки настолько восприимчивы, что могут копировать выражение лица собеседника.
Отклонения от нормы
К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.
Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.
Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:
- недоношенные;
- с очень низкой массой тела;
- с нарушением слуха или зрения;
- с гипертонусом мышц;
- со структурными изменениями мозга.
Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.
Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:
Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
Малыш не фиксирует внимание на предметах.
Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
Период лепета не наступает до 6 месяцев.
Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.