Задержка психо-речевого развития ребенка

Содержание:

Почему ребенок может не говорить в 2-5 лет?


Если ребенок в 2 года не разговаривает — это не повод называть его умственно отсталым

Возможные причины того, что малышу уже два года, а он не произносит никаких слов:

  • недостаток общения в семье, со сверстниками;
  • неврологические отклонения;
  • физиология;
  • психологическая травма;
  • отсутствие мотивации.

Неврологические отклонения

Нарушение речевого развития у детей от 2 до 5 лет часто связано с неврологическими нарушениями, вызванными:

  1. Родовыми травмами. Неправильное положение плода в утробе, физиологические особенности матери (например, узкий таз) являются предпосылками тяжелого родоразрешения.
  2. Гипоксией, асфиксией плода в момент вынашивания, во время родового процесса.
  3. Механическими травмами. Это последствия ударов в живот, неудачного падения будущей матери.
  4. Внутриутробной инфекцией. Часто она является причиной неправильного развития спинного или головного мозга.
  5. Гемолитической болезни новорожденного. Заболевание обусловлено иммунологической несовместимостью крови матери и ребенка.

После рождения за новорожденным нужно смотреть, исключается травматизм, воздействие негативных факторов. Нередко неврологические отклонения вызывает прививка АКДС.

Проблемы с речью могут появиться у детей с:

  • детским церебральным параличом;
  • повышенным внутричерепным давлением;
  • перинатальной энцефалопатией;
  • эпилепсией;
  • синкопальным состоянием;
  • нервным тиком и т. п.

В этом случае помочь сможет только врач. При наличии патологии разговаривать ребенок будет плохо и в дальнейшем.

Физиологические проблемы


Иная причина — недостаточная развитость речевого аппарата, ослабленность мускулатуры челюсти

Отсутствие речи в 2-3 года нередко связано с глухотой. Глухие не в состоянии говорить, не распознают звуки. Задержка в развитии имеет место у плохо слышащих, необязательно быть глухим. Отоларинголог поможет понять причину тугоухости.

Иная причина — недостаточная развитость речевого аппарата, ослабленность мускулатуры челюсти, лица, тонуса языка. У таких детей часто открыт рот, течет слюна, рвотные позывы во время еды.

Плохо говорят дети с врожденной короткой подъязычной уздечкой, заячьей губой. Устранить данные дефекты можно хирургическим путем.

Аутизм

Молчание ребенка вызывает также аутизм. Расстройство характеризуется нарушением в работе головного мозга, отсутствием потребности в коммуникации. Передается патология генетически.

Указывает на наличие аутизма отсутствие:

  • зрительного контакта;
  • реагирования на свое имя;
  • улыбки на улыбку;
  • жестикулирования;
  • заинтересованности в окружающем мире.

Социальные причины

Немаловажно то, чтобы мама и папа постоянно общались, как друг с другом, так и с самим ребенком. Немаловажно то, чтобы мама и папа постоянно общались, как друг с другом, так и с самим ребенком

Немаловажно то, чтобы мама и папа постоянно общались, как друг с другом, так и с самим ребенком

Это нужно делать, когда малыш в утробе и после его появления на свет.

Трудно научиться говорить там, где тихо. Слова должны быть четкими, медленными и разборчивыми. Это даст возможность малышу хорошо воспринимать их, запоминать, повторять.

Психологические атаки негативным образом сказываются на речи. На ребенка нельзя кричать или ругаться в его присутствии.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Как помочь ребенку заговорить?

В первую очередь покажите малыша педиатру, оториноларингологу и неврологу, чтобы исключить физиологические причины отсутствия речи. Если проблемы есть, немедленно приступайте к лечению. Чем больше времени будет упущено, тем сложнее окажется путь выздоровления.

Если врачи пришли к заключению, что ребенок полностью здоров, то вам необходимо создать вокруг него благоприятную среду для развития речи. Как это сделать?

1. Разговаривайте с малышом.

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Некоторые родители полагают, что младенец не понимает их речь, а значит, и разговаривать с ним бесполезно. Но это не так. Ребенок впитывает каждое слово

Поэтому старайтесь ласково разговаривать с малышом во время его бодрствования, причем важно, чтобы он хорошо видел, как двигаются ваши губы при артикуляции звуков

2. Говорите с малышом правильно.

Четко произносите звуки и говорите медленно, чтобы ребенок успевал вычленять из речи отдельные слова. Комментируйте свои действия, называйте и описывайте предметы, которыми берете в руки, старайтесь использовать обычные слова вперемешку со звукоподражательными ( типа ам-ам, бо-бо) и простые синтаксические конструкции, но только не сюсюкайте и не искажайте звуковой облик слова. Говорите так, как будто ожидаете ответа от малыша.

3. Читайте, слушайте, пойте

Пока ребенок бодрствует, включайте аудиозаписи с детскими песенками. Перед сном читайте вслух малышу сказки. Пойте с ним простые песенки, потешки, проговаривайте короткие стихи и пестушки. Все это обогащает словарный запас ребенка, помогает ему овладеть грамматикой родного языка.

Десять-двенадцать месяцев – идеальное время для того, чтобы познакомить малыша с книгой. Только подберите «ударопрочные» издания со страницами из толстого картона или текстиля и большими яркими картинками. Давайте ребенку возможность поиграть с книжкой, полистать ее, рассмотреть иллюстрации. Читая книжки, старайтесь заинтересовать своего слушателя, задавайте вопросы типа «Где у зайчика ушки? А где носик?» и т.д. Особенно будут полезны для ваших занятий специальные альбомы для развития речи.

4. Уберите телевизор, гаджеты и говорящие игрушки

Всевозможные развивающие мультики, игры на планшете и интерактивные игрушки, какими бы крутыми и дорогими они ни были, только отвлекают ребенка от происходящего вокруг. Дайте возможность малышу самостоятельно исследовать окружающий мир. Дайте ему самые простые «молчащие» игрушки – кубики, пирамидку, текстильных зверей и кукол. Позвольте малышу стать создателем игры, а не пассивным наблюдателем, нажимающим на кнопку.

5. Расширяйте круг общения.

Человек – существо социальное, и умение общаться – важнейшее качество для него, независимо от возраста. Не ограничивайте круг общения малыша, пусть с ним общается как можно большее количество взрослых и детей. Пример из жизни: академик В. В. Иванов в раннем детстве перенес тяжелое заболевание, и развитие речи остановилось. В доме было правило: каждый гость обязательно общался с ребенком. В результате ребенок через некоторое время заговорил снова, а впоследствии стал выдающимся лингвистом.

6. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика дает хорошие результаты при ежедневном выполнении. Однако поначалу ребенок может отнестись к ней без особого восторга. Поэтому если он не дает ручки, не настаивайте, а показывайте упражнения на себе. Постепенно малыш обязательно заинтересуется и включится в игру.

7. Артикуляционная гимнастика

Если регулярно тренировать речевые органы, то и речь тоже быстро появится. Вот несколько упражнений, которые можно выполнять уже в годовалом возрасте.

  • Поцокайте языком, как лошадка.
  • Оближите языком рот, как будто вкусно поели.
  • Улыбнитесь как можно шире.
  • Вытяните губы трубочкой и подуйте на что-нибудь легкое.
  • Покажите, как широко умеет зевать слон и как кошка лакает молоко.

Сначала просто показывайте движения ребенку, потом он научится их повторять.

Самое главное – не прекращайте занятий, даже если не видите сразу ответной реакции. Через несколько месяцев речь обязательно появится, и вы еще будете уставать от постоянных детских «почему» и «мааам».

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Что делать, чтобы помочь ребенку?

Грамотный логопед обязательно дает советы и упражнения, выполняя которые родители смогут помочь малышу развить речь. Как правило, родителям рекомендуют:

Активно общаться с ребенком. С малышом необходимо разговаривать с самого его рождения. Только постоянная коммуникация способна вызвать у крохи интерес к речи. Взрослым следует четко и внятно говорить, петь песенки, рассказывать истории. Каждое действие должно сопровождаться словами
Как результат – постоянная языковая среда подтолкнет ребенка к более быстрому и легкому усвоению разговорных навыков.

Обратить внимание на качество речи

Крайне важно, чтобы речь взрослых была чистой и грамотной
Следует исключить употребление слов-паразитов. Нельзя коверкать слова или сюсюкать при общении с малышом

От этого зависит восприятие ребенка и четкость его произношения.

Использовать развивающие игрушки. Не стоит задействовать гаджеты и встроенные в них игры. Можно взять кубики, пирамидки, пазлы или мозаики. Следует активно включаться в игровой процесс, описывая происходящее словами. Это поможет сформировать не только речь, но и мышление, логику и память.

Развивать мелкую моторику. Специалисты считают, что формирование мелкой моторики напрямую влияет на развитие речевых навыков. Следует постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина, нанизывать бусины, перебирать маленькие игрушки и проч.

Визуализировать. Яркие картинки со сказочными героями, животными, фруктами и другими предметами мотивируют малышей к их описанию. Родителям следует показывать крохе изображения и рассказывать, что на них нарисовано.

При необходимости, к занятиям логопед также может дополнительно назначать лекарственные препараты для стимуляции мозговых речевых зон, процедуры, логопедический массаж или альтернативные методы коррекции (иппотерапия, купание с дельфинами). Следует помнить, что не существует универсальных подходов, ведь каждый ребенок – индивидуален, и учесть все его особенности при развитии речевого аппарата сможет только специалист.

Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:

Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.

Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)

Характер речи родителей и окружения

Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.

Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка

Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка.
Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС.

Сильный стресс

Смерть любимого родственника, уход одного из родителей, авария, природный катаклизм, постоянная нервная обстановка в семье, сильный испуг – все это может привести не только к исчезновению речи, но и к тому, что ребенок может надолго замкнуться в себе.

Решение: Если молчание продолжается дольше нескольких часов, то необходимо как можно скорее обратиться к детскому психологу, поскольку высок риск развития сильного заикания. Специалист поможет ребенку справиться с сильным эмоциональным потрясением и выйти из ситуации с минимальными последствиями для его развития. Строго следуйте всем рекомендациям, и вскоре все уладится.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Речевой аппарат человека — сложнейший механизм для извлечения звуков. Правильным и чётким произношение будет только при условии подвижности и скоординированности работы всех органов. Добиться этого можно с помощью занятий и специальных упражнений.

Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребятишек дошкольного возраста. В непринуждённой форме ребята учатся:

  • правильно произносить звуки речи;
  • грамотно строить фразы;
  • развивать речевой аппарат.

Зубки «заборчиком» — полезное упражнение

Упражнения, игры, развивающие занятия для развития речи детей 2 лет

Дошколята должны представлять, как работает их речевой аппарат, слышать свою и чужую речь, определять ошибки в произношении и находить причины.

В этом помогут упражнения, которые нужно выполнять регулярно:

  • «Качели» (высунуть половину языка, направить его попеременно к носу, подбородку);
  • «Лошадка» (цокать язычком);
  • «Забор и трубочка» (губы раскрыть, показать «забор» из зубов, свернуть губы трубочкой, потянуть).

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Стоит ли паниковать?

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, не гулит;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector