Психическое развитие детей

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами

Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» — лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.

Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения

Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Рост вашего 7-недельного ребенка

Насколько вырастет ваш малыш? Примерно со 2-го по 6-й месяц дети будут расти в среднем на 3 см в месяц и от 10 см до 20 см унций в неделю. Этот рост, конечно же, зависит от успешного кормления.

Что произойдет, если ваш ребенок отстает от графика роста? Какие шаги вы можете предпринять, чтобы вернуть его рост в нужное русло? Если вы кормите грудью и ваш малыш недостаточно хорошо растет, обязательно обратитесь за помощью к консультанту по грудному вскармливанию. Иногда мамы не вырабатывают достаточно молока, чтобы поддерживать рост ребенка, возможно, из-за гормонального дисбаланса.

К другим объяснениям относятся, например, проблемы с захватом груди или завязка языка у ребенка (которая может мешать ребенку извлекать молоко из груди; к счастью, быстрая процедура может исправить это).

Если врач рекомендовал предложить дополнительную смесь, потому что ваш ребенок плохо себя чувствует только на грудном молоке, следование этому совету, скорее всего, скоро вернет вашего малыша на путь роста.

Если вы кормите грудью смесью, а ребенок не чувствует себя хорошо, возможно, смена смеси (например, на гидролизатную или элементарную смесь) поможет вашему ребенку хорошо расти.

7-12 недели

С полутора до трех месяцев снижается мышечный тонус. В этот период малыш овладевает такими навыками:

  • хватает рядом расположенные игрушки;
  • переворачивается с живота на спинку и обратно;
  • уверенно держит голову;
  • рассматривает предметы;
  • гулит, “общается” с родными, игрушками.

В 2 месяца малыш уже вовсю интересуется происходящим вокруг

Колики к концу 3 месяца жизни постепенно сходят на нет. Около 70% детей в этот период уже ведут себя спокойно по вечерам, их все реже беспокоит животик.

Четвертый триместр

Первые три месяца жизни еще называют четвертым триместром беременности. В этот период малыш остро нуждается в постоянном присутствии мамы, тактильном, визуальном и вербальном контакте. Поэтому не стоит ограничивать нахождение рядом — нужно стараться чаще брать его на руки, показывать больше нового, помогать ребенку адаптироваться в этом мире. “Приучить к рукам” в первые три месяца невозможно — для малыша сейчас необходима постоянная близость мамы, чтобы расти и развиваться.

Пищеварение

Стул случается 2-3 раза в день, он имеет пастообразную консистенцию и выраженный сливочно-молочный запах. При искусственном вскармливании запах более резкий, цвет может варьироваться от горчичного до зеленого и коричневого. Если ребенок при этом ведет себя нормально, его это не беспокоит, то не стоит переживать. При появлении слизи, прожилок крови, нужно обратиться к детскому гастроэнтерологу и сдать копрограмму для исключения ферментной недостаточности.

Как способствовать развитию?

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Как развивать ребёнка в 3 месяца

Время бодрствования ребёнка значительно увеличилось. Он с удовольствием воспринимает новую информацию и охотно идёт на контакт. Развитие ребёнка в 3 месяца предполагает разнообразные игры, массаж и простые упражнения на развитие восприятия.

Утром, после проведения всех необходимых гигиенических процедур, делайте гимнастику. Положите малыша на ровную поверхность и проделайте с ним несложные упражнения: сгибание и разгибание ручек и ножек, повороты сбоку набок, массаж тела

При массаже особое внимание уделите стопам, на них находится множество точек, лёгкое воздействие на которые стимулирует пищеварение, положительно сказывается на умственном и физическом развитии ребёнка.
Для укрепления мускулатуры ребёнка и стимуляции его физической активности используйте подвесные игрушки. Желательно, чтобы они были яркими и красочными, вызывали у малыша желание дотянуться до них руками или при помощи ног.
Упражнения на фитболе

Этот чудо-мяч подарит ребёнку массу новых ощущений, поможет развлечь малыша. А ещё занятия на фитболе успокаивают, снижают вероятность возникновения колик и развивает вестибулярный аппарат ребёнка.
Игры на развитие тактильных ощущений. Давайте ребёнку в руки игрушки разной текстуры: тряпичные, плюшевые, пластмассовые. Пусть малыш учится сравнивать. Для этой цели можно использовать маленькие тканевые мешочки с различным содержимым: рис, горох, некрупные макаронные изделия. Пусть ребёнок ощупывает наполнитель через ткань. Во время таких игр мама должна следить, чтобы содержимое мешочка не оказалось доступно для малыша.
Упражнения на развитие слуха ребёнка. Включайте попеременно ритмичные и мелодичные песни, следите за реакцией малыша. Вскоре на звучание полюбившейся мелодии он будет отвечать улыбкой и выражать недовольство, если музыка ему не нравится.
Упражнение «коврик» на развитие тактильных ощущений. Придерживая ребёнка подмышки, позвольте его ножкам соприкоснуться с шершавой и твёрдой, или мягкой и пушистой, поверхностью коврика. Затем позвольте малышу потрогать руками коврик и сравнить его текстуру с гладкой поверхностью.
Продемонстрируйте малышу звонкую погремушку. Затем покажите ему другую, с более глухим звучанием. Повторите так несколько раз, привлекая внимание ребёнка. Это упражнение помогает развивать слух малыша и учит его различать звуковые тона.
Частое выкладывание на животик стимулирует ребёнка поднимать головку, помогает укрепить шейные мышцы, а также способствует лучшему пищеварению.

Гимнастика для пальчиков. Сгибайте и разгибайте пальчики малыша, массажируйте ладошки. При этом проговаривайте стишки или потешки, например «сорока — ворона».
На развитие крохи положительно влияет частый зрительный контакт и голосовое сопровождение всех действий. Нежно разговаривайте с малышом, смотрите ему в глаза и нежно улыбайтесь. Психологический настрой мамы имеет прямое влияние на самочувствие и настроение ребёнка. Если мама расстроена, повышает голос в присутствии ребёнка — малыш начнёт капризничать, плакать. Напротив, тихий, успокаивающий голос мамы помогает крохе почувствовать себя в безопасности и снять напряжение.

3 месяца — это новый этап в жизни малыша. С каждым днём его действия приобретают более осмысленный характер, он с удовольствием изучает этот мир и удивляется своим открытиям. Родители должны развивать кроху, дарить ему свою любовь и хвалить юного исследователя за его маленькие, но такие важные победы.

Третья неделя

Исполнилось 3 недели новорожденному. Развитие всех функций организма продолжается. В этот период ребенок активно познает то, что его окружает: он хорошо знает голос мамы, уже показывает плачем, когда его что-то беспокоит. Начинает проявлять характер: например, может заплакать, если ему не нравится надевать чепчик или переодевать подгузник.

Когда наступает 3 недели новорожденному, развитие зрения приносит свои плоды: ребенок подолгу разглядывает предметы, понимает положение своего тела, крутит головкой, смотрит по сторонам. Фокусное расстояние увеличивается до 20 см.

Врожденные рефлексы развиты очень активно, например, хватание и подергивание ножками при держании его на твердой поверхности.

Сколько должен есть 4-недельный ребенок?

Возможно, сейчас у вас улучшится график сна, что означает меньшее количество перерывов в приеме пищи. Однако ночная еда по-прежнему довольно часта для месячных, так что продолжайте бессонные ночи .

Для получения ориентировочного количества кормления взвесьте ребенка, а затем кормите его примерно 150-200 мл на килограмм. Хотя не волнуйтесь, если вашему ребенку кажется, что он переедает, он знает, сколько ему следует или не следует есть на данном этапе, и будет есть только тогда, когда он захочет. Кормите ли вы грудью или пользуетесь смесью , следуйте за своим ребенком.

Если у вас возникли проблемы с грудным вскармливанием, возможно, пришло время обратиться за помощью и убедиться, что больше ничего не происходит, поэтому запишитесь на прием к терапевту и попросите поддержки. А пока ознакомьтесь с этими советами, чтобы узнать, какие позы лучше всего попробовать при кормлении грудью.

Ребенок в пятый месяц жизни

В конце этого периода малыш весит почти вдвое больше, чем при рождении. Рост увеличивается на 2-3 см, вес – на 700 гр. Это время, когда у некоторых детей начинают прорезываться зубки.

Изменяется режим бодрствования и сна. Теперь днем его укладывают спать 2-3 раза, а ночью он спит, не просыпаясь, до 10 часов. Пятимесячный ребенок готов перейти на пятиразовое питание через промежутки в 4 часа. Кроме того, в конце месяца мамы начинают вводить первый прикорм.

Теперь малыш становится чрезвычайно подвижным, что требует обязательного внимания за ним, моментально переворачивается, тянет в рот понравившиеся предметы, может сосать даже пальцы ног. Пытается ползать на животе и делает первые попытки сесть самостоятельно.

Ребенок может различать своих и чужих. Бурно реагирует на появление в зоне внимания родных людей и недоверчиво затихает при виде незнакомцев. Может слышать изменения в интонации и реагировать плачем на серьезные или грубые нотки в голосе.

Что может ребенок в конце пятого месяца:

  • лежа на спинке, переворачиваться на живот и обратно;
  • с уверенностью держать головку и вертеть ей по сторонам;
  • недолго сидеть, опираясь спинкой;
  • выбирать понравившуюся игрушку;
  • долго «беседовать» сам с собой, прислушиваясь к своим звукам.

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение  5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев).

Здоровье малыша: Могут ли к нему ходить гости?

На этом этапе мам часто волнуют такие вопросы:

Можно ли пускать к ребенку гостей? Конечно, всем хочется, чтобы в первые несколько дней после рождения ребенка навестили друзья и родные. Постарайтесь, чтобы гостей было не слишком много, а посещение было не слишком долгим и шумным. Маме и ребенку нужен отдых. К концу первого месяца жизни ребенка к нему можно пускать избранных гостей, при условии, что они ничем не болеют. Перед контактом с малышом проследите, чтобы гости помыли руки.
Желтуха. Если кожа ребенка приобрела желтоватый оттенок, вероятно, у него желтуха, то есть печень еще не может отфильтровывать химическое соединение билирубин из крови. Обратитесь к педиатру – он поставит диагноз и назначит лечение при необходимости.
Высокая температура. На этом этапе у детей часто бывает высокая температура, но иногда определить это трудно. Дети в возрасте до 12 месяцев требуют срочного осмотра врачом, если у них высокая температура, поэтому, если малыш горячий на ощупь или ведет себя особенно беспокойно, измерьте ему температуру с помощью ректального термометра. Если температура выше 38 оС, срочно обратитесь к врачу.
Как ухаживать за гениталиями после обрезания

Самое важное – поддерживать чистоту в области половых органов. Промывайте эту область водой с мягким мылом

В течение недели после обрезания в области гениталий могут быть покраснения с желтым отделяемым – это абсолютно нормально. Однако при опухании, появлении корост или хлопьевидного гноя нужно обратиться к врачу.

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения

Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Питание младенца

Пока пищеварительная система приспосабливается к новому режиму, кроха может испытывать дискомфорт, колики и боли в животике. В первый месяц новорожденного они особо активны в ночное время суток. Для их устранения можно пользоваться, как препаратами из аптеки, так и старыми бабушкиными методами, типа массажа, теплой пеленки и грелки на животике.

Лучшей еды, нежели материнское молоко, для карапузика быть не может. Однако, если по тем или иным причинам грудное вскармливание невозможно, кормить маленького человека ребенка следует специальными смесями. Прием пищи должен осуществляться 6-7 раз в сутки, то есть каждые 3-3,5 часа.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз

Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм

Сколько грамм набирают новорожденные в неделю?

Прибавка веса новорожденного младенца зависит от разных факторов (пола, питания мамы, наследственности, состояния здоровья и других), но существуют усредненные показатели, показывающие, сколько в среднем прибавляет малютка на каждой неделе жизни.

Вес и сколько малыш должен прибавить:

Мальчики рождаются с весом 2500-4400 г, девочки – с весом 2400-4200 г.

В первые дни нормальной является потеря до 10% веса (в среднем теряют 5-7%), с которым кроха родился, но к концу первой недели малыш зачастую набирает этот вес обратно, а некоторые младенцы еще и прибавляют до 100 г.

В начале этой недели вес ребенка примерно тот же, с которым он родился, но некоторые младенцы на второй неделе все еще возвращают вес, потерянный после родов. Большинство малышей начинают активно прибавлять в весе и набирают в среднем 150-250 г (минимум 20 г в день).

На этой неделе детки прибавляют примерно 200-250 г.

К концу недели ребенок прибавляет в среднем 170-200 г, поэтому вес мальчиков в 4 недели составляет 3400-5800 г, а девочек – 3200-5500 г.

Помните, что данные в таблице являются примерными, а каждый карапуз развивается индивидуально, поэтому допустимы небольшие отклонения. Если же отличия от данных показателей значительные, проконсультируйтесь с педиатром.

Свежее в разделе «По возрасту»

Причины плача у новорожденного малыша

  • Кроха может проявлять беспокойство из-за кишечных колик. Если малыш не успокаивается в ваших руках, подгибает ножки, подтягивает их к животику, скорее всего, у него болит животик. Чтобы избавить кроху от колик, после кормления держите его несколько минут в вертикальном положении «солдатиком», аккуратно поддерживания голову.
  • Распространенная причина того, почему новорожденный часто плачет – это голод. Современные врачи-педиатры советуют кормить младенца по первому требованию. Заплакал – дайте грудь или бутылочку.
  • Малышу больно. Как известно, детей в течение первых месяцев жизни мучают кишечные колики. Чтобы облегчить страдания ребенка, держите его «столбиком» после каждого кормления, а спать кладите на животик.

  • В первые дни после рождения малыша могут беспокоить «воспоминания» своего появления на свет. Процесс родов – огромный стресс и для мамы, и для ребенка, поэтому необходимо некоторое время, чтобы младенец забыл этот момент.

  • Ребенку жарко или холодно. Самой лучшей температурой в комнате, где живет грудничок, считается +22-24 градуса. Малыш, который перегрелся, краснеет, у него может появиться потница. В этом случае его лучше всего полностью раздеть и подмыть. Если ребенок замерз, запеленайте его и прижмите к себе – у груди малыш сразу согреется.

  • Следующая причина того, почему плачут новорожденные, – это усталость. Несмотря на то что ребенок еще мал, он способен утомиться. Малыш устает от сосания, движения собственных ножек и ручек, массажа, от того, что он видел в течение дня.
  • Некоторые дети плачут непосредственно перед тем, как намочить пеленки. В этом случае малыш сначала тихонько хныкает, затем может резко закричать.
  • Малышу неудобно лежать. Ребенок в течение первых дней жизни совсем не умеет менять положение тела, поэтому ему может надоесть находиться, например, на левом боку.

Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

3 недели

К трем неделям вы начнете угадывать потребности малыша и сможете подобрать некий ритм или режим сна и кормления. 

На этом этапе развития новорожденный:

  • Чаще просыпается, может даже бодрствовать в течение часа. Вы замечаете, что он изучает ваше лицо, наблюдает за вами, когда вы говорите, и успокаивается, когда слышит ваш голос.

  • Издает короткие звуки, показывая, как он рад, когда вы с ним общаетесь. Это гуление — начало развития речи. Не забывайте вступать с ним в небольшую беседу.

  • Чуть больше капризничает в конце дня. Капризы могут расстраивать, но помните, что это признаки созревания нервной системы и неизбежное следствие развития новорожденного. В течение дня ребенок получает большое количество информации, и к вечеру он нуждается в отдыхе.

  • Увереннее держит голову. Он уже не кажется столь хрупким, как раньше, но головка по-прежнему требует поддержки, когда вы берете его на руки.

  • Руки и спина тоже заметно окрепли. Сейчас малыш в состоянии приподнять голову, когда вы кладете его на животик, но спать по-прежнему должен на спине.

  • Наблюдает за движениями своих рук. Несмотря на то, что малыш не слишком хорошо контролирует руки, он с интересом наблюдает за ними и уже может изучать объекты вокруг себя.

  • Спит три-четыре часа подряд. Если он спит дольше, нужно разбудить его для кормления.

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.

Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.

Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит ( нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно — назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка

На это обязательно обратит внимание невролог.

Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.

Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.

Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений

Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector