Что ребенок должен уметь в 1 год

Содержание:

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

В этом возрасте ребенок ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик), находит из по просьбе взрослого. Подбирает предмет такой же формы, как на образце. Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия. Ориентируется в двух величинах (большой и маленький), находит после показа, по просьбе взрослого. Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине.

С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре. Малышу необходимы игрушки

Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание

Ребенок ориентируется в двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый. Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Может переворачивать страницы книг («читает»), катить перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу).

Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Ребенок эмоционален, требователен. Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню — подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента. Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Красивые прикольные поздравления с днем рождения на 1 годик мальчику

Мальчишке — год: солидный срок. Прошел тот год конечно впрок. Уже пошел, заговорил, И кашу кушать полюбил. Пускай здоровеньким растет, И спать вам по ночам дает. И всем вам улыбается, Как только просыпается. Взрослеет пусть он не по дням, А словно в сказке — по часам.

Целый годик вы не спали, Колыбель оберегали. Вот и праздник наступил, Всю семью повеселил. С днем рожденья, карапузик! Набивай побольше «пузик», Слушай маму, не реви, Ножками скорей беги. Будь здоровым, как слоненок, Вылезай-ка из пеленок, Улыбайся во весь ротик, Как веселый бегемотик!

Вот и годик пролетел… Стал, малыш, уже ты смел, Ты подрос уже прилично, На ногах стоишь отлично! Ты болтаешь понемногу, Временами сморишь строго, Но при этом веселишься, Позитивным быть стремишься! Ты расти, малыш, счастливым, Очень смелым, справедливым, Добрым, ласковым, чудесным, Самым милым и прелестным!

Смех и улыбки, несмелый шажочек — Радость большая для дружной семьи. Ярких деньков и спокойных вам ночек. Славный малыш, нас всегда весели! Пусть же недуги тебя не коснутся, Слёз будет меньше и шишек на лбу, Добрые глазки пусть чаще смеются. Мальчиком добрым, талантливым будь. Пусть мама с папой гордятся безумно Сыном отличным — подарком судьбы! Ведь повезло им с тобой очень крупно, Лучше подарков ты в мире любых!

Мальчик чудесный, прекрасный малыш, Тебя с днем рождения я поздравляю. Расти самым смелым и самым чудесным, Тебе только лучшего я пожелаю. Ты гордость родителей, бабушек, дедушек, Сегодня большой ты, тебе ровно год. Пусть ангел хранитель все беды отводит, И рядом с тобою по жизни идет!

Тебе 1 годик, наш мальчик хороший, Пусть будет денек нынче самый погожий, Заблещет улыбка на личике милом, И ты удивишь всех задором счастливым! Пусть твой день рождения радость наполнит, Семья все желания сразу исполнит, Ты будешь, веселый малыш, непоседой, Родных восхитишь своей новой победой!

С днем рождения, малыш, Милый наш проказник, Ровно год тебе сегодня, Первый в жизни праздник. Ты расти, наш богатырь, Силы набирайся, Не капризничай, не плачь, Солнцу улыбайся. Солнечного зайчика На стене лови, И в лучах купайся Родительской любви. Пусть она тебя Хранит и бережет, За тобою следом По судьбе идет.

Как быстро время пролетает, Еще вчера ты был рожден

Сегодня годик отмечаем, Вниманием всех ты окружен. Здоровья мы тебе желаем, Расти на радость всем родным

Когда не с нами, мы скучаем, Бываешь часто ты чудным. Желаем быть всегда счастливым, С успехом в жизнь свою шагнуть. Чтоб был красивым, терпеливым, Ну а пока, ребенком будь.

Ты, малыш, сегодня именинник — Прожил уж целый годик на земле. Твой взгляд на мир, открытый и невинный, Таким пусть будет много-много лет. Расти здоровым, умным и весёлым. А маме с папой будет пусть легко С тобою радоваться играм новым И любоваться маленьким шажком.

Ты сверточком недавно был, Ну а сейчас — такой крепыш! Ведь целый год уже прожил Наш замечательный малыш! Дари улыбки всем и счастье, Расти веселым и активным, Пусть прочь уходят все напасти, Твоя жизнь будет позитивной!

График прививок, которые нужно сделать до года: календарь и список с описанием

Вакцинация, проводимая в первый год жизни, начинается еще в роддоме, в первые сутки после рождения. Для эффективной иммунизации некоторые прививки выполняются неоднократно в разных возрастах. Помимо утвержденных законодательно обязательных вакцин, существуют дополнительные, которые могут быть введены ребенку по желанию родителей: от ветряной оспы, гепатита А и на время эпидемий – от энцефалита и гриппа.

Таблица прививок, которые делают детям до года, по месяцам

Возраст детей Вакцина
Первые сутки после рождения Вирусный гепатит В – первично
3-7 день жизни БЦЖ-М (туберкулез)
Первый месяц Вирусный гепатит В – повторно
Второй месяц Вирусный гепатит В – третий раз для детей из группы риска   Пневмококковая инфекция – первично
Третий месяц Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит (инактивированная вакцина) – первично
Четвертый и пятый месяцы Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит (инактивированная вакцина) – повторно   Пневмококковая инфекция – повторно
Шестой месяц Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит («живая» вакцина) – третий раз   Вирусный гепатит В – третий раз
Двенадцатый месяц Эпидемический паротит («свинка»), корь, краснуха – первично

Описание схемы вакцинации

Вирусный гепатит В

Болезнь поражает печень, дает осложнения в виде цирроза. Препарат против нее включает белки вируса гепатита В. Процедуры, проводимые в первый год жизни, защищают организм от заболевания до 8 лет. Для детей, которые относятся к группе риска по данной болезни (матери являются носителями вируса или болеют гепатитом В), предусмотрен ускоренный график вакцинации, предполагающий проведение четвертой процедуры. Возможные реакции: повышение температуры тела до 37,5℃ , покраснение в зоне укола.

БЦЖ-М (туберкулез)

Болезнь поражает легкие и дает осложнения на мозг и кости. Препарат для защиты от нее содержит бактерии бычьего туберкулеза (ослабленные, которые не вызывают заболевания у людей). Однократная процедура защищает до 7 лет. При ослабленном иммунитете (по реакции Манту) включают повторную вакцинацию в график после года. Отсроченная реакция может проявляться в виде уплотнения в месте укола, на месте которого остается небольшой шрам.

АКДС (столбняк, коклюш, дифтерия)

Заболевания, по которым регистрируется очень высокая смертность среди новорожденных, опасны вырабатываемыми возбудителями токсинами. Комплексный препарат содержит малую концентрацию токсинов столбняка и дифтерии, а также неактивную палочку коклюша. После укола возможно локальное покраснение и уплотнение кожи, а также повышение температуры тела до 38℃, сонливость либо излишняя возбудимость, недомогание.

Полиомиелит

Поражает ЦНС, ЖКТ, эндокринную систему, характеризуется высокой смертностью, может приводить к параличу. Инактивированные препараты против заболевания содержат только белки вирусов, «живые» – ослабленный вирус. Иммунитет вырабатывается до 10 лет. В месте укола возможно покраснение и уплотнение. Если препарат дается перорально, то реакций почти не бывает, за исключением аллергии в виде кожной сыпи.

Краснуха, корь, эпидемический паротит («свинка»)

Болезни опасны осложнениями и тяжелым течением. Профилактические препараты против них содержат ослабленные возбудители (вирусы), вызывающие 100% иммунный ответ, но не приводящие к заражению других людей. Иммунитет вырабатывается до 5 лет. После процедуры возможны: повышение температуры тела, увеличение лимфоузлов, покраснение щек и глаз, заложенность носа.

Пневмококковая инфекция

Представляет собой комплекс болезней, которые провоцируются бактерией Streptococcus pneumoniae. К ним относятся острый средний отит, пневмококковая пневмония, гнойный пневмококковый менингит, артриты, эндокардиты, плевриты. Обычно эта инфекция выступает как осложнение других. Ранее детей прививали от перечисленных болезней на платной основе.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Прыжки

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Танцы

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Занятия с малышом

Игры

Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

Физиологические изменения малыша в годик

Ребенок должен учиться самостоятельности. Нужно уметь его страховать, но если он упал, то надо давать ему возможность подняться самому.

Зрение

Активно развиваются все органы, в том числе и зрение. Оно становится острым, и ребенок начинает замечать мелкие вещи, на которые взрослые не обращают внимания. Он реагирует на яркие предметы и старается их достать. Если есть симптомы плохого зрения, не ждите, идите к детскому окулисту.

Слух

В год у детей уже хороший слух, они различают голоса родителей, реагируют на звуки, начинают произносить первые слова, пытаются участвовать в разговорах. Для проверки можно тихонько попросить малыша сделать что-то простое или подать предмет, по его реакции оценивают, как он слышит.

Поиграйте с малышом на музыкальных инструментах.

Мимика и речь

В этом возрасте дети знают 20-40 слов. Многое зависит от родителей, того, сколько времени они с ними проводят. Ребенок активно использует мимику, чтобы передать свое настроение, требования, повторяет выражение лица окружающих его людей.

Интеллектуальное развитие в полтора года

Приблизительно в этом возрасте малыш может задавать вопросы: «Что это?» практически обо всем, что попадает в его поле зрения. Стремление узнавать названия окружающих его предметов способствует интенсивному пополнению словарного запаса в возрасте примерно от 18 до 20 месяцев.

Как только ребенок попадает в эту фазу стремительного увеличения используемых слов, он становится способным осваивать до нескольких новых слов за день. Поскольку познание языка в данном периоде основывается на повторении, малыши обычно увлекаются простыми песенками, играми с пальчиками, а также играми с использованием забавных слов и звуков.

Дети могут зачастую практиковаться в применении новых слов перед сном, либо во время прогулки. Дети быстро понимают силу слова, в особенности, когда видят, что при помощи слов можно заполучить необходимое.

А что умеет ваш малыш в полтора годика?

График прохождения врачей до года (по месяцам)

В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.

Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года

Возраст Врач Необходимые анализы
Новорожденный Педиатр Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию      
1 месяц Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг    
2 месяца Педиатр
3 месяца Педиатр, травматолог-ортопед, невролог Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови
4 месяца Педиатр
5 месяцев Педиатр
6 месяцев Педиатр, невролог, детский хирург Общие анализы мочи и крови
7 месяцев Педиатр
8 месяцев Педиатр
9 месяцев Педиатр, стоматолог Общие анализы мочи и крови
10 месяцев Педиатр
11 месяцев Педиатр
12 месяцев Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз

Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания

Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.

Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.

Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, и , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Есть ли различия между мальчиками и девочками?

  1. В этом возрасте телосложение детей уже претерпевает изменения. Девочки остаются по показателям меньше мальчиков. Также особенностью психоэмоционального фона мальчиков является то, что они из-за лени могут начать ходить позже девочек.
  2. Также родители могут заметить, что у девочек раньше сформировываются и коммуникативные навыки. Они могут знать больше слов, распознавать больше эмоций.
  3. В этом возрасте мальчики более активны. Даже чтобы рассмотреть игрушку, они тратят больше энергии, чем девочки. Для детей очевиден выбор игрушек. Девочек уже привлекают мягкие и яркие, а мальчиков механические.
  4. Девочки проявляют больше желания общаться, чем мальчики.

Немного о режиме дня и питании

Режим дня в возрасте 12 месяцев включает сон, кормления и периоды бодрствования с активными и интеллектуальными играми. Годовалый ребенок спит в сутки до 13-14 часов. Ночной сон длится 11-12 часов, дневной – 2-3 часа. Кроха может отдыхать в дневное время два раза по 1-1,5 часа, но некоторые дети к этому возрасту уже переходят на разовый отдых.

Рацион крохи в год включает фрукты и ягоды, овощи в отварном, тушеном или запеченном виде, яйца, рыбу без костей (сёмгу, хек, треску, горбушу), мясо и птицу (кролика, говядину, индейку, телятину, курицу), злаки в виде каш и детского печенья, пшеничный хлеб, сливочное и растительное масло, кисломолочные продукты (ряженку, творог, йогурты, кефир). Также годовалый малыш может получать молочную смесь с пометкой «12+» или грудное молоко. Грудь или бутылочку со смесью можно предлагать два раза в день. По желанию грудное или сухое искусственное молоко можно заменить обычным коровьим, но детским.

Особенности психоэмоциональной сферы в 18 месяцев

В 1,5 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, стимулом к которым являются похвалы взрослых, их успешная или неуспешная предметная деятельность. Дети отлично умеют выражать чувства удовольствия и неудовольствия, способны испытывать радость, печаль, расстройство. Но чувство эмпатии им пока незнакомо.

В этом возрасте начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстникам, в том числе и избирательное отношение, зависящее от испытуемой симпатии или антипатии.

Но эмоции полуторагодовалого ребенка по-прежнему неустойчивы и изменчивы. Их импульсивность объясняется его мотивами поведения.

Особое эмоциональное значение начинает приобретать слово, которое является средством оценивания тех или иных качеств или поступков.

Тест на развитие

Проверить соответствие уровня развития ребенка своему возрасту помогут несколько заданий, с которыми ребенок должен справиться.

В этом случае родителям не стоит тревожиться по поводу их малыша, а если некоторые задания не под силу ребенку – взрослым стоит обратить внимание на определенные сферы жизни их чада

Понимание слов: малышу следует задать несколько вопросов, сидя вместе с ним в одной комнате: «Где часы?», «Где лежит мишка?» ребенок должен показывать пальцем на названные предметы.

Словарный запас: ребенок должен выполнять обычные просьбы: «Принеси мячик», «Дай руку». Также он должен произносить примитивные фразы: «Мама ам» (хочу кушать).

Мелкая моторика: на тарелку следует высыпать фасоль, орешки и т.п. Малыша следует попросить, что-либо дать

Необходимо обратить внимание на то, как малыш будет брать мелкие предметы: если двумя пальцами, то беспокоиться не стоит.

Тест с игрушками: ребенок должен уметь строить башню из 3 кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, можно бессистемно.

Эмоции: ребенок не должен стремиться к уединению, не должен раскачивать из стороны в сторону, долго ходить руками по площадке. Он должен легко узнавать взрослого, уметь концентрироваться на недлительный промежуток времени, его истерики должны иметь логическое обоснование.

Особенности гигиены и ухода

Приучать ребенка к навыкам гигиены необходимо с самого раннего возраста, ведь это основная составляющая здоровья и элемент социализации ребенка.

Полуторагодовалый малыш обязательно должен быть:

  • умытым утром и вечером (в течение дня – по мере загрязнения);
  • его руки обязательно должны мыться после улицы, туалета, игры с животными, перед едой;
  • у ребенка должны быть свои полотенце, висящее на крючке не выше роста малыша, и своя зубная щетка, которой он должен учиться сам, но с участием родителя, чистить зубки.

Все гигиенические навыки ребенку следует прививать в игровой форме, с использованием забавных стишков, потешек, считалок.

Важным и неотъемлемым элементом ухода за телом ребенка полутора лет остается ежедневное купание. Однако этот процесс следует дополнить обучением малыша это делать самостоятельно, постоянно проговаривая ему алгоритм действий.

В качестве моющих средств необходимо использовать только те, которые предназначены для детей 1,5 лет и были протестированы дерматологами. Как правила, подобные средства лучше приобретать в аптеках.

Естественно, что этот процесс будет долгим и не всегда удачным, и протекать он должен с активным участием обоих родителей. Но определенные действия ребенок должен быть приучен совершать сам: например, снимать и надевать штанишки, открывать и закрывать крышку горшка.

Освоить этот процесс поможет игровая форма: любимый плюшевый мишка, который будет высаживаться ни игрушечный горшок, которого необходимо будет вытирать салфеткой, с которого следует снимать и одевать штаны – отличный наглядный пример для подражания малыша.

Развитие ребенка в возрасте 1 года

Ваш новый малыш ходит на двоих ножках в год? Большинство 12-месячных путешествуют – ходят, держась за что-то или кого-то. Многие стоят сами по себе, ни за что не цепляясь. А некоторые уже ходят в 1 год. Но значительное число 12-месячных малышей не торопятся, прежде чем сделать эти первые шаги, предпочитая пока оставаться на четвереньках. Фактически, большинство малышей не могут нормально ходить по крайней мере до 13 месяцев, если не позже.

Независимо от того, как ваш малыш живет в наши дни, он, безусловно, все еще живет, и его независимая подвижность обеспечивает достаточную независимость, которую он так жаждет, то есть когда он этого хочет. По правде говоря, однажды он провозгласит свою независимость (например, когда он отправится один, чтобы проверить новую игрушку с мигающими огнями), но на следующий день он ужесточит на вас свою человеческую липучку. Ожидайте, что эта внутренняя борьба между зависимостью и независимостью будет продолжаться и прекращаться на протяжении всего ее детства.

Помогите своему новому крохе решать новые задачи, оттачивать новые навыки и осваивать новые навыки, создавая возможности для принятия рисков – тщательно контролируемых рисков, но тем не менее рисков. Остановиться и прикоснуться к листу на кусте, заглянуть за почтовый ящик, увидеть, куда ведет тропа, или проверить, что собака нюхает. Подниматься по лестнице, взбираться на груду диванных подушек, скользить по горке. Вам нужно быть всегда начеку и делать все возможное, чтобы обезопасить вашего ребенка, но определенно не держите своего крошечного исследователя взаперти.

 Помогите развить эту мелкую моторику, предлагая карандаш или мел для тротуаров, чтобы рисовать, блоки, чтобы сложить, настольные книги, чтобы пролистать. Дайте вашему малышу множество возможностей манипулировать игрушками, которые крутятся, крутятся, поворачиваются, кривятся, опрокидываются и наполняются, а также игрушками, которыми можно стучать, лязгать, толкать и тянуть.

Что касается коммуникации развитие малыша в год, вы заметите, как много ваш годовалый ребенок может передать, не произнеся более одного-пяти узнаваемых слов. Думайте о своем ребенке как о находчивой маленьком пещерном человеке, который затаскивает вас на кухню, когда хочет выпить, указывает на игрушку, которую хочет на полке, кряхтит или кивает в ответ на ваши вопросы, подталкивает ваши ноги к двери, когда он хочет играть снаружи. Пока ваш новый малыш активно пытается общаться с вами, наслаждайтесь его изобретательностью в разговоре, даже если его произношение оставляет желать лучшего.

Конечно, хотя навыки вашего 12-месячного ребенка развивались не по дням, а по часам, объем его внимания определенно отстает. Осознайте ее возрастные ограничения и знайте, что ваш кроха, вероятно, не захочет долго сидеть на месте, работая над головоломкой или слушая рассказ. И уж точно не давите на годовалого ребенка. По мере того как маленькие растут, увеличивается и их концентрация внимания.

Нормы для детей в один год

На первом году жизни дети активно растут, в месяц они прибавляют 1-1,5 см, после 12 месяцев этот процесс немного замедляется. Они активно набирают вес — 300-350 г за 30 дней, окружность головы и груди увеличивается в среднем на 5 мм.

В этом возрасте стопы еще плоские, но после того как ребенок начнет ходить, жировые складочки постепенно исчезнут и образуется изгиб.

В среднем появляется до 8 зубов, но это все условно, у одних их 10-12, а у других всего 2. Беспокоиться надо, если к концу первого года зубов совсем нет.

Мальчики

Мальчики чаще рождаются более крупными и в этот период развиваются немного быстрее. В средним их вес 8,9-11,6 кг, а рост — 72,3-79,7 см. Это данные отечественных педиатров, по классификации ВОЗ диапазон немного больше.

Девочки

Они растут немного медленнее и к концу первого года достигают 71,4-78 см, а их вес — 8,5-10,8 кг.

Мама реагирует

Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: «Не пойду из лужи!» — вы говорите: «Ты пойдешь из лужи!», и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.

Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.

Вы должны научиться не терять масштаба

По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование

И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.

А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов «разрулить» режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.

Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.

Как развивать годовалого ребёнка

Годовалый малыш будет гармонично развиваться, если проводить с ним такие полезные занятия:

  • Музыкальные разминки. Можно танцевать под любимую ритмичную музыку. Также полезно пение песен.
  • Игры с игрушками: сортерами, бизибордами, неваляшками, пирамидками, развивающими мягкими игрушками с разными фактурами.
  • Игры с предметами быта: небьющейся посудой, шнурками и веревками, безопасными баночками с крышками.
  • Чтение. Выбирайте яркие детские книги, читайте их и показывайте малышу иллюстрации.
  • Развитие мелкой моторики. Можно лепить из соленого теста или безвредного детского пластилина, играть в песочнице с песком или заниматься со специальным кинетическим песком.
  • Подвижные игры и гимнастика. Каждое утро можно проводить зарядку, полезны и разминки среди дня. Выбирайте простые движения (наклоны, приседания), демонстрируйте их малышу и помогайте правильно повторять.
  • Игры с мячом, с разными каталками и толокарами.

Как развивать ребёнка в 7 месяцев?

Так как сейчас период активно развивающихся навыков сидения и ползания, родителям важно в этом деле ребёнку помочь:

  • упражнения на фитболе и массаж с гимнастикой укрепят мышцы пресса, готовя ребёнка к удержанию собственного тела в вертикальном положении;
  • ещё можно делать регулярные присаживания, помогая малышу сесть из положения лёжа;
  • стимулировать навык ползания можно, положив ребёнка на ковер животиком вниз и расположив на расстоянии 20 — 25 сантиметров от него любимую игрушку. Любознательный малыш будет тянуться к ней, пытаясь ухватить. С каждым разом игрушку надо класть всё дальше и дальше, побуждая кроху подползать.

Продолжается формирование речи. Для развития ребёнка в этом направлении необходимо как можно больше с ним разговаривать. При этом не обязательно устраивать специальные занятия с ребёнком в 7 месяцев. Просто во время прогулки малыш может не спать в коляске, а изучать окружающий мир, о котором будут ему рассказывать родители.

На развитие речи оказывает значительное влияние и приобретение навыков мелкой моторики. Такие известные игры, как «Ладушки», «Сорока-ворона», пальчиковые игры, помогут в доступной игровой форме освоить младенцу управление собственными руками, подготавливая малыша к дальнейшим свершениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector