Этапы развития ребенка
Содержание:
- Здоровье малыша: Могут ли к нему ходить гости?
- Медицинское наблюдение новорожденного
- Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?
- Второй месяц
- Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
- Нормы веса и роста детей до года
- Советы родителям от педиатров клиники Amel Smart
- Расчёт
- 5 недель
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка
- Развитие памяти ребенка в утробе
- Беременность в третьем триместре
- Седьмой месяц
- Шестой месяц
Здоровье малыша: Могут ли к нему ходить гости?
На этом этапе мам часто волнуют такие вопросы:
Можно ли пускать к ребенку гостей? Конечно, всем хочется, чтобы в первые несколько дней после рождения ребенка навестили друзья и родные. Постарайтесь, чтобы гостей было не слишком много, а посещение было не слишком долгим и шумным. Маме и ребенку нужен отдых. К концу первого месяца жизни ребенка к нему можно пускать избранных гостей, при условии, что они ничем не болеют. Перед контактом с малышом проследите, чтобы гости помыли руки.
Желтуха. Если кожа ребенка приобрела желтоватый оттенок, вероятно, у него желтуха, то есть печень еще не может отфильтровывать химическое соединение билирубин из крови. Обратитесь к педиатру – он поставит диагноз и назначит лечение при необходимости.
Высокая температура. На этом этапе у детей часто бывает высокая температура, но иногда определить это трудно. Дети в возрасте до 12 месяцев требуют срочного осмотра врачом, если у них высокая температура, поэтому, если малыш горячий на ощупь или ведет себя особенно беспокойно, измерьте ему температуру с помощью ректального термометра. Если температура выше 38 оС, срочно обратитесь к врачу.
Как ухаживать за гениталиями после обрезания
Самое важное – поддерживать чистоту в области половых органов. Промывайте эту область водой с мягким мылом
В течение недели после обрезания в области гениталий могут быть покраснения с желтым отделяемым – это абсолютно нормально. Однако при опухании, появлении корост или хлопьевидного гноя нужно обратиться к врачу.
Медицинское наблюдение новорожденного
Мы уже упоминали о
важности наблюдения за малышом первого месяца жизни, и о том какая
ответственность возлагается в этот период на молодых родителей. Не менее
важно даже для здоровой крохи
медицинское наблюдение.
В первые три дня после выписки мамочки и маленького человека из роддома их обязательно навестит участковый педиатр
Он проверит состояние кожных покровов малыша
и пупочной ранки. Кроме того, врач убедится в
наличии рефлексов, присущих всем
новорожденным и позволяющих судить о психологическом и физическом развитии
ребенка.
Наиболее важные из них были проверены неонатологами еще в
роддоме, ведь при их отсутствии малыш
считается незрелым и требует
специального ухода и наблюдения.
Какими рефлексами должен обладать ребенок?
— Сосательный
— Поисковый
— Хоботковый
— Рефлекс Бауэра
— Рефлекс автоматической ходьбы
Первым и, безусловно, жизненно необходимым рефлексом
является сосательный: при получении пустышки или груди кроха начинает
сосательные движения. Он отсутствует у
деток, родившихся раньше срока.
Помимо сосательного рефлекса, важными навыками, присущими
человеку с рождения и позволяющими наладить успешное грудное вскармливание
являются поисковый (когда малыш
поворачивает голову в сторону источника раздражения, если коснуться уголка рта)
и хоботковый (крошка выпячивает губы трубочкой при прикосновении к губам).
Крошка первого месяца жизни рефлекторно ухватит Вас за
палец, если вложить его в ладошку
малыша. При этом захват будет настолько силен, что Вы можете поднять крошку
вверх. Это обуславливается наличием хватательного рефлекса и рефлекса
Робинсона.
При выкладывании ребенка на живот и надавливании на
стопы, начинает работать рефлекс Бауэра – ребенок начнет отталкиваться ножками
от Ваших рук и совершать ползущие движения.
Важным рефлексом, позволяющим судить о наличии
гипертонуса мышц, является рефлекс автоматической ходьбы. Если поднять
новорожденного под мышки и поставить ножками на твердую поверхность, то
здоровый малыш выпрямит ножку и начнет совершать движения ножками, при наклоне
вперед, словно он идет. Если же крошка
встает не на полную стопу, то врачи говорят о наличии повышенного тонуса. Такое
состояние снимается с помощью массажа, гимнастики и назначения лекарственных
препаратов.
Помимо основных перечисленных существует еще ряд
рефлексов, которые врач обязательно проверит во время осмотра малыша. К концу
первого года жизни, большая часть из них постепенно исчезнет, а движения и
реакции малыша станут сознательными.
По достижению крохой месячного возраста, Вам предстоит
поход в поликлинику для наблюдения развития ребенка и прохождения осмотра ряда
узких специалистов.
Педиатр измерит параметры крохи(рост, вес, окружность
груди и головы), которая с этого времени поменяет статус «новорожденной» на
другой – теперь ребенок гордо именуется младенцем.
Помимо планового осмотра участкового врача в возрасте
одного месяца ребенка необходимо показать хирургу, офтальмологу и
невропатологу. Узкие специалисты оценят его состояние и развитие отдельных
систем организма.
Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?
Время от времени плачут все дети. Однако иногда плач означает, что у ребенка колики. Сопровождается это следующими признаками:
-
ребенок часами плачет каждый вечер;
-
по тону плач высокий;
-
ребенок плачет без причины;
-
его сложно успокоить.
Диагноз «колика» ставится, если малыш плачет более трех часов в сутки подряд или более трех дней в неделю в течение как минимум трех недель подряд. Колики у детей часто начинаются в возрасте 2-4 недель и прекращаются к 3-4 месяцам.
Нет единого мнения о причинах колик, но есть несколько факторов, которые иногда связывают с возникновением этого состояния:
-
Газы. Возможно, малыш плачет из-за неприятных ощущений, связанных со скоплением газов. Если у ребенка вздулся животик, он выпускает газы и плачет, причина может быть в этом. Не перекармливайте малыша. Если животик вздут, положите его попкой вверх себе на колени – возможно, ему станет лучше от давления на животик.
-
Чувствительность к стимулам. Возможно, ребенок устал и плачет, так как еще не умеет успокаивать сам себя. Возьмите его на руки и походите с ним по комнате или сядьте с ним в кресло-качалку, посадите его в детское сиденье с виброэффектом и покатайте его на машине.
-
Чувствительность к пище. Иногда у детей бывает непереносимость каких-либо компонентов рациона мамы. Из-за этого возникают неприятные ощущения, на которые малыш отвечает плачем. В редких случаях у ребенка может быть повышенная чувствительность к молочному белку в составе смеси. Педиатр сможет точно определить, есть ли у вашего ребенка пищевая аллергия или непереносимость.
-
Медицинские причины. В ряде случаев так ребенок реагирует на дискомфорт, вызванный болезнью или другими проблемами, например грыжей. Врач осмотрит ребенка, определит причину и назначит лечение.
Хотя колики обычно проходят через пару месяцев, когда ребенок непрерывно плачет, время тянется бесконечно. Иногда его никак не удается успокоить, и, что естественно, многие мамы бывают на пределе. Но ни в коем случае нельзя трясти малыша. Лучше оставьте его на некоторое время в кроватке и выйдите в другую комнату или попросите кого-нибудь из близких присмотреть за ним пару часов, чтобы вы могли передохнуть. Помните, что приступы плача при коликах совсем скоро пройдут, особенно, если вы к ним готовы морально и психологически.
В это время у детей также встречаются следующие заболевания:
-
Себорейный дерматит. Он представляет собой чешуйки на головке ребенка. Иногда помогает вычесывание чешуек после мытья головки, в более сложных случаях врач назначит специальный шампунь, но чаще всего это физилогическое состояние проходит само и НЕ требует вмешательств. Вот целая статья о себорейном дерматите.
-
Диарея. Если у ребенка жидкий водянистый, пахнущий зловонно стул, который бывает чаще, чем количество кормлений, сразу обратитесь к врачу.
-
Запор. Если у малыша несколько дней не было стула, чего обычно с ним не случается, или если вам кажется, что у него запор, ребенок беспокоен, живот напряжен, обратитесь к врачу.
-
Рвота. Если у ребенка сильная рвота («фонтаном»), рвота длится более 8 часов или бывает после нескольких кормлений, а также сопровождается высокой температурой или диареей, запахом ацетона, срочно обратитесь к врачу.
-
Срыгивание. Если ребенок срыгивает немного молока после кормления или установки столбиком для отрыгивания, это нормальное явление, особенно в течение часа после еды. Если во время кормлений малыш капризничает или плохо себя чувствует, отказывается от еды, то покажите его педиатру.
-
Младенческие прыщики. В начале месяца на личике малыша могут появиться прыщики. Считается, что они вызываются гормонами, которые попадают в кровь малыша через плаценту и усиливают работу сальных желез. Кладите под головку малыша чистое полотенце, когда он не спит, и раз в день умывайте его специальными детскими средствами.
Регулярные медосмотры и прививки
Как правило, в возрасте 1 месяца ребенок проходит первый регулярный медосмотр, а в 2 месяца – второй. Но к педиатру можно обращаться в любое другое время, даже между приемами, если вас что-то беспокоит. Медосмотр включает в себя:
-
контроль темпов роста и развития ребенка;
-
объективный осмотр;
-
сдачу необходимых анализов, если они еще не сданы;
-
консультацию по текущему состоянию;
-
ответы на все ваши вопросы;
-
объяснение того, что вас ждет в следующие месяцы;
-
назначение или выполнение необходимых прививок.
Второй месяц
Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:
- Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
- Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
- Гулить и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
- Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
- Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
- Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
- Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
- Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
- Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.
Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются
Десятый месяц
Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.
Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.
Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.
Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.
Одиннадцатый месяц
В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.
Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.
Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.
Двенадцатый месяц
У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.
В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.
Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.
Нормы веса и роста детей до года
При появлении на свет ребенка ожидает ряд диагностических процедур, производимых в течение начальных часов после рождения. Среди них – обязательная процедура взвешивания и измерения роста (длины тела). Полученные данные являются своеобразными точками отсчета, ведь за этими величинами и родители, и медики будут пристально следить на протяжении всего года. Они являются важными указателями гармоничного становления организма и здоровья в целом. Отметим, что, помимо этих величин, замеряют еще окружности головы и грудного отдела.
Норма веса и роста своя для каждого малыша и зависит от множества факторов. Но существуют общепринятые диапазоны, на которые ориентируются педиатры при оценке физического развития деток. Эти значения определены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) путем многолетних наблюдений за детьми раннего возраста, воспитываемых в благоприятных условиях в разных климатических и культурных регионах мира. Полученные стандарты, показывающие рост и вес ребенка по месяцам, применимы только к здоровым детям, а отклонения от данных цифр свидетельствуют о проблемах.
Нормы веса и роста новорожденных
Нормы прибавки веса и роста новорожденных отличаются для разных полов. По данным ВОЗ, средняя масса тела доношенных младенцев сразу после рождения соответствует значениям, входящим в конкретные диапазоны.
Норма:
- мальчики – 2,9-3,9 кг;
- девочки – 2,8-3,7 кг.
В первые несколько дней после появления на свет у малюток наблюдается постепенное снижение массы тела, что является физиологическим процессом, абсолютно не опасным. Это объясняется потерей жидкости через кожу и легкие, выделением мочи и первородного кала, недостаточным поступлением пищи. Зачастую максимальная потеря веса отмечается на 3-4 сутки после родов, и в норме эта цифра не должна превышать 5-10% от зарегистрированной первоначально массы. На 4-5 день фиксируется первая прибавка в весе и постепенное его нарастание.
Средний рост новорожденных при благоприятных внутриутробных условиях развития, по данным ВОЗ, должен составлять:
- для мальчиков – 48-51,8 см;
- для девочек – 47,3-51 см.
Для того чтобы точнее оценить длину тела младенцев, важно провести измерение спустя 2-3 суток после рождения. Полученные при этом результаты будут несколько отличаться от первичных ввиду того, что за это время минимизируется степень деформирования костных тканей черепа и отечность мягких тканей головы
Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра
Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра.
Рост и вес ребенка по месяцам – таблица
Ежемесячно в течение первого года после рождения на приеме у педиатра обязательно производится измерение массы тела и роста крохи. Это необходимо, чтобы вовремя определить возможные отклонения в его физическом состоянии и сразу же предпринять все необходимое для исправления выявленных проблем. Для удобства сравнения конкретных показателей с усредненными нормами используется центильная таблица роста и веса детей.
Рост и вес мальчиков
Так как рост и вес ребенка зависят от полового признака, то и данные таблиц, основанные на измерениях различных деток, записываются отдельно для мальчиков и девочек. В большинстве случаев представители сильного пола рождаются более крупненькими. Рассматривая рост, вес, возраст малышей, можно прийти к выводу, что приросты веса и роста пропорциональны. За год мальчики вырастают примерно на 25,4 см и прибавляют в весе на 6,4 кг.
Рост и вес ребенка по месяцам – нормы в табличной форме
Возраст в месяцах |
Рост, см |
Вес, кг |
1 |
52,8-56,7 |
3,9-5,1 |
2 |
56,4-60,4 |
4,9-6,3 |
3 |
59,4-63,5 |
5,7-7,2 |
4 |
61,8-66,0 |
6,3-7,8 |
5 |
63,8-68,0 |
6,7-8,4 |
6 |
65,5-69,8 |
7,1-8,9 |
7 |
67,0-71,3 |
7,4-9,3 |
8 |
68,4-72,8 |
7,7-9,6 |
9 |
69,7-74,2 |
8,0-9,9 |
10 |
71,0-75,6 |
8,2-10,2 |
11 |
72,2-76,9 |
8,4-10,5 |
12 |
73,4-78,1 |
8,7-10,8 |
Рост и вес девочек
Пользуясь таблицей, можно отслеживать рост и вес по месяцам и сравнивать его с показателями нормы, определяя, нет ли отклонений в ту или иную сторону. Кроме того, стоит рассматривать эти значения в соотношении и взаимосвязи, для оценки гармоничности развития грудничка. За первые двенадцать месяцев жизни девочки набирают примерно 5,8 кг и подрастают на 24,8 см. Рассмотрим нормы в табличном виде.
Таблица роста и веса детей (девочек)
Возраст в месяцах |
Рост, см |
Вес, кг |
1 |
51,7-55,6 |
3,6-4,8 |
2 |
55,0-59,1 |
4,5-5,8 |
3 |
57,7-61,9 |
5,2-6,6 |
4 |
59,9-64,3 |
5,7-7,3 |
5 |
61,8-66,3 |
6,1-7,8 |
6 |
63,5-68,0 |
6,5-8,3 |
7 |
65,0-69,6 |
6,8-8,6 |
8 |
66,4-71,1 |
7,0-9,0 |
9 |
67,7-72,6 |
7,3-9,3 |
10 |
69,0-74,0 |
7,5-9,6 |
11 |
70,3-75,3 |
7,7-9,9 |
12 |
71,4-76,6 |
7,9-10,1 |
Советы родителям от педиатров клиники Amel Smart
Возраст ребенка от рождения до 3 лет считается одним из самых важных в развитии головного мозга, психическом и физическом развитии ребенка.
Чтобы ребенок развивался правильно, чтобы вырастить его здоровым, педиатры рекомендуют родителям соблюдать такие правила:
1
Правильное сбалансированное питание. Пища должна быть натуральной, богатой всеми необходимыми минералами, витаминами
Важно также вводить продукты в рацион малыша постепенно, в соответствии с возрастом, придерживаясь рекомендаций врачей.
2
Своевременная вакцинация. Прививки помогут формированию иммунитета, защитят ребенка от опасных заболеваний.
3
Категорическое табу на самолечение
Независимо от серьезности симптоматики нельзя давать ребенку какие бы то ни было лекарства, использовать средства народной медицины без назначения врача. Самолечение в некоторых случаях опаснее, чем само заболевание.
4
Физические нагрузки и режим дня. Зарядка, спортивные кружки, активные игры, а также полноценный здоровый сон и ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе имеют важное значение в правильном развитии ребенка. Они полезны для иммунитета, хорошего самочувствия и даже для хорошего настроения малыша.
5
Запрет на гаджеты. Или, по крайней мере, минимальный доступ к продукции цифровой индустрии
Гаджеты негативно влияют на неокрепшую нервную систему малыша, память, когнитивные способности, внимание, зрение, развитие опорно-двигательного аппарата. Можно использовать смартфон (планшет) с целью развития, обучения, но нельзя использовать их для развлечения детей в свободное время.
6
Здоровая атмосфера
Дома необходимо поддерживать порядок, регулярно проводить влажную уборку, проветривание, но не стремитесь создавать стерильные (тепличные) условия.
Для гармоничного развития не менее важны:
- благоприятная эмоциональная атмосфера в семье;
- общение;
- совместное времяпровождение;
- развивающие игры;
- игры с другими детьми.
Миссия каждого родителя – вырастить ребенка здоровым и счастливым. Чтобы добиться этой цели нужно придерживаться рекомендаций педиатров, окружить ребенка любовью и заботой, создать условия для его развития и стать для него лучшим примером для подражания, ведь маленькие дети во всем стараются быть похожими на маму и папу.
Расчёт
Для определения предполагаемого веса малыша в материнской утробе применяются несколько формул, пользоваться которыми могут не только акушеры, но и сами будущие мамы. Это нетрудно.
По формуле Ланковиц
Для вычисления понадобятся два показателя — окружность живота будущей мамы и высота стояния дна матки (ОЖ и ВСДМ). Найти эти данные можно в обменной карте, эти показатели врач измеряет при каждом посещении будущей мамой женской консультации. Берите те, что указаны последними.
Также нужно знать свой рост и вес. Формула такова: (ВСДМ+ОЖ+ рост+вес) х 10
Пример: срок беременности 29 недель, ОЖ = 110, ВСДМ = 29, рост = 160 см, вес = 65 кг. Умножив на 10 сумму чисел, получим предполагаемый вес малыша, равный 3640 грамма.
Допустимая погрешность метода — плюс/минус 0,5 килограмма.
По формуле Бубличенко
Масса тела матери — главный показатель. Формула такова: (Вес/200) х 10
То есть у женщины с весом в 80 кг малыш по этой формуле весит около 4 килограммов. Допустимая погрешность — плюс/минус килограмм. Это делает формулу неудобной для точного представления, а потому специалисты таким методом расчёта не пользуются.
По формуле Якубовой
В таком вычислении опять же помогут данные о ОЖ и ВСДМ из обменной карты. Формула такова: (ВСДМ+ОЖ) /4) х 100.
При высоте стояния дна матки, равном 30, и окружности в 110, получается, что малыш весит ровно 3,5 килограмма.
По формуле Жордания
(ОЖ х ВСДМ) — это означает, что два значения из обменной карты нужно просто умножить друг на друга. При ВСДМ = 30 и ОЖ = 110, предположительный вес плода будет составлять 3300 гр.
5 недель
Начиная с месяца, ребенок переходит из возраста новорожденности в возраст младенчества. Именно в этот период малыш начинает узнавать родных, реагировать на них улыбкой, гулением, активными движениями.
В 5 недель ребенок начинает узнавать близких и реагировать на них улыбкой
В 5 недель некоторые дети уже начинают переворачиваться с живота на спинку. В норме этот навык отрабатывается к 3 месяцам. Ребенок может бодрствовать уже около получаса. Колики становятся менее интенсивными, но еще продолжают беспокоить малыша.
Из-за совершенствования нервной системы ребенок может становиться возбудимым. Большое количество образов, звуков и запахов оказывает на него слишком большое впечатление, а потому он легко перевозбуждается и может раздражаться. Чтобы успокоить малыша, рекомендуется поддерживать оптимальную температуру в помещении, избегать слишком яркого света и громких звуков.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка
Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.
Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.
Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:
Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
В два–три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
С 9–10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино
Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.
Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.
Развитие памяти ребенка в утробе
Можно ли развивать память ребенка еще в утробе? Сам процесс развития памяти у младенца по большей части заключается в том, что ест мама, что слушает, в какой обстановке находится и что она чувствует.
Удивительно открытие было сделано итальянскими учеными, которые заметили, что плод, как и взрослый человек, периодически подносит руки к своему лицу, при этом движения замедляются при приближении. При этом после рождения подобные навыки у ребенка исчезают и развиваются заново позже. Возможно, это связано с ориентированием младенца в ограниченном пространстве.
Жирные кислоты при беременности
Замечено, что, если женщины в период беременности добавляли в свой рацион красную жирную рыбу, то их дели в будущем лучше справлялись с тестами на интеллект и обладали хорошей природной памятью. Это связано с большим содержанием Омега-3 ненасыщенных жиров в красной рыбе.
При этом важно подходить к потреблению рыбы с осторожностью и не использовать в пищу большие и взрослые особи, поскольку в рыбе со временем накапливаются тяжелые металлы, типа ртути. Поэтому более безопасны в этом случае молодые и небольшие рыбы
Вредные привычки для младенца
На 20 й неделе развития младенца в его мозге активно формируются клетки, которые выполняют защитную и питательную функции, поэтому в этот момент мозг малыша существенно увеличивается в размерах.
На это процесс миелинизации, то есть обрастания нейронов защитными клетками, может негативно повлиять плохие привычки матери и отца. Клетки данного типа довольно чувствительные к гипоксии, то есть к недостатку кислорода, поэтому курение или вдыхание дыма в окружающей среде могут привести к умственной отсталости.
Выкуривание сигарет матерью может приводит к том, что ребенок в утробе не набирает достаточный вес, происходит частый спазм сосудов, что в свою очередь может привести к ишемическому инсульту. Более того, у детей, чьи мамы курили в период беременности, зачастую выявляются дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).
Всё это связано с тем, что с 18-й недели начинают активно образовываться синапсы, которые чувствительны ко всем негативным факторам.
Развитие памяти младенца в утробе заключается в основном в сохранении благоприятной и безвредной среды для нормального развития.
Звуковая память ребенка
На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.
Наверняка вы слышали о влиянии на плод классической музыки и о том, как благоприятно она действует на развитии будущих интеллектуальных способностей малыша. Но это не всегда правда, поскольку в этом случае более важным фактором является синхронность ощущений малыша и мамы.
Если мама будут через силу ежедневно прослушивать композиции известных классиков, то ребенку помимо аудиальной составляющей будет передаваться и негативное эмоциональное восприятие. А это вряд ли сможет помочь привить младенцу хороший музыкальный вкус.
Поэтому музыка как таковая не может быть вредной или полезной для ребенка, все зависит от того, как на нее реагирует ребенок и как к ней относится мама. Важным моментом при прослушивании является громкость музыки, она должна быть умеренной и не должна навредить ребенку.
Беременность в третьем триместре
Недели третьего триместра
25 неделя
Беременная замечает розовую кожу на животе – матка продолжает расширяться по бокам. Вес плода достигает 0,7 кг, а рост более 20 см. Сердцебиение прослушивается, если приложить ухо к животу.
26 неделя
У ребенка продолжает активно развиваться ЦНС и мозг.
27 и 28 недели
Плацента начинает производить прогестерон, который способствует нормальному протеканию беременности.
29 неделя
Беременной становится тяжело ходить и выполнять даже элементарные физические упражнения. Малыш активно растет, ему становится тесно в животике, поэтому шевеления уменьшаются.
30 неделя
В этот период могут отмечаться перепады давления. Ребенок постепенно разворачивается в животике в природное положение головой вниз.
31 неделя
Женщина практически не набирает вес, а вот отеки, к сожалению, никуда не уходят, так как почкам тяжело справляться с возросшей нагрузкой. Плод к этому времени сформировался.
32 неделя
Пора записаться на УЗИ для контрольной проверки. Ребенок набирает вес до 2 кило, а рост до 40 см.
33 неделя
Будущая мама отмечает частые позывы в туалет. Лучше сократить питье, облегчая работу почкам.
34 неделя
Снова могут повториться ложные сватки. Однако, если воды отходят, то необходимо сразу отправиться в роддом.
35 неделя
Беременная все еще жалуется на бессонницу, так как спать на поздних сроках действительно неудобно. В этот период в рационе должны быть продукты с натрием и кальцием. Пора собрать сумку в роддом, чтобы она всегда была наготове.
Седьмой месяц
Семимесячный ребенок становится все более активным:
Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.
Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.
- В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>
- Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.
Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот
- Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
- В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
- Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.
Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.
В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.
На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.
Узнайте, что должен уметь ребенок в 7 месяцев>>>
Шестой месяц
У большинства малышей появляется первый зуб, ему начинают вводить прикорм. Малыш уже может самостоятельно сидеть, предпринимает попытки подняться на четвереньки из положения лежа на животе. Умеет держать в руках игрушки, играть ими, перекладывая из руки в руку.
Достижения шестого месяца:
- прибавка в весе – 700 граммов;
- прибавка в росте – 2,5 см;
- самостоятельно сидит;
- освоено ползание по-пластунски;
- в процессе освоения ползание на четвереньках, пока что малыш только приподнимается на руках, подтягивая ножки и покачивается в этом положении;
- учится пить из кружки, знакомится с прикормом;
- изучает устройство предметов, берет их в рот, может сломать их;
- уверенно держит игрушки в руках, осознанно их перекладывает;
- любимые игры: «ку-ку» и «ладушки»;
- ярко проявляет эмоции (смех, когда весело, крик, когда хочется внимания или недоволен);
- изучаются причинно-следственные связи: нажал кнопочку, зажегся свет; толкнул мячик, он упал;
- в речи появляются отдельные согласные: «с», «з», «ф».