Когда ребенок начинает говорить?

Содержание:

В каком возрасте мальчики и девочки начинают разговаривать предложениями?


С 1,5-2-летнего возраста вместо привычного лепета малыш начинает выговаривать простые фразы. К этому времени в его словарном запасе насчитывается примерно 50-100 слов.

Ребенок пытается строить из них простые предложения. К трем годам лексикон составляет около 250-300 слов. Дети начинают использовать в своей речи не только имена существительные, но и глаголы.

Малыш стремится познавать окружающий мир. Поэтому он часто задает маме вопросы «когда?», «зачем?», «почему?». Ребенок уже хорошо произносит простые предложения, говорит на понятном для взрослых языке.

К концу трехлетнего возраста дети усваивают сложные грамматические формы и конструкции речи. Они уже являются полноценными собеседниками, применяют правильно согласованные фразы.

В норме ребенок трех лет должен обладать такими речевыми навыками:

  • выговаривать не менее 250 слов;
  • составлять короткий рассказ по картинке;
  • знать свой возраст, пол, имя и фамилию, выговаривать их;
  • применять в речи глаголы, предлоги и местоимения;
  • понимать суть сказок;
  • составлять сложноподчиненные предложения.

В каком возрасте ребенок начинает говорить предложениями, зависит от разных факторов:

  • когда малыш стал произносить первые слова;
  • как занимались с ним родители.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции

Например, вы можете проконсультироваться со специалистами . Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Когда нужно беспокоиться

  1. Если вы занимались развитием своего ребенка, учили его словам, слогам, постоянно разговаривали с ним, прошло два года, а результата никакого, то это очень плохо, в этом возрасте дети уже должны уметь выговаривать четко хотя бы слова.
  2. Малыш никак не откликается на разговоры с ним, не понимает, как его зовут.
  3. Ребенок придумал какую-то собственную речь и пытается на ней разговаривать. Это могут быть непонятные слова составленные из слогов плюс отдельные звуки. Такое недопустимо в возрасте двух, а тем более трех лет. Другое дело, что малыш выговаривает нормальные слова и добавляет туда выдуманные, тут ничего особо страшного нет.

Если вы заметили проблемы с развитием речи у вашего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

Вторая стадия – гуление

Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

Фото: mimagephotography / freepik.com

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”

Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

Когда нужно беспокоиться

  1. Если вы занимались развитием своего ребенка, учили его словам, слогам, постоянно разговаривали с ним, прошло два года, а результата никакого, то это очень плохо, в этом возрасте дети уже должны уметь выговаривать четко хотя бы слова.
  2. Малыш никак не откликается на разговоры с ним, не понимает, как его зовут.
  3. Ребенок придумал какую-то собственную речь и пытается на ней разговаривать. Это могут быть непонятные слова составленные из слогов плюс отдельные звуки. Такое недопустимо в возрасте двух, а тем более трех лет. Другое дело, что малыш выговаривает нормальные слова и добавляет туда выдуманные, тут ничего особо страшного нет.

Если вы заметили проблемы с развитием речи у вашего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

Как дети учатся произносить первые слова

Даже еще не разговаривающий ребенок на самом деле понимает больше, чем вы думаете. Малыш также с успехом общается разнообразными способами: плачет, чтобы сообщить вам, что он голоден, гулит, когда доволен, указывает на игрушку, которую хочет получить, и отворачивается от еды, которая ему не нравится.

Такая коммуникация жестами и звуками — это фундамент для развития речи.

Маленькие дети учатся говорить, слушая, как говорят взрослые и дети постарше. Всем другим звукам малыши предпочитают человеческий голос, а самый любимый и успокаивающий звук — это голос родителей.

Малыш часто особенно внимательно реагируют на высокие голоса. Вы могли заметить за собой, что, разговаривая с ребенком, используете более высокий тон, чем при разговоре со взрослыми. Высокий тон, выразительная артикуляция и мимика вызывают интерес у ребенка и способствуют развитию речи.

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями – это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту – дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка говорить в 2 года по советам Комаровского?

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человекв процессе своего индивидуального развития. Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами).

По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняетсягод или полтора. Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков.

Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

https://youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Речевое развитие ребёнка 1-3 года

Возраст ребёнка Речевые возможности
1 год Малыш знает употребляет несколько лепетных слов, например: “мама, папа, баба, ам, ав…” Также пополняется пассивный словарь. Ребёнок уже знает название предметов, используемых в быту, названия некоторых животных, понимает имена всех членов семьи.
1 год, 3 месяца Активный словарный запас увеличивается до 30-40 слов. Причём, уже возможны построения двухсловных предложений, например: “ляля бух”, “папа дай”, “мама ам”.
1,5 года 40-50 слов, крохе легко повторить за взрослым часто повторяющиеся слова, появляется больше фраз.
1,5-2года Количество слов и фраз растёт. Ребёнок уже способен многое выразить словами. Малыши в этом возрасте могут договаривать слова и обрывки слов при прочтении взрослыми детских рифмованных стишков, песенок, прибауток.
2 года В норме словарных запас достигает до 200 слов. Вместе с существительными появляются и глаголы, и слова связки, и прилагательные. Появляются трёхсловные предложения.
2 года, 3 месяца Малыш может активно разговаривать, начинает пользоваться словоизменением, словообразованием. Распространяет предложения, пробует добавлять в них неиспользуемые ранее слова
2 года, 6 месяцев 200-300 слов. Кроха может говорить предложениями, задавать вопросы. Сохраняются трудности звукопроизношения, нарушены шипящие звуки (ш, ж), свистящие (с, з), сонорные (р, л). Это является абсолютной нормой для этого возраста.
3 года 1000-1500 слов. Речь ребёнка достаточна ясна и понятна, предложения всё еще включают аграмматизмы, но малыш уже может воспроизводить стишки, петь песенки и является полноценным участником семейных бесед.

Конечно, приведённые примеры сильно усреднены и возможно отражают данные лишь части детей, развивающихся нормотипично. Отклонения в словарном запасе на пару-тройку месяцев не несёт в себе возможных опасений. Но можно отметить, что ребенок в полтора года уже должен произносить нестойкие простые фразы из двух слов. Возможно количество слов в запасе и не будет таким, как приведено в таблице. К двум годам малыш может пользоваться звукоподражанием, но их количество также должно постепенно увеличиваться.

Как научить ребёнка понимать речь?

Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.

Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.

Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
Сопровождайте «лепетные» слова полными формами

Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять

Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.

Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.

Как развивать речевые навыки

Бывает, что все сверстники уже говорят, а ваш малыш все еще молчит. Это может говорить о нарушениях в речевом развитии. В таком случае необходимо в обязательном порядке обратиться к специалистам, которые назначат курс лечения. Такими проблемами обычно занимаются логопеды и неврологи.

В профилактических целях необходимо уделить серьезное внимание развитию речи своего чада. Начните обучение с простых звуков, пусть ребенок старается подражать вам

Затем переходите к словам. Проще всего изучению поддаются глаголы. Покажите какое-нибудь действие и назовите слово, которое его обозначает. Например, слово «пить». Произнесите его, а затем сделайте глоток воды. Ребенку так будет проще запоминать слова и их значения.

Хорошо на развитии речевых навыков сказываются занятия по книгам, с карточками. Называйте каждый предмет или живое существо, одновременно указывая на него.

В целом проблемы в речи можно найти у многих детей, но большинство из нарушений легко поддаются исправлению

Родителям важно следить за развитием своего ребенка и заниматься отработкой умений и навыков, в том числе речевых

Читайте в следующей статье: когда ребенок начинает держать головку

Развитие речи по возрастам

4-6 месяцев

  • Малыш издает звуки, которые все больше напоминают буквы. Вам кажется что вы слышите много разных букв, в том сложные для малыша такого возраста буквы П, Б и М;
  • Голос выражает счастье или разочарование.

6-12 месяцев

Если вас больше всего волнует, во сколько ребенок скажет мама, то это время пришло.

Реагирует на свое имя и имена членов семьи;
Пытается воспроизводить различные звуки речи;
Использует речевые голоса, чтобы привлечь и удержать внимание.

12-18 месяцев

  • Детки начинают громко говорить доступные им слова играяи имитирует вокализации взрослого;
  • Имитирует звуки из окружающей среды;
  • Словарный запас насчитывает от 6 до 20 слов;
  • Детские пожелания выражается в форме «слов-предложений», слово интонация «Мама» говорит по-разному. Это может означать «подобрать меня», «накормить меня» и так далее.

18-24 месяцев

  • Слова и выражения сопровождаются жестами;
  • Способен говорить свое имя;
  • Во сколько оценивается словарный запас? От 20 до 50 слов;
  • Связывает слова в словосочетания (например «детский папа»);
  • Начинает задавать вопросы, состоящие из 1-2 слов.

24 — 30 месяцев

  • Использует предложения от 2 до 3 слов;
  • Задает вопросы с «что?» и «где?»;
  • Отвечает на вопросы с «да» и «нет»;
  • Правильное использование местоимения: ты и я.

30-36 месяцев

  • Выражает мысли в предложениях, которые включают три, четыре или более слов;
  • Начинает говорить правильно и часто использовать падежи и глаголы;
  • Находит слова, описывающие почти все вещи и явления, которые его окружают;
  • Часто называет людей по их именам;
  • Его разговор понятен широкому кругу слушателей.

3-4 года

  • Знает, как произнести свое имя;
  • Речь понятна и знакома слушателям;
  • Используйте предложения из более 4 слов;
  • Задавать вопросы, используя слова: «почему?», «что?», «кто?», «когда?»;
  • В разговоре использует все виды слов;
  • Предложения в этом возрасте, в основном, грамматически правильные;
  • Использование прошлого и будущего времени.

4-5 лет

  • Использование времени и причинно-следственных предложений;
  • Способен рассказать короткую последовательность событий;
  • Используют дети относительные местоимения, наречия, и цифры;
  • Имеет довольно богатый словарный запас;
  • Свободно говорит с небольшим количеством грамматических ошибок и в правильном произношении.

5-6 лет

  • Может пересказать историю;
  • Выражается синтаксически сложными предложениями;
  • Только в случае более длинных и более сложных слов могут появиться бессистемные ошибки в произношении;
  • Изложение содержания грамматически правильно;
  • Правильно применяют неправильные формы глаголов и существительных;
  • В пять с половиной лет правильно произносит все звуки.

Дислалия, расстройство производства речи, наблюдается у деток с

  • нормальной физиологией слуха
  • нормальным строения органов речи
  • нормальным интеллектом
  • развитием лексики
  • и соответствующим выражениям.

Вы получили ответ на свой вопрос, во сколько малыш должен начинать говорить, строить предложения или пересказывать историю? Если развитие речи вашего ребенок не следует этим правилам, то это не значит, что у вас есть большая проблема. Если вы думаете, хотя, что ваше дитя нуждается в помощи, обратитесь к педиатру.

Доктор Комаровский: о развитии речи малышей.

Периоды кризиса в становлении речи ребенка

Педиатры выделяют в становлении речи три критических периода, в которые происходит особенно интенсивное развитие и при этом наблюдается повышенная чувствительность нервной системы к неблагоприятным факторам

Важно знать эти этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении.. Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

Важно знать критические этапы и внимательно относится к малышу при их наступлении:

  1. первый критический период наблюдается в 1-2 года. В это время происходит активное развитие корковых речевых зон. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать ЗРР либо алалию;
  2. второй период – это 3 года. Наблюдается интенсивное становление речи. В это время могут возникать заикание, мутизм;
  3. третий – длится с 6 до 7 лет. В этом возрасте возможны нарушения ЦНС, приводящие к заиканию. При органическом поражении головного мозга возникает афазия.

Как помочь ребенку?

Если ребенок в три года не выговаривает ни слова, то родителям нужно помочь ему развить речевой навык. Первое, что стоит сделать, это полностью обследовать малыша. Необходимо показать его отоларингологу для оценки остроты слуха. Надо проверить сложные психофизиологические процессы.

Для этого следует посетить невролога. Также требуется проконсультироваться с детским психологом, логопедом, сурдологом. Только выявив в ходе обследования причину нарушения, можно будет предпринять правильные меры по становлению речи.

Важно создать благоприятные условия для развития ребенка:

наладить атмосферу в семье

Родителям не следует выяснять отношения при малыше;
уделять достаточное внимание ребенку;
больше общаться с малышом. Слушая маму и папу, он пополняет пассивный словарный запас и запоминает артикуляцию

Полезно задавать простые вопросы;
оберегать ребенка от переживаний, стресса.

При слабости мышц лица поможет специальный логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика. Желательно, чтобы эти процедуры делал специалист. Дома родители могут использовать общеукрепляющие упражнения.

Хорошо тренируют мышцы рта вытягивание губ трубочкой, растягивание улыбки. Также полезно строить гримасы. Если плохо развита мелкая моторика, то родителям полезно будет проводить с ребенком развивающие занятия.

На пользу ребенку пойдут игры с кинетическим песком

Рекомендованы игры с кинетическим песком, перекладывание кубиков из одного ведра в другое, расчесывание и одевание куклы. Хорошо развивает мелкую моторику перелистывание страниц книги, разрывание бумажного листа, рисование, нанизывание бусин.

Можно выполнять массаж пальцев и ладоней. Его делают с использованием таких техник: поглаживание, растирание, разминание. Перед проведением сеанса необходимо смазать руки маслом или кремом. При нарушениях неврологического характера, возможно, придется пройти медикаментозное лечение, физиотерапию.

Восстанавливают функциональность нервной системы, стимулируют работу участков головного мозга отвечающих за речь, такие препараты:

  • Нейромультивит;
  • Кортексин;
  • Пантогам;
  • Энцефабол.

Также хорошо помогают медикаменты, содержащие йод и глицин. Назначать лечение должен только специалист.

Из физиотерапевтических процедур способствуют развитию речи:

  • магнитная терапия;
  • электростимуляция;
  • массаж.

Если причина плохо становления речи заключается в билингвальности семьи, то нужно начать разговаривать при малыше на одном языке. Если ребенок не общается из-за дефицита внимания, тогда родителям необходимо пересмотреть отношение к малышу. Им следует больше разговаривать с младенцем, играть с ним, проводить обучающие занятия.

Карточки Домана

В период бодрствования ребенку следует читать сказки и стишки, петь песни. Пополнить словарный запас можно используя карточки Домана. Некоторые специалисты рекомендуют для стимулирования развития речи завести домашнее животное. Ребенок будет интересоваться кошкой или собакой, пытаться с ней разговаривать.

В каком возрасте ребенок может начать говорить?

Речевая активность проявляется у всех детей по-разному. Девочки произносят свои первые слова раньше мальчиков, да и речевые навыки у современных детей проявляются позже, чем у их сверстников еще десять лет назад. Педиатры утверждают, что сроки начала развития речи у ребенка ориентировочные.

Ранние сроки

До 7-8 месяцев детка может научиться имитировать различные звуки, подражает интонации взрослых. Активно развивается понимание речи мамы и папы. До 12 месяцев появляются первые слова, некоторые особенно развитые дети даже могут формировать предложения из двух-трех слов. Проще всего ребенку произносить слова, которые состоят из двух одинаковых слогов: «баба», «мама», «папа», «ляля» и так далее. Развитие речи в возрасте до года считается ранним. Для того чтобы детка рано начал говорить по собственной инициативе, родители должны активно общаться с малышом.

Оптимальные сроки

Большинство детей начинают активно применять весь накопленный словарный запас после года. В норме до двух лет ребенок должен уметь строить фразы хотя бы из пары слов: «Папа, дай!», «Мама пришла» и так далее. Большинство слов составляют имена существительные. Чаще всего малыш повторяет словоформы, которые услышал от взрослых. К концу второго года жизни большое количество детей может строить предложение из существительных и глаголов с одним-двумя предлогами. Возраст от года до двух является оптимальным для формирования речи у малыша.

Поздние сроки

Если от двух до трех лет у ребенка нет желания разговаривать, он чаще прибегает к помощи жестов, предпочитает молчать, а речь использует только в редких случаях, то можно говорить о поздних сроках развития речи. Но и такие признаки не всегда должны становиться причиной для беспокойства мам и пап.

Полагаясь на сравнительную характеристику, которую с легкостью можно обнаружить в специальной литературе и в Интернете, родители могут решить, что у малыша отставание в развитии. Однако стоит учитывать, что у каждого ребенка личный алгоритм становления речи. Все дети уникальны и неповторимы, и чаще всего опасения родителей не оправдываются.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.

Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.

Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.

Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка»

И, конечно, не выдумывайте таких слов сами.

Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка»

Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.

Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.

Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев?

К 7 месяцам слоги «ма», «па», «ба» хорошо различимы, произносятся четко. Ребенок активно подражает животным (лаю собак, мяуканью кошек и прочим звукам), хорошо понимает обращенные к нему простые просьбы («дай, «принеси», «покажи»). Знает названия большей части окружающих предметов, хотя и не способен пока называть их.

В 8 месяцев крохи активно говорят слогами. Используются звуки «а», «г», «к», «б», «п», «у», «м», «э», «н».

9-11 месяцев – возраст, в котором младенец расширяет словарный запас. Может произносить до 10 простых слов, состоящих из одного слога или 2 повторяющихся.

Не все детские слова могут встречаться в речи взрослых. Крохи нередко упрощают сложные названия до звукоподражаний: называют собаку «ав-ав», машину «би-би», поезд «ту-ту». Ребенок понимает, что видит, может показать предмет, если взрослый назовет его, но не способен воспроизвести сложное слово самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector