«несварение желудка»: что это такое и как лечить?
Содержание:
- В каком возрасте учить ребенка жевать?
- Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно
- Пищеварительная система
- Когда нужно начинать учиться?
- Чем Малоежка полезна для детей?
- Почему важно научить
- Малыш подавился: что делать?
- Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка — первые шаги в расширении диеты ребенка
- Способы приучения ребёнка к жеванию
- Как рассчитать оптимальное количество мяса
- Давать ли ребенку играть с едой?
- Почему возникает
- Причины острой боли в животе
- Мой опыт с двумя детьми
- Еда
- Кишечная инфекция у детей, лечение
- Хлопья и вареные овощи в рационе малыша
В каком возрасте учить ребенка жевать?
Жевательный рефлекс формируется у малышей в раннем возрасте – еще до момента, как начнут прорезываться первые зубки. В возрасте 6 месяцев кроха активно отправляет в рот разнообразные предметы, чтобы почесать десна
Важно не упустить этот момент и периодически давать малютке специальное приспособление – резиновый прорезыватель, с помощью которого будут развиваться и жевательные мышцы. Такой прием поможет избежать в будущем проблем с переходом к другому виду пищи
В давние времена деткам предлагали твердый продукт (например, кусочек яблока), завернутый в марлю, который они могли подолгу мусолить во рту и пытаться разжевать. Сегодня мамочки используют гораздо более удобное приспособление – ниблер. Он также предназначен для формирования и развития жевательных навыков. Предлагать его нужно малышу в 7-9 месяцев. Заменить ниблер можно и обычной сушкой. Полезных веществ, конечно, этот продукт не содержит, но он станет отличным тренажером.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: какой ниблер лучше?
В возрасте 9-10 месяцев крохе можно давать кусочки овощей и фруктов. Если малыш откажется от такой еды, через некоторое время предложите ему этот продукт снова. В итоге ребенок все-таки возьмет кусочек в рот.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: особенности рациона ребенка в 10 месяцев на искусственном вскармливании
Некоторые родители полагают, что твердые продукты малышу до 1 года совершенно ни к чему. На самом же деле, они помогают развивать и приводить в тонус жевательные мышцы. В будущем у малыша не возникнет сложностей с пережевыванием кусочков пищи, а также формированием речевых навыков.
Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно
Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.
Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма
Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:
- влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
- содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
- способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).
Пищеварительная система
Пищеварительная система развивается вместе с организмом. С одной стороны, она растет, созревает, учится переваривать новые виды пищи. С другой стороны, она должна не только расти, но и своей работой обеспечивать питание клеток и тканей строительными веществами и энергией, а также выводить отработанные продукты. Есть еще множество функций, на которые пищеварительная система влияет опосредованно.
Причин для «несварения желудка» у ребёнка может быть множество
Но важно помнить, что основные процессы переваривания пищи происходят в тонком кишечнике при участии поджелудочной железы. Именно она выделяет необходимые ферменты, которые расщепляют пищу на составные части2
Когда по разным причинам пищеварительных ферментов недостаточно, пища может перевариваться не полностью, что часто приводит к появлению симптомов «несварения».
Что может приводить к «несварению желудка» у ребёнка?2
- переедание, резкое увеличение нагрузки на фоне благоприятного общего состояния;
- нарушение диеты при явных ограничениях на какие-либо продукты;
- новые продукты, которые ребёнок попробовал в первый раз;
- кишечные инфекции, отравления, их последствия;
- применение антибиотиков, других препаратов;
- врожденные особенности, аллергии, непереносимость определенных продуктов;
- стрессы и эмоциональные перегрузки.
Сколько причин, столь же много существует и проявлений нарушения пищеварения.
Основные симптомы «несварения желудка» у ребёнка:2
- тяжесть в животе;
- дискомфорт после еды;
- вздутие;
- метеоризм.
Если процессы пищеварения нарушены длительно, это может проявляться еще и диареей и даже потерей веса из-за нехватки питательных веществ.
Когда нужно начинать учиться?
Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.
В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.
В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.
Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.
Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.
Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.
Чем Малоежка полезна для детей?
В каждой порции содержатся 29 самых важных витаминов, минералы, ценные белки и пищевые волокна для полноценного роста и развития. Одна бутылочка может заменить собой полноценный обед! Выпив её, ребёнок получает столько витамина А, Омеги 3, железа и белка, как будто съел 200 г отварной брокколи с подсолнечным маслом, 60 г варёной говядины и целое яйцо.
Польза Малоежки для детей была доказана научными исследованиями. Они выявили, что если ребёнок в течение месяца выпивает две порции в день, он становится активнее, у него улучшается аппетит. К 8-ой неделе такого питания увеличивается вес, в конце 12-й – заметно выправляется рост. Через 4 месяца дети проявляют интерес к более разнообразным продуктам, а ещё быстрее восстанавливаются после вирусных инфекций.
Ещё один большой плюс такого формата детского питания в том, что Малоежка не требует особых условий хранения: главное, не держать её при температуре выше 25 градусов. Поэтому бутылочку можно без опаски дать ребёнку с собой на тренировку, положить с утра в школьный портфель, взять с собой в длительное путешествие на машине или поезде. Напиток не испортится, если его до этого не открывали.
Почему важно научить
Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.
Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.
Положительные стороны жевания
Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551983268139015′,params:{pp:’bgdw’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);
Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.
Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу
- Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
-
Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
- Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
- Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
- Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.
Малыш подавился: что делать?
Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь
Действовать надо уверенно, но осторожно
- Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
- Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
- Далее малыша следует перевернуть на спину.
- Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
- Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
- В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.
Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.
Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка — первые шаги в расширении диеты ребенка
Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот. Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта. Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.
Способы приучения ребёнка к жеванию
Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде
Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.
Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».
- При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
- Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
- Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
- В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.
Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>
- Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.
Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.
- Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;
Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.
- Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
- Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
- Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
- Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.
Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.
Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.
Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
- Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
- Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
- Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.
Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.
- Ребенок плохо ест прикорм
- Педагогический прикорм
- Мясо для первого прикорма
Как рассчитать оптимальное количество мяса
Сколько можно мяса ребенку? Норма зависит не только от его возраста и веса, но также от других индивидуальных особенностей. Разумеется, малышу в 9 месяцев нужно меньше мяса, чем ребенку старше года
Однако важно правильно рассчитывать порции. Как уже говорилось выше, передозировка белков не менее вредна, чем их дефицит
Средние показатели выглядят следующим образом:
Возраст ребенка (месяц) |
Порция (в граммах) |
6 |
5–30 |
7 |
40–50 |
8 |
60–70 |
От 9 до 12 |
80–100 |
Но лучшим решением станет консультация у специалиста. Педиатр поможет рассчитать точную дозировку нового рациона и расскажет, во сколько месяцев и какие продукты следует давать ребенку.
Давать ли ребенку играть с едой?
Даже не рассчитывайте, что ваш малыш будет вести себя за столом образцово! Пробовать еду на ощупь — часть познавательного процесса. Старайтесь не слишком часто вытирать ему личико во время еды. Мой опыт показывает, что дети, которым разрешали играть с едой, обладают лучшим аппетитом и быстрее начинают есть самостоятельно, потому что им нравится этот процесс.
Конечно, не надо позволять разбрасывать еду. Если такое случается, просто уберите тарелку и дайте понять, что вы недовольны
Не стоит поощрять плохое поведение своим вниманием
Старайтесь почаще есть вместе с малышом. Дети — большие повторюшки, так что попробуйте сначала съесть что-то на глазах у малыша, если он не хочет пробовать это сам.
Почему возникает
Наличие эндокринных заболеваний может провоцировать возникновение сонливости
Продолжительный сон не всегда указывает на наличие заболевания
В такой ситуации важно оценивать общее самочувствие ребенка, его активность, отношение к тому, что вокруг происходит. Всего различают две группы факторов, влияющих на развитие сонливости
К ним относят физиологические и патологические проявления.
Сначала мы рассмотрим физиологические факторы.
Нарушение дневного распорядка. Когда у малыша нарушается режим отдыха и активности. При смещении данных рамок возникает сбой в нервной системе, расстройство сна
Крайне важно соблюдать временные промежутки, отведенные на отдых и активность в возрастном периоде до семи лет. Обязательным является дневной отдых.
Эмоциональный стресс, последствия сильного перевозбуждения
Нервная система выбивается из положения равновесия.
Результат переедания. Если малыш ест больше положенного, у него возникает сонливость.
Неполноценный сон ночью может быть причиной возникновения дневной сонливости и усталости. Значительные проблемы со сном могут быть спровоцированы неудобной постелью или нахождением в душном помещении.
Пониженное артериальное давление также провоцирует возникновение вялости и постоянной усталости, желание прилечь и поспать.
Недостаток витаминов в организме ребенка также может спровоцировать наличие сонливости.
Результат физического или умственного перенапряжения.
Недостаток активности, наличие лишнего веса — два фактора, которые приводят к тому, что ребенок проводит свое время пассивно, засыпая на ходу.
К патологическим причинам относят ряд заболеваний.
- Различные формы анемии. Дефицит железа связан с кислородным голоданием головного мозга, нарушением метаболизма, что провоцирует торможение функционирования нервной системы, появляется сонливость, а также вялость.
- Астения. Появляется ответная реакция на перенесенные заболевания с тяжелым течением, зачастую инфекционной природы, или же впоследствии хронических недугов, например, отита.
- Заболевания центральной нервной системы, возникающие после продолжительной интоксикации, например, в результате воздействия медикаментов при продолжительном лечении или при повреждениях мозга, позвоночника, например, остеохондроз или менингит.
- Эндокринные заболевания. Когда нарушаются процессы функционирования эндокринных желез, возникает гормональный сбой, оказывающий влияние на состояние малыша. Среди таких заболеваний отмечают дисфункцию надпочечников, щитовидной железы и гипофиза.
- Гиперсомния. Являет собой группу патологических состояний, проявляющихся повышенной сонливостью при наличии достаточного сна.
- Наличие нейроциркуляторной дистонии. Данное состояние в основном диагностируется у школьников. К симптомам этого заболевания относят повышенную потливость, апатию, нарушение сна, головокружение, скачки давления, тахикардию, упадок сил, повышенную тревожность.
- Сонливость может быть признаком наличия инфекционной болезни, например, ангины, отита, гриппа, кори, краснухи или ветрянки.
- Электролитные расстройства. Ситуация, когда происходит сбой электролитного баланса в организме. Зачастую, это следствие неправильного рациона, недостатка жидкости. Электролитный обмен может ухудшаться впоследствии недугов желудочно-кишечного тракта. Недостаток жидкости может проявляться следующими признаками: аритмией, тошнотой, онемением тела, усталостью, постоянной жаждой, редким мочеиспусканием, отсутствием аппетита.
- Миастения. Является аутоиммунным заболеванием. Характерна патологическая усталость, слабость мышц. Данная болезнь протекает без температуры, зачастую является врожденной. У ребенка будут отмечаться невнятная речь, ухудшение функционирования жевательных мышц, наличие двигательных расстройств, сильная утомляемость мышечной массы тазового дна.
- Нарколепсия, которая развивается при недостаточном уровне гипокретина. Данное заболевание нередко сопровождает синдром апноэ. Характерно ухудшение внимания, нарушение памяти, дневная сонливость, немотивированная агрессия, слабость мышц, трудности с вечерним засыпанием.
- Наличие депрессии у ребенка также может влиять на возникновение постоянной сонливости.
Причины острой боли в животе
Острую боль в животе у детей могут вызыватьне только хирургические заболевания, — начинает наш «ликбез» Игорь Петрович, — очень часто мы видим случаи, когда беспокойство ребенка и его родителей вызвала боль в животе, возникшая на высоте температуры при респираторной вирусной инфекции. Дело в том, что при повышении температуры выше 38С у ребенка достаточно часто возникает воспаление в лимфатических узлах, в том числе, и в тех, которые находятся в брюшной полости. Это так называемый мезаденит, а боль в животе возникает из-за того, что увеличенные лимфоузлы вызывают растяжение брюшины.
Кстати, такая боль бывает достаточно интенсивной, и неспециалист не сможет с точностью исключить наличие острого хирургического заболевания. Как правило, на боли в животе при ОРЗ жалуются дети до 3-5 лет – связано это с возрастными особенностями работы их лимфатической системы и болевых рецепторов, которые находятся в брюшной полости.
Также причиной острых болей в животе, когда ребенку нужна помощь не хирурга, а педиатра или инфекциониста может стать пневмония, когда воспалительный очаг в легком располагается в нижних отделах, на границе с органами брюшной полости. Отдельно следует сказать про кишечные инфекции. Именно эта группа заболеваний имеет очень похожую клиническую картину с хирургическими болезнями, и именно пациенты инфекционных отделений часто бывают сложны в плане диагностики. Поэтому родителям в случае возникших у них сомнений тоже ни в коем случае нельзя заниматься «самодиагностикой» и принимать решение о том, что ребенок «просто что-то съел» или же у него более серьезное заболевание!
Чаще всего причинами развития картины «острого живота», когда ребенку нужна неотложная помощь хирурга, являются острый аппендицит, различные виды кишечной непроходимости, в том числе и врожденной, травмы органов брюшной полости, гинекологические и урологические заболевания.
Классическая боль при аппендиците возникает в околопупочной области или чуть выше (это называется эпигастрий), затем спускается вниз, в правую подвздошную область. При кишечной непроходимости первым симптомом может стать рвота, а боль при этом бывает схваткообразная, со «светлыми» промежутками, асимметрией живота, задержкой стула. При травмах органов брюшной полости, которые бывают следствием падения детей с высоты, при ударе о твердые предметы, особенно при разрывах печени и селезенки боль в животе возникает резко, а затем начинают резко нарастать симптомы кровопотери – слабость, бледность, холодный пот, частый нитевидный пульс. Эти симптомы оставлять без внимания категорически нельзя!
И никогда не нужно забывать о том, — обращает внимание родителей Игорь Петрович, — что дети до определенного возраста не только не могут четко указать на болезненное место в животе (как правило, когда спрашиваешь ребенка – «где у тебя болит?», в 99% он покажет в область пупка), но и из-за своей стеснительности или возрастных предрассудков вообще могут не указать на истинный источник боли. Например, при гинекологических заболеваниях у девочек, травмах половых органов, острых заболеваниях органов мошонки у мальчиков ребенок может жаловаться на боли в животе, и только осмотр специалиста может выявить истинную причину такой боли
Поэтому родителям нужно быть очень внимательными к тем жалобам, которые предъявляют их дети, а расспрашивая – делать это очень тактично. Ведь только по поводу острых урологических заболеваний в нашей больнице в год оперируются более 200 мальчиков в возрасте от 0 до 14 лет, а от своевременности оказанной в этих случаях помощи зависит их дальнейшее репродуктивное здоровье
Например, при гинекологических заболеваниях у девочек, травмах половых органов, острых заболеваниях органов мошонки у мальчиков ребенок может жаловаться на боли в животе, и только осмотр специалиста может выявить истинную причину такой боли. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными к тем жалобам, которые предъявляют их дети, а расспрашивая – делать это очень тактично. Ведь только по поводу острых урологических заболеваний в нашей больнице в год оперируются более 200 мальчиков в возрасте от 0 до 14 лет, а от своевременности оказанной в этих случаях помощи зависит их дальнейшее репродуктивное здоровье.
Мой опыт с двумя детьми
Брокколи и цветная капуста
Ложку обоим детям дала с начала прикорма. Для меня это был отвлекающий момент с первым малышом, пока он игрался с ложкой, я его кормила. Со вторым ребенком, решение дать ложку было осознанным и взвешенным.
Первого ребенка никто ничему не учил, по-крайней мере с ложкой, у него была ложка в руках, и он черпал что-то ею в тарелке и запихивал ее себе в рот. Со старшим ребенком прием пищи изначально был грязным, поэтому я быстро поняла, что голого ребенка проще и быстрее отмыть, чем отстирывать одежду. Благо было лето и жарко, а этот этап длился всего 3 месяца. Со временем ребенок научился кушать чисто, доносить ложку до рта и не терять часть содержимого в процессе переноса. Этот период был длительным у нас, хотя мы занимались мелкой моторикой постоянно, видимо из-за наших каждодневных занятий с макаронами, он с каждым днем держал ложку лучше.
С первым все было более интуитивно, первый год я просто выживала, но у нас своя история, в тот период стояли более важные задачи, чем прикорм или самостоятельность питания. Тогда я делала, так как говорил педиатр, она сказала вводить прикорм, я начала, сказала давать ложку и ставить чашку перед ребенком, я так и делала. Мне повезло, что был педиатр, который говорил правильные вещи, поэтому прикорм вводился правильно.
С года стала давать ребенку вилку, но пластиковую с тупыми зубчиками. Процесс поедания с вилки был простым. Ребенок брал кусочек пищи руками, натыкал его на столовый прибор, а потом уже кушал с самой вилки. Сложность в накалывании пищи, большой вилкой ребенок сделать это не может, а пластиковый предмет ничего не может заколоть. Выход есть, как только ребенок научился пользоваться пластиковой вилкой, то меняем ее на маленькую десертную вилку, да, такие продаются, она мельче и ее удобно держать детской рукой.
Старший малыш в 1 год и 4 месяца мог накормить себя как вилкой, так и ложкой, иногда пища падала, иногда трапезы заканчивались при помощи рук, но ребенок мог держать столовые приборы. Ближе к 2 годам появляется ловкость и сноровка, пища с ложки уже не улетает, она доносится до рта, но там может половина не пройти в рот, что тоже нормально.
С младшим ребенком было то же самое, просто давалась ложка с начала прикорма, а потом после года дала ему вилку, сначала пластик, потом уже ближе к 1 году и 3 месяцам обычную железную. Полеты вилок и ложек – это норма в любом возрасте, даже 6 летний ребенок за один прием пищи может уронить ложку на пол. Я не ругаю, с любым человеком такое может случиться, поэтому младшему просто даю чистую, а старший сам берет.
В общем, странно слышать вопрос: Как научить ребенка пользоваться ложкой или вилкой? Это естественный процесс, только личный пример, терпение родителей и желание ребенка повторять, все остальное получиться само собой.
Первые попытки самостоятельного кормления ребенка докармливала в конце трапезы. Но это по желанию мамы, мне так было спокойнее.
Еда
Важно не только, через сколько есть после удаления зуба, но и что именно будет полезно. Примерное меню может включать такие блюда и продукты:
- пюре картофельное, овощное;
- бульон на кости (очень полезен, так как содержит вещества, которые способствуют восстановлению костной и хрящевой ткани).
- крем-суп;
- хорошо разваренные каши;
- котлеты, тефтели из рыбы или мяса;
- пюре из яблок, бананов;
- йогурты;
- смузи из фруктов, овощей и зелени.
Конечно, этот набор блюд очень приблизительный. Вы будете ориентироваться на свои вкусы и предпочтения. Главное правило в еде — не раздражать и не травмировать место операции.
Кишечная инфекция у детей, лечение
Исходя из всего перечисленного, главной задачей в лечении ребенка с кишечной инфекцией является восстановления водного баланса и прекращение рвоты.
В России, к сожалению, вообще мало зарегистрированных противорвотных средств. Чуть ли ни единственное средство для детей у нас — это мотилиум, который выпускается как в суспензии для совсем маленьких грудных детей, а для детей после 5 лет — в жевательных таблетках
Важно строго соблюдать инструкцию к препарату.
Что касается восстановления потери жидкости, то единственный способ, доступный родителям, это дробное выпаивание ребенка. Еще раз повторю — именно дробное, то есть чайными ложечками через каждые 10 — 15 минут в течения дня. Для этой цели подойдет минеральная вода без газа типа Есентуки 4, морс из клюквы, чай с ромашкой или обычный крупнолистовой черный чай. В качестве противовирусных препаратов лучше всего иметь с собой свечи кипферон.
Пожалуй, надо еще добавить такую информацию: кишечная инфекция почти никогда не лечится антибиотиками, поскольку, скорее всего, возбудителем кишечной инфекции у ребенка окажется вирус, а на вирусы никакие антибиотики не действуют, а только усугубляют в данном случае кишечное расстройство. Антибиотики при кишечной инфекции может назначить только врач инфекционист на основании бактериологического анализа кала, если в нем высеялись патогенные бактерии, такие как сальмонеллы или дизентерийная палочка.
Кроме выпаивания, противорвотных и противовирусных средств я рекомендую обязательно брать с собой на отдых сорбенты — это препараты, которые выводят из кишечника различные токсины, и могут понадобиться не только для лечения кишечной инфекции, но и в том случае, если у ребенка обострилась какая-то пищевая аллергия. Из сорбентов для детей лучше всего подходят два препарата: смекта и энтеросгель. Назначаются эти средства в возрастной дозировке до еды 3 раза в сутки.
Основной вывод, который конечно Вы должны сделать, что течение кишечной инфекции у детей до года может носить молниеносный и непредсказуемый характер.
Хлопья и вареные овощи в рационе малыша
Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами
Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого