Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте
Содержание:
- Мнение доктора Комаровского
- Основные навыки 10-месячного малыша
- Зарядка для детей в 10 месяцев
- Нормы веса и роста
- Возможные проблемы
- Обычный день
- Возможные проблемы
- Становление личности
- Нейро-психомоторное развитие
- Рост и вес в 10 месяцев
- Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
- Поздравление с 1 месяцем девочке, мальчику, родителям — стихи, проза, смс
- Какой он 10-ти месячный малыш
- Физическое развитие ребенка в 14 месяцев
- Мальчики и девочки: есть ли различия?
- Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)
Мнение доктора Комаровского
Доктор Евгений Комаровский разработал методику определения уровня нервно – психического развития детей первого года жизни.
Ниже представлены способы, с помощью которых можно оценить полноценность развития ребенка в 10 месяцев.
Эмоции и социальное поведение
Если рядом с ребенком находится играющий и ящик с игрушками, то малыш должен подойти к играющему, вытащить вместе с ним игрушки из ящика и начать играть вместе.
Подготовительные этапы развития активной речи
Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним отдельные слоги, которых нет в его лепете. Родитель произносит несколько новых для ребенка слогов, а он слушает, следит за движением губ говорящего и произносит повторно эти слоги.
Основные навыки 10-месячного малыша
Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:
- услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
- с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
- огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
- пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, – то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.
Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.
Развитие мальчиков проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы):
Основные навыки десятимесячных малышей:
- подниматься на ножки и стоять без опоры;
- садиться без поддержки из положения стоя;
- брать и держать любые предметы, используя обе руки;
- освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
- ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
- переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
- слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
- открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
- по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
- совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
- пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
- ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.
Зарядка для детей в 10 месяцев
Теперь в комплекс физических упражнений следует включать те, которые способствуют развитию и укреплению мышц ног, спины, брюшного пресса:
— повороты с живота на спинку и назад;
— наклоны и выпрямление туловища;
— выгибания;
— приседания при поддержке за руки;
— круговые вращения руками в обе стороны;
— поднимание ног.
Копилку уже изученных упражнений можно пополнить новыми, позволяющими разнообразить проведение зарядки.
1. Мостик. Выполняя его, малыш укрепляет мышцы пресса, спинки, рук. Приготовьте любимую игрушку маленького спортсмена. Сядьте, положите кроху себе на колени лицом вниз так, чтобы таз был на опоре, а туловище (грудь, плечи) провисало. Обязательно надо придерживать ножки, чтобы карапуз чувствовал себя спокойно. Попросите поднять с пола игрушку или хотя бы просто прикоснуться к ней пальчиками.
Теперь переверните ребенка в такое же положение, но уже спинкой вниз. Вновь попросите взять игрушку или прикоснуться к ней. Чтобы достать предмет, он выгнется назад, а затем вернется в исходное положение.
2. Приседания с поддержкой. Поставьте грудничка на безопасную твердую поверхность, дайте ему в ручки пластмассовые кольца. Потяните за колечки вниз — малыш рефлекторно присядет. Через 1–2 сек. потяните кольца вверх, помогая крохе подняться в исходное положение. Хорошо будет также научить карапуза становиться на носочки — для этого возьмите его за ручки и слегка приподнимите. Достаточно двух повторений упражнения.
3. Ходьба на четвереньках. Поставьте ребенка на четвереньки. На некотором расстоянии положите любимую игрушку, попросите взять ее. Малышу придется двигаться на четвереньках, чтобы добраться до нужного предмета. По мере приближения грудничка Вы будете отодвигать игрушку, чтобы стимулировать его передвиение в этом положении.
4. Ходьба с поддержкой. Поставьте карапуза на пол. Возьмите его за запястья и позовите к себе, постепенно отодвигаясь. Так кроха пройдет некоторое расстояние. Не забывайте контролировать положение тела ребенка и поддерживайте малыша в случае необходимости.
Нормы веса и роста
По росту и весу девочки меньше мальчиков. Разница в массе тела к 10-месячному возрасту составляет 0,7-1 кг, а в росте – 2-3 см. Нормы параметров приведены ниже в таблице.
Пол ребенка | Рост, см | Окружность головы, см | Масса тела, кг | Окружность груди, см | Размер большого родничка, мм |
Девочки | 69-74 | 45-46 | 8,2-10,8 | 43-44 | 12-14 |
Мальчики | 71-76 | 46-47 | 9,2-11,5 | 44-45 | 12-14 |
У десятимесячных девочек уже есть несколько зубов. Сначала появляется два передних, а затем – пара боковых резцов. Приведенные нормативы не являются строгими. Незначительные расхождения не должны вызывать беспокойство.
Надо учитывать, что на развитие ребенка влияют такие факторы:
- режим питания;
- состояние здоровья;
- генетика;
- степень активности;
- проведение родителями развивающих занятий.
Если фактические показатели физического развития сильно отличаются от норматива, то нужно обращаться к педиатру.
Возможные проблемы
Приучение к горшку
Большинство малышей уже знакомы с этим предметом, а некоторым даже периодически удается успешно его использовать. Существует миф, что чем раньше родители начнут приучать ребенка к горшку, тем лучше он будет справляться с этой задачей самостоятельно. Но здесь не все так просто. За контроль выделительной системы отвечают определенные зоны мозга. До их созревания ребенок просто не сможет физически уловить, что ему пора сесть на горшок. У большинства деток эти зоны формируются к 1,5-2 годам. То есть раньше этого возраста высаживание горшок – это скорее игра для ребенка, чем реальное приучение к правильным походам в туалет.
Проблемы с засыпанием
Детки этого возраста порой имеют трудности с засыпанием из-за излишней эмоциональности, обилия полученных впечатлений или отступления от режима. Нужно помнить несколько простых правил, которые помогут избежать этой проблемы:
- Четкое соблюдение режима дня поможет спокойному отходу ко сну. Возможны отступления от привычного ритма на 20-30 минут.
- Слишком позднее пробуждение после дневного сна или недостаток активности во второй половине дня могут привести к тому, что малыш не успевает устать до вечернего укладывания.
- Излишне плотный ужин также мешает спокойно заснуть.
- Активные игры перед сном, эмоциональное перевозбуждение не способствуют быстрому укладыванию.
- Слишком душный или теплый воздух в детской провоцирует беспокойство ребенка. В идеале температура не должны быть выше 22°С.
- Хорошим правилом будет ежедневное применение вечернего ритуала. Например, уборка игрушек, питье кефира, водные процедуры, чтение в кроватке перед сном. Строгая последовательность действий, выполняемых каждый день, помогут ребенку эмоционально подготовиться ко сну.
Обычный день
Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:
6:30 |
Пробуждение. Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь. |
7:00 |
Гигиенические процедуры. Период бодрствования. |
9:00 |
Гимнастика. |
10:00 |
Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток. |
11:00 |
Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе. |
14:00 |
Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов. |
14:30 |
Период бодрствования с развивающими играми. |
16:00 |
Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе. |
18:00 |
Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток. |
18:30 |
Период бодрствования со спокойными играми. |
21:30 |
Купание. |
22:00 |
Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь. Подготовка к ночному сну и укладывание. |
Ночное время |
Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений. |
Возможные проблемы
Но, к сожалению, в этом возрасте мамочки могут столкнуться и с рядом трудностей.
Кишечные колики
Хотя ЖКТ уже более зрелый, но малыши в 2 месяца все еще продолжают мучиться коликами. Рекомендуется чаще выкладывать ребенка на животик, держать вертикально после кормления, чтобы он срыгнул воздух, использовать средства против колик, рекомендованные педиатром.Кандидоз
Грудничок обычно заражается молочницей от мамы или если у него слабая иммунная система. Если вы заметили в ротовой полости младенца белый налет, то покажите его доктору. Не занимайтесь самолечением. Высыпания на теле
Чаще всего красные пятнышки на тельце или потничка возникает у 2-х месячных малышей при перегреве. Чтобы этого избежать, одевайте ребенка по погоде, устраивайте ему воздушные ванны. Купайте с травяными отварами ромашки или череды. Так же лечатся и опрелости, которые возникают из-за несоблюдения правил гигиены ребенка.
Если ребенок плохо набирает в весе или сильно повышен тонус мышц, если у него никак не наладится стул (запоры, диарея, измененный цвет), не проходят высыпания не откладывайте визит к педиатру.
Становление личности
У каждого ребенка есть свои черты характера, которые в этом возрасте обязательно проявляются.
Это может быть покладистость или упрямство, замкнутость или общительность.
Взрослые выполняют требования ребенка.
Это побуждает кроху ставить под сомнение запреты взрослых, он старается делать все наперекор, не реагируя на возгласы родителей. Ребенку интересен не столько процесс запретных действий, сколько их результат.
Через некоторое время ребенок будет вести себя нормально, поэтому взрослые должны запастись терпением и спокойно реагировать на эксперименты, если они не угрожают здоровью ребенка.
Нейро-психомоторное развитие
Головной мозг ребенка продолжает свое активное развитие, обрабатывая и запоминая большое количество разнообразной информации. Кроха уже понимает практически все, что ему говорят, соотносит слова с предметами, их звучанием. В речи появились первые слова или звуковые комбинации, обозначающие определенный предмет (ав –собака, ме – коза и т.д.). Малыш понимает уже значительно больше, чем вы думаете, поэтому будьте внимательны не только к своему поведению, но к словам, обращенным к карапузу.
Отчетливо прослеживается стремление крохи выстроить причинно-следственные связи между действием и результатом. Игровые движения осознаны и имеют определенную цель. Многие дети между 10-м и 11-м месяцами жизни:
- Начинают проявлять предпочтение в использовании одной из рук. Если протянуть малышу предмет, то чаще всего он будет стараться схватить его одной из рук;
- Знают, каким образом можно манипулировать родителями и используют различные способы воздействия для достижения желаемого (крик, капризы, плач). Манипуляции учащаются, если крохе удается найти слабое место родителей. Рекомендуется стараться не поддаваться на попытки малыша переубедить вас в определенном решении, чтобы не показать вариант воздействия;
- Понимают и выполняют простые просьбы: «дай», «покажи», «на». Предлагая такие занятия карапузу несколько раз в день, через несколько недель можно заметить, как быстро малыш ориентируется не только в задании, но и в собственных игрушках, бытовых предметах;
- Выполняют одно и то же действие по несколько раз для получения желаемого результата. Во время игры малыш может ругать игрушку, если не получается положить ее в другую, но эти эмоции не останавливают кроху от действий, а только усиливают стремление достигнуть поставленной цели. Чтобы малыш меньше злился, подсказывайте ему правильный вариант действий;
- Стремятся получить положительную оценку, специально повторяют звуки и действия, вызывающие восхищение взрослых. В этом возрасте не рекомендуется веселиться или восхищаться, на новое, но неправильное действие. Если кроха сделал что-то нежелательное, но очень смешное, нужно сдержать проявление эмоций;
- В самостоятельной игре могут использовать простые элементы сюжетной игры: качать куклу, катать машинку;
- Любят играть с небольшими предметами при помощи пальцев. Пинцетный захват стал более совершенным и карапузу нравится подбирать крошки, трогать и переносить с места на место крупы или мелкие детали. Такое занятие очень полезно, но стоит позволять играть с маленькими предметами только под присмотром взрослого.
Все эти навыки свидетельствуют о развитии нейро-психомоторных функций головного мозга, позволяют карапузу готовиться к активному познанию более глубоких способов познания окружающего мира (логическое мышление, обобщение, анализ и синтез и т.д.). Чтобы быстрее вывести кроху на новый уровень изучения рекомендуется чаще предлагать игры на развитие мелкой моторики и умственных способностей.
Рост и вес в 10 месяцев
В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:
- Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
- Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
Для малыша тесный физический контакт с близким человеком все еще очень важен, но роль зрения и слуха все больше возрастает. Он может совершенно спокойно играть у себя в уголке, пока мама хлопочет на кухне, а чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно ему достаточно слышать ее в смежной комнате. Но это ощущение еще зыбко, поэтому периодически кроха пытается подозвать маму к себе.
Обратите внимание, ребенок уже понимает, что такое запрет. Если он хочет достать с полочки хрупкий предмет и слышит строгое «Нет!», то замирает на мгновенье, а затем пытается продолжить движение
Но, вновь услышав строгое, запрещающее слово, прекращает попытки и отвлекается на что-либо более безопасное.
Да и понимание речи в целом изменилось. Малыш научился, слушая поток слов взрослых, вычленять отдельные фразы, понимать их. Пусть даже сам он произносит всего пару слов, зато полностью понимает смысл привычных, часто употребляющихся в разговоре с ним. Поэтому этот возраст — самое время начинать читать с ним как можно больше.
Двигательные навыки, соответствующие тому, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, продолжают совершенствоваться. Некоторые детки уже несказанно порадовали родителей, сделав первые самостоятельные шаги, другие только осваивают это весьма сложное дело. Они пока шагают, держась за мамину или папину руку. Кроме того, у них замечательно получается быстро перемещаться вдоль опоры, к примеру, держась за мягкую мебель в комнате. Первые шаги выглядят очень смешно: кроха широко расставляет ноги и балансирует руками, как птенец крылышками. Но это быстро проходит — малыш, освоившись, уже тянется за одной игрушкой, а затем, осмелев, берет привлекательные предметы двумя руками, по-прежнему сохраняя равновесие.
Попавшие к нему в ручки игрушки и вещи ребенок умеет класть в подходящие по размеру емкости — корзинки, коробки. Смотрите, насколько он способен сосредотачиваться на игре. Сложив игрушки, он начинает их по одной вытаскивать, возможно, даже разбрасывать. Но затем забава начинается заново. Даже если Вы выйдете в другую комнату, малыш может этого и не заметить.
Карапуз стал более общителен. В этом возрасте радостная реакция при виде знакомых лиц, помимо родных, является нормальной. Особо приятным гостям ребенок с удовольствием протягивает игрушку в знак своего благорасположения. Вы уже смогли отметить, пожалуй, что сейчас он с эгоизмом, присущим детству, стремится стать центром общества. Что бы вокруг ни происходило, он будет тут как тут и станет требовать внимания к себе.
Еще одно изменение у крохи — жажда общения с другими детками
За старшими ребятами малыш завороженно наблюдает, пытаясь разными способами привлечь к себе внимание. Со сверстниками он знакомится, немного освоившись
Два карапуза начинают обмениваться игрушками, протягивая их друг другу, а затем сядут вместе, внимательно рассматривая лицо своего визави.
Удивительно, насколько может быть развито чувство юмора в столь нежном возрасте! Тем не менее ребенок улыбается, смеется, даже хохочет, заметив что-то забавное или увидев, как Вы строите ему уморительные рожицы.
Поздравление с 1 месяцем девочке, мальчику, родителям — стихи, проза, смс
Сегодня первый юбилей Наш ангелочек отмечает. Теперь на месяц он взрослей. Пусть поскорее подрастает. Пускай животик не болит, Пусть молочка ему хватает, Пусть ночью сладко, крепко спит, Пускай во сне всегда летает.
Первый месяц — первая маленькая дата. Поздравляю кроху. Искренне
желаю здоровья крепкого, родительской любви и нежности, сладких
колыбельных, звонких и веселых погремушек, добрых прогулок и большого
счастья в семье.
Первый месяц карапузу — Поздравляю от души. Ох, и были эти ночки Для семейства нелегки. Пусть растет здоровой кроха, Высыпаться вам дает. Каждый новый день улыбку, Позитив лишь всем несет.
Поздравляю с первой маленькой, но значительной датой — с первым
месяцем, кроха! Желаю светлого и доброго пути по жизни, великого
счастья и крепкого здоровья, полноценного сна и веселых песенок,
ласковых маминых рук и любимого папиного голоса.
Незаметно, очень быстро Месяц первый пролетел. Ваш малыш за это время И подрос, и повзрослел. Поздравляем с первой датой Мы ребеночка сейчас. Будет он пускай здоровым, Вечно радует пусть вас!
Ангелочек ты чудесный, Кроха ты еще совсем, Ведь сегодня только месяц, Как растешь на радость всем. Пусть все сны красивы будут, Снятся пони, облака. Поиграй ты с ними нежно, Тихо носиком сопя. Ты, на радость маме, папе, Кушай очень хорошо. Пусть тебе спокойно будет, Радостно и так тепло.
Сегодня первая маленькая дата в жизни вашего малыша — один месяц!
Поздравляем вас с этим событием и желаем виновнику торжества
солнечного детства, чудесной судьбы, везения и довольных, счастливых
родителей!
Первый месяц маленькому счастью. Поздравляем, счастья не тая, И желаем чаще улыбаться. Пусть будет здоровой вся семья. С днем рождения поздравляем крошку. Игр веселых, песен заводных! Подрастай же, кроха, понемножку, Радуй ты родителей своих. Наполняй дом смехом своим звонким. И желаем радостно так жить, Чтоб самым счастливым быть ребенком, Никогда не плакать, не грустить!
Вот и месяц нашей крошке. Подросли немного ножки, Не нужны теперь пеленки Нашей маленькой девчонке! Сладко так в кроватке спишь, Понапрасну не кричишь. И гордимся мы тобой, Дочкой славной и родной!
Один месяц — первый юбилей. Поздравляем мы тебя, малютка. Подрастай и становись сильней С каждой прожитой минуткой. Маленькое солнце наше, Для тебя хотим мы посулить Счастью полную до края чашу От судьбы в подарок получить.
Какой он 10-ти месячный малыш
Индивидуальность детей на 11-м месяце жизни проявляется все больше. Одни малыши очень быстро ползают, другие – пробуют ходить без опоры, третьи – расширяют словарный запас, четвертые – сидя, изучают игрушки, развивая логическое мышление и мелкую моторику. Каждый из этих вариантов является нормой для 10-ти месячного карапуза
Но не нужно забывать о необходимости всестороннего развития, привлекая внимание крохи к разным видам деятельности, подвижным играм, развивающим занятиям
Если посмотреть на тело и мышцы крохи, то заметно, как улучшился тонус мышц, развилась способность координировать свое тело, находить варианты движения, позволяющие быстрее достигнуть задуманной цели. Иногда может показаться, что малыш в этом возрасте обладает огромным запасом энергии, выпускаемой на игры и изучение окружающего мира. Пришло время, когда кроха уже не задерживается на одном месте надолго. По-пластунски, на четвереньках, придерживаясь за стенки, карапуз пытается покинуть привычное место и посмотреть, что за дверью, стенкой, окном. Небольшие пороги, предметы, стоящие на пути, кроха пытается преодолеть, отодвинуть или обойти. Настойчивости ребенка на 11-м месяце жизни можно только позавидовать. Рекомендуется стараться отвлекать малыша от нежелательных действий предложением заняться чем-то интересным. Постоянное одергивание от занятий без предложения альтернативы в большинстве случаев просто расстроит ребенка, а не отвлечет от задуманного.
Умение сидеть стало практически совершенным. Кроха больше не падает, если тянется за игрушкой, может свободно играть обеими руками, ворочать головой в разные стороны. В 10 месяцев жизни не стоит оставлять карапуза сидеть на возвышении без контроля со стороны взрослых. Если нужно отойти, посадите малыша в кроватку или на пол, предварительно оценив безопасность предложенного для изучения пространства.
Новым умением, интересным для ребенка в этом возрасте, становится стремление научиться залазить и слазить с окружающей мебели. Если с подъемом вверх карапуз быстро справится самостоятельно, то правильный спуск необходимо показать. Безопасным является способ слезть с дивана лежа на животе, поочередно спуская одну ногу за другой. Когда малыш подползает к краю, нужно показать, как перевернуться на живот и медленно спустить ноги вниз с высоты. Недопустимо разрешать крохе самостоятельно спускаться лицом вперед. Чтобы кроха понял, как правильно переходить с возвышения вниз, применял это умение постоянно понадобится некоторое время и терпение. Но благодаря им, ваши усилия будут оправданы, ведь так маленький исследователь не поранится и не ударится.
На 11-м месяце все больше проявляется стремление малыша выполнять многие действия самостоятельно. Но при этом он явно выражает желание, чтобы мама или папа в это время были рядом с ним. Такое поведение говорит о доверии к родителям, которые подстрахуют в любой момент и помогут достичь желаемого. Рекомендуется соблюдать баланс в помощи и предоставлении самостоятельности. Пусть карапуз пробует свои силы и старается выполнить простые действия сам, а вы подсказывайте и помогайте в ситуациях, где он затрудняется понять, как нужно делать правильно. Общий тон объяснений и демонстрации движения должен быть положительным, стимулирующим на достижение цели. Постоянное одергивание и употребление слов-запретов (нельзя, нет) могут спровоцировать снижение любознательности, что отразится на общем темпе развития.
Для большинства детей на 11-м месяце жизни наступает момент первой пробы пройти без опоры стены или мебели, отпустив мамину руку. Сложность освоения навыка самостоятельной ходьбы без опоры не только в физическом развитии тела, но и психологическом настрое. Каждый карапуз преодолевают страх перед самостоятельным хождением в свое время, если в ближайшие 4 недели малыш не справится со своим страхом, не переживайте. В норме ребенок должен начать самостоятельно ходить к 14-16 месяцам.
Физическое развитие ребенка в 14 месяцев
Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.
Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.
Зрение
Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.
Слух
Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.
Речь
Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.
Моторика
В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.
Эмоции
Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот
Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления
Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.
Мальчики и девочки: есть ли различия?
Есть ли различия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:
Физические параметры. Обычно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.
Темпы развития. Мальчики быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают говорить и осваивают горшок.
Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают
Им важно осваивать пространство
Девочки склонны наблюдать и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.
Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и спокойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться
Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.
Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)
За последний месяц малыш может набрать около 400–450 грамм, подрасти на 1,5–2 см (примерно до 72–80 см). Мальчики на одиннадцатом месяце жизни могут быть чуть больше девочек (на пару сантиметров).
Кроме этого малыш уже сможет: — подражать речи взрослых; — смеяться над шутками; — вставлять предмет в отверстие или в другой предмет; — играть с мелкими предметами, перебирать их, складывать; — доставать другие предметы при помощи игрушки; — играть с большими игрушками — катать мяч, двигать машину или каталку; — жевать твердую пищу; — интересоваться другими детками.
По просьбе взрослых, малыш может выполнять знакомые действия — сидеть, лежать, перевернуться на другой бок, одеваться или снимать одежду, танцевать. Он уже умеет спускаться с лестницы (пока еще за ручку с мамой), помнит, где лежат игрушки или интересные предметы. За столом кусает твердые продукты и пережевывает их. Интересно, что в 10 месяцев малыши уже могут выбирать то, что им больше нравится, и это умение нужно развивать. Вы можете поговорить с ребенком – он все время что-то лепечет, подражая интонациям взрослых – и очень любит, когда ему отвечают в тон. Чем больше вы с ним общаетесь – тем скорее он начнет говорить слова, и больше узнает о настоящем человеческом общении.